Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Солодов Александр Михайлович

Окон­чил с отли­чием Мос­ков­ский гор­ный инсти­тут, после чего был направ­лен на работу в Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния. Рабо­тал в СГАО «Вис­мут» в спе­ци­аль­ной про­ект­ной бригаде.
Солодов Александр Михайлович

Извест­ный совет­ский теат­раль­ный режис­сер А. Акимов писал, что мему­ары являются весьма свое­об­раз­ным жан­ром лите­ра­туры. Воен­ные дея­тели в своих воспоми­на­ниях, как пра­вило, утвер­ждают, что если бы выше­сто­ящее коман­до­ва­ние послуша­лось их рекомен­даций, то была бы выиг­рана не только отдель­ная опе­рация, но и вся война. Не отстают от них и штат­ские мему­а­ри­сты, чрез­вы­чайно пре­уве­ли­чи­вающие свою роль в опи­сы­ва­емых событиях. Поэтому я зара­нее прошу изви­нить меня, если чита­тели почув­ствуют, что меня, помимо моей воли, зано­сит по поводу зна­че­ния соб­ствен­ной пер­соны в опи­сы­ва­емых событиях, касающихся моей работы в «Вис­муте» в составе бригады Г. А. Никифо­рова. Эти заметки не пред­став­ляют собой что-то цель­ное, а являются отдель­ными эпи­зо­дами, нани­зан­ными, как бусинки, на нить памяти. А память, как известно, вещь нена­деж­ная, учи­ты­вая, что со времени опи­сы­ва­емых событий прошло более полу­века.

Будучи сту­ден­том-диплом­ни­ком шах­то­стро­и­тель­ного факуль­тета Мос­ков­ского гор­ного инсти­тута им. И. В. Ста­лина, я был при­глашен в одну из пустующих ауди­то­рий, где сидел чело­век в штат­ском, кото­рый пред­ста­вился майо­ром Мака­ро­вым. Кроме меня, были пооди­ночке при­глашены еще шесть чело­век из нашей группы. Майор вру­чил анкету для запол­не­ния и взял рас­писку о неразглаше­нии. В анкете были вопросы: участ­во­вал ли я в белом движе­нии, был ли в эмиграции, был ли интер­ни­ро­ван, при­нимал ли уча­стие в пар­тий­ной оппо­зиции и т.п. — по мало­лет­ству я в этих событиях при­нимать уча­стия не мог.

С майо­ром было еще несколько бесед. Наступило время рас­пре­де­ле­ния. Всех вызы­вали по одному на комис­сию, кроме нас семе­рых. Нас как будто не суще­ство­вало в при­роде. Это очень угне­тало. Через неко­то­рое время мне сообщили, что я должен явиться в спорт­зал Мос­ков­ского меха­ни­че­ского инсти­тута, рас­по­ложен­ный на тер­ри­то­рии Паве­лец­кого рынка, напро­тив Паве­лец­кого вок­зала. Сей­час и рынок, и спорт­зал сне­сены, и площадь перед вок­за­лом зна­чи­тельно уве­ли­чи­лась. Там мне дру­гой «майор» объяс­нил, что я должен явиться в зда­ние фаб­рики-кухни, рас­по­ложен­ной на Б. Тульской улице перед мостом Паве­лец­кой желез­ной дороги. Там рас­по­лага­лась орга­ни­за­ция, кото­рая спу­стя много лет, пре­терпев множе­ство изме­не­ний в наиме­но­ва­нии, стала назы­ваться ОАО «ВНИИПром­тех­но­логии». Нас пяте­рых (двое из семи были посланы в Кри­вой Рог) опре­де­лили в отдел шах­то­стро­е­ния и гор­ной меха­ники. Глав­ный инже­нер отдела — симпа­тич­ная и строгая Надежда Алек­се­евна Кол­легова (выпуск­ница МГИ 1936 г.) — после года работы сообщила мне, что я должен в составе спе­ци­аль­ной бригады под руко­вод­ством Г. А. Никифо­рова выехать в ГДР ори­ен­ти­ро­вочно на полгода.

Я позна­комился с Георгием Андре­еви­чем Никифо­ро­вым. Это был довольно моло­дой, очень энергич­ный зам. глав­ного инже­нера про­екта Пер­во­майского руд­ника в Кри­вом Роге. В прошлом бое­вой офицер, окон­чивший войну в Вене, он хорошо вла­дел немец­ким языком. Забегая впе­ред, скажу, что он наи­бо­лее полно отве­чал каче­ствам, необ­хо­димым руко­во­ди­телю бригады. Суще­ствен­ным недо­стат­ком стиля работы Георгия Андре­евича было неред­кое созда­ние нерв­ной атмо­сферы, что, есте­ственно, не вли­яло положи­тельно на его воспри­я­тие сотруд­ни­ками.

