Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Шемигон Николай Николаевич

В 1977 г. отко­ман­ди­ро­ван в цен­траль­ный аппа­рат Мин­сред­маша СССР. В 1989 г. пере­ве­ден в СНПО «Эле­рон» на долж­ность началь­ника отдела. В 2000-2004 гг.- глав­ный инже­нер, заме­сти­тель гене­раль­ного дирек­тора - глав­ный инже­нер СНПО «Эле­рон». С 2004 по 2015 гг. – гене­раль­ный дирек­тор ФГУП «СНПО «Эле­рон», с сен­тября 2015 г. - науч­ный руко­во­ди­тель АО "ФЦНИВТ "СНПО "Эле­рон". Док­тор тех­ни­че­ских наук, автор 90 пуб­ли­каций по современ­ным про­блемам раз­ра­ботки, созда­ния и экс­плу­а­тации систем физи­че­ской защиты; имеет 10 патен­тов на пер­спек­тив­ные изде­лия в составе спе­ци­аль­ных систем. Награж­ден Орде­ном Дружбы и Орде­ном Почета. Два­жды лау­реат премии Пра­ви­тельства Рос­сийской Феде­рации в обла­сти науки и тех­ники. Почет­ный стро­и­тель Рос­сии, Почет­ный работ­ник науки и тех­ники Рос­сийской Феде­рации.
Шемигон Николай Николаевич

Мои школь­ные годы при­шлись на 1950–60-е. Воспоми­на­ния оста­лись яркие. Я учился в сельской школе Чер­кас­ской обла­сти на Укра­ине, роди­тели рабо­тали в кол­хозе. У семьи не было возмож­но­сти отпра­вить меня в пио­нер­лагерь, и все кани­кулы я про­во­дил в род­ном селе. Лет с восьми начал под­ра­ба­ты­вать: млад­шим школь­ни­кам дове­ряли пасти кол­хоз­ных овец и коров. За рубль в день. При­чем вер­хом на лошади. Пред­став­ля­ете, какой это празд­ник для маль­чишки той эпохи: работа ответ­ствен­ная, можно вер­хом пока­таться, и деньги для нас про­сто огром­ные.

Я с началь­ной школы увле­кался радиоэлек­тро­ни­кой и зара­бо­тан­ные деньги тра­тил на свое хобби. В 13–14 лет весь июль и август помогал уби­рать зерно. Само­сва­лов тогда не хва­тало, поэтому ребята по двое ста­но­ви­лись в бор­то­вые ГАЗоны и гро­мад­ными метал­ли­че­скими сов­ками рас­пре­де­ляли по кузову машины зерно, высыпающе­еся из бун­кера ком­байна. Потом этими же сов­ками зерно разгружали, обслужи­вая за ночь по четыре-пять машин. Уборка в основ­ном была ноч­ная, и под утро мы часто так и засыпали в зерне на току. В то время я собрал свой пер­вый детек­тор­ный при­ем­ник — что-то покупал на зара­бо­тан­ные деньги, исполь­зо­вал ста­рые гене­ра­торы от трак­тора, само­дель­ные полу­про­вод­ники. Мое маль­чише­ское увле­че­ние пере­росло в про­фес­сию и любимое дело всей жизни, поэтому мне нисколько не жаль, что в дет­стве при­ш­лось больше тру­диться, а не отды­хать.

Перед при­зывом в армию я окон­чил курсы радио­те­леграфи­стов. Во время сроч­ной службы во внут­рен­них вой­сках МВД СССР рабо­тал с радиоэлек­тро­ни­кой. Я стал высо­ко­ква­лифици­ро­ван­ным спе­ци­а­ли­стом, хорошо раз­би­рался в этой тех­нике. Во внут­рен­них вой­сках в общей слож­но­сти про­служил 10 лет. В 1977 году меня пере­вели в цен­траль­ный аппа­рат Мин­сред­маша. Даль­нейшую службу я про­хо­дил в Спе­ци­аль­ном тех­ни­че­ском управ­ле­нии мини­стер­ства.

