Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Вавилов Сергей Константинович

Закон­чил Уральский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти «Тех­но­логии ред­ких и рас­се­ян­ных элемен­тов». С 1968 года млад­ший науч­ный сотруд­ник спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной лабо­ра­то­рии Р-16 радио­хи­ми­че­ского отде­ле­ния НИИАР. Занимался раз­ра­бот­кой тех­но­логи­че­ских ста­дий пере­ра­ботки ОЯТ. Прошел про­фес­си­о­наль­ный путь до долж­но­сти заме­сти­теля началь­ника отде­ле­ния по науке. Кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук.
Вавилов Сергей Константинович

Я родился 28 июня 1945 года в поселке Мыс Чусов­ского района Моло­тов­ской обла­сти (до 1957 года назва­ние Перм­ской обла­сти – прим. автора). Это место рас­по­ложено в глу­хой тайге, в 30 км от ближайшей желез­но­до­рож­ной станции, на берегу живопис­ной реки Усьва. С 1947 года наша семья (у меня было три сестры) посе­ли­лась в небольшом доме в г. Берез­ники. Этот город назы­вали «рес­пуб­ли­кой Химии», так как в нем было сосре­до­то­чено несколько круп­ных хими­че­ских заво­дов, на кото­рых про­из­во­дили маг­ний, титан, соеди­не­ния ред­ко­земель­ных элемен­тов, удоб­ре­ния, а также ани­ли­но­вые кра­си­тели и многое другое. Я начал учиться в восьми­лет­ней школе № 7 им. Н. В. Гоголя, а закан­чи­вал сред­нее обу­че­ние в школе № 2 им. А. М. Горького. Сле­дует отме­тить, что тут мне повезло, поскольку в 1960 году все школы города, кроме моей, пере­вели на 11-лет­нее обу­че­ние. Таким обра­зом, в срав­не­нии с ровес­ни­ками, я полу­чил атте­стат зре­ло­сти раньше. В старших клас­сах учи­тель­ница по матема­тике при­гла­сила меня в свою группу по допол­ни­тель­ному изу­че­нию пред­мета. Заня­тия меня увлекли и ока­за­лись очень полез­ными (впо­след­ствии зна­ния при­го­ди­лись в жизни). Будучи уче­ни­ком школы, я участ­во­вал в город­ской матема­ти­че­ской олимпиаде с полу­че­нием грамоты за 2 место. Уже в инсти­туте обна­ружи­лось, что я был един­ствен­ным сту­ден­том в своей группе, кото­рый вла­дел лога­рифми­че­ской линейкой и мог обу­чить всех желающих поль­зо­ваться ею. 