Георгий Андре­евич Никифо­ров родился 22 января 1919 г. в г. Улан-Удэ (Бурят-Монгольская АССР). Окон­чил Иркут­ский горно-метал­лурги­че­ский инсти­тут (1940). Гор­ный инже­нер по гео­лого­раз­ве­доч­ной спе­ци­аль­но­сти. После окон­ча­ния инсти­тута рабо­тал гор­ным масте­ром, началь­ни­ком участка на шахте Ононо-Оло­вя­нин­ского руд­ника (1940-1941, Читин­ская обл.). В 1941-1946 гг. служил в Крас­ной Армии, награж­ден бое­выми орде­нами, меда­лями. После демо­би­ли­за­ции учился в аспи­ран­туре НИИ-9 (1946-1949). С 1951 г. рабо­тал в Пром­НИИпро­екте. В 1954-1959 гг. возглав­лял про­ект­ную бригаду в СГАО «Вис­мут». За успеш­ное про­ек­ти­ро­ва­ние и уча­стие в рекон­струкции объек­тов СГАО «Вис­мут» награж­ден орде­ном «Знак Почета».

Мы выехали в ГДР. В Бре­сте слу­чи­лась несты­ковка, в результате чего мы смогли посе­тить Брест­скую крепость. На дру­гой день выехали европе­йским поез­дом, тогда смена вагон­ных тележек при пере­ходе на европе­йскую колею еще не прак­ти­ко­ва­лась. По Польше про­езжали 22 июля — в День воз­рож­де­ния Польши. Вок­залы были украшены порт­ре­тами пер­вого сек­ре­таря ЦК ПОРП Б. Берута и мини­стра обо­роны, маршала Польши К. Рокос­сов­ского. Странно было видеть про­слав­лен­ного совет­ского маршала в польской форме. При­были в Дрез­ден, где нас ждал вис­му­тов­ский большой ско­рост­ной авто­бус «Австрофиат». Раз­ви­вая на авто­бане ско­рость до 100 км/час, он за час доста­вил нас в Зиг­мар, где мы разме­сти­лись на вилле на Паркштрассе, 2. Офици­ально улица почему-то назы­ва­лась Мен­де­ле­евштрассе.

На сле­дующий день нас пред­ста­вили в 3-м управ­ле­нии и разме­стили по отде­лам. Я попал в гор­ный отдел, где большин­ство сотруд­ни­ков, начи­ная с началь­ника отдела В. Овчин­ни­кова, были выпуск­ни­ками Мос­ков­ского гор­ного: Ю. Дмит­риев, И. Наза­ров, Л. Ста­ри­ков, А. Ягна­ков. Кроме того, здесь рабо­тали дон­бас­со­вец В. Шарапов, сверд­лов­ча­нин Н. Шве­дов и еще один ура­лец, фами­лию кото­рого я, к сожа­ле­нию, не помню. Позд­нее к ним при­со­еди­нился выпуск­ник Мос­ков­ского цветмета А. Пет­ро­сов (впо­след­стви­и—д­ок­тор тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор Мос­ков­ского гор­ного инсти­тута). Обста­новка в отделе была очень благоже­ла­тель­ной по отноше­нию друг к другу, и мы пло­до­творно сотруд­ни­чали. Нас хорошо при­няли руко­во­ди­тель небольшого оста­вавшегося на Объекте кол­лек­тива О. Коло­ко­лов (впо­след­ствии про­фес­сор, док­тор тех­ни­че­ских наук Дне­про­пет­ров­ского гор­ного инсти­тута) и выпуск­ник Ленинград­ского гор­ного инсти­тута Вадим Михай­ло­вич Мель­ни­ченко. Благо­даря их содействию мы в тече­ние двух недель выпол­нили свое зада­ние, что вошло частью в заклю­че­ние бригады. Пред­лага­лось пере­дать экс­плу­а­тацию руд­ника немец­кой сто­роне, сжигать уголь на одной элек­тро­станции и пере­да­вать золу на обога­ти­тель­ную фаб­рику «Вис­мута». В таком режиме руд­ник про­ра­бо­тал до 1959 г.

К концу 1954 г. дея­тель­ность бригады была пере­не­сена на руд­ники Рон­не­бург­ского руд­ного поля в Тюрингии (Шмир­хау, Лих­тен­берг, Пайц­дорф, Ройст). Пер­вые три раз­ра­ба­ты­ва­лись небольшими шах­тами до гори­зонта 120 м. Большие запасы и низ­кое содер­жа­ние металла в руде тре­бо­вали извле­че­ния большого коли­че­ства гор­ной массы и при­ме­не­ния систем раз­ра­ботки, в корне отлич­ных от систем, при­ме­ня­емых на жиль­ных место­рож­де­ниях Сак­со­нии. Про­ект­ное зада­ние должна была делать Москва, что заняло бы очень много времени. По иници­а­тиве Г. А. Никифо­рова на осно­ва­нии имеющихся дан­ных бригада соста­вила про­ект­ные сооб­раже­ния, кото­рые шеф доложил на тех­со­вете «Вис­мута». После ожив­лен­ного обсуж­де­ния было при­нято реше­ние немед­ленно начать стро­и­тельство руд­ника Шмир­хау с про­ходки вер­ти­каль­ных ство­лов, не дожи­да­ясь окон­ча­ния раз­ра­ботки про­ект­ного зада­ния. Это реше­ние заклю­чало в себе зна­чи­тель­ную долю риска, но поз­во­лило начать стро­и­тельство на полгода раньше.

