Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Адамов Евгений Олегович

Совет­ский и рос­сийский учёный, госу­дар­ствен­ный деятель. Доктор тех­ни­че­ских наук, заслу­жен­ный деятель науки и техники РФ. Сегодня - научный руко­во­ди­тель проекта «Прорыв» и Научно-иссле­до­ва­тель­ского и кон­струк­тор­ского инсти­тута энер­го­тех­ники им. Дол­ле­жаля.
Адамов Евгений Олегович

В МАИ я посту­пил в 1956‑м. В том же году Андрей Туполев (ученый, ави­а­кон­струк­тор) выдал кон­цеп­ту­аль­ный проект лета­ю­щей атомной лабо­ра­то­рии. Его реали­зо­вали к 1961 году. Чуть позднее начались работы по при­ме­не­нию ядерной энергии для решения косми­че­ских задач. Для про­ек­тов нужны были кадры. На третьем курсе я прошел жесточайший конкурс и попал в группу по этой тема­тике. Так что все полу­чи­лось само собой: это не я из авиации попал в атомную отрасль, а атомная отрасль рас­ши­ряла свой контур, попол­ня­лась спе­ци­али­стами.

Сейчас воз­ро­жда­ется интерес к косми­че­ской атомной энер­гетике. Есть ли пер­спек­тивы у ядер­ного буксира? Серьез­ного осво­е­ния космоса без ядерной энер­гетики не полу­чится. В предше­ству­ю­щие годы мы осва­и­вали около­зем­ное про­стран­ство. Пилоти­ру­е­мые косми­че­ские корабли летают на высотах до 500 км — ​меньше, чем рас­сто­я­ние от Москвы до Петер­бурга. Добраться даже до первой точки Лагранжа без ядерной энер­гетики невоз­можно. Косми­че­ский ядерный буксир также нужен для пере­ме­ще­ния грузов между Землей и Луной при ее коло­ни­за­ции.

Какие атомные проекты я бы назвал глав­ными в своей жизни? Соз­да­ние системы ком­плекс­ной авто­ма­ти­за­ции про­ек­ти­ро­ва­ния, про­из­вод­ства и испы­та­ний изделий второго поко­ле­ния экс­пе­ри­мен­таль­ной базы в Инсти­туте атомной энергии им. Кур­ча­това. Изме­ре­ние дозовых полей на раз­ру­шен­ном блоке Чер­но­быль­ской АЭС, что поз­во­лило резко сокра­тить объем пер­во­на­чально про­ек­ти­ро­вав­ше­гося укрытия, сар­ко­фага, и постро­ить его к концу 1986 года. Отмечу работы по повы­ше­нию безо­пас­но­сти реак­то­ров РБМК после чер­но­быль­ской аварии, сохра­нив­шие поло­вину нашей ядерной энер­гетики, работы по вос­ста­но­в­ле­нию ресурса гра­фи­то­вой кладки РБМК после 2013 года. Я добился пере­дачи ответ­ствен­но­сти за ути­ли­за­цию атомных под­ло­док Мина­тому от Мино­бо­роны, руко­во­дил раз­ра­бот­кой первой дол­го­сроч­ной стра­те­гии раз­ви­тия атомной энер­гетики, одо­брен­ной прави­тель­ством страны в 2000 году. Зани­ма­юсь вне­дре­нием робо­то­тех­ники в тех­ноло­гии зам­кну­того ядер­ного топ­лив­ного цикла.

Все позна­ется в срав­не­нии. Для сопо­ста­в­ле­ния весьма под­хо­дит ситу­а­ция на АЭС «Фуку­сима»: там необра­тимо раз­ру­шен не один, а четыре блока, да еще несколько хра­ни­лищ отра­бо­тав­шего ядер­ного топлива. Сар­ко­фаг, вре­мен­ное соо­ру­же­ние, защи­щав­шее окру­жа­ю­щую среду от вредных выбро­сов с Чер­но­быль­ской АЭС несколько десяти­летий, был построен в год аварии, серьезных проблем с жидкими ради­о­ак­тив­ными отхо­дами в после­ду­ю­щие годы не было. Работы на «Фуку­симе» про­дол­жа­ются до сих пор, и время, на которое рас­тя­нется сброс в океан три­ти­е­вой воды, оце­ни­ва­ется еще в 30 лет.