Инсти­тут и спе­ци­аль­ность я выбрал по рекомен­дации сту­ден­тов Уральского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута (УПИ) им. С. М. Кирова (г. Сверд­ловск), кото­рые на встрече с выпуск­ни­ками школы очень инте­ресно рас­ска­зали о своем учеб­ном заве­де­нии и его факуль­те­тах. Наи­бо­лее подробно они пред­ста­вили физико-тех­ни­че­ский факуль­тет (ФТФ), кото­рый был орга­ни­зо­ван в УПИ в 1949 году с целью подго­товки кад­ров для наи­бо­лее важ­ных направ­ле­ний раз­ви­тия эко­номики. Изна­чально я выбрал спе­ци­аль­ность с физи­че­ским укло­ном. В памяти оста­лась информация о кон­курсе на факуль­тет: до мед­комис­сии было 37 чело­век на место, после нее оста­лось всего 17 чело­век. По итогам вступи­тель­ных экза­ме­нов бал­лов на физика у меня ока­за­лось недо­ста­точно, поэтому на собе­се­до­ва­нии, по совету заме­сти­теля декана ФТФ, пошел на спе­ци­аль­ность с хими­че­ским укло­ном. Так я ока­зался сту­ден­том группы 196 кафедры № 43 «Тех­но­логия ред­ких и рас­се­ян­ных элемен­тов». В 1968 году мне вру­чили диплом об успеш­ном окон­ча­нии инсти­тута и дали право рабо­тать хими­ком-тех­но­логом. Пер­вые два курса я при­вы­кал к процессу обу­че­ния, а, начи­ная с тре­тьего, до шестого года обу­че­ния был повышен­ным стипен­ди­а­том. Импуль­сом для такого роста стало заме­ча­ние препо­да­ва­теля по матема­тике во время весен­ней сес­сии, кото­рая посо­ве­то­вала мне более серьезно отно­ситься к учебе, иначе я не смогу реа­ли­зо­вать свой потенциал. Ее забота обо мне тро­нула меня и вооду­ше­вила. О сту­ден­че­ских годах у меня сохра­ни­лись самые теп­лые воспоми­на­ния: друж­ный муж­ской кол­лек­тив (деву­шек в те годы на физ­тех не при­нимали), насыщен­ная и инте­рес­ная сту­ден­че­ская жизнь, инте­рес­ные пред­меты, заме­ча­тель­ные и весьма авто­ри­тет­ные препо­да­ва­тели. В сво­бод­ное от учебы время я занимался шахма­тами и конько­беж­ным спор­том. По конь­кам и шахма­там имел 2 спор­тив­ный раз­ряд. В обоих видах спорта участ­во­вал в команд­ных сорев­но­ва­ниях инсти­тута за физ­тех и даже был их при­зе­ром. Во время лет­них кани­кул все­гда рабо­тал: в про­из­вод­ственно-тех­ни­че­ском отделе орга­ни­за­ции «Союзпром­мон­таж» (г. Берез­ники) кури­ро­вал работы по изго­тов­ле­нию и поставке тех­но­логи­че­ского обо­ру­до­ва­ния на заводы города, про­ве­рял докумен­тацию на 120-квар­тир­ный жилой дом и подго­товку заявки на вся­кого рода фур­ни­туру; на предпри­я­тии «Уралмаш» (г. Ека­те­рин­бург); на тита­но­маг­ни­е­вом заводе в Усть-Каме­ногор­ске; на целине в сов­хозе Бахты Семи­па­ла­тин­ской обла­сти Казах­стана. На послед­них кур­сах в инсти­туте рабо­тал в сту­ден­че­ском науч­ном обще­стве (СНО) под руко­вод­ством кан­ди­дата хими­че­ских наук В. А. Лебе­дева (выпуск­ник ФТФ 1962 года). Тема работы заклю­ча­лась в иссле­до­ва­нии тер­мо­ди­нами­че­ских свойств спла­вов тория и вис­мута в соле­вом рас­плав­лен­ном элек­тро­лите на основе эквимо­ляр­ной смеси хло­ри­дов натрия и калия. Необ­хо­димо было подго­то­вить рабо­чее место и сформи­ро­вать программу экс­пе­римента, собрать уста­новку для изме­ре­ния потенци­ала катода в элек­тро­хи­ми­че­ской ячейке, иссле­до­вать вли­я­ние соста­вов сплава и элек­тро­лита, темпе­ра­туры рас­плава на потенциал катода из сплава, про­ве­сти тер­мо­ди­нами­че­ские рас­четы. Работа заверши­лась успешно. По ее результа­там руко­во­ди­тель рекомен­до­вал защи­тить диплом, а после остаться в аспи­ран­туре.

Но моя жизнь сложи­лась иначе. В авгу­сте 1966 года я впер­вые при­е­хал в г. Меле­кесс, в Научно-иссле­до­ва­тельский инсти­тут атом­ных реак­то­ров (НИИАР им. В. И. Ленина) на про­из­вод­ствен­ную прак­тику, кото­рую про­хо­дил в лабо­ра­то­рии Р-16, возглав­ля­емой О. В. Ски­бой. Под пат­ро­нажем кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук Казанцева Г. Н., выпуск­ника ФТФ 1962 года, в тече­ние полу­тора месяцев я гото­вил образцы спла­вов раз­лич­ных метал­лов для после­дующих иссле­до­ва­ний кол­лек­ти­вом лабо­ра­то­рии.

В авгу­сте 1967 года я во вто­рой раз при­е­хал в НИИАР уже на выпол­не­ние диплом­ной работы, руко­во­ди­те­лем кото­рой был назна­чен моло­дой спе­ци­а­лист Баби­ков Л.Г., выпуск­ник ФТФ 1964 года. Тема диплом­ной работы ока­за­лась прак­ти­че­ски иден­тична теме моей работы в СНО на ФТФ: иссле­до­ва­ние тер­мо­ди­нами­че­ских свойств спла­вов плу­то­ния и вис­мута в рас­плаве хло­ри­дов натрия и калия. Работа полу­чи­лась удач­ной, и ее результаты в 1969 году опуб­ли­ко­вали в жур­нале «Атом­ная энергия».

