Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Давыдов Юрий Львович

В 1973 г. окон­чил Мос­ков­ский лесо­тех­ни­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти «элек­трон­ные вычис­ли­тель­ные машины». С 1977 г. был инже­не­ром, старшим инже­не­ром и глав­ным тех­но­логом спе­ци­аль­ного тех­ни­че­ского управ­ле­ния Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния. С 1989 г. по насто­ящее время рабо­тает в АО «ФЦНИВТ «СНПО «Эле­рон», где прошел путь от началь­ника отдела до пер­вого заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора. Кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук, доцент. Отме­чен многими отрас­ле­выми награ­дами.
Давыдов Юрий Львович

Я учился в Лесо­тех­ни­че­ском инсти­туте на факуль­тете «Системы управ­ле­ния», по окон­ча­нии кото­рого 90 процен­тов выпуск­ни­ков ухо­дили на работу в кос­ми­че­скую отрасль. Но я стал исклю­че­нием и попал в отрасль атом­ную, и поскольку я элек­тронщик, то при­шел в направ­ле­ние тех­ни­че­ских средств охраны. В то время это было спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро, кото­рое нахо­ди­лось на тер­ри­то­рии ВНИ­ИХТ, где я про­ра­бо­тал 4 года.

Мне повезло, я попал в группу, кото­рая раз­ра­ба­ты­вала систему под назва­нием «трасса тре­тья» и пред­на­зна­ча­лась к уста­новке в мав­зо­лее Ленина. Сроки были чрез­вы­чайно сжа­тые — всего один год, за кото­рый было необ­хо­димо раз­ра­бо­тать систему, изго­то­вить и настро­ить её. Нашей зада­чей было обес­пе­чить сбор информации со всех дат­чи­ков, уста­нов­лен­ных в мав­зо­лее. Впер­вые была при­ме­нена телемет­ри­че­ская система, отве­чавшая за обра­ботку всей информации, а также новейшие системы защиты линий связи. Мне было 22 года, и этот про­ект стал для меня про­фес­си­о­наль­ным вызо­вом. И даже в после­дующее время, когда я имел уже большой опыт, осуществ­ле­ние подоб­ного про­екта было бы для меня очень слож­ным. Вот там я понял, что такое само­от­верженно рабо­тать! Этот опыт стал моим про­фес­си­о­наль­ным стар­том.

В 60-е годы руко­вод­ство страны стало понимать, что с суще­ствующими темпами раз­ви­тия атом­ной промыш­лен­но­сти и других важ­ных отрас­лей на охрану режим­ных объек­тов при­дется напра­вить поло­вину муж­ского насе­ле­ния страны. Поэтому встал вопрос о раз­ра­ботке авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных систем охраны. Сна­чала такая задача была постав­лена Минра­диопрому, но дело не сдви­ну­лось. В итоге было решено: раз основ­ные сек­реты в Мин­сред­маше, пусть он и решает эту задачу.

Евге­ний Трофимо­вич Мишин созда­вал отрасль физ­за­щиты с нуля. Когда он начи­нал, не было ничего, а уже через месяц был подго­тов­лен про­ект, Мишин пред­ста­вил его мини­стру сред­него маши­но­стро­е­ния Ефиму Пав­ло­вичу Слав­скому, и тот его одоб­рил. Был подпи­сан при­каз о созда­нии лабо­ра­то­рии из 7 чело­век, кото­рая впо­след­ствии выросла в Эле­рон.

Мишину была постав­лена задача по обо­ру­до­ва­нию защит­ными системами госу­дар­ствен­ной гра­ницы СССР. В то время отноше­ния с Китаем были слож­ными, и тре­бо­ва­лось обо­ру­до­вать сухопут­ную гра­ницу с этой стра­ной. Созда­ва­лось спе­ци­аль­ное тех­ни­че­ское управ­ле­ние, и Мишин при­вле­кал в него моло­дые кадры. В 26 лет я попал в его поле зре­ния и при­шел на работу в Мин­сред­маш. Мишин осо­знанно делал ставку на моло­дежь, и ему даже при­ш­лось про­ти­во­сто­ять началь­нику управ­ле­ния кад­ров Семи­дя­еву, кото­рый счи­тал, что сле­дует наби­рать уже сложившихся, зре­лых спе­ци­а­ли­стов. Но в итоге Мишин настоял на своем, и около 80 процен­тов сотруд­ни­ков были моло­дыми.

