Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Воскресенский Юрий Кондратьевич

Вете­ран атом­ной энерге­тики, участ­ник стро­и­тельства, и, впо­след­ствии, пер­вый дирек­тор Кур­ской АЭС
Воскресенский Юрий Кондратьевич

Свой тру­до­вой путь в атом­ной отрасли я начи­нал в 1952 году на Сибир­ском хими­че­ском ком­би­нате, где про­ра­бо­тал до 1968 года — прошел путь от началь­ника смены ТЭЦ до глав­ного инже­нера предпри­я­тия. Затем меня пере­вели в Минэнерго СССР и напра­вили стро­ить Кур­скую АЭС.

При­ме­ча­тель­ным в исто­рии предпри­я­тия, важ­ного для раз­ви­тия отрасли в плане мир­ного исполь­зо­ва­ния атом­ной энергии, счи­таю тот факт, что заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера в дирекции Кур­ской АЭС с пер­вых дней ее обра­зо­ва­ния рабо­тал Лео­нид Алек­се­е­вич Юров­ский — уче­ный, лау­реат Госу­дар­ствен­ной премии, прошед­ший большую школу совмест­ной работы с И. В. Кур­ча­то­вым и А. П. Алек­сан­дро­вым.

Л. А. Юров­ский имел большой авто­ри­тет в высших кругах атом­ной отрасли. Вспоми­наю такой эпи­зод. Мы с ним участ­вуем в работе тех­ни­че­ского совета Кур­ча­тов­ского инсти­тута, рас­смат­ри­ваются вопросы повыше­ния надеж­но­сти глав­ных цир­ку­ляци­он­ных насо­сов уста­но­вок с реак­то­рами РБМК-1000. Зал пол­ный, захо­дит А. П. Алек­сан­дров, общее при­вет­ствие для всех собравшихся. Далее ака­демик заме­чает в зале Л. А. Юров­ского, под­хо­дит к нему для пер­со­наль­ного при­вет­ствия. В ходе работы совета сле­дуют неод­но­крат­ные обраще­ния пред­се­да­тельствующего к Л. А. Юров­скому по обсуж­да­емым про­блемам.

Именно при актив­ном уча­стии Л. А. Юров­ского, Т. П. Нико­ла­ева, А. П. Немытова пер­во­на­чаль­ный про­ект пер­вой оче­реди Кур­ской атом­ной элек­тро­станции был пере­ра­бо­тан. Тех­ни­че­ским руко­во­ди­те­лем стро­и­тельства (глав­ным инже­не­ром) в системе дирекции был назна­чен А. П. Немытов, участ­во­вавший в ее стро­и­тельстве с пер­вого колышка. В после­дующие годы он рабо­тал заме­сти­те­лем дирек­тора Кур­ской АЭС по капи­таль­ному стро­и­тельству. Алек­сандр Пав­ло­вич сыг­рал в орга­ни­за­ции стро­и­тель­ного процесса огром­ную роль. Он прошел большую школу в Мин­сред­маше СССР, участ­во­вал в стро­и­тельстве пер­вого атом­ного реак­тора промыш­лен­ного типа в Том­ске. Там же он воз­во­дил теп­ло­вую станцию, в то время вто­рую по мощ­но­сти в Совет­ском Союзе. Неко­то­рое время рабо­тал в Сред­ней Азии на стро­и­тельстве стар­то­вых ракет­ных площа­док. Алек­сан­дру Пав­ло­вичу в Мин­сред­маше СССР была пред­ложена работа на пре­стиж­ных строй­ках мини­стер­ства, но он выбрал Кур­скую АЭС, где и пока­зал свои про­фес­си­о­наль­ные спо­соб­но­сти и харак­тер. При непо­сред­ствен­ном уча­стии А. П. Немытова все четыре энерго­блока Кур­ской АЭС были вве­дены в экс­плу­а­тацию, рос и хорошел город-спут­ник Кур­ча­тов.