В конце декабря 1954 г. состо­ялся разго­вор Г. А. Никифо­рова со мною и Е. Котенко. Он спро­сил, можем ли мы выпу­стить про­екты про­ходки вер­ти­каль­ных ство­лов по парал­лель­ной схеме про­из­вод­ства работ на руд­нике Шмир­хау, если он полу­чит рабо­чие чер­тежи основ­ного про­ход­че­ского обо­ру­до­ва­ния из Союза, при­ме­нен­ного им на про­ходке ствола «Север­ная Вен­ти­ляци­он­ная» в Крив­бассе. Надо ска­зать, что, нахо­дясь в 1952 г. на прак­тике в Куз­бассе, я про­должи­тель­ное время про­ра­бо­тал гор­ным масте­ром на про­ходке кле­те­вого и скипо­вого ство­лов шахты №12 им. Л. М. Кага­но­вича (впо­след­ствии — шахта им. XXV съезда КПСС), про­хо­димых по парал­лель­ной схеме шах­то­управ­ле­нием «Чер­ка­сов Камень» ком­би­ната «Куз­бас­сшах­то­строй» вблизи г. Кисе­лев­ска. Поэтому на вопрос после­до­вал наш ответ: да, сможем. Чер­тежи были полу­чены, изу­чены нами и пере­даны для изго­тов­ле­ния обо­ру­до­ва­ния на завод №536, где его руко­во­ди­тель А. А. Пше­нич­ный быстро и каче­ственно орга­ни­зо­вал изго­тов­ле­ние обо­ру­до­ва­ния в двух экземпля­рах для кле­те­вого и скипо­вого ство­лов руд­ника Шмир­хау (стволы №367 и 368).

В этот момент воз­никла непред­ви­ден­ная ситу­ация. Узнав о нали­чии двух комплек­тов обо­ру­до­ва­ния, А. Ста­ри­ков без нашего ведома обра­тился к ген­ди­рек­тору В. Н. Бога­тову с прось­бой пере­дать один комплект для рекон­струкции ствола №366 на Аль­бе­роде с целью пере­делки прямо­уголь­ного ствола на круг­лый диамет­ром 5,5 метра. Ген­ди­рек­тор дал согла­сие, а шеф, узнав об этом, зака­тил мне раз­нос, как будто бы обо­ру­до­ва­ние было у меня на мате­ри­аль­ном хра­не­нии. В итоге при­ш­лось зака­зать тре­тий комплект, в результате чего про­ходка более глу­бо­кого скипо­вого ствола №368 нача­лась позд­нее.

Так как немец­кими пра­ви­лами без­опас­но­сти не преду­смат­ри­ва­лась парал­лель­ная схема сооруже­ния ство­лов, я и один сотруд­ник бригады были посланы Г. А. Никифо­ро­вым на народ­ное предпри­я­тие «Шахт­бау» в г. Нор­д­ха­у­зен с целью полу­че­ния отзыва на про­ект от един­ствен­ной в рес­пуб­лике шах­то­стро­и­тель­ной орга­ни­за­ции. Однако дирекция «Шахт­бау» (док­тор Арнольд, позд­нее про­фес­сор Фрай­берг­ской гор­ной ака­демии) укло­ни­лась от оценки про­екта и огра­ни­чи­лась лишь выраже­нием инте­реса к осуществ­ле­нию этой работы. Неко­то­рое время про­ход­кой этих ство­лов руко­во­дил кри­во­рожа­нин Сим­ченко. Это было самое труд­ное время осво­е­ния немец­кими брига­дами парал­лель­ного спо­соба про­ходки. Благо­даря разъяс­ни­тель­ной работе ситу­ация норма­ли­зо­ва­лась и была достиг­нута ско­рость 58 м/мес , в то время как на немец­ких шах­тах этот пока­за­тель не пре­вышал 30 м/мес. Это событие отме­ча­лось в прессе.

Ко мне обра­тился с прось­бой о помощи глу­боко уважа­емый мной В. Овчин­ни­ков: у них не ладятся дела на площадке шахты №366 с изъятым у нас комплек­сом. Я не мог ему отка­зать, да и обида при­тупи­лась. Вме­сте с ним едем на промплощадку и на месте быстро решаем вопросы при­спо­соб­ле­ния обо­ру­до­ва­ния для ствола диамет­ром 5,0 м к стволу диамет­ром 5,5 м.

В авгу­сте 1955 г. я и Б. Дуд­ни­ков выпу­стили про­ект про­ходки фланго­вых вен­ти­ляци­он­ных ство­лов шахты №369 и №370 руд­ника Шмир­хау. Если пер­вые стволы про­хо­дили на обо­ру­до­ва­нии, кото­рое не под­верг­лось изме­не­ниям, то здесь на осно­ва­нии опыта про­ходки ство­лов №367 и №368 были вне­сены кор­рек­тивы. Откатка породы в ваго­нет­ках была заме­нена на транспорт само­сва­лами и впредь при­ме­ня­лась на всех вновь про­хо­димых ство­лах. Кроме того, только на этих ство­лах уда­лось сохра­нить про­ход­че­ские подъем­ные машины с диамет­ром бара­бана 3,0 м в каче­стве посто­ян­ных, что поз­во­лило избежать сноса машин­ных зда­ний, демон­тажа машин и сооруже­ния их на новом месте, что не все­гда уда­ется при про­ходке круг­лых ство­лов, и зна­чи­тельно уменьшило сто­и­мость стро­и­тельства. Все стволы за исклю­че­нием №369 были прой­дены без ослож­не­ний. В этом стволе была встре­чена линза као­лина, порой занимавшая до 80% сече­ния ствола. При­ш­лось срочно заме­нять все времен­ное креп­ле­ние посто­ян­ным, и, к сча­стью, при даль­нейшей углубке забоя линза вышла из сече­ния ствола. Если бы ствол был заложен на 5-20 м южнее, ника­ких бы ослож­не­ний не встре­ти­лось.

