Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Мышинский Александр Михайлович

Заме­сти­тель гене­раль­ного дирек­тора - главный кон­струк­тор ура­но­вых ГЦ НПО «Цен­тро­тех»
Мышинский Александр Михайлович

На ком­би­нат я пришел в 1988 году после окон­ча­ния Ураль­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута. Я окончил меха­нико-маши­но­стро­и­тель­ный факуль­тет и пер­во­на­чально должен был рас­пре­де­литься в службу глав­ного меха­ника УЭХК. Но в про­цессе офор­м­ле­ния мне пред­ло­жили другое место работы: на УЭХК соз­да­ва­лось новое под­раз­де­ле­ние — кон­струк­тор­ское бюро, которое должно было зани­маться раз­ра­бот­кой обо­ру­до­ва­ния и осна­стки для блока раз­ра­бот­чи­ков газовых цен­три­фуг. Фор­ми­ро­вался новый молодой кол­лек­тив. Мне пред­ло­жили войти в него, я согла­сился и начал рабо­тать инже­не­ром-кон­струк­то­ром.

Началь­ни­ком бюро у нас был Ген­на­дий Васи­лье­вич Захаров, опытный, я бы даже сказал, сверх­о­пыт­ный спе­ци­алист, который нас, тогда молодых ребят, собрал под свое крыло, очень многому научил и оказал большое влияние в плане про­фес­си­о­наль­ного ста­но­в­ле­ния. Инже­не­рами мы стали бла­го­даря ему. Он уже давно на пенсии, но своим первым и основ­ным учи­те­лем в про­фес­сии я считаю именно его. Через неболь­шой про­ме­жу­ток времени я уже дорос до руко­во­ди­теля группы, которая зани­ма­лась раз­ра­бот­кой вспо­мо­га­тель­ного обо­ру­до­ва­ния для изго­то­в­ле­ния эле­мен­тов роторов газовой цен­три­фуги.

Я про­ра­бо­тал на пред­при­ятии несколько лет, и начались 1990‑е — период очень сложный для отрасли в целом и для ком­би­ната в част­но­сти, - как, впрочем, и для всей страны. Но я должен сказать, что работа на ком­би­нате в это сложное время в плане соци­аль­ной защи­щен­но­сти была очень хорошо орга­ни­зо­вана. УЭХК, навер­ное, уни­каль­ное пред­при­ятие в атомной отрасли: за весь период 1990‑х годов здесь не было ни одной задер­жки зара­бот­ной платы даже на один день! Зар­плата выда­ва­лась всегда. Поэтому, с одной стороны, 1990‑е годы были непро­стым вре­ме­нем, но с другой стороны, бла­го­даря руко­вод­ству УЭХК, а также тому мощному про­из­вод­ствен­ному и тех­ни­че­скому потен­ци­алу, который был накоп­лен у ком­би­ната, все-таки мы тот кри­зис­ный период пре­о­до­лели и, я считаю, пре­о­до­лели вполне достойно.

Одной из причин, поз­во­лив­шей УЭХК пережить тяжелые 1990‑е, стала про­грамма ВОУ-НОУ. Бла­го­даря этой про­грамме ком­би­нат смог полу­чать ста­биль­ную прибыль и доходы в твердой валюте, что давало воз­мож­ность платить зар­плату тру­до­вому кол­лек­тиву, раз­ви­вать про­из­вод­ство, под­дер­жи­вать смеж­ни­ков и обес­пе­чи­вать нор­маль­ную устой­чи­вую работу и даже раз­ви­тие пред­при­ятия.

