Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Адамов Евгений Олегович

Совет­ский и рос­сийский учё­ный, госу­дар­ствен­ный дея­тель. Док­тор тех­ни­че­ских наук, заслужен­ный дея­тель науки и тех­ники РФ. Сегодня - науч­ный руко­во­ди­тель про­екта «Про­рыв» и Научно-иссле­до­ва­тельского и кон­струк­тор­ского инсти­тута энерго­тех­ники им. Дол­лежаля.
Адамов Евгений Олегович

В МАИ я поступил в 1956‑м. В том же году Андрей Тупо­лев (уче­ный, авиа­кон­струк­тор) выдал концеп­ту­аль­ный про­ект летающей атом­ной лабо­ра­то­рии. Его реа­ли­зо­вали к 1961 году. Чуть позд­нее нача­лись работы по при­ме­не­нию ядер­ной энергии для реше­ния кос­ми­че­ских задач. Для про­ек­тов нужны были кадры. На тре­тьем курсе я прошел жесто­чайший кон­курс и попал в группу по этой тема­тике. Так что все полу­чи­лось само собой: это не я из авиации попал в атом­ную отрасль, а атом­ная отрасль расши­ряла свой кон­тур, попол­ня­лась спе­ци­а­ли­стами.

Сей­час воз­рож­да­ется инте­рес к кос­ми­че­ской атом­ной энерге­тике. Есть ли пер­спек­тивы у ядер­ного бук­сира? Серьез­ного осво­е­ния кос­моса без ядер­ной энерге­тики не полу­чится. В пред­ше­ствующие годы мы осва­и­вали око­ло­зем­ное про­стран­ство. Пило­ти­ру­емые кос­ми­че­ские корабли летают на высо­тах до 500 км — ​меньше, чем рас­сто­я­ние от Москвы до Петер­бурга. Добраться даже до пер­вой точки Лагранжа без ядер­ной энерге­тики невозможно. Кос­ми­че­ский ядер­ный бук­сир также нужен для перемеще­ния гру­зов между Зем­лей и Луной при ее коло­ни­за­ции.

Какие атом­ные про­екты я бы назвал глав­ными в своей жизни? Созда­ние системы комплекс­ной авто­ма­ти­за­ции про­ек­ти­ро­ва­ния, про­из­вод­ства и испыта­ний изде­лий вто­рого поко­ле­ния экс­пе­римен­таль­ной базы в Инсти­туте атом­ной энергии им. Кур­ча­това. Изме­ре­ние дозо­вых полей на раз­ру­шен­ном блоке Чер­но­быльской АЭС, что поз­во­лило резко сокра­тить объем пер­во­на­чально про­ек­ти­ро­вавшегося укрытия, сар­кофага, и постро­ить его к концу 1986 года. Отмечу работы по повыше­нию без­опас­но­сти реак­то­ров РБМК после чер­но­быльской ава­рии, сохра­нившие поло­вину нашей ядер­ной энерге­тики, работы по вос­ста­нов­ле­нию ресурса гра­фи­то­вой кладки РБМК после 2013 года. Я добился пере­дачи ответ­ствен­но­сти за ути­ли­за­цию атом­ных под­ло­док Мина­тому от Мино­бо­роны, руко­во­дил раз­ра­бот­кой пер­вой долго­сроч­ной стра­тегии раз­ви­тия атом­ной энерге­тики, одоб­рен­ной пра­ви­тельством страны в 2000 году. Занимаюсь внед­ре­нием робо­то­тех­ники в тех­но­логии замкну­того ядер­ного топ­лив­ного цикла.

Все позна­ется в срав­не­нии. Для сопо­став­ле­ния весьма под­хо­дит ситу­ация на АЭС «Фуку­сима»: там необ­ра­тимо раз­ру­шен не один, а четыре блока, да еще несколько хра­ни­лищ отра­бо­тавшего ядер­ного топ­лива. Сар­кофаг, времен­ное сооруже­ние, защищавшее окружающую среду от вред­ных выбро­сов с Чер­но­быльской АЭС несколько деся­ти­ле­тий, был построен в год ава­рии, серьез­ных про­блем с жид­кими радио­ак­тив­ными отхо­дами в после­дующие годы не было. Работы на «Фуку­симе» про­должаются до сих пор, и время, на кото­рое рас­тя­нется сброс в океан три­ти­е­вой воды, оце­ни­ва­ется еще в 30 лет.

