Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Козин Вячеслав Валерьевич

Науч­ный руко­во­ди­тель АО «ТВЭЛ» по газоцен­три­фуж­ным тех­но­логиям.
Козин Вячеслав Валерьевич

Я родился в Ново­уральске — городе, где нахо­дится самый круп­ный в мире ком­би­нат по обогаще­нию урана. Роди­тели рабо­тали там, я видел, как это инте­ресно. Когда при­шло время опре­де­ляться с вузом, без коле­ба­ний выбрал физико-тех­ни­че­ский факуль­тет УПИ (тогда это был Уральский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут им. Кирова, сей­час — Уральский феде­раль­ный уни­вер­си­тет им. Ельцина), окон­чил его по спе­ци­аль­но­сти «раз­де­ле­ние изо­топов». Рабо­тать пошел на УЭХК в опыт­ный цех раз­де­ли­тель­ного про­из­вод­ства, где раз­ра­ба­ты­вают новые цен­три­фуги. По сути, это было кон­струк­тор­ское бюро. В нем я про­ра­бо­тал 14 лет: с 1996 по 2010 год.

А потом начался вто­рой этап моей карьеры: я перешел в управ­ляющую компа­нию. Был дирек­то­ром депар­тамента по газоцен­три­фуж­ным тех­но­логиям, затем — гене­раль­ным кон­струк­то­ром, сей­час — науч­ный руко­во­ди­тель. Моя задача — орга­ни­за­ция и управ­ле­ние НИОКР по газо­вым цен­три­фугам и вспомога­тель­ному обо­ру­до­ва­нию для цен­три­фуг. Так что я с цен­три­фу­гой уже 25 лет. За это время появи­лись четыре новых поко­ле­ния обо­ру­до­ва­ния. Работа не надо­едает, ведь мы создаем лучшие в мире цен­три­фуги.

70 лет назад все страны, кото­рые обогащали уран, обла­дали тех­но­логией газо­вой диффу­зии, и СССР тоже. На сего­дняш­ний день все газо­диффу­зи­он­ные промыш­лен­ные предпри­я­тия оста­нов­лены. Почему цен­три­фуга пол­но­стью вытес­нила газо­вую диффу­зию? Уже пер­вые цен­три­фуги потреб­ляли элек­три­че­ской энергии в 20 раз меньше, чем газо­диффу­зи­он­ное обо­ру­до­ва­ние, были более компакт­ными. Потери рабо­чего про­дукта были намного меньше, быст­рее уста­нав­ли­вался стаци­о­нар­ный рабо­чий процесс. Давайте срав­ним самый совершен­ный диффу­зи­он­ный завод и самый современ­ный цен­три­фуж­ный. Возьмем для при­мера диффу­зи­он­ное раз­де­ли­тель­ное предпри­я­тие Eurodif, кото­рое было постро­ено во Франции в 80‑е годы прошлого века. Современ­ный завод на рос­сийских цен­три­фугах в три раза дешевле, занимает площадь в пять раз меньшую, а энергии потреб­ляет меньше в 50 раз!

Самое глав­ное, сокру­ши­тель­ное пре­имуще­ство газо­вой цен­три­фуги - это энергоэффек­тив­ность. А это тянет за собой и эко­логич­ность, и эко­номич­ность. Себе­сто­и­мость изо­топ­ной про­дукции, полу­чен­ной на современ­ных цен­три­фугах, на поря­док меньше, чем у про­дукции, про­из­ве­ден­ной по газо­диффу­зи­он­ной тех­но­логии. Еще лет 15 назад, когда миро­вые цены на обогаще­ние урана были на уровне 150–160 дол­ла­ров за еди­ницу работы раз­де­ле­ния, у диффу­зии были шансы. Но потом цены упали почти в три раза, и с тех пор диффу­зии про­сто нет места на рынке — это чистейшая работа в убыток. Диффу­зи­он­ные заводы в США и во Франции закрыты, на тер­ри­то­рии этих стран постро­ены замещающие цен­три­фуж­ные мощ­но­сти.