Почему воз­никла необ­хо­димость стро­и­тельства Кур­ской АЭС? Дело в том, что в 60-е годы прошлого сто­ле­тия в цен­траль­ных обла­стях Рос­сии наме­тился зна­чи­тель­ный подъем элек­тропо­треб­ле­ния в связи с раз­ви­тием про­из­водств на базе желе­зо­руд­ных место­рож­де­ний. Шло раз­ви­тие Цен­траль­ного Чер­но­земья. Начи­на­лось осво­е­ние Кур­ской маг­нит­ной ано­ма­лии, раз­ви­ва­лись сельское хозяйство, промыш­лен­ность в Кур­ске и других горо­дах реги­она. Поэтому ни для кого не было неожи­дан­но­стью, что в Кур­ской обла­сти будет стро­иться круп­ная элек­тро­станция. Она пона­чалу была задумана как теп­ло­вая станция на камен­ном угле донец­кого место­рож­де­ния. В составе пер­вой оче­реди преду­смат­ри­ва­лось стро­и­тельство двух бло­ков мощ­но­стью по 400 МВт.

Киев­ское отде­ле­ние инсти­тута «Теп­лоэлек­тропро­ект» Минэнерго СССР при­ступило к про­ве­де­нию про­ект­ных и изыс­ка­тельских работ. Кури­ро­ва­ние про­ек­ти­ро­ва­ния было воз­ложено на энерге­ти­че­ское Управ­ле­ние «Кур­скэнерго». При­нимая во внима­ние нали­чие вод­ных ресур­сов реки Сейм и транспорт­ной желез­но­до­рож­ной связи, площадка будущей ГРЭС была выбрана на левом берегу Сейма, вблизи желез­ной дороги и насе­лен­ного пункта Ива­нино.

В ходе про­ек­ти­ро­ва­ния Кур­ской ГРЭС стало ясно, что орга­ни­че­ского топ­лива для нее нет. Донец­кий уголь­ный бас­сейн исчерпал свои мощ­но­сти, а заво­зить уголь из Вор­куты или Куз­басса эко­номи­че­ски не целе­со­об­разно. Пра­ви­тельством было при­нято реше­ние стро­ить элек­тро­станцию в Кур­ской обла­сти на ядер­ном топ­ливе. К тому времени в стране был накоп­лен неко­то­рый опыт работы атом­ных элек­тро­станций. В новой энерге­ти­че­ской отрасли широко исполь­зо­вался опыт созда­ния и экс­плу­а­тации реак­тор­ных уста­но­вок в атом­ной промыш­лен­но­сти. К постав­кам обо­ру­до­ва­ния для атом­ных элек­тро­станций, с исполь­зо­ва­нием отра­бо­тан­ных тех­но­логий в атом­ной промыш­лен­но­сти, было готово и оте­че­ствен­ное маши­но­стро­е­ние.

Стро­ить серию атом­ных элек­тро­станций в цен­траль­ных райо­нах страны было пору­чено Минэнерго СССР. Однако пере­дача от Мин­сред­маша СССР всего комплекса работ, от про­ек­ти­ро­ва­ния и стро­и­тельства до экс­плу­а­тации, в систему Минэнерго СССР созда­вала труд­но­сти при созда­нии Кур­ской АЭС — голов­ной атом­ной элек­тро­станции с реак­то­ром типа РБМК. Орга­ни­за­ции и предпри­я­тия Минэнерго СССР не имели подоб­ного опыта.

Дирекция стро­ящейся Кур­ской АЭС была обра­зо­вана в январе 1968 года. В это же время на площадке вблизи желез­но­до­рож­ной станции Лукашевка во времен­ных помеще­ниях раз­во­ра­чи­вала работу стро­и­тель­ная орга­ни­за­ция, созда­ва­емая на базе Воро­неж­ского тре­ста «Атомэнерго­строй». Пер­вым на стро­и­тель­ную площадку при­был глав­ный инже­нер стро­и­тель­ного Управ­ле­ния Кур­ской АЭС В. А. Коро­левцев, имевший опыт стро­и­тельства подоб­ных объек­тов на Ново­во­ро­неж­ской АЭС.

