Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Соловьев Геннадий Сергеевич

Совет­ник ген­ди­рек­тора Ураль­ского элек­тро­хими­че­ского ком­би­ната по науке и вопро­сам пер­спек­тив­ного раз­ви­тия.
Соловьев Геннадий Сергеевич

Я закан­чи­вал десятый класс в городе Талды-Курган на юге Каза­х­стана в 1956 году. К нам приехал брат мамы, Леонид Ста­ценко. Он был дирек­то­ром про­фес­си­о­наль­ного училища, которое гото­вило молодых рабочих для атомной про­мыш­лен­но­сти. После школы я соби­рался посту­пать в МАИ, но дядя убедил меня попро­бо­вать себя в этой совер­шенно новой отрасли — атомной.

В 1956 году спе­ци­али­стов для атомной про­мыш­лен­но­сти гото­вили на физико-тех­ни­че­ском факуль­тете в Ураль­ском поли­тех­ни­че­ском инсти­туте, в Томском поли­тех­ни­че­ском инсти­туте, в МИФИ и в МФТИ. Я отправился посту­пать в Ураль­ский политех. В Свер­д­ловск я при­летел на само­лете, летел 12 с лишним часов, самолет назы­вался Ли‑2, он 45 минут нахо­дился в воздухе, а затем час на аэро­дроме, где его запра­в­ляли и гото­вили к сле­ду­ю­щему пере­лету. Маршрут был таким: Алма-Ата — Балхаш — Джез­каз­ган — Акмо­линск — Кок­четав — Пет­ро­па­в­ловск Северо-Каза­х­стан­ский — Свер­д­ловск. Вылетел я в пять утра, а при­летел в Свер­д­ловск вечером, в итоге потерял счет времени. На Урале летом светло до десяти часов вечера, а на юге Каза­х­стана в шесть-семь часов уже темень сплош­ная. Так что вышла забав­ная история. Я подумал, что опоздал, и побежал в инсти­тут, начал ломиться в дверь, а мне швейцар (пред­ставьте, тогда были швейцары в поли­тех­ни­че­ском инсти­туте) из-за стекла кричит: мол, приходи к девяти утра. Тут только до меня дошло, что сейчас же вечер, а не утро! Вот таким образом, под вли­я­нием родного дяди, я пошел учиться на спе­ци­али­ста атомной отрасли. Школу я окончил с золотой медалью, а как раз в 1956 году экза­мены для медали­стов заме­нили на собе­се­до­ва­ние с пре­по­да­ва­те­лями факуль­тета, по итогам кото­рого меня приняли в вуз.

Физтех УПИ давал очень серьез­ную под­го­товку, учили шесть лет: мате­ма­тика, физика и все осталь­ные про­филь­ные пред­меты. В 1960 году, после чет­вер­того курса, я приехал на прак­тику на Ураль­ский элек­тро­хими­че­ский ком­би­нат, а в 1961 году вер­нулся туда уже на пред­ди­пломную прак­тику. Меня направили зани­маться масс-спек­тро­мет­ром с неод­но­род­ным маг­нит­ным полем в цен­траль­ную завод­скую лабо­ра­то­рию. В это время на УЭХК шел пуск первого «газо­тур­бин­ного» участка (тогда для секрет­но­сти газовые цен­три­фуги назы­вали газо­выми тур­би­нами). Первый большой участок состоял из машин в одно­я­рус­ном испол­не­нии. Там слу­чи­лась нештат­ная ситу­а­ция. Чтобы выяс­нить ее причины, надо было понять, до каких тем­пе­ра­тур нагре­вались ротор, нижняя крышка газовой цен­три­фуги и другие ее ком­по­ненты. Мне сказали: «Парень, давай дуй в опытный цех и делай там свой диплом, изучи про­блему, померяй тем­пе­ра­туру и т. д.». При этом инстру­мен­та­рия не было ника­кого, и мы с моим руко­во­ди­те­лем сами его сделали, исполь­зуя тер­ми­че­ские краски и ради­а­ци­он­ный тер­мо­метр. Вот так я и позна­ко­мился с цен­три­фу­гой.

