Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Юрков Михаил Васильевич

Вете­ран атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти. Начи­нал тру­до­вой путь с долж­но­сти инже­нера завода ядер­ного при­бо­ро­стро­е­ния (завод при­бо­ро­стро­е­ния «Элек­трон), затем - заме­сти­тель началь­ника ОРБ на Смо­лен­ской АЭС. Участ­ник лик­ви­дации послед­ствий ава­рии на ЧАЭС.
Юрков Михаил Васильевич

Впер­вые с атом­ной отрас­лью я столк­нулся в 1960 году, сам того даже не подо­зре­вая. Мне было 19. Нас, группу выпуск­ни­ков Сара­тов­ского гео­лого­раз­ве­доч­ного тех­ни­кума, напра­вили на пред­диплом­ную прак­тику на юго-восток Казах­стана, в уще­лье Текели. В горах разме­стили в лагере, где мы занима­лись гео­де­зи­че­ской съем­кой. То, что это был Сред­маш и что мы искали ура­но­вые руды, я понял только спу­стя несколько лет, когда уже серьезно рабо­тал в отрасли. Да это и понятно, атом­ная промыш­лен­ность была засек­ре­чена, никто нам ничего не рас­ска­зы­вал.

После защиты диплома меня напра­вили рабо­тать на север, в гео­лого-поис­ко­вую экс­пе­дицию в Коми АССР. В тресте «Ухта­неф­тега­з­раз­ведка» я про­ра­бо­тал до октября 1961 года, пока не при­звали в армию. Попал на Тихо­оке­ан­ский флот. Именно служба на флоте и опре­де­лила мой даль­нейший тру­до­вой путь, кото­рый 44 года был свя­зан с дозимет­рией. На Даль­нем Востоке на о. Рус­ский в учеб­ном отряде при­об­рел спе­ци­аль­ность мастера-дозимет­ри­ста. После учебки рас­пре­де­лили в ремонт­ную бригаду масте­ром-дозимет­ри­стом под Вла­ди­во­сток. Занима­лись мы обслужи­ва­нием баз атом­ных под­вод­ных лодок на Тихо­оке­ан­ском флоте, ремон­ти­ро­вали судо­вые дозимет­ри­че­ские при­боры. С нами рабо­тали граж­дан­ские инже­неры-элек­тронщики, как позд­нее выяс­ни­лось — работ­ники Мин­сред­маша. Вме­сте с ними я иско­ле­сил все побе­режье Даль­него Востока. Во флоте, как и в атом­ной энерге­тике, глав­ный при­о­ри­тет — без­опас­ность. Напри­мер, атом­ная под­вод­ная лодка — та же мини-АЭС, здесь несет службу пер­со­нал реак­тор­ного, хими­че­ского и других цехов. Кол­лек­тив должен быть пси­хо­логи­че­ски подго­тов­лен, поскольку вахты под водой иногда длятся по 3 месяца. Как и в граж­дан­ской энерге­тике, здесь важна команд­ная работа, чтобы решать глав­ную задачу — обес­пе­чи­вать защиту мор­ских рубежей нашей Родины. Мы можем гор­диться рос­сийским фло­том, кото­рый обла­дает новейшим вооруже­нием, тех­ни­кой, пере­до­выми тех­но­логи­ями и ква­лифици­ро­ван­ными кад­рами.

Дозимет­рия очень увлекла. В то время шло бур­ное раз­ви­тие и ста­нов­ле­ние атом­ного флота. Старшие сослуживцы узнали, что в Уральском поли­тех­ни­че­ском инсти­туте есть кафедра «Дозимет­рия и защита», взяли направ­ле­ние из армии и решили там про­должить учебу. По их совету в 1965 году я также поступил в Уральский поли­тех и стал сту­ден­том одного из лучших вузов страны. По окон­ча­нии инсти­тута был направ­лен на завод ядер­ного при­бо­ро­стро­е­ния в город Жел­тые воды (Дне­про­пет­ров­ская область). Моло­дых спе­ци­а­ли­стов при­нимали с радо­стью. Сна­чала посе­лили в общежи­тие, месяца через три дали жилье. Усло­вия создали ска­зоч­ные, соци­аль­ная сфера в городе была очень раз­вита. Осва­и­вать про­фес­сию помогали опыт­ные спе­ци­а­ли­сты предпри­я­тия, кото­рые рабо­тали в ЗАТО Урала, Сибири и Челя­бин­ской обла­сти, в так назы­ва­емых номер­ных закрытых горо­дах. Я и мои това­рищи попали в кон­струк­тор­ский отдел. Нам сразу же дали долж­но­сти ведущих инже­не­ров. Мы быстро адап­ти­ро­ва­лись в кол­лек­тиве и вошли в строй. Созда­вали системы ради­аци­он­ного кон­троля реак­тора для атом­ных под­вод­ных лодок.

На заводе царила желез­ная дис­ци­плина, можно даже ска­зать — воен­ная, люди не рас­слаб­ля­лись, но в то же время это был друж­ный, спа­ян­ный кол­лек­тив. Для тех, кто хорошо рабо­тал и стремился чего-то достичь, карьер­ный рост на заводе был очень стреми­тель­ный. К нам неод­но­кратно при­езжал леген­дар­ный министр Сред­него маши­но­стро­е­ния Слав­ский. Он даже вру­чал мне награды как побе­ди­телю соц­со­рев­но­ва­ний. Когда жал руку, от души улы­бался. Ефим Пав­ло­вич запом­нился мне на всю жизнь. Этот коре­на­стый, уве­рен­ный в себе, очень доб­роже­ла­тель­ный чело­век радел не только за про­из­вод­ство, но и за людей, кото­рые рабо­тают в отрасли. Там, где он появ­лялся, воз­ни­кали города-оазисы, соц­культ­быт и жиз­нен­ные усло­вия в кото­рых были исклю­чи­тель­ные, не свойствен­ные совет­скому времени. Тепло вспоми­наю годы работы в Сред­маше, кото­рый стал для меня насто­ящей шко­лой жизни.