Мы участ­во­вали в раз­ра­ботке газовых цен­три­фуг начиная с 7‑го поко­ле­ния машин. Непо­сред­ственно раз­ра­бот­кой самой цен­три­фуги в тот период я не зани­мался; пов­то­рюсь, мы зани­мались раз­ра­бот­кой обо­ру­до­ва­ния для изго­то­в­ле­ния цен­три­фуг. Пер­во­на­чально это было лабо­ра­тор­ное обо­ру­до­ва­ние, которое опро­бо­ва­лось лабо­ра­то­рией цеха УЭХК. И уже в даль­нейшем, на осно­ва­нии работы на этом обо­ру­до­ва­нии, фор­ми­ро­вались тех­ноло­ги­че­ские инструк­ции и регла­менты, которые пере­да­вались вместе с кон­струк­тор­ской доку­мен­та­цией на пред­при­ятия-изго­то­ви­тели, где сначала шла под­го­товка, а затем и орга­ни­за­ция про­из­вод­ства газовых цен­три­фуг.

В основ­ном мы раз­ра­ба­ты­вали обо­ру­до­ва­ние для упроч­не­ния кон­струк­ции ротора. Напри­мер, для запуска в про­из­вод­ство машины 7‑го поко­ле­ния необ­хо­димо было обес­пе­чить изго­то­в­ле­ние высо­ко­мо­дуль­ного угле­род­ного жгута. У нас была соб­ствен­ная раз­ра­ботка — лабо­ра­тор­ная уста­новка гра­фита­ции, на которой мы нау­чи­лись полу­чать высо­ко­мо­дуль­ное угле­род­ное волокно. Затем мы раз­ра­бо­тали про­мыш­лен­ную уста­новку. УЭХК изго­то­вил 72 таких уста­новки, передал их на пред­при­ятие, где соз­да­вался участок по изго­то­в­ле­нию высо­ко­мо­дуль­ного угле­род­ного волокна. Мы своими силами провели монтаж этого обо­ру­до­ва­ния и запу­стили его в про­из­вод­ство.

В тот период было нала­жено изго­то­в­ле­ние волокна для ГЦ‑7, а потом и для ГЦ‑8. Эти цен­три­фуги делались из одних и тех же мате­ри­а­лов. Разница заклю­ча­лась в том, что для цен­три­фуги 8‑го поко­ле­ния была про­ве­дена рас­четно-кон­струк­тор­ская оптими­за­ция, которая поз­во­ляла перейти на большую ско­рость и, соот­вет­ственно, на более высокую про­из­во­ди­тель­ность. Раз­ли­чие между восьмой и седьмой маши­нами было именно в ско­ро­сти, а не в раз­ме­рах. Вообще, срок раз­ра­ботки каждого поко­ле­ния цен­три­фуг соста­в­лял у нас порядка 9–13 лет. Это доста­точно дли­тель­ный срок, но он связан с тем, что про­во­дится большое, если не сказать огром­ное, коли­че­ство испы­та­ний, прежде чем машина пойдет в серию. Ведь ей пред­стоит рабо­тать десяти­лети­ями! И мы должны быть уверены в ее надеж­но­сти, в том, что она на всем про­тя­же­нии экс­плу­а­та­ции будет выда­вать харак­те­ри­стики, изна­чально в нее зало­жен­ные.

Сегодня мы стремимся к тому, чтобы срок пере­хода от машин одного поко­ле­ния к машинам сле­ду­ю­щего поко­ле­ния сокра­щался. Напри­мер, срок пере­хода от ГЦ‑9 к ГЦ‑9+ был зна­чи­тельно меньше, потому что, по сути, это был некий апгрейд машины пре­ды­ду­щего поко­ле­ния. И хотя раз­ра­ботка новых поко­ле­ний машин требует все-таки более дли­тель­ного времени, сокра­ще­ние сроков пере­хода, конечно же, будет. Такого резуль­тата можно достичь за счет при­ме­не­ния циф­ро­вых тех­ноло­гий, а также исполь­зо­ва­ния тех знаний, которые мы уже нако­пили. Многие эле­менты кон­струк­ции не надо будет про­ве­рять и испы­ты­вать. Но тем не менее сами испы­та­ния, прежде чем машина будет сда­ваться при­е­моч­ной комис­сии, потре­буют времени.

