Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Никитин Николай Иванович

Кон­струк­тор-иссле­до­ва­тель. При­шел в Сверд­лов­ское пред­ста­ви­тельство Кон­трольно-при­ем­ной инспекции (КПИ) из Сверд­НИ­И­химмаша с долж­но­сти кон­струк­тора обо­ру­до­ва­ния для радио­хи­ми­че­ского про­из­вод­ства полу­че­ния плу­то­ния из облу­чен­ного реак­тора. В долж­но­сти инспек­тора КПИ занимался кон­тро­лем каче­ства обо­ру­до­ва­ния на круп­нейших заво­дах Сверд­лов­ска, Ниж­ней Туры и других горо­дов Урала.
Никитин Николай Иванович

Я при­шел в КПИ по при­глаше­нию тогдаш­него руко­во­ди­теля Р. М. Абдульма­нова после 30 лет работы в Сверд­ни­и­химмаше в каче­стве кон­струк­тора-иссле­до­ва­теля и науч­ного сотруд­ника. Мой новый шеф — чело­век-легенда в нашей округе: весьма суро­вый нрав, времени на рас­качку мне не дал ни дня и сразу заса­дил за изу­че­ние ГОСТов, ОСТов, РД и других НТД, а также сори­ен­ти­ро­вал, какое обо­ру­до­ва­ние мне пред­стоит при­нимать в ближайшее время. А это было насос­ное обо­ру­до­ва­ние для ТАЭС в Китае. Задача ослож­ня­лась тем, что при­емка по тре­бо­ва­нию ино­за­каз­чика и ген­под­ряд­чика (АСЭ) должна была про­хо­дить на основе пла­нов каче­ства, чего раньше не было, и в пред­ста­ви­тельстве не было опыта работы по этой тех­но­логии. Парал­лельно меня начали под­клю­чать к при­емке неслож­ных изде­лий в под­кон­троль­ных предпри­я­тиях. Сло­вом, через пол­тора месяца, к моменту окон­ча­ния моей стажи­ровки, в голове у меня была при­лич­ная «каша», и я понял, что попал в «горя­чую точку» борьбы за каче­ство.

Бое­вое креще­ние в каче­стве инспек­тора, я счи­таю, прошел, когда закрыл пер­вые уве­дом­ле­ния о кон­троле каче­ства насоса ОВ-185 Е. Эти изде­лия осо­бенно запом­ни­лись потому, что были пер­выми для меня, как пер­вый ребе­нок для роди­те­лей. За пол­тора года, пока шло изго­тов­ле­ние 14 насо­сов на Уралгид­ро­маше, слу­чи­лось немало кол­ли­зий. Были ошибки в КД и в ТД, про­махи при мех­об­ра­ботке, сварке и другое. Как след­ствие — болез­нен­ные отчеты о несо­от­вет­ствии. Почему-то самые частые ошибки были при мар­ки­ровке. А сколько копий сло­мали, пока не дого­во­ри­лись, как клеймить свар­ные швы на корпусе насоса, не сосчи­тать! Корпус 12 м дли­ной, 2 м в диаметре, сотни швов и деся­ток сварщи­ков. По нашему пред­ложе­нию решили вне­сти изме­не­ние в паспорт и в нем ука­зать все све­де­ния о свар­ных соеди­не­ниях и сварщи­ках в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ями ПНАЭГ-010. Самое при­ме­ча­тель­ное в этой работе, что, несмотря на отста­ва­ние от графика в начале, выпуск насо­сов был закон­чен точно в срок. В марте 2003 г. с завода были отгружены послед­ние насосы. В связи с этим хочется отме­тить, что успех этот был достиг­нут благо­даря кон­струк­тив­ному вза­и­мо­действию всех сто­рон: ино­стран­ного заказ­чика (Китай), ген­под­ряд­чика (Атом­стройэкс­порт), изго­то­ви­теля (Уралгид­ро­маш, Сысерть) и нас — спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной орга­ни­за­ции.

Сле­дующий памят­ный этап в моей работе — кон­троль изго­тов­ле­ния поляр­ных кра­нов для АЭС «Кудан­ку­лам» (Индия) на Уралмаш­за­воде. Изде­лие огром­ное по габа­ри­там (45х14х12 м) и мас­сой около 560 тонн. Про­ек­танты при­сво­или ему 1-й класс без­опас­но­сти и 1-ю катего­рию обес­пе­че­ния каче­ства. Ни до, ни после у нас в пред­ста­ви­тельстве таких слож­ных изде­лий не было. Про­блемы нача­лись уже при состав­ле­нии и согла­со­ва­нии плана каче­ства и про­должа­лись около полу­года. В результате ПК стал состо­ять из 13-ти частей по числу основ­ных круп­ных узлов и крана в целом. Работа закипела с лета 2003 г. и закон­чи­лась только к осени 2005 г. с отста­ва­нием от кон­тракт­ного срока на год. 

