Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Редлих Александр Георгиевич

Вете­ран атом­ной отрасли. Почти 50 лет в энерге­тике. Начи­нал работу на Ленинград­ской АЭС, где занимался диагно­сти­кой и ремон­том обо­ру­до­ва­ния. Сле­сарь, мастер, старший мастер, началь­ник участка, глав­ный спе­ци­а­лист
Редлих Александр Георгиевич

В энерге­тику я попал в 1964 году. Мне тогда испол­ни­лось девять лет. И очень мне было инте­ресно знать, где рабо­тает мой отец. И вот Кри­во­рож­ская ГРЭС-2. Мон­таж пер­вого энерго­блока. Тур­бо­ге­не­ра­тор мощ­но­стью 300 МГв. Колос­саль­ный объём работ. Я был очень впе­чат­лен. Кол­лек­тив это предпри­я­тия — это мои пер­вые шаги в про­фес­сию. В 1970 году я поступил на вечер­нее отде­ле­ние Запо­рож­ского гид­роэнерге­ти­че­ского тех­ни­кума. В авгу­сте 1971 года был при­нят уче­ни­ком сле­саря в цен­траль­ные ремонт­ные мастер­ские Кри­во­рож­ской ГРЭС-2. Потом — сле­сарь 1-го раз­ряда. Ком­со­мо­лец. Пеш­ком на работу в кир­зо­вых сапогах и в мороз, и в зной, и в дождь, и нена­стье — это песня жизни.

В 1972 году был пере­ве­ден на 2 курс днев­ного отде­ле­ния Ленинград­ского энерге­ти­че­ского тех­ни­кума по спе­ци­аль­но­сти «котель­ные и паро­тур­бин­ные уста­новки». Про­из­вод­ствен­ную прак­тику по окон­ча­нии 2 курса обу­че­ния про­хо­дил на Ленинград­ской ТЭЦ №7 в цехе теп­ло­вой авто­ма­тики и изме­ре­ний.

Затем в моей тру­до­вой биографии после 3 курса обу­че­ния были «Ленэнерго­ре­монт», Ленинград­ская АЭС. На атом­ной станции занимался диагно­сти­кой и ремон­том обо­ру­до­ва­ния. Диплом­ную прак­тику выпало про­хо­дить на Кона­ков­ской ГРЭС в каче­стве маши­ни­ста блока 300МВт. Защита диплома состо­я­лась в фев­рале 1975 года.

Я через всю жизнь про­нес имена моих препо­да­ва­те­лей, благо­даря кото­рым полу­чил проч­ные и глу­бо­кие тео­ре­ти­че­ские зна­ния по про­фес­сии. Это Вера Алек­се­евна Топу­нова (тео­ре­ти­че­ские основы теп­ло­тех­ники) и Марк Бори­со­вич Зиль­берман (парога­зо­вые уста­новки).

И был в моей жизни чело­век, на кото­рого я все­гда хотел быть похожим. И я невольно ста­но­вился похожим с ним даже в походке. Этот чело­век — друг моего отца. Дирек­тор Южно-Укра­ин­ской АЭС. К сожа­ле­нию, бывший, его уже нет в живых. Вла­ди­мир Пав­ло­вич Фукс. Ум, чести и совесть нашей эпохи. Он очень много зна­чит в моей жизни.

До сих пор в моей памяти яркие впе­чат­ле­ния от пер­вых тру­до­вых буд­ней. Моя работа на Кри­во­рож­ской ГРЭС-2 запом­ни­лась самыми яркими впе­чат­ле­ни­ями мощью, разма­хом предпри­я­тия, большим спло­чен­ным кол­лек­ти­вом. И я с понимаем, с непод­дель­ной гор­до­стью осо­зна­вал то, что в свои 16 лет я не про­сто юноша, но вин­тик этого огром­ного меха­низма.

Мне все­гда нра­ви­лась моя работа. И я все­гда гор­дился тем, что рабо­таю в энерге­тике. Даже в лихие 90-е я не под­дался на про­во­кацию о смене работы. Мне все­гда было инте­ресно: а что там, за гори­зон­том? За гори­зон­том времени, за гори­зон­том моих зна­ний, за гори­зон­том при­выч­ного… Тех­ни­че­ская лите­ра­тура увле­кает меня силь­нее любого захва­ты­вающего детек­тива. Вехи моей тру­до­вой биографии: сле­сарь-мастер-старший мастер, началь­ник участка, глав­ный спе­ци­а­лист

Вроде бы, нехотя, играючи, ста­ви­лись передо мной задачи, и я с пол­ным созна­нием постичь пока неве­домое, шел впе­ред, под­ражая сво­ему старшему кол­леге с Южно-Укра­ин­ской АЭС Игорю Ста­ни­сла­во­вичу Фанышеву (заме­сти­тель началь­ника ЦЦР по реак­тор­ному отде­ле­нию). Он научил меня понима­нию ремонта, береж­ного отноше­ния к обо­ру­до­ва­нию име­ну­емого «реак­тор-сердце атом­ного гиганта».

Зимой 1975-76 гг я столк­нулся с экс­тремаль­ной ситу­ацией. Это про­изошло на стро­ящейся Чер­но­быльской АЭС. Ава­рий­ное отклю­че­ние элек­тропи­та­ния стройплощадки, оста­новка пуско­ре­зерв­ной котель­ной. Гене­ра­торы трёх авто­кра­нов напрямую рабо­тали на един­ствен­ный насос для цир­ку­ляции воды в кон­туре. В открытые лётки котла вруч­ную бро­сали дрова, собран­ные на стройплощадке. Так в тече­ние двух суток не дали замерз­нуть При­пяти.