К этому времени отно­сится отде­ле­ние от шах­то­стро­и­тель­ного Объекта 11 в Лау­тере Объекта 17 в Гере (началь­ник — Лари­о­нов), занимающегося про­из­вод­ством горно-капи­таль­ных и стро­и­тельно-мон­таж­ных работ на руд­ни­ках Рон­не­бург­ского руд­ного поля. С сотруд­ни­ками объекта Тол­ма­че­вым и Долго­по­ло­вым уста­но­ви­лись хорошие дело­вые кон­такты, помогавшие решать все текущие про­блемы. Для уско­ре­ния раз­ве­доч­ных работ на гори­зонте 120 м шахты №358, с кото­рым должен был сбиться ствол №367, были заложены две раз­ве­доч­ные слепые шахты на одну одно­этаж­ную клеть с про­ти­во­ве­сом. В марте 1956 г. мной и Е. Котенко был выпущен про­ект про­ходки сдво­ен­ных ство­лов №374 и №374-бис на руд­нике Ройст. В отли­чие от преды­дущих про­хо­док эти стволы были обо­ру­до­ваны бадьями емко­стью 1,5 куб. м вме­сто при­ме­нявшихся ранее 1,0 куб. м. Это поз­во­лило достиг­нуть ско­ро­сти про­ходки 123 м/мес., а наи­высший результат в «Вис­муте» — 155,5 м/мес. — был достиг­нут на стволе №371 с обо­ру­до­ва­нием, спро­ек­ти­ро­ван­ным 3-м управ­ле­нием (М. Алек­сеев и А. Кура­кин), кол­лек­ти­вом под руко­вод­ством спе­ци­а­ли­стов тре­ста «Ста­линшах­топро­ходка» («Донецкшах­топро­ходка») З. Ш. Мустафина и Бон­да­ренко.

Под­водя итоги дея­тель­но­сти бригады за этот период, помимо внед­ре­ния в «Вис­муте» пер­вых круг­лых ство­лов и парал­лель­ной схемы про­из­вод­ства работ при их про­ходке, отмечу пере­ход на ваго­нетки емко­стью 1,5 куб. м вме­сто 0,65 куб. м, при­ме­не­ние подъем­ных машин с диамет­рами бара­ба­нов 4,0 и 6,0 м вме­сто 3,0 м (Е. Котенко). Впер­вые в прак­тике «Вис­мута» была спро­ек­ти­ро­вана и постро­ена желез­но­до­рож­ная ветка нормаль­ной колеи, осуще­ствившая связь руд­ника Шмир­хау с госу­дар­ствен­ной сетью желез­ных дорог (Игорь Горн). Это поз­во­лило впо­след­ствии выво­зить руду желез­но­до­рож­ным транспор­том на стро­ящийся под руко­вод­ством бригады гид­роме­тал­лурги­че­ский завод в Зелинг­ш­тедте (В. П. Шулика, Л. И. Ильина). Заверши­лись успе­хом работы в опыт­ных бло­ках, поз­во­лившие выбрать наи­бо­лее под­хо­дящие системы раз­ра­ботки с уче­том опас­но­сти воз­ник­но­ве­ния эндо­ген­ных пожа­ров (Володя Марцев, Борис Забе­лин). Выпол­нен про­ект отра­ботки карьера Кульмич (Вик­тор Вос­ко­бой­ни­ков, Игорь Ильи­чев, Евге­ний Паль­чи­ков). Над про­ве­де­нием всех этих работ бригада осуществ­ляла автор­ский над­зор.

В конце июля 1956 г. после двух­лет­него пре­бы­ва­ния в «Вис­муте» я уехал в Москву, где полу­чил пер­вый отпуск за три года работы после окон­ча­ния инсти­тута. Затем после­до­вали венгер­ские события, и я ока­зался в «Вис­муте» в мае 1957 г. В это время резко воз­рос объем горно-капи­таль­ных работ на руд­ни­ках Рон­не­бург­ского руд­ного поля — про­хо­ди­лись стволы с №375 до №380, руд­нич­ные дворы, скипо­вый комплекс ствола №368, сбойки с выра­бот­ками гори­зонта 120 м суще­ствующих шахт. Про­ход­кой ство­лов в это время руко­во­дили опыт­ные гор­няки — Тон­ких (впо­след­ствии началь­ник главка в Мин­транс­строе) и мет­ро­стро­е­вец Горя­и­стов (позд­нее работ­ник инсти­тута Мосинжпро­ект). Послед­ней про­ход­кой, спро­ек­ти­ро­ван­ной брига­дой по просьбе 3-го управ­ле­ния, был про­ект сооруже­ния ствола №208w (А. Соло­дов и М. Шуст­ров), выпол­нен­ный для объекта в Сак­со­нии.