После защиты диплом­ного про­екта О. В. Скиба пред­ложил мне рас­пре­де­литься в НИИАР. Я согла­сился. Город Меле­кесс про­из­вел на меня очень хорошее впе­чат­ле­ние: он был зеле­ным, тихим и уют­ным, и, в срав­не­нии с г. Берез­ники, очень теп­лым. На предпри­я­тии рабо­тало много моло­дежи, с кото­рой можно было общаться и во вне­ра­бо­чее время. Что каса­ется инсти­тута, то пред­став­ле­ние о нем я полу­чил годом раньше. Мне понра­ви­лись режим работы и усло­вия труда, а также орга­ни­за­ция пита­ния, про­жи­ва­ния и медицин­ского обслужи­ва­ния. Реше­ние о рас­пре­де­ле­нии в НИИАР на кафедре № 43 ФТФ под­держали, поэтому уже в авгу­сте 1968 года я стал сотруд­ни­ком спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной лабо­ра­то­рии Р-16 радио­хи­ми­че­ского отде­ле­ния (РХО) НИИАР.

Моим руко­во­ди­те­лем был Олег Вла­ди­ми­ро­вич Скиба, выпуск­ник ФТФ УПИ 1958 года. В 1963 году он по результа­там иссле­до­ва­ний физико-хими­че­ских и элек­тро­хи­ми­че­ских свойств соеди­не­ний урана в рас­плав­лен­ных соле­вых элек­тро­ли­тах, про­ве­ден­ных в Инсти­туте элек­тро­хи­мии Уральского фили­ала Ака­демии наук СССР, защи­тил дис­сер­тацию на соис­ка­ние уче­ной степени кан­ди­дата хими­че­ских наук. В 1964 году Олегу Вла­ди­ми­ро­вичу руко­вод­ством Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния было пору­чено возгла­вить науч­ную лабо­ра­то­рию в НИИАР для про­ве­де­ния иссле­до­ва­ний в обос­но­ва­ние комплекса тех­но­логи­че­ских процес­сов в невод­ных сре­дах для полу­че­ния гра­ну­ли­ро­ван­ных порош­ков топ­лив­ных компо­зиций для реак­то­ров на быст­рых нейтро­нах (РБН). Сле­дует отме­тить, что в мини­стер­стве был дан старт на раз­ра­ботку комплекса обо­ру­до­ва­ния для про­из­вод­ства и, в пер­спек­тиве, рецикла виб­ро­уплот­нен­ного смешан­ного уран-плу­то­ни­е­вого оксид­ного топ­лива РБН на основе двух тех­но­логий: пироэлек­тро­хи­ми­че­ской тех­но­логии полу­че­ния гра­ну­ли­ро­ван­ных порош­ков МОКС-топ­лив­ной компо­зиции и изго­тов­ле­ние теп­ло­вы­де­ляющих элемен­тов (твэ­лов) мето­дом виб­ро­уплот­не­ния гра­ну­ли­ро­ван­ной МОКС-топ­лив­ной компо­зиции в обо­лочке твэла. Для реше­ния пер­вой задачи в НИИАР была создана лабо­ра­то­рия Р-16. В радио­хи­ми­че­ском отде­ле­нии меня при­крепили к В. В. Гущину, кото­рый иссле­до­вал физико-хими­че­ские свойства соеди­не­ний урана в рас­плав­лен­ных соле­вых элек­тро­ли­тах с исполь­зо­ва­нием метода высо­ко­темпе­ра­тур­ной спек­тро­фо­томет­рии, поз­во­ляющий отслежи­вать непо­сред­ственно в соле­вом рас­плаве рас­пре­де­ле­ние валент­ных форм иссле­ду­емого элемента в зави­симо­сти от усло­вий воз­действия на рас­плав раз­лич­ными фак­то­рами.