Прямые затраты на устра­не­ние послед­ствий чер­но­быль­ской аварии составили 350 млн. рублей, тогда как в Японии они уже пре­вы­шают 100 млрд. дол­ла­ров. СССР к 1986 году был не в лучшем состо­я­нии, но сохра­нил при­су­щую так назы­ва­е­мым странам авто­ритар­ного упра­в­ле­ния спо­соб­ность кон­цен­три­ро­вать научные, инже­нер­ные и эко­но­ми­че­ские ресурсы. Случись такое в 1990–2000‑е годы, послед­ствия для страны были бы более тяже­лыми.

Я руко­вожу про­ек­т­ным напра­в­ле­нием «Прорыв» более 30 лет. Уточню. В 1991 году в журнале «Атомная энергия», а затем в Nucle­ar Engineering and Design были опу­б­ли­ко­ваны статьи, с которых и следует вести отсчет работ над новой тех­ноло­ги­че­ской плат­фор­мой — ​прак­ти­че­ским замы­ка­нием ядер­ного топ­лив­ного цикла на базе реак­то­ров на быстрых нейтро­нах. Не сложным, а кон­тр­про­дук­тив­ным ока­зался период 2001–2011 годов, когда напра­в­ле­ние было забро­шено. Воз­о­б­но­ви­лись работы лишь в 2013 году бла­го­даря Сергею Кири­енко, который тогда руко­во­дил «Роса­то­мом». Он и дал проекту назва­ние «Прорыв».

В Север­ске соо­ру­жа­ется БРЕСТ-ОД‑300 - ​опытно-демон­стра­ци­он­ный быстрый свин­цо­вый реактор. Когда можно и нужно начи­нать строить ком­мер­че­ский реактор большой мощ­но­сти? Нужно — ​вчера, можно — ​как только будет закон­чен проект БР‑1200 и его обо­с­но­ва­ние, рас­чет­ное и экс­пе­ри­мен­таль­ное. Полагаю, в 2027 году может быть такая готов­ность. Если, конечно, рабо­тать так же напря­женно, как для обо­с­но­ва­ния рабо­то­с­по­соб­но­сти сме­шан­ного нит­рид­ного уран-плу­то­ни­е­вого топлива. За 10 лет под­твер­дили воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния его до мак­си­маль­ного выго­ра­ния 9 % тяжелых атомов.

Если начнем стройку в 2027 году, сохра­ним лидер­ство в тех­ноло­гиях зам­кну­того топ­лив­ного цикла. В Китае пла­ни­руют запуск блока с реак­то­ром на быстрых нейтро­нах ана­ло­гич­ной мощ­но­сти к 2035 году. Причем китайцы наме­рены сразу строить серию из шести — ​восьми блоков с при­стан­ци­он­ным топ­лив­ным циклом. Идею таких про­мыш­лен­ных энер­го­ком­плек­сов они поза­им­ство­вали у нас.

Для успеш­ной работы важна спо­соб­ность дости­гать резуль­тата в задан­ных усло­виях: сроки, сто­и­мость, каче­ство. Упор­ство, которое не следует путать с упрям­ством, надеж­ность и отно­ше­ние к своему делу как глав­ному в жизни. Не люблю, когда человек при­хо­дит со своим мнением, а уходит с моим. Значит, не тверд в убе­жде­ниях, не умеет отста­и­вать свою точку зрения или не спо­со­бен гене­ри­ро­вать идеи, которые раз­де­лят коллеги.

В чем секрет отлич­ной физи­че­ской формы?  Генетика и работа. Много при­ме­ров перед глазами, когда люди отка­зы­вались от каж­до­д­нев­ного, иногда изну­ря­ю­щего труда и быстро уходили из жизни. Машине пред­по­читаю обще­ствен­ный тран­с­порт, чтобы выпол­нять норму в 6 тыс. шагов в день. Моя мно­го­лет­няя помощ­ница Людмила Пет­ровна Соло­вьева, за пре­дан­ность полу­чив­шая дефи­ни­цию Пене­лопа, посто­янно вытас­ки­вает меня то в Дом музыки, то в театр, то на стоящую выставку. Новое в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре уже давно не читаю, попол­не­ния обшир­ной биб­ли­о­теки про­сма­т­ри­ваю по каса­тель­ной. Зато раз за разом пере­чи­ты­ваю нашу клас­сику: в каждый воз­раст­ной период в каче­ствен­ной лите­ра­туре откры­ва­ются совер­шенно разные грани. Люблю историю, осо­бенно книги Евгения Тарле. Люблю поэзию, и какой-нибудь сборник стихов Сере­бря­ного века всегда под рукой.