Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Дрыкин Сергей Иванович

С 1979 по 2015 годы рабо­тал в АО «ГСПИ» инже­не­ром, ведущим инже­не­ром-про­ек­ти­ровщи­ком, глав­ным инже­не­ром про­екта.
Дрыкин Сергей Иванович

В 1974 году я поступил в Мос­ков­ский автоме­ха­ни­че­ский инсти­тут на факуль­тет тех­но­логии авто­ма­ти­за­ции маши­но­стро­е­ния автомо­биль­ной промыш­лен­но­сти по спе­ци­аль­но­сти "авто­ма­ти­за­ция и комплекс­ная авто­ма­ти­за­ция маши­но­стро­и­тель­ного про­из­вод­ства". Один из моих род­ствен­ни­ков рабо­тал глав­ным инже­не­ром про­екта, от него я узнал о про­фес­сии про­ек­ти­ровщика, что затем и повли­яло на мое реше­ние. На чет­вер­том курсе в инсти­тут при­е­хал началь­ник отдела кад­ров ГСПИ и про­вел с рядом сту­ден­тов, вклю­чая меня, пред­ва­ри­тель­ные собе­се­до­ва­ния. «Поч­то­вые ящики» тогда имели право пер­выми наби­рать выпуск­ни­ков на работу. Уже через год, во время пред­диплом­ной прак­тики, к нам при­е­хал Нико­лай Серге­е­вич Ано­сов, началь­ник одного из тех­но­логи­че­ских отде­лов ГСПИ, кото­рый пер­со­нально побе­се­до­вал с каж­дым кан­ди­да­том. Позже я узнал, что Нико­лай Серге­е­вич лично смот­рел наши кур­со­вые работы и по их результа­там отби­рал кон­крет­ных сту­ден­тов. Так я ока­зался в ГСПИ, где 1 октября 1979 года нача­лась моя тру­до­вая дея­тель­ность.

В ГСПИ есть хороший, исто­ри­че­ски сложившийся опыт форми­ро­ва­ния школы моло­дых спе­ци­а­ли­стов. Тогда это было так: соби­рали моло­дых спе­ци­а­ли­стов, перед ними выступали руко­во­ди­тели основ­ных служб инсти­тута, затем нович­ков выво­зили на ком­би­нат на экс­кур­сию (это был Маши­но­стро­и­тель­ный завод в Элек­тро­стали), чтобы они посмот­рели про­из­вод­ства, кото­рые будут про­ек­ти­ро­вать. Помимо этого, в отделе назна­чался настав­ник, он опе­кал кон­крет­ного моло­дого сотруд­ника. У меня таким настав­ни­ком был началь­ник группы Алек­сандр Дмит­ри­е­вич Горя­чев, он кури­ро­вал все мои работы.

Атмо­сфера в ГСПИ все­гда была очень друже­люб­ная. Я мог подойти прак­ти­че­ски к любому спе­ци­а­ли­сту, задать вопрос и полу­чить кон­сультацию. При­чем не формаль­ную, а деталь­ную, с объяс­не­нием всех нюан­сов, кото­рые могли помочь разо­браться в про­блеме и решить постав­лен­ную задачу. Любой сотруд­ник мог при­йти к сво­ему руко­во­ди­телю отдела и полу­чить совет и помощь. Эта атмо­сфера вза­и­мопомощи живет во мне до сих пор. Я с осо­бой благо­дар­но­стью и очень большой теп­ло­той вспоми­наю людей, с кото­рыми рабо­тал, осо­бенно вете­ра­нов, кото­рые при­шли в ГСПИ еще при осно­ва­нии инсти­тута в 1948-49 годах. Их вклад в нас, моло­дых спе­ци­а­ли­стов, был без пре­уве­ли­че­ния бесце­нен. Это Нико­лай Серге­е­вич Ано­сов, Лео­нид Ива­но­вич Блес­кин, Борис Нико­ла­е­вич Гра­чев и, конечно, пер­вый дирек­тор инсти­тута Федор Заха­ро­вич Ширяев. Они создали ГСПИ и позже, в 80-х годах пере­дали его сле­дующему поко­ле­нию спе­ци­а­ли­стов и руко­во­ди­те­лей. Они создали уни­каль­ную школу ГСПИ - школу обще­ния между сотруд­ни­ками, отноше­ния к моло­дым спе­ци­а­ли­стам, школу управ­ле­ния, реше­ния тех­ни­че­ских задач. Это основы вза­и­мо­действия, кото­рых при­держи­ваются и сегодня.