В апреле 1962 года, после защиты диплома и месяч­ных каникул, я приехал на работу в УЭХК, меня опре­де­лили налад­чи­ком на газо­диф­фу­зи­он­ное обо­ру­до­ва­ние. А бук­вально через месяц, 7 мая, наш дирек­тор, в то время еще молодой Андрей Иоси­фо­вич Савчук, решил орга­ни­зо­вать нала­доч­ное бюро, которое бы зани­ма­лось цен­три­фу­гами, — в соот­вет­ствии с при­ня­тым прави­тель­ством поста­но­в­ле­нием о стро­и­тель­стве первого в мире цен­три­фуж­ного про­мыш­лен­ного завода на Ураль­ском элек­тро­хими­че­ском ком­би­нате. Спе­ци­али­стов, имеющих стаж работы в опытном цехе, и нас, молодых, которые недавно полу­чили дипломы, но уже позна­ко­ми­лись с цен­три­фу­гой, собрали вместе и обра­зо­вали вот такое бюро. И мы начали рабо­тать.

В 1962 году запу­стили первую очередь завода, в 1963‑м — вторую очередь, а в 1964‑м — третью очередь. Таким образом, мне повезло участ­во­вать в таком гран­ди­оз­ном, без пре­у­ве­ли­че­ния, событии, как наладка и пуск первого в мире про­мыш­лен­ного завода с газо­выми цен­три­фу­гами! Опыт работы нашего завода показал, что газо­цен­три­фуж­ная тех­ноло­гия намного эффек­тив­нее, чем газо­диф­фу­зи­он­ный метод. Поэтому было принято стра­те­ги­че­ское решение менять газо­диф­фу­зи­он­ную тех­ноло­гию на газо­цен­три­фуж­ную. При­шлось зани­маться рекон­струк­цией обо­га­ти­тель­ных мощ­но­стей ком­би­ната: газо­диф­фу­зи­он­ное обо­ру­до­ва­ние сни­ма­лось, в кор­пу­сах про­во­ди­лись стро­и­тельно-мон­таж­ные работы и уста­на­в­ли­вались мно­го­я­рус­ные колонны, на которые наве­ши­вались цен­три­фуги.

После того как завод был пущен, меня вызвал научный руко­во­ди­тель ком­би­ната Борис Все­воло­до­вич Жига­лов­ский и сказал, что цен­три­фуги пери­о­ди­че­ски лома­ются, и надо при­ду­мать, как следить за выходом машин из строя. А наш дирек­тор Андрей Иоси­фо­вич Савчук поставил задачу: надо знать, сколько цен­три­фуг может сло­маться сегодня, сколько завтра, сколько после­зав­тра, сколько через год - для того, чтобы иметь воз­мож­ность орга­ни­зо­вы­вать пла­но­вый ремонт и замену обо­ру­до­ва­ния. Опре­де­лили меня в рас­четно-тео­рети­че­ский сектор цен­траль­ной завод­ской лабо­ра­то­рии к Ивану Пет­ро­вичу Лебе­дин­скому. В лабо­ра­то­рии с помощью методов мате­ма­ти­че­ской теории надеж­но­сти мне удалось раз­ра­бо­тать систему, с помощью которой на основе анализа раз­лич­ных пара­мет­ров можно было про­гно­зи­ро­вать веро­ят­ность выхода цен­три­фуги из строя. Что, в свою очередь, поз­во­ляло не допус­кать поломок, забла­го­вре­менно проводя ремонт машины.

Первые машины про­ра­бо­тали 10 лет, но при этом при­хо­ди­лось менять опорную пару. По сути, цен­три­фуга — это ротор, который вра­ща­ется на иголке, уста­но­в­лен­ной на под­пят­нике, и этот опорный узел выходил из строя, так что при­хо­ди­лось заме­нять его раз в пять лет. Мы пора­бо­тали над этим узлом и в итоге довели ресурс опорных пар и цен­три­фуг до 25–30 лет бес­пре­рыв­ной работы с часто­той вра­ще­ния порядка полу­тора тысяч обо­ро­тов в секунду!

Вообще я могу сказать, что моя жизнь сло­жи­лась очень инте­ресно, мне повезло не только попасть в атомную отрасль, но и дожить до сего­д­няш­них дней, когда испы­ты­ва­ются машины деся­того поко­ле­ния, которые по своей про­из­во­ди­тель­но­сти на порядок пре­вос­хо­дят цен­три­фуги первого поко­ле­ния, раз­ра­бо­тан­ного в далеком 1952 году. При­хо­ди­лось нам соз­да­вать и новые машины для новых мате­ри­а­лов, для новых эле­мен­тов — делили мы не только изотопы урана. Мы на ком­би­нате про­из­во­дили и ста­биль­ные изотопы. Потом было принято решение завод ста­биль­ных изо­то­пов постро­ить на ЭХЗ, но все первые нара­ботки по полу­че­нию и обо­га­ще­нию изо­то­пов других эле­мен­тов мы делали здесь, у нас, на УЭХК. Так что у нас всегда была и есть масса инте­рес­ных раз­ра­бо­ток на острие тех­ноло­гий.