В. А. Коро­левцев много сил, труда и зна­ний при­ложил на созда­ние рабо­то­спо­соб­ного кол­лек­тива, в корот­кое время нала­дил про­из­вод­ствен­ный процесс на воз­ве­де­нии объек­тов жиз­не­обес­пе­че­ния будущей гигант­ской стройки. Тех­ни­че­скому штабу стройки, возглав­ля­емому В. А. Коро­левце­вым в началь­ный период, можно дать высо­кую оценку.

Стро­и­те­лям, как гово­рится, все при­ш­лось начи­нать с чистого листа. В Кур­ской обла­сти не было необ­хо­димых предпри­я­тий стро­и­тель­ной инду­стрии, спо­соб­ных обес­пе­чить сооруже­ние таких тех­ни­че­ски слож­ных объек­тов, как атом­ная элек­тро­станция.

Работы на стро­и­тельстве раз­во­ра­чи­ва­лись в начале года, когда мате­ри­аль­ные ресурсы были рас­пре­де­лены, и Кур­ская АЭС оста­лась без транспорта и стро­и­тель­ной тех­ники. Пер­вый парк стро­и­тель­ных машин был сформи­ро­ван сельскими хозяйствами района, пере­давшими стройке более десятка гру­зо­вых авто­машин, прошед­ших капи­таль­ный ремонт.

В ско­ром времени вблизи поселка Ива­нино вырос пер­вый горо­док стро­и­те­лей. Возгла­вили стройку моло­дые стро­и­тели, прошед­шие школу Ново­во­ро­неж­ской АЭС и круп­ных строек в системе Минэнерго СССР. Во многие под­раз­де­ле­ния стро­и­те­лей вли­лись бывшие работ­ники сосед­них кол­хо­зов и предпри­я­тий.

Адми­ни­страция Льгов­ского района, руко­во­ди­тели кол­хо­зов и предпри­я­тий активно содейство­вали ста­нов­ле­нию все­на­род­ной стройки. Район при­нял в свою семью пер­вых стро­и­те­лей, обес­пе­чил медицин­ское обслужи­ва­ние работ­ни­ков стройки, пита­ние, обу­че­ние детей в шко­лах. Несмотря на опре­де­лен­ные труд­но­сти в комплек­то­ва­нии кол­лек­тива стро­и­те­лей, в довольно корот­кое время на стро­и­тельстве Кур­ской АЭС был создан про­фес­си­о­наль­ный кол­лек­тив, спо­соб­ный решать большие задачи по обес­пе­че­нию ввода в действие четырех энерго­бло­ков АЭС.

А в 1968 году перед стро­и­те­лями сто­яла задача — раз­вер­нуть стро­и­тельство, завершить в корот­кий срок, так назы­ва­емый, подго­то­ви­тель­ный период. Необ­хо­димо было выпол­нить про­ект­ные и стро­и­тельно-мон­таж­ные работы по объек­там энерго­снабже­ния, обес­пе­чить транспорт­ные комму­ни­кации, связь. Необ­хо­димо было в пер­во­оче­ред­ном порядке вве­сти в объекты стро­и­тель­ной базы и мон­таж­ных под­раз­де­ле­ний, в том числе домо­стро­и­тель­ный ком­би­нат, раз­вер­нуть стро­и­тельство жилого поселка.

Доб­рым сло­вом вспоми­наю глав­ного инже­нера З. Г. Гамри­кели (сме­нившего на этом посту Коро­левцева), спо­соб­ного рабо­тать на стро­и­тель­ной площадке почти круг­лые сутки, Е. В. Ипа­това - одного из руко­во­ди­те­лей стройки, про­фес­си­о­наль­ного стро­и­теля, уме­лого коман­дира про­из­вод­ства. Сегодня город Кур­ча­тов — один из лучших благо­устро­ен­ных горо­дов Кур­ской обла­сти, и в этом большая его заслуга.

