Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Сухов Константин Ксенофонтович

Стаж работы в атом­ной отрасли - 45 лет. Сварщик-тех­но­лог ПАО «Маши­но­стро­и­тель­ный завод» (МСЗ). Награж­ден сереб­ря­ной меда­лью ВДНХ, меда­лью "За доб­лест­ный труд", зна­ком «Изоб­ре­та­тель СССР», зна­ком отли­чия «За вклад в раз­ви­тие атом­ной отрасли» 2-й степени», зна­ком отли­чия в труде «Вете­ран атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти».
Сухов Константин Ксенофонтович

Наша деревня нахо­ди­лась рядом с посел­ком Зати­шье, где в 1914-1917 гг. постро­или Метал­лурги­че­ский и Сна­ряжа­тель­ный заводы. Мой отец после пер­вой миро­вой войны при­шел на Метал­лурги­че­ский завод, где вплоть до своей смерти рабо­тал ста­ле­ва­ром. На Маши­но­стро­и­тель­ном заводе рабо­тали три мои сестры и брат, так что, можно ска­зать, наш семей­ный стаж состав­ляет 350 лет.

В школь­ные годы, в 1956 году, неожи­данно побе­див на нескольких вело­со­рев­но­ва­ниях, я попал в моло­деж­ную сбор­ную РСФСР и участ­во­вал в пер­вой Спар­та­киаде СССР. Вер­нувшись из Москвы в Элек­тро­сталь, я сразу же стал уче­ни­ком элек­тро­мон­тера в цехе № 66 Маши­но­стро­и­тель­ного завода. В 1960 году окон­чил с отли­чием Мос­ков­ский област­ной поли­тех­ни­кум, а затем, в 1967 году — Мос­ков­ский авиаци­он­ный тех­но­логи­че­ский инсти­тут имени Циол­ков­ского по спе­ци­аль­но­сти «Метал­лургия и тех­но­логия сва­роч­ного про­из­вод­ства».

Моя жизнь на заводе в основ­ном была свя­зана со свар­кой. После поли­тех­ни­кума я стал инже­не­ром сва­роч­ной лабо­ра­то­рии, появившейся в 1959 году. Работа меня сразу захва­тила. В 1960 году нас было только 7 чело­век - началь­ник лабо­ра­то­рии Нико­лай Хари­то­но­вич Телегин, Борис Соло­мо­но­вич Быч­ков­ский, Игорь Серге­е­вич Поме­ранцев, Алек­сей Яко­вле­вич Сапро­нов, Сергей Дани­ло­вич Сидо­ров, Юлия Несте­ровна Аве­рья­нова и я - Кон­стан­тин Ксе­но­фон­то­вич Сухов.

Многие наши работы полу­чили Госу­дар­ствен­ные премии СССР: «За авто­ма­ти­зи­ро­ван­ную линию изго­тов­ле­ния твэ­лов РБМК», «За внед­ре­ние новых мате­ри­а­лов при изго­тов­ле­нии изде­лий типа БОР, БН», «За раз­ра­ботку авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной линии 05-1 в цехе № 46, изго­тов­лен­ной в ГДР в 1983 году».

У послед­ней есть своя исто­рия. В 1975 году при­няли поли­ти­че­ское реше­ние «загру­зить» рабо­той предпри­я­тия ГДР. От нашего завода сформи­ро­ва­лась группа раз­ра­бот­чи­ков: Григо­рий Филиппо­вич Коло­сов­ский, Юрий Васи­лье­вич Чуканцев, я, Ста­ни­слав Сенин и пред­ста­ви­тель управ­ле­ния стро­и­тельства. Но для выдвиже­ния на Госпремию, вопреки реше­нию тех­со­вета, Вита­лий Федо­ро­вич Коно­ва­лов опре­де­лил состав без спе­ци­а­ли­стов - раз­ра­бот­чи­ков линии, вклю­чив лишь пол­ков­ника из управ­ле­ния стро­и­тельства. Такое тоже слу­ча­лось в нашей жизни.

Я - кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. На заводе я был пер­вым глав­ным сварщи­ком завода и пер­вым руко­во­ди­те­лем Цен­траль­ной завод­ской лабо­ра­то­рии сварки (ЦЗЛС). Сегодня я - заслужен­ный пен­си­о­нер атом­ной отрасли, а на заводе тру­дится сле­са­рем-мон­таж­ни­ком мой племян­ник.

Труд­но­стей было немало. Напри­мер, как-то утром меня вызвал началь­ник со сло­вами: «Иди быст­рее в цех № 39, там в ночь нава­рили брака!». Новая сталь ока­за­лась склон­ной к обра­зо­ва­нию трещин. Вме­сте с сотруд­ни­ками ВНИ­ИНМ мы срочно раз­ра­бо­тали новую тех­но­логию «на подушке» из инерт­ного газа, кото­рая потом зна­чи­тельно про­длила жизнь судам ВМФ. И таких исто­рий было немало.

Период 90-х годов был лихим! Был я одна­жды в коман­ди­ровке в Ленинграде на заводе «Элек­трик», зашел к дирек­тору, а сек­ре­тарь сообщил: «Он с инфарк­том в боль­нице». Зашел в цех – тот пустой. Глав­ный кон­струк­тор посе­то­вал: «Беда, зака­зов нет, что изго­то­вили – разо­брали, зарплату пла­тить нечем!». Я поехал во ВНИ­ИЭСО, его дирек­тор тоже пожа­ло­вался: «Зака­зов нет, зарплаты нет, все раз­бежа­лись в США, Канаду, Изра­иль». Слезы на гла­зах. Я вер­нулся, доложил ситу­ацию глав­ному инже­неру Аль­берту Кон­стан­ти­но­вичу Панюш­кину. Тот при­ка­зал: «Ноги в руки - и езжай куда хочешь, надо искать изго­то­ви­те­лей авто­ма­тов для линии цеха № 46».

При­ш­лось про­ехать почти всю Европу. Как член Совета Рос­сийского научно-тех­ни­че­ского обще­ства сварщи­ков от Рос­сии я был на трех конгрес­сах Меж­ду­на­род­ного инсти­тута сварки — во Фло­ренции, Стокгольме, Дюс­сель­дорфе. В итоге у нас на предпри­я­тии рабо­тают современ­ные авто­маты, отве­чающие высо­чайшим миро­вым стан­дар­там.