Когда насту­пили тяжелые времена, конец 1980‑х годов, пред­при­ятию помогло то, что в свое время, еще в 1970‑е годы, были заклю­чены кон­тракты с фран­цуз­ским Комис­са­ри­а­том по атомной энергии на поставку обо­га­щен­ного урана, за который зару­беж­ные парт­неры платили в валюте. Фран­цузы убе­ди­лись, что каче­ство нашего обо­га­щен­ного урана очень высокое, и никаких претен­зий к нам не было. В то время Франция и Сое­ди­нен­ные Штаты Америки строили большое коли­че­ство атомных станций. Во Франции доля элек­тро­энер­гии, выра­ба­ты­ва­е­мой на атомных стан­циях, дохо­дила до 75%. В США рабо­тали сто с лишним атомных реак­то­ров, и после Франции мы начали поставки обо­га­щен­ного урана для топлива аме­ри­кан­ских АЭС, а также прак­ти­че­ски во все страны, которые строили атомные элек­тро­стан­ции.

Затем про­и­зо­шел распад Совет­ского Союза. Дирек­то­ром ком­би­ната в то время стал Виталий Федо­ро­вич Кор­ни­лов. Он привез из мини­стер­ства проект пред­ло­же­ния аме­ри­кан­цев о пере­ра­ботке ору­жейного высо­ко­о­бо­га­щен­ного урана в низ­ко­о­бо­га­щен­ный уран для после­ду­ю­щего исполь­зо­ва­ния в каче­стве топлива энер­гети­че­ских реак­то­ров. Изна­чально аме­ри­канцы пред­ла­гали поста­в­лять в Америку ору­жейный уран, где его будут пере­ра­ба­ты­вать в низ­ко­о­бо­га­щен­ный и про­да­вать атомным элек­тро­стан­циям. Виталий Федо­ро­вич вызвал меня, а я уже к этому времени был научным руко­во­ди­те­лем ком­би­ната, и говорит: «Слушай, а почему аме­ри­канцы требуют, чтобы мы пере­да­вали высо­ко­о­бо­га­щен­ный уран им на пере­ра­ботку? Разве мы не можем сделать это на нашем ком­би­нате?». Я отвечаю, что мы и сами сможем пере­ра­ба­ты­вать высо­ко­о­бо­га­щен­ный уран в низ­ко­о­бо­га­щен­ный. Виталий Федо­ро­вич дал команду, и обра­зо­ва­лась наша группа, в которую вошли тех­нологи, кон­струк­торы, экс­плу­а­та­ци­он­ники. В резуль­тате была раз­ра­бо­тана тех­ноло­гия, поз­во­ля­ю­щая полу­чать из ору­жейного урана низ­ко­о­бо­га­щен­ный гек­са­ф­то­рид урана, при­год­ный для атомной энер­гетики любой страны мира. Аме­ри­канцы не пове­рили, при­слали сюда деле­га­цию, которая все посмо­трела и была выну­ждена при­знать, что Россия на УЭХК может через полгода орга­ни­зо­вать пере­ра­ботку высо­ко­о­бо­га­щен­ного урана в низ­ко­о­бо­га­щен­ный. И, соб­ственно, отсюда и пошла ВОУ-НОУ — про­грамма, которая закон­чи­лась в 2013 году. И никакой высо­ко­о­бо­га­щен­ный уран в Америку мы не посы­лали, а всю пере­ра­ботку орга­ни­зо­вали здесь, на ком­би­нате. На эту тех­ноло­гию мы полу­чили патенты, в том числе и аме­ри­кан­ский.

Основ­ным потре­би­те­лем урана, полу­чен­ного по про­грамме ВОУ-НОУ, были Сое­ди­нен­ные Штаты Америки. Там исто­ри­че­ски сло­жи­лась сле­ду­ю­щая ситу­а­ция. Аме­ри­канцы первыми раз­ра­бо­тали и на прак­тике реали­зо­вали метод газовой диф­фу­зии. При этом газо­цен­три­фуж­ный способ раз­де­ле­ния они тоже рас­сма­т­ри­вали и даже про­во­дили испы­та­ния. Их цен­три­фуги про­ра­бо­тали 100 дней, после чего это напра­в­ле­ние было свер­нуто из-за его доро­го­визны. Все дело в том, что аме­ри­кан­ские цен­три­фуги были несо­вер­шенны, потре­б­ляли много элек­тро­энер­гии, и когда газо­диф­фу­зи­он­ная тех­ноло­гия стала давать прак­ти­че­ские резуль­таты, от цен­три­фуг решили отка­заться. Упаси бог, как гово­рится, от хоро­шего искать лучшее. В итоге в США получил рас­про­стра­не­ние именно газо­диф­фу­зи­он­ный метод раз­де­ле­ния, который затем стал про­и­гры­вать по эко­но­ми­че­ским пока­за­те­лям совре­мен­ным цен­три­фу­гам. Поэтому аме­ри­канцы начали у нас поку­пать низ­ко­о­бо­га­щен­ный уран, который исполь­зо­вали для своих атомных элек­тро­стан­ций. При этом они также вытор­го­вали право про­да­вать этот низ­ко­о­бо­га­щен­ный уран другим странам.