1996г. Южно-Укра­ин­ская АЭС блок №2 при­мерно 22 часа вечера. Отказ системы управ­ле­ния машины перегру­зоч­ной (МП). Разо­рвана рабо­чая штанга МП на три части по фланце­вым соеди­не­ниям. Разо­рвана, изогнута свежая ТВС. Мне как началь­нику участка, постав­лена задача за 72 часа устра­нить ава­рий­ную ситу­ацию, отре­мон­ти­ро­вать МП и закон­чить загрузку. Задача была выпол­нена. Но что самое глав­ное в этом: уже в 8 часов утра сле­дующего дня пред­ста­ви­тели “Гид­ропресса”, из Ново­си­бир­ска, Крас­но­яр­ска, Элек­тро­стали были уже на отметке. Это гово­рит о том, что закалка, воспи­та­ние и понима­ние ситу­ации было есть и будет в чело­веке, воспи­тан­ным в совет­ское (НАШЕ) время.

Я благо­да­рен судьбе за то, что в моей жизни про­изошли встречи с уди­ви­тель­ными атомщи­ками. Одна из таких встреч — на Ленинград­ской АЭС в 1973 году. В про­из­воль­ной форме и в непри­нуж­дён­ной обста­новке лекции о раз­ви­тии атом­ной энерге­тики нам читал… ака­демик Алек­сан­дров! С этим вели­ким инже­не­ром и вели­ким орга­ни­за­то­ром я встре­тился потом ещё раз, но уже как с Алек­сан­дро­вым-обе­лис­ком в г. Сос­но­вый Бор. Этот город Алек­сан­дров счи­тал своим вто­рым род­ным горо­дом.

Другая знаме­на­тель­ная встреча про­изошла в 1998 году. Это был дирек­тор Ростов­ской АЭС Вла­ди­мир Филиппо­вич Пого­ре­лый. Тогда я полу­чил при­глаше­ние на Ростов­скую АЭС помочь в воз­рож­де­нии стро­и­тельства атом­ной станции и пуске в экс­плу­а­тацию пер­вого энерго­блока в каче­стве началь­ника участка ТТО ЦЦР. Именно сверхмощ­ная энергия этого чело­века, его масштаб­ность мыш­ле­ния и спо­соб­ность не только при­нимать воле­вые реше­ния, но и вести людей за собой поз­во­лили состо­яться пуску пер­вой атом­ной станции в тре­тьем тыся­че­ле­тии.

Мои наи­бо­лее важ­ные тех­ни­че­ские достиже­ния — устройство гид­ро­ис­пыта­ния чех­лов СУЗ реак­тора ВВЭР-1000. Изде­лие это при­об­рели Ленинград­ская и Ново­во­ро­неж­ская АЭС, атом­ные станции ближ­него и даль­него зару­бежья.

В ста­дии внед­ре­ния модер­ни­за­ция гай­ко­верта глав­ного разъёма реак­тора. Глав­ная осо­бен­ность этой работы по модер­ни­за­ции гай­ко­верта в том, что это будет аль­тер­на­тива немец­кому гай­ко­верту. Моя семья к моей работе все­гда отно­си­лась и отно­сится с понима­нием. И спа­сибо моим род­ным за это.

С головы до пят я весь поглощен своей фазен­дой Я очень люблю делать что-то сво­ими руками. Когда я туда при­езжаю, закры­ваю ворота и цели­ком про­ва­ли­ваюсь в этот мой и только мой мир. Думаю, этим всё ска­зано.

Мне никогда не было страшно на про­из­вод­стве. Потому что у меня голова дружит с руками и ногами. Я осо­знано иду на выпол­не­ние любых работ. Одним сло­вом, культура без­опас­но­сти — во мне.

Перед ППР энерго­блока №1 Ростов­ской АЭС при наладке машины перегру­зоч­ной про­верка вер­ти­каль­ность рабо­чей штанги соста­вила + 9 мм на IV ось. При вклю­че­нии при­вода тележки вклю­чился при­вод моста машины перегру­зоч­ной. На пол­ной ско­ро­сти машина перегру­зоч­ная вре­за­ется в стену бас­сейна выдержки. Сле­дует раз­бор ситу­ации. При про­верке вер­ти­каль­но­сти ока­за­лось +3 мм на IV ось. Так мы и закон­чили ППР и перегрузку топ­лива. Но этот слу­чай помог окон­ча­тельно решить важ­ный вопрос и перейти от ремонта к модер­ни­за­ции системы управ­ле­ния машины. Вот так курьёз­ный слу­чай помог в реше­нии назревшей про­блемы.

На АЭС с ВВЭР -1000 Чер­но­быль — одно­значно невозможен. На АЭС с РБМК — да, если забу­дут о культуре без­опас­но­сти, если будет тво­риться разгиль­дяйство экс­плу­а­таци­он­ного пер­со­нала на АЭС.

Работе на атом­ных предпри­я­тиях по моему мне­нию мешает про­ник­но­ве­ние в процесс, струк­туру, про­из­вод­ства элек­троэнергии раз­ного рода коммер­че­ских струк­тур с уста­нов­ками «где-то, что-то купить», «как-то про­дать», «как-то постро­ить»…Это небез­опасно. И еще. АЭС пре­враща­ется в предпри­я­тие по бумаго­твор­че­ству. Бумаги летят быст­рее элек­три­че­ства.