Через полгода после устройства на работу моло­дым сотруд­ни­кам ста­вили пер­со­наль­ные задачи, за реше­ние кото­рых они должны были отве­чать. Когда руко­во­ди­тели про­во­дили совеща­ния, на них также при­глашали моло­дых спе­ци­а­ли­стов и в конце спраши­вали их мне­ние по обсуж­да­емому вопросу. Если ответ был верен, это под­твер­ждали, если нет – моло­дому сотруд­нику объяс­няли, в чем он ошибся. Если он был не согла­сен, то должен был обос­но­вы­вать свою правоту. Это было тра­дицией. Такой атмо­сферы, как в ГСПИ, я больше нигде не встре­чал. Во многом благо­даря этому ГСПИ чужд формаль­ный под­ход, инсти­тут наце­лен на реаль­ное реше­ние про­блем, кото­рые стоят перед заказ­чи­ками. И предпри­я­тия отрасли за это ценят наш инсти­тут.

Тех­но­логов обу­чали так, чтобы чело­век мог рабо­тать и кон­струк­то­ром, и тех­но­логом в цеху, и про­ек­ти­ровщи­ком. После обу­че­ния мы выхо­дили с хорошим багажом зна­ний, но, чтобы влиться в серьез­ную орга­ни­за­цию, надо было полу­чить допол­ни­тель­ные зна­ния на прак­тике. Мне при­ш­лось при­об­ре­тать их в «бое­вых» усло­виях. Так сложи­лось, что руко­во­ди­тель группы и ее старший инже­нер уехали в коман­ди­ровки, я ока­зался старшим по долж­но­сти среди моло­дых спе­ци­а­ли­стов. В это время при­е­хал заказ­чик (это был Таш­кент­ский при­бор­ный завод), для них нужно было срочно сде­лать про­ект­ные про­ра­ботки участка плазмен­ной резки металла. Я был в шоке и рас­те­рян­но­сти от уровня ответ­ствен­но­сти и сжа­тых сро­ков, но благо­даря под­держке кол­лек­тива мы сде­лали этот уча­сток плазмен­ной резки, и заказ­чик остался очень дово­лен. Затем меня на полгода послали на Мос­ков­ский завод полиме­тал­лов (МЗП), где я рабо­тал с заказ­чи­ками. Раз в неделю глав­ный спе­ци­а­лист Дмит­рий Степа­но­вич Гра­чев при­езжал, мы обсуж­дали выпол­нен­ные за неделю задачи. Если было за что - хва­лили, было за что – ругали. Это была очень полез­ная школа. Я почув­ство­вал, что такое само­сто­я­тель­ность, что такое ответ­ствен­ность. Затем с фев­раля 1980 года до 1992 года моей основ­ной рабо­той было про­ек­ти­ро­ва­ние площадки Уль­бин­ского метал­лурги­че­ского завода.

ГСПИ - это один из голов­ных инсти­ту­тов, кото­рый участ­во­вал в топ­лив­ном цикле. Мы вели про­из­вод­ства, кото­рые непо­сред­ственно изго­тав­ли­вали топ­ливо для атом­ных станций. Если другие орга­ни­за­ции - такие, как ВНИПИЭТ - сто­яли в начале общего тех­но­логи­че­ского процесса, начи­навшегося с добычи урана, то мы его завершали, выпус­кая уже гото­вую про­дукцию. Инсти­тут не имел узкой спе­ци­а­ли­за­ции, а был весьма раз­нопла­но­вым, делал очень много работ по научно-иссле­до­ва­тельским комплек­сам, по медицин­ским предпри­я­тиям, по реак­то­рам, уско­ри­те­лям, про­во­дил много нио­кров­ских работ. Инсти­тут охва­ты­вал прак­ти­че­ски все, что каса­лось метал­лов, спла­вов, свя­зан­ных с про­из­вод­ством топ­лива для атом­ных станций, про­ек­ти­ро­ва­ния топ­лив­ного про­из­вод­ства, ради­аци­он­ной медицины, науки. Без ГСПИ актив­ное раз­ви­тие всех этих направ­ле­ний было бы невозможно. И в этом его глав­ное зна­че­ние для Мин­сред­маша, а теперь для госкорпо­рации «Роса­том».