Глав­ная деталь цен­три­фуги — это быстро вращающийся цилин­дри­че­ский ротор. Ско­рость враще­ния — больше 1500 обо­ро­тов в секунду. Пред­ста­вить это крайне сложно. Ротор враща­ется в 100 раз быст­рее, чем бара­бан сти­раль­ной машины, когда она отжимает белье. И не две-три минуты, как сти­раль­ная машина при отжиме, а 30 лет под­ряд. Поэтому ротор цен­три­фуги изго­тав­ли­ва­ется из самых проч­ных метал­ло­компо­зит­ных мате­ри­а­лов. Ротор окружен проч­ным сталь­ным корпу­сом для без­опас­но­сти и для под­дер­жа­ния ваку­ума внутри. Если ротор будет вращаться не в ваку­уме, он про­сто не разго­нится до нуж­ной ско­ро­сти. Есте­ственно, есть элек­тро­двига­тель, верх­ние и ниж­ние опоры, удержи­вающие ротор в вер­ти­каль­ном положе­нии, и ряд других узлов, кото­рые обес­пе­чи­вают работу ротора.

Как же про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние изо­топов в цен­три­фуге? Внутри ротора созда­ется очень мощ­ное гра­ви­таци­он­ное поле. Тяже­лые моле­кулы концен­три­руются у стенки ротора, а лег­кие — чуть дальше от стенки. Мы тяже­лый изо­топ извле­каем совсем близко к стенке, а лег­кий изо­топ — чуть дальше от стенки. Много­кратно повто­ряя этот процесс, доби­ва­емся необ­хо­димого обогаще­ния. Метод осно­ван на том, что моле­кулы изо­топов раз­ной массы движутся в про­стран­стве с раз­ной ско­ро­стью. Когда мы про­дав­ли­ваем смесь изо­топов через мел­копо­ри­стую мем­брану, лег­кие моле­кулы, кото­рые движутся чуть быст­рее, легче про­ни­кают через мел­кие поры. Соот­вет­ственно, за мем­бра­ной лег­кого изо­топа ста­но­вится чуть больше. Но раз­ница мизер­ная, и для того чтобы полу­чить энерге­ти­че­ский уран с обогаще­нием 4–5%, этот процесс про­дав­ли­ва­ния через мем­брану нужно повто­рять тысячи раз. Размер отвер­стий в мем­бране — 10–20 наномет­ров. Так что, по сути, газо­вая диффу­зия — это нано­тех­но­логии 75 лет назад. Это действи­тельно очень слож­ный метод, потому что мем­бран этих тре­бо­ва­лось очень много, а изго­то­вить их было очень нелегко.

Вто­рой важ­ный элемент обо­ру­до­ва­ния газо­вой диффу­зии — это компрес­соры, кото­рые про­дав­ли­вают газ через мем­брану. Это очень энерго­ем­кое, капи­та­ло­ем­кое и громозд­кое обо­ру­до­ва­ние. Самые большие компрес­соры — высо­той с многоэтаж­ный дом. Такие компрес­соры состав­ляли поло­вину сто­и­мо­сти диффу­зи­он­ного завода и потреб­ляли 97–98% элек­троэнергии. Это огром­ное энергопо­треб­ле­ние, потому что при­хо­ди­лось много­кратно про­дав­ли­вать огром­ные объемы газа через фильтры с очень мел­кими отвер­сти­ями. Един­ствен­ное, в чем пер­вая цен­три­фуга не выиг­ры­вала у диффу­зии, — это срок службы. У пер­вых цен­три­фуг он состав­лял всего два-три года. А диффу­зи­он­ное обо­ру­до­ва­ние в 1960‑е годы могло рабо­тать без обслужи­ва­ния до пяти лет, и общий срок его службы состав­лял несколько десят­ков лет. Но уже к пятому поко­ле­нию цен­три­фуг срок их экс­плу­а­тации достиг 30 лет. С тех пор ко всем новым поко­ле­ниям цен­три­фуг мы на этапе раз­ра­ботки предъяв­ляем тре­бо­ва­ние: ресурс не должен быть меньше 30 лет. И это тре­бо­ва­ние предъяв­ля­ется не только к цен­три­фуге, но и к основ­ному вспомога­тель­ному обо­ру­до­ва­нию: пре­об­ра­зо­ва­те­лям частоты, комплекту АСУ ТП, дат­чи­кам, газо­ана­ли­за­то­рам и про­чему.