Через неко­то­рое время, поняв реаль­ные возмож­но­сти метода высо­ко­темпе­ра­тур­ной спек­тро­фо­томет­рии, я подал заяв­ле­ние на поступ­ле­ние в аспи­ран­туру с темой «Тер­мо­ди­намика хло­рид­ной (Pu3+/Pu4+) и окси­хлор­ид­ной (PuO2+/PuO22+) пар плу­то­ния в ряду хло­ри­дов щелоч­ных метал­лов». Предпо­лага­лось изу­чить тер­мо­ди­намику хло­рид­ных и окси­хлор­ид­ных соеди­не­ний плу­то­ния в ряду хло­ри­дов щелоч­ных метал­лов от хло­ри­дов лития и цезия. В это же время я начал изу­чать английский язык, потому что, как ока­за­лось, вся доступ­ная лите­ра­тура по теме была исклю­чи­тельно на нем. По мере про­ве­де­ния иссле­до­ва­ний было уста­нов­лено, что наи­большее прак­ти­че­ское зна­че­ние будут иметь иссле­до­ва­ния тер­мо­ди­намики и кине­тики валент­ных пере­хо­дов урана и плу­то­ния в рас­плаве эвтек­ти­че­ской смеси хло­ри­дов натрия и цезия состава NaCl-2CsCl. Глав­ным досто­ин­ством этого элек­тро­лита явля­ется то, что в нем при отно­си­тельно низ­кой темпе­ра­туре более устой­чивы, чем в других элек­тро­ли­тах, окси­хлор­ид­ные соеди­не­ния плу­то­ния PuO2Cl и PuO2Cl2, ионы кото­рых при элек­тро­лизе могут быть вос­ста­нов­лены на катоде до диок­сида плу­то­ния. Таким обра­зом, при элек­тро­лизе рас­плава NaCl-2CsCl, содержащего хло­рид­ные и окси­хлор­ид­ные соеди­не­ния урана и плу­то­ния можно регу­ли­ро­вать соот­ноше­ние диок­си­дов урана и плу­то­ния в катод­ном осадке.

Гра­ну­ли­ро­ван­ная топ­лив­ная компо­зиция, полу­ча­емая в результате спе­ци­аль­ной обра­ботки катод­ного про­дукта (дроб­ле­ние, измель­че­ние, очистка от захва­чен­ных солей и при­ме­сей, деле­ние фракции, паспор­ти­за­ция фракций) должна удо­вле­тво­рять тре­бо­ва­ниям физики реак­тора, для кото­рого про­из­во­дится топ­ливо, и тех­но­логии изго­тов­ле­ния теп­ло­вы­де­ляющих элемен­тов. Чтобы эту возмож­ность обес­пе­чить, необ­хо­димо было про­ве­сти пол­ный цикл иссле­до­ва­ний тер­мо­ди­нами­че­ских и кине­ти­че­ских харак­те­ри­стик всех соеди­не­ний дан­ной системы в соле­вом элек­тро­лите. Окон­ча­тель­ная тема моей дис­сер­таци­он­ной работы, предпо­лагающая выпол­не­ние этого цикла иссле­до­ва­ний в пол­ном объеме, была утвер­ждена руко­вод­ством инсти­тута и реа­ли­зо­вана прак­ти­че­ски.

По итогам этих иссле­до­ва­ний в 1985 году я защи­тил дис­сер­тацию на соис­ка­ние уче­ной степени кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук. Работа над дис­сер­тацией при­вела к понима­нию меха­низма вза­и­мо­действия моле­ку­ляр­ного кис­ло­рода с рас­плав­лен­ными соле­вым элек­тро­ли­тами и рас­тво­рен­ными в нем соеди­не­ни­ями урана и плу­то­ния. Пред­ва­ри­тель­ная защита дис­сер­тации прошла в каби­нете дирек­тора ФЭИ О. Д. Казач­ков­ского, окон­ча­тель­ная — на физико-тех­ни­че­ском факуль­тете УПИ. 

Вто­рым важ­ным направ­ле­нием моей работы было изу­че­ние вза­и­мо­действия угле­род­ных мате­ри­а­лов с рас­плав­лен­ным элек­тро­ли­том NaCl-2CsCl, содержащим рас­тво­рен­ные хло­рид­ные и окси­хлор­ид­ные соеди­не­ния урана и плу­то­ния, а также кис­ло­род и хлор. Основ­ным кон­струкци­он­ным мате­ри­а­лом тех­но­логи­че­ского обо­ру­до­ва­ния про­из­вод­ства и реге­не­рации ядер­ного топ­лива РБН на тех­но­логи­че­ском комплексе НИИАР «Орел» был пиро­ли­ти­че­ский гра­фит (пирогра­фит). Работу выпол­нял с целью обос­но­ва­ния ресурса элемен­тов обо­ру­до­ва­ния, изго­тов­лен­ных из пирогра­фита и нахо­дящихся при экс­плу­а­тации в кон­такте с агрес­сив­ными тех­но­логи­че­скими сре­дами. В результате был выяв­лен меха­низм вза­и­мо­действия пирогра­фита с соле­вым элек­тро­ли­том, содержащим весь набор соеди­не­ний урана и плу­то­ния, и рас­счи­тан ресурс пирогра­фи­то­вой ванны — наи­бо­лее ответ­ствен­ного элемента голов­ного тех­но­логи­че­ского аппа­рата. В ходе работы про­ве­рили хими­че­скую стой­кость других гра­фи­то­вых мате­ри­а­лов, вклю­чая ино­стран­ные (Англия, Франция), однако близ­ких к пиро­ли­ти­че­скому гра­фиту не обна­ружено.