В марте 1959 г. я выехал в Союз и поступил в аспи­ран­туру Мос­ков­ского гор­ного инсти­тута. В 1971 г. на кафедру физико-тех­ни­че­ского кон­троля про­из­вод­ства, где я рабо­тал после защиты, при­е­хал на 10-месяч­ную стажи­ровку док­тор (по-нашему — кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук) Рольф Штоль из инсти­тута геофи­зики Фрай­берг­ской гор­ной ака­демии. Впо­след­ствии он рабо­тал в НТЦ «Вис­мута» и защи­тил вто­рую дис­сер­тацию, став док­то­ром наук в нашем понима­нии. Мы про­вели работу, кото­рая легла в основу совмест­ного доклада на ежегодно про­во­димом во Фрай­берге Дне гор­няка и метал­лурга 21-24 мая 1974 г., в связи с чем я ока­зался во Фрай­берге. При­сут­ствующий там от «Вис­мута» бывший аспи­рант нашей кафедры Ильшат Абдульма­нов пере­дал при­глаше­ние сотруд­ни­кам МГИ посе­тить «Вис­мут». При­глаше­ние было с благо­дар­но­стью при­нято про­фес­со­рами Н. Кар­та­вым, Р. Подерни и мной, и мы ока­за­лись в Зиг­маре, где нашим пре­бы­ва­нием руко­во­дил зам. глав­ного инже­нера Алек­сандр Вита­лье­вич Бал­дин. Мы посе­тили руд­ник Шмир­хау, нахо­дившийся в то время на рекон­струкции, Пайц­дорф и Беер­вальде, про­из­вед­шие на нас очень хорошее впе­чат­ле­ние. На сле­дующий день были на руд­нике Нидершлема-Аль­бе­рода, где осмот­рели комплекс обо­ру­до­ва­ния для кон­дици­о­ни­ро­ва­ния воз­духа, и, спу­стившись по стволу шахты №371 и двум слепым ство­лам, ока­за­лись на глу­бине около 2 км (самые глу­бо­кие гор­ные работы в Европе). Это было мое послед­нее посеще­ние «Вис­мута». В 1956 г. в 3-е управ­ле­ние при­шли рабо­тать выпуск­ники Фрай­берг­ской гор­ной ака­демии — холод­но­вато-офици­аль­ный Хайнц Хан­ске и жиз­не­ра­дост­ный, комму­ни­ка­бель­ный Гюн­тер Барт. В 1974 г., когда я нахо­дился во Фрай­берге на Дне гор­няка и метал­лурга, опе­кающий меня Рольф Штоль свел меня с Гюн­те­ром, кото­рый к этому времени был уже про­рек­то­ром Фрай­берг­ской гор­ной ака­демии по учебе и воспи­та­нию. Встреча была радост­ной и пол­ной воспоми­на­ний.

В 1975 и 1977 гг. по при­глаше­нию Р. Штоля и Г. Барта я при­езжал с женой на машине во Фрай­берг и, будучи неза­ви­симым в транспорт­ном отноше­нии, посе­тил все памят­ные для меня города и веси. Вклю­чая Бер­лин. До сих пор храню памят­ный суве­нир от Гюн­тера — ред­кий, исче­за­ющий вид искусств Руд­ных гор — литые оло­вян­ные фигурки сред­не­ве­ко­вых сак­сон­ских гор­ня­ков, рабо­тающих в забое под зем­лей, на поверх­но­сти, на обога­ти­тель­ной фаб­рике и дефи­ли­рующих на гор­ном параде. В свою оче­редь я при­гла­сил Гюн­тера с женой Кри­сти­ной посе­тить Москву. По при­езде предо­ста­вил в их рас­по­ряже­ние свою квар­тиру, где они про­во­дили время со своим сыном Андре­а­сом, завершавшим в то время обу­че­ние в Мос­ков­ском уни­вер­си­тете по спе­ци­аль­но­сти «гео­хи­мия». Гюн­тер также при­езжал в Москву в каче­стве руко­во­ди­теля делегации Фрай­берг­ской гор­ной ака­демии на юби­лей Мос­ков­ского гор­ного инсти­тута.

В начале девя­но­стых годов я спро­сил у чле­нов делегации из Фрай­берга, как пожи­вает Гюн­тер Барт? В ответ мне ледя­ным тоном отве­тили, что они не знают такой фами­лии и ничего не могут мне сообщить. Я подумал, что не всем объеди­не­ние Герма­нии при­несло лучшие времена.