Даль­нейшее про­дле­ние срока службы обсуж­да­лось. Но, кроме физи­че­ского износа обо­ру­до­ва­ния, суще­ствует еще и мораль­ный износ. За время экс­плу­а­тации одной цен­три­фуги мы иногда успе­ваем создать четыре сле­дующих поко­ле­ния. И новое обо­ру­до­ва­ние настолько эффек­тив­нее, компакт­нее, про­из­во­ди­тель­нее, что выгод­нее модер­ни­зи­ро­вать про­из­вод­ство, чем про­дле­вать срок службы действующего обо­ру­до­ва­ния. Сомне­ваюсь, что мы когда-нибудь будем раз­ра­ба­ты­вать цен­три­фуги с ресур­сом 50–60 лет. Не решаюсь утвер­ждать одно­значно, но все-таки это мало­ве­ро­ятно. Ути­ли­за­ция цен­три­фуг — не про­блема, это про­сто тех­ни­че­ская задача, кото­рая успешно решена. На раз­де­ли­тель­ных ком­би­на­тах есть спе­ци­аль­ные участки термо­лик­ви­дации. Агрегаты, кото­рые сняли с тех­но­логи­че­ской цепочки, промы­вают, чтобы уда­лить ура­но­со­держащие кор­ро­зи­он­ные отложе­ния. А затем отправ­ляют в высо­ко­темпе­ра­тур­ную печь, где при раз­ных темпе­ра­ту­рах выплав­ляются раз­ные цвет­ные металлы: медь, алюми­ний и другие. Все это сли­ва­ется в спе­ци­аль­ные кри­стал­ли­за­торы и потом реа­ли­зу­ется на рынке как вто­рич­ное сырье. Как втор­сы­рье реа­ли­зу­ется и чер­ная сталь корпу­сов и агрега­тов цен­три­фуг. Ну а оста­точ­ные веще­ства доста­точно компактно помещают на дли­тель­ное хра­не­ние.

Про­из­во­ди­тель­ность цен­три­фуги от пер­вого поко­ле­ния до девя­того выросла на поря­док, энерго­за­траты на про­из­вод­ство изо­топ­ной про­дукции сни­зи­лись в несколько раз. Размер цен­три­фуги заметно уве­ли­чился. Но размеры наших про­из­вод­ствен­ных корпу­сов оста­лись преж­ними — мы научи­лись более круп­ные цен­три­фуги упа­ко­вы­вать плот­нее. Более того, с ростом мощ­но­сти цен­три­фуг часть про­из­вод­ствен­ных площа­дей ока­зы­ва­ется избыточ­ной. Направ­ле­ния НИОКР в раз­ви­тии цен­три­фуж­ной тех­но­логии в широ­ком смысле не изме­ни­лись за послед­ние 70 лет. Все­гда сто­яла задача уве­ли­че­ния ско­ро­сти враще­ния ротора, потому что про­из­во­ди­тель­ность цен­три­фуги зави­сит от квад­рата ско­ро­сти. От поко­ле­ния к поко­ле­нию мы уве­ли­чи­ваем ско­рость враще­ния ротора за счет новых мате­ри­а­лов и новых кон­струк­тор­ских реше­ний. Также про­из­во­ди­тель­ность зави­сит от длины ротора, поэтому мы стремимся уве­ли­чить длину ротора. Но очень длин­ный ротор авто­ма­ти­че­ски ста­но­вится над­кри­ти­че­ским, кото­рый при разгоне вынуж­ден про­хо­дить зону резо­нанса. Для обес­пе­че­ния работы и надеж­но­сти такого ротора мы ищем и внед­ряем спе­ци­аль­ные инже­нер­ные реше­ния. Над­кри­ти­че­ская цен­три­фуга более слож­ная, но зато и более эко­номич­ная.

Отдельно хочу отме­тить модер­ни­за­цию вспомога­тель­ного обо­ру­до­ва­ния. Цен­три­фуга — это не «сфе­ри­че­ский конь в ваку­уме», нужно обо­ру­до­ва­ние для обес­пе­че­ния ее работы. При­чем общепромыш­лен­ное нам не под­хо­дит. Мы сами раз­ра­ба­ты­ваем и про­из­во­дим спе­ци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­тели частоты, авто­ма­ти­зи­ро­ван­ные системы управ­ле­ния тех­но­логи­че­скими процес­сами. У нас мил­ли­оны цен­три­фуг, и наши АСУ ТП обя­заны кон­тро­ли­ро­вать еже­се­кундно работу каж­дой, то есть обра­ба­ты­вать мил­ли­оны сиг­на­лов в секунду.