В 1976 году вышло поста­нов­ле­ние, пре­об­ра­зо­вавшее СКБ, где я рабо­тал, во Все­союз­ный инсти­тут физи­че­ских при­бо­ров. А в Мин­сред­маше при 2 ГУ (режим­ном) было создано спе­ци­аль­ное тех­ни­че­ское управ­ле­ние во главе с Евге­нием Трофимо­ви­чем Миши­ным, в кото­рое вхо­дили погра­нич­ный отдел, отве­чавший за обо­ру­до­ва­ние физ­за­щи­той всех объек­тов отрасли, тех­ни­че­ский отдел (где рабо­тал я) и вспомога­тель­ный отдел, отве­чавший за стро­и­тельство, снабже­ние и т. п.

Впе­чат­ле­ние от пер­вого времени работы в мини­стер­стве было потря­сающее! В то время там рабо­тали люди, начи­навшие реа­ли­за­цию Атом­ного про­екта. Мини­стром был Слав­ский. Нас поса­дили на тре­тий этаж, где размеща­лось руко­вод­ство мини­стер­ства. Это были леген­дар­ные люди, Герои Соц­труда, лау­ре­аты Ленин­ских премий, и в этом зда­нии ты чув­ство­вал осо­бый дух — дух ответ­ствен­но­сти, госу­дар­ствен­ного под­хода. Мне не дове­лось тесно рабо­тать с осно­ва­те­лями отрасли, но я их посто­янно видел, встре­чал… Захо­дишь в лифт, а там ака­демик Алек­сан­дров или Юлий Хари­тон…и это само по себе ока­зы­вало силь­ное вли­я­ние на миро­воз­зре­ние.

С Миши­ным я отра­бо­тал почти 40 лет. Это была зна­ко­вая фигура. Он родился на Укра­ине, в бед­ной семье, с дет­ства увле­кался радио­тех­ни­кой, окон­чил тех­ни­кум. Нача­лась война, и он стал коман­ди­ром радио­взвода. Участ­во­вал в Ста­линград­ской битве, был ранен. После войны Мишин с отли­чием окон­чил Ака­демию связи и был отко­ман­ди­ро­ван в Мин­сред­маш. Он не только был хорошо подго­тов­лен тех­ни­че­ски, но и был энту­зи­а­стом сво­его дела. Не суще­ство­вало каби­не­тов, куда он не мог бы попасть, если этого тре­бо­вала работа. Он лично докла­ды­вал и Косы­гину, и Андропову, при этом легко нахо­дил общий язык и с рядо­выми сотруд­ни­ками. 40 лет, про­ве­ден­ных с таким чело­ве­ком, оста­вили неза­бы­ва­емый след. Он обла­дал непро­стым харак­те­ром, но иначе и не могло быть. Мишин был госу­дар­ствен­ным чело­ве­ком, не про­сто спе­ци­а­ли­стом в своем деле, но отлич­ным орга­ни­за­то­ром и управ­ленцем, сво­его рода «Кур­ча­то­вым в Сиг­на­ли­за­ции». Я не хочу его иде­а­ли­зи­ро­вать, он был строгий чело­век, но при этом уважал людей. На сотруд­ника можно накри­чать, но при этом не унижать. У Мишина была своя команда, кото­рой он дорожил. И мы никогда не гово­рили у него за спи­ной ничего пло­хого. Он уважал людей, а люди уважали его. Он все­гда выслу­ши­вал про­блемы под­чи­нен­ных, как про­из­вод­ствен­ные, так и лич­ные, и ста­рался помочь их решить. Мишин поль­зо­вался большим дове­рием и уваже­нием Слав­ского. И все реше­ния, кото­рые Евге­ний Трофимо­вич пред­лагал, Слав­ский, как пра­вило, под­держи­вал. И эта под­держка очень помогла ста­нов­ле­нию и раз­ви­тию нашей отрасли физ­за­щиты.