Со всех концов страны на стройку ехали спе­ци­а­ли­сты. На стро­и­тельство водо­хра­ни­лища при­был один из опыт­нейших гид­роме­ха­ни­за­то­ров И. Я. Пис­ку­нов. Его сно­ровка и уме­ние поз­во­ляли решать слож­ные задачи, кото­рые то и дело воз­ни­кали на этом в участке. За тру­до­вые успехи в стро­и­тельстве Кур­ской АЭС Пис­ку­нов награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Знамени.

На мон­таже пер­вой тур­бины рабо­тали Герой Соци­а­ли­сти­че­ского труда В. К. Марущак и И. В. Иль­ченко, до кур­ской стройки они потру­ди­лись на воз­ве­де­нии энерге­ти­че­ских объек­тов во многих реги­о­нах страны.

Дирекция стро­ящейся Кур­ской АЭС при­ступила к работе в необыч­ных усло­виях. Кол­лек­тив дирекции с пер­вых дней столк­нулся с колос­саль­ными труд­но­стями. На площадке раз­во­ра­чи­ва­ется стро­и­тельство и одно­временно при­нима­ется реше­ние дирек­тив­ных орга­нов страны о пере­даче про­ек­ти­ро­ва­ния Кур­ской атом­ной элек­тро­станции от Ленинград­ского инсти­тута «Теп­лоэлек­тропро­ект» Минэнерго СССР вновь создан­ному отде­ле­нию по про­ек­ти­ро­ва­нию атом­ных элек­тро­станций в Мос­ков­ском инсти­туте «Гид­ропро­ект» того же мини­стер­ства. Это отде­ле­ние инсти­тута и в даль­нейшем занима­лось про­ек­ти­ро­ва­нием АЭС с реак­то­рами РБМК (Чер­но­быльской и Смо­лен­ской АЭС).

Про­ек­ти­ро­ва­ние «реак­тор­ной» части пер­вой оче­реди элек­тро­станции было пере­дано Мин­сред­машу СССР. Новый про­ект раз­ра­ба­ты­вался в усло­виях, когда стройка, как гово­рится, на ходу и уже выде­лены мате­ри­аль­ные ресурсы. Появ­ле­ние нового про­екта создало серьез­ные труд­но­сти. Но это реше­ние было вынуж­ден­ным, так как утвер­жден­ный ранее про­ект, раз­ра­бо­тан­ный про­ект­ными орга­ни­за­ци­ями Минэнерго СССР, не мог быть реа­ли­зо­ван. Про­ект Кур­ской АЭС преду­смат­ри­вал размеще­ние двух атом­ных реак­то­ров в одном зале. Стро­и­тельство и мон­таж вто­рого реак­тора предпо­лага­лось вести рядом с действующим пер­вым бло­ком. Такого на атом­ной станции с реак­то­ром, на кото­ром перегрузка топ­лив­ных сбо­рок ведется на рабо­чем режиме, быть не могло по опре­де­ле­нию.