Есть два клю­че­вых каче­ства для достиже­ния успеха в работе и карьере. Пер­вое — стрем­ле­ние к само­со­вершен­ство­ва­нию: расши­ре­ние зна­ний и круго­зора. Вто­рое — уме­ние выстра­и­вать вза­имо­от­ноше­ния с людьми. Вто­рое, пожа­луй, глав­нее. В конеч­ном итоге любые про­блемы решают люди.

Ана­ли­тика и пред­ви­де­ние поз­во­ляют доби­ваться опре­де­ляющих результа­тов. Если чело­век такими уме­ни­ями не обла­дает, гово­рить о раз­ви­тии предпри­я­тия, биз­неса не при­хо­дится.

Жела­ние быть чуть-чуть впе­реди тех­ни­че­ского прогресса — важ­нейшая моти­вация. Инте­рес к работе под­держи­ва­ется и осо­зна­нием ее зна­чимо­сти. Осо­бенно когда понима­ешь, что никто, кроме тебя, ее не сде­лает.

Все самые труд­ные моменты моей карьеры были свя­заны с пере­хо­дом на новые долж­но­сти. Каж­дый раз при­хо­ди­лось пере­осмыс­ли­вать взгляды на жизнь. Когда я служил во внут­рен­них вой­сках, это был один уро­вень понима­ния про­ис­хо­дящего. Пере­вод в цен­траль­ный аппа­рат Мин­сред­маша в 1977 году потре­бо­вал иной фоку­си­ровки: больше при­ш­лось рабо­тать с докумен­тами, общаться с людьми другого уровня и в Мин­сред­маше, и в аппа­рате пра­ви­тельства. Да и в даль­нейшем каж­дое про­движе­ние по службе, от рядо­вого инже­нера до началь­ника отдела, тре­бо­вало повыше­ния уровня зна­ний и комму­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей.

В 1990 году начался новый этап — я был назна­чен глав­ным инже­не­ром «Эле­рона». Раньше как кад­ро­вый офицер я больше рабо­тал с людьми, а тут при­ш­лось иметь дело со слож­ным тех­но­логи­че­ским обо­ру­до­ва­нием. Управ­ле­ние инже­нер­ными системами предпри­я­тия потре­бо­вало повыше­ния уровня тех­ни­че­ских зна­ний. Воз­росла и ответ­ствен­ность — любые тех­ни­че­ские нару­ше­ния могли при­ве­сти к травмам, жерт­вам. Такие перемены потре­бо­вали сверх­напряже­ния. Сидел сут­ками, изу­чал тех­ни­че­ские аспекты работы «Эле­рона». Иногда помогали кол­леги, парт­неры с других предпри­я­тий. Мне потре­бо­ва­лось заново выстра­и­вать комму­ни­кации и осва­и­вать тех­ни­че­ские зна­ния уже на прак­тике.

Назна­че­ние гене­раль­ным дирек­то­ром «Эле­рона» — новые слож­но­сти. Воз­никла необ­хо­димость в расши­ре­нии зна­ний в обла­сти эко­номики, управ­ле­ния предпри­я­тием. Тогда тоже при­ш­лось пере­осмыс­ли­вать себя, свою роль на предпри­я­тии. Рабо­чий день удли­нился так, что для сна оста­ва­лось совсем немного времени. Это тяжело, но необ­хо­димо. Да, иногда при­хо­ди­лось жерт­во­вать лич­ными инте­ре­сами, неиз­бежно меньше времени оста­ва­лось на жену и детей. При­хо­ди­лось сглажи­вать конфликты, кото­рые могли воз­ник­нуть в семье из-за непре­рыв­ной заня­то­сти на работе. Здесь тоже нужно искать разум­ные компромиссы.

Для меня отдых — это выезд на при­роду и обще­ние с дру­зьями. Совмещаю это на охоте или рыбалке. Тут есть инте­рес­ная зако­номер­ность: чем старше я ста­нов­люсь, тем больше полу­чаю удо­вле­тво­ре­ния от обще­ния с людьми. Спо­соб­ность полу­чать радость от про­стого чело­ве­че­ского обще­ния — это, на мой взгляд, одно из лучших качеств. Я пол­но­стью согла­сен с извест­ным изре­че­нием Анту­ана де Сент-Экзюпери: «Самая большая рос­кошь — это рос­кошь чело­ве­че­ского обще­ния».