Объект «Кратон-3»
Вырос я в большой крестьянской семье, нас было 12 братьев и сестер. Жили достаточно бедно, и только я один из нашей семьи выбился в такую, как говорится, инженерную интеллигенцию. Остальные все пошли другими дорогами – старшая сестра окончила фельдшерско-акушерскую школу, братья из-за войны отучились только в первых классах, кто-то пошел работать трактористом, кто-то работал там, где придется, где просто была работа. Отец умер в 1934 году – у него отказали легкие после отравления газами на первой мировой войне.
С самого начала Великой Отечественной войны я, как и все мальчишки, рвался в армию. К этому времени мне было уже шестнадцать, я учился в железнодорожном училище и много занимался комсомольской работой. Но на фронт меня не брали. Когда наше училище было эвакуировано, я остался в Москве. После того, как немцев от Москвы прогнали и училище вернулось, я стал работать там помощником мастера. Окончив это училище в 1941 году, я стал помощником машиниста. В начале 1943 года, буквально 1 января, мне еще восемнадцати лет не исполнилось, меня призвали в армию – я был отправлен в минометное училище. И вот в начале мая всех нас, все училище подняли по тревоге, посадили в эшелон и погнали на Курскую дугу. Там, на Курской дуге, моя военная карьера и кончилась: ранение, госпиталь. Больше в армию не взяли, половина стопы оказалась оторвана.
Я как профессиональный железнодорожник пошел работать на железную дорогу – был проводником поездов дальнего следования, ездил из Москвы в Тбилиси - восемь суток туда-обратно, был даже начальником поезда. А в мае 1945 года объявили, что война закончилась. Время было тяжелое – поездов мало, людей много, теснота, грязь, драки, поножовщина, и я уже серьезно подумывал об увольнении.
К тому времени наше железнодорожное училище было преобразовано в Люблинский техникум трудовых резервов. Я пришел туда 30 августа, когда прием экзаменов уже закончился, но так как я это училище заканчивал и весь преподавательский и директорский состав были мне знакомы, а я был инвалидом войны, меня сразу зачислили. Группа 30 человек, помню до сих пор все фамилии наизусть. Меня сразу выбрали старостой. Жили и учились мы на полном гособеспечении, включая верхнюю и парадную одежду, жилье, питание. Техникум я окончил с отличием, и встал выбор – куда пойти, куда мне поступать дальше?
Так я оказался в Горном институте – тут и стипендия была больше, да и форма у студентов была с погончиками, похожая на железнодорожную. После окончания Горного института, получив специальность «Горный инженер-электромеханик», я начал проситься на производство, так как надо было помогать моим братьям и сестрам, помогать семье – все бедно жили. Но получилось так, что пришли люди из Министерства среднего машиностроения и «забрали» меня на работу в наш институт.
Вот так, после окончания учебы, с 1955 года я работаю в нашем институте. Сначала работал просто проектировщиком. Проектировали шахтные выработки. Но с 1962 года, когда был введен международный запрет на ядерные взрывы в воздухе, на земле и в воде, а нашему институту было поручено обеспечить проведение взрывов под землей, я стал заниматься проектированием этих подземных ядерных экспериментов. Первый ядерный взрыв был произведен в 1965 году, в Казахстане, на Семипалатинском полигоне, прямо в день моего сорокалетия. В тот день после взрыва образовалось озеро Чаган.
Над программой проведения мирных ядерных взрывов для нужд народного хозяйства мы работали вместе с разными технологическими институтами. Нашей целью было не просто успешное проведение взрывов в мирных целях, но и обеспечение сейсмической и радиационной безопасности.
Я прокатился по всей стране, не был только на Камчатке и на Курильских островах, а так от Минска до Сахалина был везде. Естественно, взрывы осуществлялись в очень сложных условиях, с нашим авторским сопровождением. Представителей нашего института включали в составы госкомиссий, а я, как правило, был заместителем председателя этих комиссий, то есть имел право наложить вето на проведение взрыва.
Из всех проведенных взрывов было только два, так или иначе связанных с аварийной ситуацией: это «Кратон 3» в Якутии и «Глобус 1» в Ивановской области. Объект «Кратон 3» – это достаточно удаленное место, несколько десятков километров до ближайшего населенного пункта. После взрыва прошло восемь секунд, и мы услышали звук, напоминающий рев реактивного самолета, и увидели летящие искры. Спустя несколько минут ветерок повернул, и нас, 79 человек (производственники, военные и обслуживающий персонал), начало накрывать облаком. Полковник из группы военных, сопровождавших взрыв, так растерялся, что не смог командовать. Пришлось практически брать всю инициативу по эвакуации на себя. Сначала я загнал всех с открытой местности в вагончики, но в них защита от такого облучения, конечно, не была предусмотрена. А опасность того, что люди переоблучатся, все нарастала. Стали решать, как нас всех выводить оттуда. Выбрали направление, перпендикулярное ветру, и пошли туда. С нами был один из врачей, который накануне пропорол себе пятку гвоздем, и его пришлось тащить на руках.
Вышли к реке, посчитали – 78 человек – одного не хватает. Оказалось, что нет поварихи. Она прилично поддавала и осталась на месте, даже взрыва не услышала. Восемь человек пошли обратно вытаскивать ее оттуда. И ещё нужно было как-то дать о себе знать. На площадку, где осталось секретное оборудование, документация, все наши запасы и одежда, пришлось снова послать людей. Хорошо, что рация и электростанция работали. Вызвали подмогу, прихватили с собой все, что нужно, еду в металлических банках и две канистры спирта. Вертолет прилетел быстро, но на берегу речки сесть ему было негде. Так вот он завис хвостом над рекой, а людей сажали в вертолет на весу. За четыре рейса забрали нас всех. В поселке, где нас высадили, мы, как смогли, отмылись и жили еще несколько дней. Когда прилетели в Москву, нас всех тут же отправили на обследование.
Я лично ходил к скважине, где был взрыв, и там, конечно, радиация зашкаливала. Хоть я и провел там буквально несколько минут, но, как мне сказали, набрал этой самой «радиации» больше всех.
Во всех работах по мирным ядерным взрывам, которые проводились с нашим авторским сопровождением, участвовали сотрудники НИЛ-11, НИЛ-12 и мы - те, кто проектировал и проводил геологическую часть работ. Чтобы при спуске в скважину ядерного заряда можно было с уверенностью сказать «да, это безопасно», приходилось буквально штудировать тонны технической литературы, следить за новой техникой и научными открытиями, разбираться прилично в геологии, в буровых делах. Мы учились постоянно – у старших наставников, у коллег из других институтов и ведомств. Без этого невозможно хорошо работать.
У каждого человека должен быть интерес к новому. И это новое нужно видеть, использовать и внедрять в наших проектах, в наших научных исследованиях и так далее. У меня остались очень теплые, светлые воспоминания о тех сотрудниках, что были с нами!