Слав­ский и Мишин были похожи по харак­теру. У них суще­ство­вал некий внут­рен­ний стержень, поз­во­лявший реа­ли­зо­вы­вать самые слож­ные задачи. Это были люди с талан­тами орга­ни­за­то­ров и управ­ленцев, живших своим делом. Помню такой слу­чай. 1995 год. Мишина при­гла­сили по работе в США на 4 дня. Лететь 12 часов, 8 часов раз­ница во времени, акклима­ти­за­ция, но он словно не чув­ство­вал уста­ло­сти, а на обрат­ном рейсе мы в само­лете отме­чали его день рож­де­ния — ему испол­ни­лось 75 лет!

Задача по обо­ру­до­ва­нию госгра­ницы сто­яла весьма остро, но тех­ники для ее реше­ния на тот момент не было, при этом была постав­лена цель на обо­ру­до­ва­ние 1,5 тысяч км гра­ницы в год. Были выбраны три «опыт­ных» заставы, одну из кото­рых кури­ро­вал я. Эта застава, навер­ное, стала одним из самых слож­ных для меня про­ек­тов. Ведь все дела­лось впер­вые. Мы про­бо­вали, искали раз­ные реше­ния и в итоге выпол­нили постав­лен­ную задачу. Были запущены про­екты по созда­нию тех­ники, к кото­рым под­клю­чили порядка 50 тысяч сотруд­ни­ков. Мы про­должали активно раз­ви­вать тех­но­логии физи­че­ской защиты на базе двух глав­ков, отве­чавших за раз­ра­ботку и про­из­вод­ство ядер­ного оружия, на чьих заво­дах мы нала­дили про­из­вод­ство систем защиты. Мы назы­вали этот про­ект «Погра­нич­ный БАМ». Усло­вия были очень раз­ные. От Кушки, где жара, нет воды и все заме­тает пес­ком, до Запо­ля­рья, где снег и морозы. А тех­ника должна рабо­тать везде.

Тех­ни­че­ских слож­но­стей было очень много. Напри­мер, необ­хо­димо было создать систему, устой­чи­вую к гро­зам и мол­ниям. Мы также обо­ру­до­вали комплек­сами защиты мобиль­ные группы, дежу­рившие в 20-километ­ро­вой зоне гра­ницы с Афга­ни­ста­ном. Нас фак­ти­че­ски моби­ли­зо­вали, спе­ци­а­ли­сты рабо­тали днями и ночами, а сроки поставки комплек­сов были рас­пи­саны бук­вально по часам. Мы чув­ство­вали, что решаем госу­дар­ствен­ные задачи. В итоге мы обо­ру­до­вали системами защиты 14,5 тысяч км госу­дар­ствен­ной гра­ницы.

Мне часто при­хо­ди­лось бывать на гра­нице. Один раз это был уча­сток в 300 км от Алма-Аты, на гра­нице с Китаем. Про­изошло зем­ле­тря­се­ние в 6 бал­лов. Гости­ница, где я жил, бук­вально ходила ходу­ном. А нака­нуне было заяв­ле­ние ТАСС, что в слу­чае про­во­каций со сто­роны Китая СССР даст соот­вет­ствующий ответ. И я подумал: «Ну вот, нача­лось!». В итоге все обош­лось. Чаще я бывал на восточ­ной гра­нице, объез­дил прак­ти­че­ски весь Казах­стан. Чтобы вы ощу­тили каче­ство нашей работы, могу ска­зать, что даже после того, как рас­пался СССР, а Казах­стан, Туркме­ния и другие бывшие рес­пуб­лики СССР стали само­сто­я­тель­ными госу­дар­ствами, наши комплексы про­должали исправно рабо­тать.