Но в резуль­тате аме­ри­канцы ока­зались залож­ни­ками и даже жерт­вами своей эко­но­ми­че­ской игры. Получив дешевый обо­га­щен­ный уран, они загу­били свою обо­га­ти­тель­ную про­мыш­лен­ность. Газовую диф­фу­зию в конце концов им при­шлось оста­но­вить, так как эта тех­ноло­гия ока­за­лась некон­ку­рен­то­с­по­соб­ной. Сегодня у них действует неболь­шое коли­че­ство цен­три­фуг, и аме­ри­канцы про­дол­жают рабо­тать в этом напра­в­ле­нии, соз­да­вать новые цен­три­фуги, но про­мыш­лен­ного завода по их про­из­вод­ству нет. Они до послед­него рас­счи­ты­вали на газовую диф­фу­зию, а потом на нас, что мы будем им вечно поста­в­лять дешевый обо­га­щен­ный уран. В 2013 году закон­чи­лась эпопея ВОУ-НОУ, и США были выну­ждены начать заку­пать нашу про­дук­цию по новым кон­трак­там и платить уже рыноч­ную цену, а не поку­пать по дешевке, как было по про­грамме ВОУ-НОУ. Но это уже сейчас. А тогда, в тяжелые для атомной про­мыш­лен­но­сти 1990‑е годы, валюта, полу­чен­ная за поставки урана по про­грамме ВОУ-НОУ, помогла выжить не только УЭХК, но и другим пред­при­ятиям отрасли.

Вслед за нами кон­тракты на поставку обо­га­щен­ного урана начали заклю­чать ЭХЗ, СХК, АЭХК. Валюта, которая при­хо­дила за поставку обо­га­щен­ного урана, поз­во­лила не только платить людям зара­бот­ную плату, опла­чи­вать все издер­жки про­из­вод­ства и полу­чать хорошую прибыль, но и под­дер­жи­вать заводы-изго­то­ви­тели, на которых делали цен­три­фуги.

Цен­три­фуги отли­ча­ются от других изделий маши­но­стро­е­ния жесточайшими тре­бо­ва­ни­ями к высокой точ­но­сти изго­то­в­ле­ния всех узлов. И чтобы эту высокую точ­ность полу­чать, необ­хо­димо наличие соот­вет­ству­ю­щего обо­ру­до­ва­ния на заводах-изго­то­ви­те­лях. Сред­ства, посту­пав­шие от реали­за­ции про­граммы ВОУ-НОУ, были в том числе напра­в­лены на закупку высо­ко­тех­ноло­гич­ного ста­ноч­ного обо­ру­до­ва­ния как оте­че­ствен­ного, так и зару­беж­ного про­из­вод­ства.

Помимо заводов, мы помогли выжить и кон­струк­тор­ским бюро. В 1988 году Лев Дмит­ри­е­вич Рябев, министр сред­него маши­но­стро­е­ния, приехал к нам и пред­ло­жил орга­ни­зо­вать научно-про­из­вод­ствен­ное отра­сле­вое пред­при­ятие — взяв себе права глав­ного кон­струк­тора. До этого правами глав­ного кон­струк­тора было наде­лено только Цен­траль­ное кон­струк­тор­ское бюро маши­но­стро­е­ния (ЦКБМ) в Ленин­граде. Для того чтобы ЦКБМ про­дол­жало рабо­тать, его как филиал при­со­е­ди­нили к ЭХЗ и финан­си­ро­вали его работу — фак­ти­че­ски из денег, полу­чен­ных от реали­за­ции про­граммы ВОУ-НОУ, что поз­во­лило это КБ сохра­нить в тяжелые 1990‑е годы. Резю­ми­руя, могу сказать, что про­грамма ВОУ-НОУ, без­у­словно, была уни­каль­ным дого­во­ром.