Отмечу самые драма­тич­ные моменты при изго­тов­ле­нии. Брак при мех­об­ра­ботке про­лет­ных балок 1-го крана, когда рас­точ­ник неве­ро­ят­ным обра­зом ошибся в коор­ди­на­тах отвер­стий под высо­копроч­ные болты, с помощью кото­рых соби­рался весь мост. Это повлекло задержку изго­тов­ле­ния на 3-4 месяца. Скан­дал на весь завод. Голов­ная боль для всех служб. Кон­струк­торы, тех­но­логи завода и раз­ра­бот­чики крана (ВНИИП­ТМАШ) решали вопрос исправ­ле­ния. Про­из­вод­ство было оза­бо­чено допол­ни­тель­ными объемами работ. Душев­ные травмы потрясли рас­точ­ника и началь­ника БТБ цеха. Пер­вый слег в боль­ницу с сер­деч­ным при­ступом, а вто­рой вообще не пережил этой беды.

Другая про­блема воз­никла с высо­копроч­ным крепе­жом (бол­тами М 24 и 30). Изде­лия Курган­ского завода не выдержали вход­ного кон­троля. Завод был вынуж­ден сме­нить поставщика. А это опять сдвиг срока изго­тов­ле­ния. Краны были собраны и успешно испытаны на заводе с исполь­зо­ва­нием оте­че­ствен­ного крепежа. Однако на площадке АЭС заказ­чик (Индия) исполь­зо­вал крепеж из Герма­нии. Еще одна слож­ность состо­яла в том, что изго­тов­ле­ние одно­временно двух кра­нов шло в нескольких цехах, а наш чело­ве­че­ский ресурс состав­лял тоже две еди­ницы. Работа шла на раз­рыв. Я потом под­счи­тал, что про­вел на заводе за два кален­дар­ных года 330 дней. А это еже­днев­ные поездки из одного конца города в дру­гой и обратно. Благо то, что по вза­им­ной дого­во­рен­но­сти завод помогал своим авто­транспор­том.

Не могу не отме­тить ста­ра­ние завод­чан в этой работе, от ген­ди­рек­тора до рядо­вых испол­ни­те­лей. Удачно сра­бо­тала при этом «могу­чая кучка»: началь­ник ОТК М. Е. При­ма­ченко, его заме­сти­тель А. В. Сави­нов, началь­ник группы ОТК А. С. Хох­лов, пред­ста­ви­тель ВНИИП­ТМАШ А. Б. Вали­тов, глав­ные инже­неры про­ек­тов Ю. В. Стребиж и А. М. Мелен­тьев. Осе­нью 2005 г. послед­ний из 60-ти ваго­нов с докумен­тами и узлами крана ушел в Санкт-Петер­бург для перегрузки на паро­ход и отправки в Индию.

К этому времени нача­лась пере­стройка в нашей орга­ни­за­ции: сна­чала мы были ГУПом, затем ГУ при Концерне, потом слу­чи­лось сли­я­ние с «ЗАЭС». По иро­нии судьбы, когда в пред­ста­ви­тельство при­шло сообще­ние об упразд­не­нии КПИ - 28 декабря 2007 г. - ушел из жизни и наш руко­во­ди­тель, про­ра­бо­тавший в КПИ с 1974 года.

С начала 2008 г. резко уве­ли­чи­лись объемы работ по АЭС, а по радио­хи­мии упали до нуля. Коли­че­ство под­кон­троль­ных предпри­я­тий достигло 10, а в итоге — 2 чело­века и 4 под­ряд­чика в ука­зан­ных про­из­вод­ствах: в Пер­во­уральске на ПНТЗ и в Орен­бурге в ЗАО «АТМ», работу кото­рых кури­ро­вал ведущий спе­ци­а­лист А. В. Буя­вых. С этого года мы начали при­емку на Урал­химмаше обо­ру­до­ва­ния для 4-го блока Бело­яр­ской АЭС — БН-800. Вспоми­нать больно, сколько мы хлеб­нули горя с этим заво­дом. Было там несколько креп­ких руко­во­ди­те­лей во главе с дирек­то­ром по каче­ству А. В. Ромашев­ским, началь­ни­ком 40-го цеха В. И. Вер­бец­ким, масте­рами ОТК Р. П. Михай­ло­вой и О. В. Виха­ре­вой, но были и откро­вен­ные разгиль­дяи. За три года на заводе сме­ни­лось 4 ген­ди­рек­тора. Такое положе­ние не спо­соб­ство­вало успеху. Дохо­дило до того, что во время при­емоч­ной инспекции изде­лие хва­тали и уво­зили на АЭС. При­хожу с обеда, ищу в цехе платформу с узлами опор­ной колонны, а ее нет. При­ш­лось срочно «убеж­дать» нового дирек­тора по каче­ству воз­вра­тить изде­лие на завод для заверше­ния при­емки.