А я вновь и вновь вспоми­наю счаст­ли­вые годы моей работы в "Вис­муте". Руко­вод­ство обще­ства часто орга­ни­зо­вы­вало тех­ни­че­ские экс­кур­сии на народ­ные предпри­я­тия ГДР гор­ного профиля, что зна­чи­тельно расши­ряло пред­став­ле­ние о стране пре­бы­ва­ния. Делегация во главе с глав­ным инже­не­ром Алек­сеем Алек­сан­дро­ви­чем Алек­сан­дро­вым посе­тила Манс­фельд­ский мед­но­руд­ный ком­би­нат в г. Эйсле­бен, где на зна­чи­тель­ной глу­бине раз­ра­ба­ты­вался пласт руды мощ­но­стью всего 0,3 м. Ваго­нетки с рудой емко­стью 0,3 куб. м на длин­ных платформах широ­кой колеи под­нима­лись на уро­вень руд­двора по уклону по рееч­ной дороге мощ­ным элек­тро­во­зом. На руд­дворе ство­ло­вой двумя груже­ными ваго­нет­ками выби­вал на ходу две порож­них из неоста­нав­ли­вающейся шестиэтаж­ной клети. В это же самое время ство­ло­вой на поверх­но­сти делал то же, меняя две груже­ные ваго­нетки на порож­ние, что про­из­во­дило силь­ное впе­чат­ле­ние в отноше­нии син­хрон­но­сти действий. Пред­став­ляло инте­рес озна­ком­ле­ние с оло­вян­ным руд­ни­ком Аль­тен­берг-Цинн­вальд, где рых­лое руд­ное тело, залегающее в чаше твер­дых пород и будучи про­ни­зано большим коли­че­ством выра­бо­ток, про­хо­димых ранее, в XIX веке, обру­ши­лось и само­измель­чи­лось. С гори­зонта, рас­по­ложен­ного ниже, в устой­чи­вых поро­дах, про­хо­ди­лись вос­стающие рудо­спуски и выпус­ка­лась руда. Во Фрай­берге мы посе­тили свинцо­вый ком­би­нат «Бляйэрцгрубе Аль­берт Функ» — послед­нее гор­ное предпри­я­тие района. В Зайдлице-Лют­хайне на неглу­бо­ких под­зем­ных рабо­тах лопат­ками, насажен­ными на отбой­ные молотки, добы­вался высо­ко­ка­че­ствен­ный као­лин, являющийся сырьем для все­мирно извест­ной Мей­се­нов­ской фарфо­ро­вой мануфак­туры.

Уголь­ные шахты им. К. Маркса (Цвик­кау) и им. К. Либ­к­нехта (Ольс­ниц) рабо­тали на большой глу­бине (около 800 м). На шахте им. К. Маркса с одной сто­роны копра была уста­нов­лена современ­ная подъем­ная машина, рабо­тающая по системе «гене­ра­тор — двига­тель», а с дру­гой — паро­вая машина, изго­тов­лен­ная в 1911 г. на заводе «Кенигин Мари­ен­хютте», в наше время — завод №536 «Вис­мута». Инте­рес­ным было посеще­ние шахты им. Э. Тельмана в Кай­зе­роде, где добы­ва­емые калий­ные соли транспор­ти­ро­ва­лись в гро­мад­ных ваго­нет­ках емко­стью 5,0 куб. м посред­ством бес­ко­неч­ной канат­ной откатки, рабо­чие пере­во­зи­лись на армейских пол­нопри­вод­ных гру­зо­ви­ках, а ИТР — на мотоцик­лах со сня­тыми зад­ними сиде­ньями. При посеще­нии про­ходки вер­ти­каль­ного ствола «Мар­тин Хооп IX» (с оберштейге­ром Шре­де­ром) на уголь­ной шахте под Цвик­кау мы уви­дели насто­ящую арха­ику — бобин­ную подъем­ную машину с плос­кими кана­тами (в то время как в самом Цвик­кау рабо­тала канат­ная фаб­рика, выпус­кающая некру­тящи­еся круг­лые канаты, исполь­зу­емые при про­ходке всех вер­ти­каль­ных ство­лов). Хорошее впе­чат­ле­ние про­из­во­дила орга­ни­за­ция открытых работ по добыче бурого угля — основ­ного энерго­но­си­теля в рес­пуб­лике — на карье­рах Мюхельн и Эспе­н­хайн.

В целом посеща­емые предпри­я­тия с под­зем­ными рабо­тами пред­став­ляли собой ско­рее музеи гор­ной тех­ники с отдель­ными инте­рес­ными тех­ни­че­скими реше­ни­ями. Гор­ное дело в Герма­нии шло к упадку. Закры­ва­лись полиме­тал­ли­че­ские руд­ники в Руд­ных горах, уголь­ные шахты в Руре. Пост­ин­ду­стри­аль­ная эпоха ясно дока­зы­вала, что эко­номи­че­ски выгод­нее закупать полез­ные ископа­емые в раз­ви­вающихся стра­нах, чем раз­ви­вать гор­ное дело у себя.

«Вис­мут» на этом фоне выгля­дел современ­ным предпри­я­тием, исполь­зующим самые пере­до­вые тех­но­логии про­из­вод­ства работ. Проф­ком часто орга­ни­зо­вы­вал инте­рес­ные экс­кур­сии с посеще­нием исто­ри­че­ских и культур­ных объек­тов в горо­дах Дрез­ден, Лейпциг, Мей­сен, Веймар, Фрай­берг, Потс­дам и мест мас­со­вого отдыха: Сак­сон­ская Швейца­рия, Обер­ви­зен­таль, Крибштайн, Аугу­стус­бург. В связи с осо­бым режимом Бер­лина его посеще­ния были крайне редки. В канун 1955 г. бригаде в виде поощ­ре­ния раз­решили посе­тить Бер­лин. Пре­жде всего мы побы­вали на Париж­ской площади с Бран­ден­бург­скими воро­тами. Это была зональ­ная гра­ница с английским сек­то­ром. Через колон­наду ворот про­смат­ри­ва­лась широ­кая прямая улица, в конце кото­рой выси­лась Колонна Победы 2. Эта улица позд­нее была про­во­каци­онно пере­име­но­вана в улицу 17 июня 1953 г. — дату пер­вого после­во­ен­ного мятежа в соци­а­ли­сти­че­ском лагере. Это назва­ние улица носит до сих пор. Как нам рас­ска­зали, во время мятежа на квад­риге Бран­ден­бург­ских ворот запад­ными про­во­ка­то­рами был уста­нов­лен аги­таци­он­ный гром­кого­во­ри­тель, кото­рый был сме­тен артил­ле­рийским сна­ря­дом вме­сте с квад­ри­гой, и на ее месте было уста­нов­лено крас­ное знамя. Мы осмот­рели рас­по­ложен­ное рядом совет­ское посольство, прошлись по улице Унтер-ден-Лин­ден («под липами»), посе­тили Дрез­ден­скую гале­рею, нахо­дившуюся на Музей­ном ост­рове, поскольку вос­ста­нов­ле­ние дворца Цвингер в Дрез­дене не было закон­чено (он будет вос­ста­нов­лен к лету 1956 г., к 750-лет­ней годовщине города). Было также посеще­ние совет­ского мемо­ри­аль­ного клад­бища в Треп­тов-парке. Хотя Рейхс­таг нахо­дился совсем близко, и печально извест­ной Бер­лин­ской стены еще не было, мы не могли подойти к нему — он нахо­дился в английском сек­торе. А жаль: это был вели­ко­леп­ный памят­ник нашей воин­ской славы.