Рост про­из­во­ди­тель­но­сти, свя­зан­ный с вне­дре­нием каждой новой серии ГЦ, есте­ствен­ным образом при­во­дит к тому, что для выпуска одного и того же объема про­дук­ции нам тре­бу­ется меньшее коли­че­ство машин. Соот­вет­ственно, мы полу­чаем эко­но­мию в удель­ном изме­ре­нии, то есть раз­де­ле­ние урана ста­но­вится дешевле. И это, соб­ственно, один из основ­ных пока­за­те­лей, который мы стремимся выпол­нять. Наша задача — сделать машину дешевую, но очень надеж­ную. Это каса­ется всех сторон, не только самой газовой цен­три­фуги, но и вспо­мо­га­тель­ного обо­ру­до­ва­ния, которое исполь­зу­ется на экс­плу­а­ти­ру­ю­щих пред­при­ятиях, и экс­плу­а­та­ции, и вывода обо­ру­до­ва­ния из экс­плу­а­та­ции.

В каком напра­в­ле­нии может эво­лю­ци­о­ни­ро­вать кон­струк­ция газовых цен­три­фуг? Мы под­хо­дим к той черте, когда те кон­струк­ци­он­ные мате­ри­алы, которые реально сейчас суще­ствуют и которые прак­ти­че­ски можно исполь­зо­вать, уже близки к пределу своих воз­мож­но­стей. Да, еще есть воз­мож­ность уве­ли­чи­вать ско­рость. Сегодня в контуре Гос­кор­по­ра­ции «Росатом» есть заме­ча­тель­ная ком­па­ния, которая зани­ма­ется раз­ра­бот­кой и выпус­ком угле­род­ных волокон. Мы рабо­таем с ними в тесной связке. Под наши задачи они раз­ра­ба­ты­вают угле­род­ные волокна и нала­жи­вают их выпуск на своих пред­при­ятиях. Поэтому сегодня наше основ­ное напра­в­ле­ние в раз­ви­тии — это переход на более высо­ко­тех­ноло­гич­ные мате­ри­алы, из которых изго­та­в­ли­вают ГЦ. 

К насто­я­щему времени раз­ра­бо­тана машина 10‑го поко­ле­ния. Если гово­рить об ее основ­ных отли­чиях от пре­ды­ду­щих моделей, то это опять же большая про­из­во­ди­тель­ность. В этой уста­новке будут исполь­зо­ваны новые мате­ри­алы на основе угле­род­ного волокна. ГЦ‑10 предъ­я­в­лена при­е­моч­ной комис­сии, которая дала реко­мен­да­цию к изго­то­в­ле­нию опытно-про­мыш­лен­ной партии. И сейчас этот процесс уже запущен. Так что машины 10‑го поко­ле­ния в бли­жайшие несколько лет должны пойти в серийное про­из­вод­ство.

Как главный кон­струк­тор по раз­ра­ботке ура­но­вых газовых цен­три­фуг я сейчас зани­ма­юсь раз­ра­бот­кой машины нового, сле­ду­ю­щего за десятым, поко­ле­ния. В этой работе важна коор­ди­на­ция действий всех служб, свя­зан­ных с раз­ра­бот­кой, с фор­ми­ро­ва­нием задач и тре­бо­ва­ний, - таких, как тех­ни­че­ское задание на саму машину, а также тре­бо­ва­ний к тем мате­ри­а­лам и узлам, которые будут в ней реали­зо­вы­ваться. Если гово­рить об уве­ли­че­нии про­из­во­ди­тель­но­сти цен­три­фуги, то согласно теории раз­де­ле­ния уве­ли­че­ние высоты машины дает линейный прирост про­из­во­ди­тель­но­сти, а уве­ли­че­ние ско­ро­сти — это уже прирост в ква­д­рате. Да, длина тоже поз­во­лит нам уве­ли­чить про­из­во­ди­тель­ность, но здесь уже надо смо­треть, нас­колько это будет затратно с точки зрения пере­на­ладки обо­ру­до­ва­ния заводов, которые выпус­кают газовые цен­три­фуги. Вне­се­ние подоб­ных изме­не­ний в кон­струк­цию ГЦ может потре­бо­вать зна­чи­тель­ных вло­же­ний в модер­ни­за­цию пред­при­ятий-про­из­во­ди­те­лей. Поэтому более правильно идти в рост ско­ро­сти.