Я бы выде­лил в исто­рии цен­три­фуги три рево­люци­он­ных момента. Пер­вый — это пере­ход от метал­ли­че­ского ротора к метал­ло­компо­зит­ному. В опре­де­лен­ный момент мы исчерпали проч­ность металла и пере­шли к более проч­ным компо­зи­там. С тех пор меняются волокна, мат­рицы, тех­но­логии изго­тов­ле­ния компо­зи­тов для полу­че­ния все большей проч­но­сти и надеж­но­сти ротора, эко­номич­но­сти цен­три­фуги. Вто­рое принци­пи­аль­ное изме­не­ние — это пере­ход от корот­ких под­кри­ти­че­ских рото­ров к более длин­ным над­кри­ти­че­ским. Такую рево­люцию мы совершили в девя­том поко­ле­нии цен­три­фуги более 10 лет назад. И тре­тье — это балан­си­ровка ротора. Вообще балан­си­ровка широко при­ме­ня­ется в тех­нике высо­ко­ско­рост­ных машин враще­ния; напри­мер, балан­си­ровке под­вергаются колеса автомо­биля для сниже­ния вред­ных виб­раций. Осо­бен­ность нашей балан­си­ровки - в огром­ной частоте враще­ния ротора, в точ­нейшем изме­ре­нии его виб­раций, в мик­ро­скопи­че­ской вели­чине допу­стимого оста­точ­ного неба­ланса. Сегодня балан­си­ровка ротора цен­три­фуги и с матема­ти­че­ской точки зре­ния, и с аппа­ра­тур­ной — одна из самых нау­ко­ем­ких частей раз­ра­ботки новых цен­три­фуг.

В послед­ние годы клас­си­че­ская мето­до­логия НИОКР меня­ется. Тра­дици­онно сна­чала выпус­ка­лась кон­струк­тор­ская докумен­тация, изго­тав­ли­ва­лись опыт­ные образцы, про­во­ди­лись испыта­ния, затем шла кор­рек­ти­ровка докумен­тации, снова образцы, снова испыта­ния - и так по кругу до пол­ного выпол­не­ния всех тре­бо­ва­ний тех­ни­че­ского зада­ния. Сегодня этот процесс обя­за­тельно сопро­вож­да­ется при­ме­не­нием циф­ро­вых тех­но­логий. Они поз­во­ляют снижать коли­че­ство оши­бок при раз­ра­ботке и коли­че­ство повто­ря­емых опе­раций, эко­номить на изго­тов­ле­нии и испыта­нии образцов. Мы ста­вим себе задачу созда­ния циф­ро­вого двой­ника газо­вой цен­три­фуги, и орга­ни­за­ция этой работы состав­ляет не меньше поло­вины объема моей дея­тель­но­сти. Одна поло­вина — клас­си­че­ские НИОКР, а вто­рая поло­вина — циф­ро­ви­за­ция. Задача — создать еще более про­из­во­ди­тель­ную, еще более эко­номич­ную цен­три­фугу, при этом сокра­тив сроки НИОКР за счет циф­ро­вых инструмен­тов.

Срок службы цен­три­фуги — 30 лет, раз­ра­ботка нового поко­ле­ния цен­три­фуги занимает в сред­нем 10 лет. На наших раз­де­ли­тель­ных заво­дах рабо­тают мил­ли­оны цен­три­фуг. Мы их физи­че­ски не можем поме­нять в одно­ча­сье, меняем по мере выра­ботки ресурса — 3–4% цен­три­фуг в год. Сей­час в экс­плу­а­тации нахо­дятся цен­три­фуги пяти поко­ле­ний. Программа модер­ни­за­ции про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей на раз­де­ли­тель­ных заво­дах обычно раз­ра­ба­ты­ва­ется на 5–10 лет впе­ред. Есте­ственно, планы модер­ни­за­ции увя­заны с пла­нами НИОКР. Син­хро­ни­зи­ро­ваны задачи уче­ных, кото­рые раз­ра­ба­ты­вают новые цен­три­фуги, задачи заво­дов-изго­то­ви­те­лей, кото­рые выпус­кают серий­ные цен­три­фуги и одно­временно делают опыт­ные образцы новой цен­три­фуги, а также задачи экс­плу­а­ти­рующих ком­би­на­тов. Послед­ние в одних цехах исполь­зуют ста­рый парк цен­три­фуг, в других цехах ста­вят на экс­плу­а­тацию ныне выпус­ка­емые серий­ные цен­три­фуги, на тре­тьих — спе­ци­аль­ных небольших участ­ках — испыты­вают новые пер­спек­тив­ные цен­три­фуги. Вот таким обра­зом вся раз­де­ли­тель­ная отрасль рабо­тает сообща, накап­ли­вает необ­хо­димые зна­ния, чтобы быстро и без­бо­лез­ненно пере­хо­дить на новые модели цен­три­фуг.