Так сложи­лось, что Эле­рон при­нимал уча­стие во всех событиях, где у госу­дар­ства воз­ни­кали какие-либо про­блемы. Возьмем 1986 год, Чер­но­быль. На нас легла задача обо­ру­до­ва­ния ограж­де­ния вокруг г. При­пяти и 30-километ­ро­вой зоны, постра­давшей после ава­рии. Первую группу наших спе­ци­а­ли­стов, при­бывших туда, возгла­вил лично Мишин. Я при­ле­тел в составе вто­рой группы, 22 июня, в день сво­его рож­де­ния. Нам были при­даны воен­ные, мы жили внутри самой зоны, в палат­ках, кро­вати сто­яли на земле. Опас­но­сти мы тогда не чув­ство­вали. 30-километ­ро­вая зона была раз­де­лена на три сек­тора, за один из кото­рых отве­чал я. В мое рас­по­ряже­ние был пере­дан целый полк. Мы ста­вили ограж­де­ния, делали ворота и калитки, про­ход через кото­рые был жестко регламен­ти­ро­ван. Мы уста­но­вили более 100 км заграж­де­ний. За 4 недели комплекс защиты был подго­тов­лен к сдаче. За этот труд мы были награж­дены пра­ви­тельствен­ными награ­дами.

Еще один уни­каль­ный объект, в обо­ру­до­ва­нии кото­рого я при­нимал уча­стие — Тре­тья­ков­ская гале­рея. Мы создали уни­каль­ный охран­ный комплекс, кото­рый учи­ты­вал времен­ные параметры работы музея. У музея три режима работы: пер­вый, когда он открыт для посе­ти­те­лей, вто­рой, когда закрыт, и тре­тий, когда там рабо­тает обслужи­вающий пер­со­нал: спе­ци­а­ли­сты, рестав­ра­торы и т. д. С ноч­ным, закрытым режимом про­блем не воз­никло: закры­ваются двери, и помеще­ния ста­вятся под охрану. Когда же в музее были люди, само помеще­ние не охра­ня­лось, и при­ш­лось ста­вить под охрану каж­дый экс­по­нат отдельно. Мы исполь­зо­вали пра­вило трех клю­чей. В музее был пульт у милиции, пульт у службы без­опас­но­сти и пульт у глав­ного хра­ни­теля. И только когда сиг­нал при­хо­дил с 3-х пультов, экс­по­нат можно было снять с охраны и отклю­чить сиг­на­ли­за­цию. Мы обо­ру­до­вали все музеи Кремля, Оружей­ную палату, Пуш­кин­ский музей.

Отдель­ная исто­рия была с обо­ру­до­ва­нием сиг­на­ли­за­цией аэропорта Шереме­тьево, постро­ен­ного к Олимпиаде-80. Объект был прак­ти­че­ски готов, когда спо­хва­ти­лись, что он не обо­ру­до­ван системами охраны. И нам при­ш­лось про­кла­ды­вать про­вода и уста­нав­ли­вать обо­ру­до­ва­ние, бук­вально «вгры­за­ясь в гра­нит», кото­рым были отде­ланы зда­ния аэропорта, «впи­сы­вая» системы охраны в архи­тек­тур­ный ансамбль уже постро­ен­ного комплекса.

Сегодня я отве­чаю за систему кон­троля без­опас­но­сти транспор­ти­ровки ядер­ных мате­ри­а­лов. Это наш про­ект. Мы его раз­ра­бо­тали и про­должаем совершен­ство­вать. Мы скон­стру­и­ро­вали спе­ци­аль­ные автомо­били, обо­ру­до­ван­ные дат­чики, кото­рые также уста­нов­лены на вагоны и суда, информация с кото­рых отслежи­ва­ется сетью диспет­чер­ских пунк­тов. В реаль­ном режиме времени мы мони­то­рим каж­дое транспорт­ное сред­ство, знаем его местопо­ложе­ние. Эта система уни­кальна: ни одна отрасль, кроме атом­ной, не имеет подоб­ной раз­ра­ботки.