Наша основ­ная кузница кадров — это Ураль­ский феде­раль­ный госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет имени первого пре­зи­дента России Б. Н. Ельцина (бывший УПИ), прежде всего выпускники физтеха, чья спе­ци­аль­ность — элек­тро­ника. У нас суще­ствует целое под­раз­де­ле­ние, которое зани­ма­ется раз­ра­бот­кой вспо­мо­га­тель­ного обо­ру­до­ва­ния, СПЧС (спе­ци­али­зи­ро­ван­ных пре­об­ра­зо­ва­те­лей частоты), систем упра­в­ле­ния для пред­при­ятий, — всем этим зани­ма­ются элек­трон­щики. Также мы рабо­таем с НИЯУ МИФИ. Выпускники нашего город­ского вуза (Ново­у­раль­ского тех­ноло­ги­че­ского инсти­тута Наци­о­наль­ного иссле­до­ва­тель­ского ядер­ного уни­вер­си­тета «МИФИ», сокра­щенно НТИ НИЯУ МИФИ) тоже под­пи­ты­вают кадры наших пред­при­ятий. Я считаю, что под­го­товка у них вполне достойная, тем более что мы ста­ра­емся брать моло­дежь после того, как они про­хо­дят у нас прак­тику, а затем у нас же пишут дипломы. Тогда мы можем видеть, нас­колько они под­го­то­в­лены для работы.

После вуза молодым спе­ци­али­стам необ­хо­димо про­дол­жать наби­раться опыта, но уже непо­сред­ственно на пред­при­ятии. У нас такой ори­ен­тир: при­мерно три-пять лет нужно для того, чтобы выпускник вуза вошел в тему, стал квали­фи­ци­ро­ван­ным спе­ци­али­стом и был готов к само­сто­я­тель­ной работе. Сегодня обес­пе­чить этот процесс сложнее, чем раньше; осо­бенно если срав­ни­вать с тем пери­о­дом, когда я начинал рабо­тать. Тогда была система рас­пре­де­ле­ния, все сту­денты попа­дали на рабочие места, за ними закреп­ля­лись настав­ники. Сейчас все считают деньги, и для того, чтобы взять выпускни­ков и под­го­то­вить их к даль­нейшей работе, нужны вакан­т­ные места. Поэтому переход от выпускника до про­фес­си­о­нала несколько изме­нился. Если раньше смена поко­ле­ний про­хо­дила плавно, опытные спе­ци­али­сты учили молодых, а затем уходили на пенсию, то сейчас нужно, чтобы спе­ци­алист уво­лился и поя­ви­лась воз­мож­ность на его место взять выпускника вуза. Вот в этом заклю­ча­ется слож­ность.

В 2021 году у нас было несколько сове­ща­ний по этим вопро­сам, и пре­зи­дент Топ­лив­ной ком­па­нии Наталья Вла­дими­ровна Никипе­лова дала пору­че­ние наби­рать кадры в под­раз­де­ле­ния по раз­ра­ботке газовых цен­три­фуг. Мы это пору­че­ние в течение про­шлого и нынеш­него года выпол­няем, и сейчас у нас нала­дился приток молодых кадров.

На мой взгляд, главный кон­струк­тор должен прежде всего иметь глу­бо­кие знания, опыт, умение рабо­тать с людьми, спо­соб­ность фор­му­ли­ро­вать и ставить пер­во­о­че­ред­ные задачи, ран­жи­ро­вать про­блемы, вза­и­мо­действо­вать с кол­ле­гами на других пред­при­ятиях, а также дово­дить свою позицию до руко­во­ди­те­лей как на пред­при­ятии, так и в упра­в­ля­ю­щей ком­па­нии. Ну и, конечно, воо­ду­ше­влять людей. Чтобы у них был блеск в глазах, желание рабо­тать. Тогда все полу­чится!