Большое внима­ние уде­ляли раз­ра­ботке отдель­ных тех­но­логи­че­ских ста­дий процесса пере­ра­ботки отра­бо­тавшего оксид­ного топ­лива РБН, имеющего, в отли­чие от отра­бо­тавшего ядер­ного топ­лива реак­то­ров на теп­ло­вых нейтро­нах, более высо­кие мас­со­вые доли делящихся мате­ри­а­лов и про­дук­тов деле­ния, в связи с чем предъяв­ляли повышен­ные тре­бо­ва­ния по ядер­ной без­опас­но­сти к обо­ру­до­ва­нию и по ради­аци­он­ной стой­ко­сти к кон­струкци­он­ным мате­ри­а­лам. По этому направ­ле­нию кол­лек­ти­вом лабо­ра­то­рии выпол­нен большой объем иссле­до­ва­ний с исполь­зо­ва­нием ими­та­то­ров отра­бо­тавшего топ­лива РБН, в результате кото­рых обос­но­вана струк­тура реаль­ного тех­но­логи­че­ского цикла, опре­де­лены тех­но­логи­че­ские параметры процес­сов на отдель­ных ста­диях, пока­заны возмож­ные пока­за­тели раз­де­ле­ния основ­ных делящихся мате­ри­а­лов урана и плу­то­ния, оце­нена степень их очистки от раз­лич­ных групп оско­лоч­ных элемен­тов.

Были про­ве­дены два демон­страци­он­ных экс­пе­римента с реаль­ным отра­бо­тавшим ядер­ным топ­ли­вом РБН. В 1991 году пере­ра­бо­тана пар­тия топ­лива реак­тора БН-350, а 1995 году в работу было взято топ­ливо двух теп­ло­вы­де­ляющих сбо­рок реак­тора БОР-60 с выго­ра­нием 24 % т.а. и време­нем охла­жде­ния 2 года. Результаты обоих экс­пе­римен­тов хорошо согла­со­ва­лись с результа­тами лабо­ра­тор­ных иссле­до­ва­ний, и по кон­трак­там с Япон­ским инсти­ту­том ядер­ного цикла (JNCI — Japanes Nuclear Cycle Institute) были пред­став­лены спе­ци­а­ли­стам из Япо­нии. Кстати, экс­пе­римент 1995 года был выпол­нен при финан­си­ро­ва­нии япон­ской сто­роны.

Два года, начи­ная с 1 марта 2002 года по конец фев­раля 2004 года, я рабо­тал в JNCI. В Япо­нии, исполь­зуя ранее предо­став­лен­ную им информацию по кон­трак­там, сде­лал два сообще­ния по итогам работы НИИАР над тех­но­логией про­из­вод­ства и пере­ра­ботки МОКС-топ­лива РБН. Японцы эту раз­ра­ботку назы­вали «DDP» – Dimitrovgrad Dry Process. На базе одной из лабо­ра­то­рий в г. Мито мы про­вели экс­пе­римент по сухому хло­ри­ро­ва­нию ими­та­тора МОКС-топ­лива РБН с помощью четырех­хло­ри­стого угле­рода. В ходе пре­бы­ва­ния в Япо­нии я участ­во­вал в подго­товке нескольких тех­ни­че­ских отче­тов с ана­ли­зом досто­вер­но­сти лите­ра­тур­ной информации по раз­лич­ным пока­за­те­лям. Отноше­ние руко­вод­ства JNCI и кол­лек­тива лабо­ра­то­рии, в кото­рой я рабо­тал, было очень хорошим.