В октябре 1954 г. на торже­ства, посвящен­ные пяти­ле­тию Рес­пуб­лики в ГДР, при­была совет­ская пар­тийно-пра­ви­тельствен­ная делегация во главе с пер­вым заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР, мини­стром ино­стран­ных дел В. М. Моло­то­вым. В состав делегации вхо­дил член ЦК КПСС П. Н. Поспе­лов. Спу­стя несколько дней в сопро­вож­де­нии мини­стра-пре­зи­дента (пред­се­да­тель Совета Мини­стров ГДР) Отто Гро­те­воля они при­были в Зиг­мар, где их встре­чал гене­раль­ный дирек­тор «Вис­мута» В. Н. Бога­тов. Во Дворце культуры для немцев была орга­ни­зо­вана встреча с делегацией. Толпа немцев и небольшая группа рус­ских, про­рвав оцеп­ле­ние, ворва­лась во дво­рец и устреми­лась на бал­кон, кото­рый, к сча­стью, был пуст, и момен­тально запол­нила его. Пер­вым выступил В. М. Моло­тов, речь кото­рого пере­во­ди­лась на немец­кий язык. Затем выступил Отто Гро­те­воль. Опыт­ный ора­тор, он начал свое выступ­ле­ние с гор­няц­кого при­вет­ствия «Глюк ауф», на что зал отве­тил при­вет­ствен­ным ревом. Речь Гро­те­воля не пере­во­ди­лась. По ее окон­ча­нии все при­сут­ствующие встали и, сцепившись согну­тыми в лок­тях руками, запели немец­кую народ­ную песню Vogelbeerbaum («Рябина»), при­чем во время пения ряды поющих рас­ка­чи­ва­лись в про­ти­вофазе по отноше­нию друг к другу. Не зная слов, мы син­хронно откры­вали рты и под­тяги­вали мотив.

Дво­рец культуры широко исполь­зо­вался для про­ве­де­ния торже­ствен­ных меропри­я­тий, моло­деж­ных вече­ров и встреч с инте­рес­ными людьми. В памяти сохра­ни­лись впе­чат­ле­ния о встре­чах с про­слав­лен­ным поляр­ным и воен­ным лет­чи­ком М. Водопья­но­вым и пред­се­да­те­лем судо­вого коми­тета крей­сера «Аврора» во время Октябрьской рево­люции А. В. Белыше­вым.

Летом в составе большого кол­лек­тива мы при­были в Бер­лин для уча­стия в спор­тив­ных сорев­но­ва­ниях. Оста­но­ви­лись в Карлсхор­сте, в гости­нице «Волга», где вис­му­тяне жили вся­кий раз, при­бы­вая в Бер­лин. Вече­ром мы, пять чело­век, пошли прогу­ляться по длин­ной улице, пока не оста­но­ви­лись перед странно зна­комым нам зда­нием, сто­ящим в торце улицы. Вдруг память под­ска­зы­вает мне, что это зда­ние военно-инже­нер­ного учи­лища, где подпи­сы­ва­лась капи­ту­ляция Герма­нии. Обращаюсь с вопро­сом к часо­вому, тот момен­тально вызы­вает началь­ника кара­ула. Появ­ля­ется пред­ста­ви­тель­ный майор. Объяс­няю ему, что мы хотели бы осмот­реть исто­ри­че­ский зал. Отве­чает, что ничего здесь нет. Я настой­чиво прошу его еще раз. В ответ меня про­сят предъявить документы. Вид штат­ских, оде­тых под немцев, с кон­сульскими удо­сто­ве­ре­ни­ями с местом работы в воин­ской части, видимо, про­из­вел на него долж­ное впе­чат­ле­ние, и, вызвав раз­во­дящего, он при­ка­зал про­ве­сти нас к внут­рен­нему дежур­ному. Тот, ску­чая от суб­бот­ней тишины, чрез­вы­чайно обра­до­вался нам и пока­зал все, что пред­став­ляло инте­рес. В то время, как выяс­ни­лось, здесь рас­по­лага­лась воен­ная комен­да­тура Бер­лина. Таким обра­зом, мы посе­тили исто­ри­че­ское место задолго до открытия там обще­до­ступ­ного музея. В канун пер­во­майских празд­ни­ков нам пред­ложили при­нять уча­стие в демон­страции гор­но­ра­бо­чих «Вис­мута» в Карл-Маркс-Штадте. Все участ­ники были в рабо­чей спец­одежде, в кас­ках с лампами-«над­зор­ками» на голо­вах. Рус­ских поста­вили в голову колонны. Когда мы были на под­ходе к площади, пер­вый сек­ре­тарь окруж­кома Карл-Маркс-Штадта Соци­а­ли­сти­че­ской еди­ной пар­тии Герма­нии Алоиз Бройтигам спу­стился с три­буны и прошел вме­сте с нами по площади. Это нас при­ятно уди­вило.