Успехи в стро­и­тельстве слож­ных тех­но­логи­че­ских уста­но­вок — атом­ного реак­тора элек­три­че­ской мощ­но­стью 1 млн. кВт и тур­бо­уста­но­вок мощ­но­стью по 500 тыс. кВт, стали возмож­ными благо­даря актив­ному уча­стию в работе на всех ста­диях стро­и­тельства спе­ци­а­ли­стов-тех­но­логов, кото­рые впо­след­ствии соста­вили ядро экс­плу­а­таци­он­ного пер­со­нала. Самый весо­мый вклад в созда­ние Кур­ской атом­ной станции внес Том Пет­ро­вич Нико­лаев. Он сыг­рал выдающуюся роль в про­ек­ти­ро­ва­нии, кури­ро­ва­нии стро­и­тельно-мон­таж­ных работ и наладке уста­но­вок Кур­ской АЭС, в созда­нии про­фес­си­о­наль­ного кол­лек­тива экс­плу­а­таци­он­ни­ков. Том Пет­ро­вич при­е­хал на стро­и­тельство Кур­ской АЭС, имея за пле­чами колос­саль­ный опыт работы на промыш­лен­ных реак­тор­ных уста­нов­ках в Челя­бин­ске и Том­ске, где он был глав­ным инже­не­ром одного из предпри­я­тий. Реак­тор уран-гра­фи­то­вый каналь­ный он знал, как никто дру­гой. Знал и его про­блем­ные сто­роны. Мне при­хо­ди­лось сотруд­ни­чать с Том Пет­ро­ви­чем в Том­ске, и не воз­ни­кало сомне­ний, что это тот спе­ци­а­лист, кото­рой так нужен на Кур­ской АЭС.

О его положи­тель­ных каче­ствах можно гово­рить много. Оста­нов­люсь на таком при­мере, о кото­ром мало кто знает. Том Пет­ро­вич понимал, что энерго­блок с реак­то­ром РБМК потре­бует колос­саль­ных уси­лий, чтобы обес­пе­чить его надеж­ную и без­опас­ную экс­плу­а­тацию. Испытав на себе все труд­но­сти работы на подоб­ных аппа­ра­тах, Том Пет­ро­вич не при­нял пер­во­на­чально мое пред­ложе­ние о пере­езде на Кур­скую землю, да и руко­вод­ство Мин­сред­маша СССР не изъяв­ляло жела­ние давать согла­сие на его пере­вод в Минэнерго СССР. В Москве состо­я­лась оче­ред­ная наша встреча, на кото­рой Том Пет­ро­вич все-таки решился на пере­езд на Кур­скую АЭС, сославшись на тот факт, что моло­дые инже­неры, рабо­тавшие ранее на атом­ных объек­тах и на Сибир­ской атом­ной элек­тро­станции (на Том­ском хими­че­ском ком­би­нате) вли­лись в кол­лек­тив Кур­ской АЭС, и он, знавший немного больше о пред­сто­ящих про­блемах и труд­но­стях, не вправе им не помочь. Это ли не уважи­тель­ное отноше­ние к своим кол­легам и това­рищам!

Предпо­лага­лась большая работа по учету в про­екте реак­тор­ной уста­новки Кур­ской АЭС того опыта, кото­рый был нара­бо­тан на стро­и­тельстве пер­вой оче­реди Ленинград­ской АЭС, сооруже­ние кото­рой велось орга­ни­за­ци­ями Мин­сред­маша СССР. Том Пет­ро­вич про­во­дил экс­пер­тизу реак­тор­ной уста­новки РБМК-1 ООО для Ленинград­ской АЭС и был, как никто дру­гой, готов к этой работе. Тре­бо­ва­лось мак­симально учесть изме­не­ния в про­екте, выте­кающие при созда­нии Ленинград­ского блока. Такая работа была успешно про­ве­дена.