На про­тяже­нии всей дея­тель­но­сти в НИИАР у меня были хорошие отноше­ния с кол­легами, с руко­во­ди­те­лями отдела и лабо­ра­то­рий, с ведущими спе­ци­а­ли­стами. В семи­де­ся­тые годы в нашей лабо­ра­то­рии, как и во всех лабо­ра­то­риях НИИАР, посто­янно про­во­дили семи­нары, на кото­рых обсуж­дали как текущие вопросы, так и науч­ные. В лабо­ра­то­рии Р-16 на семи­на­рах обя­за­тельно при­сут­ство­вали лабо­ранты и опе­ра­торы, кото­рые при­нимали актив­ное уча­стие в обсуж­де­нии назревших задач. Поэтому неуди­ви­тельно, что лабо­ранты Овсян­ни­ков Ю.Ф. и Беля­ков С.Д. после полу­че­ния высшего обра­зо­ва­ния дли­тель­ное время руко­во­дили тех­но­логи­че­ским комплек­сом «Орел», где про­из­во­дили виб­ро­уплот­нен­ное ура­но­вое и смешан­ное уран-плу­то­ни­е­вое оксид­ное топ­ливо сна­чала для экс­пе­римен­таль­ных стен­дов, затем для актив­ной зоны реак­тора БОР-60, а позд­нее — для испыта­ния виб­ро­уплот­нен­ного МОКС-топ­лива в энерге­ти­че­ских реак­то­рах БН-350 и БН-600.

Кроме науч­ных семи­на­ров, по иници­а­тиве дирек­тора НИИАР В. А. Цыка­нова, в инсти­туте про­во­дили моло­деж­ные конфе­ренции. Они были очень инте­рес­ными для всего науч­ного сообще­ства предпри­я­тия и весьма полез­ными для моло­дых спе­ци­а­ли­стов, кото­рые имели возмож­ность про­явить себя и оце­нить пер­спек­тиву своей дея­тель­но­сти.

Всю жизнь я занимался науч­ной дея­тель­но­стью, кото­рую начал млад­шим науч­ным сотруд­ни­ком. Прошел про­фес­си­о­наль­ный путь до долж­но­сти заме­сти­теля началь­ника отде­ле­ния по науке. Карьеру я никогда не строил, все выстра­и­ва­лось само. Заслужил — полу­чил, при­шло время — отме­тили: ровно, ста­бильно, спра­вед­ливо. Лич­ная жизнь, как и работа, была довольна насыщена событи­ями. При­шло время — женился одна­жды, но на всю жизнь. Сегодня у меня есть взрос­лые дети, внуки. Старшие внуки полу­чают высшее обра­зо­ва­ние в Москве, а млад­ший гото­вится к поступ­ле­нию в школу. Я все­гда рад с ними пообщаться, соста­вить им компа­нию, дать совет житейский, если спро­сят. Сам ста­раюсь вести актив­ный образ жизни: в насто­ящее время, как сельский житель, выращи­ваю овощи и фрукты для себя и своей семьи.

Поскольку я вел науч­ную работу, за мной несколько раз закреп­ляли сту­ден­тов или моло­дых спе­ци­а­ли­стов, чтобы я был их настав­ни­ком и вдох­но­ви­те­лем. Нахо­дить кон­такт с ними было доста­точно легко, так как мы занима­лись одним общим делом и были глу­боко вовле­чены в процесс. Моло­дежь попа­да­лась раз­ная, но мне все­гда уда­ва­лось обсуж­дать с ними раз­ные темы, то есть выстра­и­вать друже­ские отноше­ния. В общей слож­но­сти я подго­то­вил к защите дипломов около десяти сту­ден­тов, в основ­ном, это были выпуск­ники Уральского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута С. М. Кирова и Нижего­род­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета им. Н. И. Лоба­чев­ского. Темы диплом­ных работ выби­рали из тема­ти­че­ского плана работ в обос­но­ва­ние физико-хими­че­ских основ тех­но­логи­че­ских процес­сов полу­че­ния смешан­ного оксид­ного ядер­ного топ­лива и рецикла отра­бо­тавшего топ­лива РБН. Несколько сту­ден­тов после защиты диплом­ной работы при­шли рабо­тать в НИИАР (в част­но­сти, в лабо­ра­то­рию Р-16).

Какой совет я могу дать нынеш­ним сту­ден­там и моло­дым спе­ци­а­ли­стам? Уве­рен, что давать совет — не самая хорошая идея. Жиз­нен­ный цикл рас­ста­вит всех по своим местам. У каж­дого чело­века появится опыт, на кото­рый он будет опи­раться в реше­нии своих текущих про­блем. Мои роди­тели дали мне один совет: «Будь тру­до­лю­би­вым и чест­ным». Было это более 70 лет назад.