Спорт в «Вис­муте» был широко пред­став­лен раз­лич­ными видами. Орга­ни­за­цией спор­тив­ных меропри­я­тий руко­во­дил началь­ник ПТО, затем глав­ный инже­нер «Вис­мута» Н. И. Чес­но­ков (выпуск­ник МГИ 1943 г.). Его пра­вой рукой был сотруд­ник 2-го управ­ле­ния Л. Лапуш­кин. Волей­бол в ГДР тогда не был еще доста­точно раз­вит, и команда Ген­ди­рекции, состо­ящая из игро­ков-раз­ряд­ни­ков, уве­ренно обыг­ры­вала команды инсти­ту­тов физ­культуры, фак­ти­че­ски пре­вращая встречи в мастер-классы. Лег­ко­ат­ле­ти­че­ские фут­боль­ные и горо­дош­ные команды были на всех объек­тах и регу­лярно встре­ча­лись между собой. Два раза в год про­во­ди­лись общие сорев­но­ва­ния. Я занимался пла­ва­нием в бас­сейне «Спортпа­ласа» (Дворца спорта), но при­нимать уча­стие в сорев­но­ва­ниях стес­нялся. Одна­жды на нашу виллу при­был Лева Лапуш­кин на чес­но­ков­ском «мер­кюри» и пере­дал просьбу Нико­лая Ива­но­вича при­нять уча­стие в сорев­но­ва­ниях, так как не хва­тало чело­века в команде пловцов. Игно­ри­ро­вать такой знак внима­ния шефа я не мог, и при­ш­лось мне ехать. Как ни странно, в своем заплыве, отста­вая вна­чале, я занял вто­рое место, а в эстафете 4 х 100 м в составе команды — пер­вое. Там я впер­вые выступил в одной команде с очень раз­но­сто­рон­ним спортс­ме­ном Сашей Бал­ди­ным. В даль­нейшем наша команда, состо­ящая из четырех чело­век, где я был тре­тьим (лучше меня пла­вал Саша и еще один пло­вец, рабо­тавший в Ген­ди­рекции, фами­лию кото­рого я, к сожа­ле­нию, запамя­то­вал) на восьми сорев­но­ва­ниях семь раз занимала пер­вое место.

В пере­рыве вме­сте с моими кол­легами рас­смат­ри­ваем жур­нал, кото­рый в насто­ящее время назвали бы гламур­ным. Стал­ки­ва­емся с незна­комым для меня сло­вом sexbombe. Видя мое непо­нима­ние, кол­леги про­сят меня объяс­нить, как я пред­став­ляю себе смысл этого слова. Меня вво­дит в заблуж­де­ние фоне­ти­че­ское сход­ство про­из­ноше­ния слов sex и sechs (шесть), и я говорю, что, по-моему, это женщина, обла­дающая шестью досто­ин­ствами. Кор­чащи­еся от сдержи­ва­емого смеха кол­леги про­сят назвать эти досто­ин­ства. С тру­дом пере­чис­ляю: кра­сота, изяще­ство фигуры, ум... явно не дотяги­вая до заяв­лен­ных шести досто­инств. Под уже не сдержи­ва­емый общий хохот Зееле-Рих­тер объяс­няет мне зна­че­ние этого нового для меня слова. От смуще­ния готов про­ва­литься сквозь землю, но почему-то не про­ва­ли­ваюсь.

Закан­чи­вая свои отрывоч­ные заметки, я не хотел бы, чтобы у чита­теля воз­никло впе­чат­ле­ние о каком-то без­об­лачно-радост­ном суще­ство­ва­нии во время работы в «Вис­муте». Бывали и труд­ные ситу­ации, и про­махи. Как ска­зал фило­соф: жизнь состоит из цепи неудач с ред­кими про­блес­ками удач, и с ним нельзя не согла­ситься. Но память со време­нем отфильтро­вы­вает нега­тив­ное, и годы работы в «Вис­муте» пред­став­ляются очень счаст­ли­выми.

После объеди­не­ния Герма­нии Карл-Маркс-Штадт (оплот рабо­чего движе­ния в Сак­со­нии, адми­ни­стра­тив­ный центр «Вис­мута») стал опять назы­ваться Хем­ницем. СГАО «Вис­мут» было пре­об­ра­зо­вано в обще­ство с огра­ни­чен­ной ответ­ствен­но­стью «Вис­мут», занимающе­еся санацией и рекульти­вацией площа­дей, изъятых в свое время из хозяйствен­ного обо­рота в результате дея­тель­но­сти СГАО.