Послед­нее поко­ле­ние экс­плу­а­ти­ру­емых цен­три­фуг имеет необыч­ное назва­ние 9+. По сути, оно деся­тое. Но когда на началь­ном этапе НИОКР выби­рали среди нескольких улучшен­ных вари­ан­тов, оста­но­ви­лись на том, кото­рый предпо­лагал повыше­ние эффек­тив­но­сти при сохра­не­нии внеш­него облика как в девя­том поко­ле­нии. Таким обра­зом рабо­чее обо­зна­че­ние 9+ стало офици­аль­ным назва­нием машины послед­него поко­ле­ния.

Пере­чень клю­че­вых раз­ра­бот­чи­ков газо­вых цен­три­фуг почти не меня­ется с годами. Многие орга­ни­за­ции меняют назва­ния, но люди остаются. Два кон­струк­тор­ских бюро, участ­во­вавших в созда­нии цен­три­фуг, вовле­чены и сей­час в НИОКР по модер­ни­за­ции. Одно нахо­дится в Санкт-Петер­бурге, это «Цен­тро­тех-Инжи­ни­ринг» — наслед­ник того самого ОКБ Киров­ского завода. Вто­рое рас­по­ложено в Ново­уральске, оно роди­лось когда-то в составе УЭХК, а потом выде­ли­лось в само­сто­я­тель­ное юрлицо. Сей­час это КБ вхо­дит в Научно-про­из­вод­ствен­ное объеди­не­ние «Цен­тро­тех», кото­рое и раз­ра­ба­ты­вает, и выпус­кает цен­три­фуги. Заводы-изго­то­ви­тели мы тоже отно­сим к участ­ни­кам раз­ра­ботки, потому что они вно­сят огром­ный вклад в созда­ние промыш­лен­ной тех­но­логии круп­но­се­рий­ного про­из­вод­ства цен­три­фуг. Их три: Ков­ров­ский меха­ни­че­ский завод, Вла­ди­мир­ское про­из­вод­ствен­ное объеди­не­ние «Точмаш» и Научно-про­из­вод­ствен­ное объеди­не­ние «Цен­тро­тех». Между штуч­ными опыт­ными тех­но­логи­ями и серий­ными промыш­лен­ными — большая раз­ница. И заводы-изго­то­ви­тели серий­ную тех­но­логию раз­ра­ба­ты­вают совместно с кон­струк­то­рами.

У нас есть четыре раз­де­ли­тель­ных ком­би­ната, и два из них играют очень зна­чи­тель­ную роль в раз­ра­бот­ках. Это Уральский элек­тро­хи­ми­че­ский ком­би­нат в Ново­уральске и Элек­тро­хи­ми­че­ский завод в Зеле­ногор­ске. Именно они испыты­вают опыт­ные образцы, опыт­ные пар­тии, опытно-промыш­лен­ные пар­тии и даже уста­но­воч­ные серии новых цен­три­фуг перед тем, как они полу­чают путевку в серий­ное про­из­вод­ство. МИФИ мы при­вле­каем к раз­ра­ботке рас­чет­ных кодов, кото­рые исполь­зуются для опти­ми­за­ции и обос­но­ва­ния кон­струкции цен­три­фуги. «Юма­текс» отве­чает за раз­ра­ботку и про­из­вод­ство угле­род­ных воло­кон и компо­зи­тов, кото­рые мы при­ме­няем в наших цен­три­фугах. В созда­нии циф­ро­вого двой­ника газо­вой цен­три­фуги участ­вует Санкт-Петер­бург­ский поли­тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет Петра Вели­кого.