Еще более тяже­лый слу­чай из-за несогла­со­ван­но­сти и некомпе­тент­но­сти руко­вод­ства про­изошел в Орске в 2011 г. на ОАО «ОРМЕО-ЮУМЗ». Завод полу­чил заказ на изго­тов­ле­ние двух кра­нов для Ленинград­ской АЭС. Раз­ра­бот­чи­ком КД ВНИИП­ТМАШ был раз­ра­бо­тан и согла­со­ван план каче­ства. На кон­троль­ную точку «Про­верка готов­но­сти предпри­я­тия к началу изго­тов­ле­ния» собра­лась большая компа­ния: пред­ста­ви­тели Концерна с ЛАЭС, СПбАЭП, ВНИИП­ТМАШа, «ЗАЭС». Комис­сия прошла по заводу, по всем служ­бам, задейство­ван­ным в изго­тов­ле­нии, и собра­лась в каби­нете дирек­тора по каче­ству для форми­ро­ва­ния акта. Тут я задал два вопроса. Один касался отсут­ствия в КД таб­лиц кон­троля свар­ных соеди­не­ний, а вто­рой — нали­чия докумен­тов на мате­ри­алы и импорт­ные комплек­тующие для изде­лия 2-го класса без­опас­но­сти по ОПБ-88 в соот­вет­ствии с реше­нием Кири­енко С.В. — Пули­ков­ского К.В. № 06-4421 от 25.07.2006 и ПнД-404 (ГАН). Тре­бо­ва­лись планы каче­ства, под­лин­ники сер­тифи­ка­тов и раз­реше­ния на при­ме­не­ние. Ока­за­лось, что завод даже не знал об этих тре­бо­ва­ниях, раз­ра­бот­чик КД его заблаго­временно не про­информи­ро­вал, а мате­ри­алы и комплек­тующие давно на месте и ждут запуска в работу. Народ поче­сал затылки, соста­вил акт с мяг­кими форму­ли­ров­ками и пору­чил спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной орга­ни­за­ции, то бишь нам, про­сле­дить выпол­не­ние устра­не­ния заме­ча­ний. Завод решил, что все это ерунда: «Пока идет пере­писка, запу­стим про­из­вод­ство». И запу­стили. К авгу­сту пер­вый кран изго­то­вили и при­глашают нас на при­емку без вся­кого осви­де­тельство­ва­ния промежу­точ­ных точек ПК. Видимо, в каза­чьих краях сохра­нился дух анар­хизма до сих пор. 

О скан­даль­ной ситу­ации было доложено в Концерн. Исто­рия с мате­ри­а­лами рас­тя­ну­лась на два года, а изго­тов­ле­ние вто­рого крана было пору­чено другому предпри­я­тию. С гре­хом попо­лам кран был при­нят и отправ­лен на станцию осе­нью 2013 г. Позд­нее мы еще не раз стал­ки­ва­лись с горе-изго­то­ви­те­лями, когда начали действо­вать пра­вила закупок и про­ве­де­ния тен­де­ров. Заказы стали полу­чать слу­чай­ные и неподго­тов­лен­ные про­из­вод­ства, напри­мер, ЗАО «Теп­ло­тех­но­логия», ЗАО «Проммаш­тех­но­логия» и др. В результате непро­должи­тель­ных кон­так­тов с ними при­хо­ди­лось снимать пору­че­ния Концерна на работы по кон­тролю.

В 2013 г. я закон­чил работу в «ЗАЭС» в связи с выхо­дом на пен­сию. Руко­вод­ство пред­ста­ви­тельством пере­шло к А. В. Буя­вых. До сих пор мне снятся сны, что я опять что-то при­нимаю, а наяву, уже на быто­вом уровне, при покуп­ках в мага­зине иногда при­смат­ри­ваюсь к вещам как инспек­тор КПИ. Для себя сде­лал вывод, что в инспекцию должны при­хо­дить люди с соот­вет­ствующим обра­зо­ва­нием, про­из­вод­ствен­ным опытом кон­струк­тора, иссле­до­ва­теля, с навы­ками кон­тро­лера ОТК и, конечно, с жела­нием рабо­тать. Таких спе­ци­а­ли­стов не гото­вит ни один вуз, и найти ква­лифици­ро­ван­ного спе­ци­а­ли­ста в нашу струк­туру очень сложно. Тол­ко­вого работ­ника про­из­вод­ство не отпус­кает, а с бес­тол­ко­вым — одно муче­ние.