Прямые затраты на устра­не­ние послед­ствий чер­но­быльской ава­рии соста­вили 350 млн. руб­лей, тогда как в Япо­нии они уже пре­вышают 100 млрд. дол­ла­ров. СССР к 1986 году был не в лучшем состо­я­нии, но сохра­нил при­сущую так назы­ва­емым стра­нам авто­ри­тар­ного управ­ле­ния спо­соб­ность концен­три­ро­вать науч­ные, инже­нер­ные и эко­номи­че­ские ресурсы. Слу­чись такое в 1990–2000‑е годы, послед­ствия для страны были бы более тяже­лыми.

Я руко­вожу про­ект­ным направ­ле­нием «Про­рыв» более 30 лет. Уточню. В 1991 году в жур­нале «Атом­ная энергия», а затем в Nucle­ar Engineering and Design были опуб­ли­ко­ваны ста­тьи, с кото­рых и сле­дует вести отсчет работ над новой тех­но­логи­че­ской платформой — ​прак­ти­че­ским замы­ка­нием ядер­ного топ­лив­ного цикла на базе реак­то­ров на быст­рых нейтро­нах. Не слож­ным, а контрпро­дук­тив­ным ока­зался период 2001–2011 годов, когда направ­ле­ние было заброшено. Воз­об­но­ви­лись работы лишь в 2013 году благо­даря Сергею Кири­енко, кото­рый тогда руко­во­дил «Роса­томом». Он и дал про­екту назва­ние «Про­рыв».

В Север­ске сооружа­ется БРЕСТ-ОД‑300 - ​опытно-демон­страци­он­ный быст­рый свинцо­вый реак­тор. Когда можно и нужно начи­нать стро­ить коммер­че­ский реак­тор большой мощ­но­сти? Нуж­но­ — ​в­чера, мож­но­ — ​как только будет закон­чен про­ект БР‑1200 и его обос­но­ва­ние, рас­чет­ное и экс­пе­римен­таль­ное. Полагаю, в 2027 году может быть такая готов­ность. Если, конечно, рабо­тать так же напряженно, как для обос­но­ва­ния рабо­то­спо­соб­но­сти смешан­ного нит­рид­ного уран-плу­то­ни­е­вого топ­лива. За 10 лет под­твер­дили возмож­ность исполь­зо­ва­ния его до мак­сималь­ного выго­ра­ния 9 % тяже­лых атомов.

Если нач­нем стройку в 2027 году, сохра­ним лидер­ство в тех­но­логиях замкну­того топ­лив­ного цикла. В Китае пла­ни­руют запуск блока с реак­то­ром на быст­рых нейтро­нах ана­логич­ной мощ­но­сти к 2035 году. При­чем китайцы наме­рены сразу стро­ить серию из шести — ​восьми бло­ков с при­станци­он­ным топ­лив­ным цик­лом. Идею таких промыш­лен­ных энерго­комплек­сов они поза­им­ство­вали у нас. 

Для успеш­ной работы важна спо­соб­ность достигать результата в задан­ных усло­виях: сроки, сто­и­мость, каче­ство. Упор­ство, кото­рое не сле­дует путать с упрям­ством, надеж­ность и отноше­ние к сво­ему делу как глав­ному в жизни. Не люблю, когда чело­век при­хо­дит со своим мне­нием, а ухо­дит с моим. Зна­чит, не тверд в убеж­де­ниях, не умеет отста­и­вать свою точку зре­ния или не спо­со­бен гене­ри­ро­вать идеи, кото­рые раз­де­лят кол­леги.

В чем сек­рет отлич­ной физи­че­ской формы?  Ге­не­тика и работа. Много при­ме­ров перед гла­зами, когда люди отка­зы­ва­лись от каж­до­днев­ного, иногда изну­ряющего труда и быстро ухо­дили из жизни. Машине предпо­чи­таю обще­ствен­ный транспорт, чтобы выпол­нять норму в 6 тыс. шагов в день. Моя много­лет­няя помощ­ница Люд­мила Пет­ровна Соло­вьева, за пре­дан­ность полу­чившая дефи­ницию Пене­лопа, посто­янно вытас­ки­вает меня то в Дом музыки, то в театр, то на сто­ящую выставку. Новое в художе­ствен­ной лите­ра­туре уже давно не читаю, попол­не­ния обшир­ной биб­лио­теки про­смат­ри­ваю по каса­тель­ной. Зато раз за разом пере­чи­ты­ваю нашу клас­сику: в каж­дый воз­раст­ной период в каче­ствен­ной лите­ра­туре откры­ваются совершенно раз­ные грани. Люблю исто­рию, осо­бенно книги Евге­ния Тарле. Люблю поэ­зию, и какой-нибудь сбор­ник сти­хов Сереб­ря­ного века все­гда под рукой.