Когда я поступал в инсти­тут, а было это 30 лет назад, уже суще­ство­вало несколько извест­ных мето­дов раз­де­ле­ния изо­топов, помимо цен­три­фуж­ного и газо­вой диффу­зии. Элек­тро­маг­нит­ный метод суще­ство­вал до газо­диффу­зи­он­ного, но был еще более энерго­за­трат­ным и капи­та­ло­ем­ким. Уже обсуж­дался лазер­ный метод. Атомы раз­ных изо­топов отли­чаются не только мас­сой ядра, но и спек­тром поглоще­ния излу­че­ния. Если воз­действо­вать на них лазер­ным излу­че­нием со строго опре­де­лен­ной дли­ной волны, то можно воз­бу­дить атом одного изо­топа, а целе­вой изо­топ не воз­буж­дать, или нао­бо­рот. И потом уже, поль­зу­ясь раз­ницей в харак­те­ри­сти­ках воз­буж­ден­ных и невоз­буж­ден­ных атомов или моле­кул, как-то их раз­де­лять. Метод и поныне раз­ра­ба­ты­ва­ется в лабо­ра­то­риях США и Австра­лии, но пока ни о каком промыш­лен­ном внед­ре­нии речи не идет. Слиш­ком много тех­ни­че­ских слож­но­стей. Мы, конечно, ста­ра­емся отслежи­вать эти работы по открытым пуб­ли­кациям в СМИ и на профиль­ных научно-тех­ни­че­ских ресур­сах, и я могу точно ска­зать, что пока у цен­три­фуги серьез­ных кон­ку­рен­тов не появи­лось и в ближайшие лет 30 не пред­ви­дится. Наши кон­струк­торы раз за разом нахо­дят спо­собы еще уве­ли­чить ско­рость ротора, улучшить параметры вспомога­тель­ного обо­ру­до­ва­ния, повы­сить срок его службы. Важ­ное направ­ле­ние — авто­ма­ти­за­ция. Мы занима­емся этим не для того, чтобы сокра­тить рабо­чие места. Мы любим и ценим спе­ци­а­ли­стов, про­сто неко­то­рые опе­рации тре­буют авто­ма­ти­за­ции, поскольку чело­ве­че­ский глаз не такой ост­рый, чело­ве­че­ская рука не такая точ­ная, ско­рость реакции чело­века не такая высо­кая, как у современ­ных высо­ко­тех­но­логич­ных робо­тов.

Сей­час заверша­ется раз­ра­ботка цен­три­фуги деся­того поко­ле­ния. Как и все­гда, мы доби­ва­емся уве­ли­че­ния ско­ро­сти ротора. Улучше­ния осно­ваны на новых мате­ри­а­лах и опти­ми­за­ции кон­струкции. Есте­ственно, при сохра­не­нии срока службы 30–35 лет: здесь мы не хотим делать шаг назад ни в коем слу­чае. Думаю, уже в сле­дующем году мы уви­дим первую опытно-промыш­лен­ную пар­тию цен­три­фуг деся­того поко­ле­ния, а через два-три года вый­дем на ее серий­ное про­из­вод­ство. Стра­тегия у нас преж­няя, мы сохра­няем наши кон­струк­тор­ские кол­лек­тивы и наши наме­ре­ния про­должать раз­ра­ботки новых, еще более эффек­тив­ных моде­лей цен­три­фуг. Мы видим потенциал, возмож­ность даль­нейшего роста и эко­номи­че­скую целе­со­об­раз­ность этих раз­ра­бо­ток и внед­ре­ний.

Цен­три­фуги мы раз­ра­ба­ты­ваем либо с пол­ным отсут­ствием импорт­ных комплек­тующих, либо с абсо­лютно минималь­ным их набо­ром. Поко­ле­ние 9+ созда­вали в то время, когда в Рос­сии еще никто не про­из­во­дил высо­ко­ка­че­ствен­ные проч­ные угле­род­ные волокна, поэтому в про­ект на этапе НИОКР заложили импорт­ные. Когда гото­ви­лись к серий­ному изго­тов­ле­нию цен­три­фуг, «Юма­текс» запу­стил соб­ствен­ное про­из­вод­ство угле­род­ного волокна, и мы тут же осуще­ствили импор­то­за­меще­ние. В части мик­роэлек­тро­ники зави­симость от импорта не кри­тич­ная, пере­кры­ва­ется постав­ками множе­ства друже­ствен­ных стран, и мы про­ра­ба­ты­ваем вари­анты пол­ного импор­то­за­меще­ния.