Во время стро­и­тельства Кур­ская АЭС вхо­дила в систему «Гла­ва­томэнерго» Минэнерго СССР. Работ­ники главка счи­тали нашу стройку одной из при­о­ри­тет­ных и вся­че­ски помогали ее ста­нов­ле­нию. Особо отмечу роль одного из ведущих спе­ци­а­ли­стов — атомщи­ков А. Н. Григо­рянца — началь­ника главка, Л. М. Воро­нина — глав­ного инже­нера, Д. С. Заха­рова — кура­тора стро­ящейся Кур­ской АЭС. Дмит­рий Семе­но­вич Заха­ров один из круп­нейших спе­ци­а­ли­стов по стро­и­тельству особо важ­ных и слож­ных объек­тов в нашей стране. На его счету стро­и­тельство Челя­бин­ского метал­лурги­че­ского ком­би­ната, сооруже­ние кото­рого велось в суро­вые воен­ные годы, пер­вой в мире атом­ной элек­тро­станции в Обнин­ске, Мос­ков­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета и других важ­нейших объек­тов. Он часто посещал стро­и­тель­ную площадку Кур­ской АЭС, вни­кал в про­блемы стройки, помогал дирекции в реше­нии вопро­сов вза­и­мо­действия с мини­стер­ствами и ведом­ствами страны при обес­пе­че­нии мате­ри­аль­ными ресур­сами. Его отли­чали уважи­тель­ное отноше­ние к людям, тру­до­лю­бие и испол­ни­тель­ность. Будучи на стройке, Дмит­рий Семе­но­вич на месте в любых погод­ных усло­виях зна­комился с суще­ством воз­ни­кающих про­блем, помогал нахо­дить пра­виль­ное реше­ние.

Вспоми­на­ется слу­чай. Одна из холод­ных и снеж­ных зим начала семи­де­ся­тых, темпе­ра­тура под минус 30 гра­ду­сов, снеж­ные заносы. Постав­лена задача — уско­рить стро­и­тельство теп­ло­трассы на будущий город энерге­ти­ков и подать тепло от котель­ной на пер­вые объекты города. Рано утром (орга­ни­за­ции на стройке еще не при­ступили к работе) Дмит­рий Семе­но­вич Заха­ров и началь­ник ПТО дирекции Кур­ской АЭС Вла­ди­мир Васи­лье­вич Худо­ногов, успевшие обсле­до­вать теп­ло­трассу, докла­ды­вают, что ночью похищено и выве­зено за пре­делы стройки метал­ли­че­ское покрытие теп­ло­изо­ляции на большом участке тру­бопро­вода. Напраши­ва­лось реше­ние — воз­держаться от даль­нейших работ. Однако при­нима­ется пред­ложе­ние Д. С. Заха­рова — вос­ста­но­вить покрытие тру­бопро­вода и тем самым препо­дать урок по воспи­та­нию людей. Реше­ние оправ­дало себя. Насе­ле­ние в округе пере­стало раз­би­рать покрытие для исполь­зо­ва­ния в ремонте кро­вель и для изго­тов­ле­ния ведер.

Велика роль в орга­ни­за­ции стро­и­тельства, в обес­пе­че­нии тех больших задач, кото­рые сто­яли перед стро­и­тель­ным Управ­ле­нием Кур­ской АЭС, Дмит­рия Бори­со­вича Федор­чу­кова. Какие бы посты он не занимал — глав­ный инже­нер Воро­неж­ского тре­ста «Атомэнерго­строй», глав­ный инже­нер главка «Гла­ва­томэнерго­строй» Минэнерго СССР, заме­сти­тель началь­ника отдела энерге­тики Госплана СССР — Кур­ской АЭС отво­ди­лась осо­бая роль, как голов­ной стройке, на кото­рой отра­ба­ты­ва­лись пере­до­вые тех­но­логии сооруже­ния объек­тов атом­ной энерге­тики. Весь предпус­ко­вой период Д. Б. Федор­чу­ков не поки­дал стройки. Мне при­ш­лось рабо­тать с Д. Б. Федор­чу­ко­вым в Госплане СССР. Вопросы, свя­зан­ные со стро­и­тельством Кур­ской АЭС, для него были зна­чимыми. К Кур­ской АЭС он отно­сился, как к род­ному объекту.

Замет­ный след в судьбе Кур­ской АЭС оста­вил Е. А. Решет­ни­ков. Руко­во­димый им стро­и­тель­ный кол­лек­тив одного из под­раз­де­ле­ний Минэнерго СССР был отко­ман­ди­ро­ван на стро­и­тельство Кур­ской АЭС, где вел работы на ряде слож­ных объек­тов элек­тро­станции. Позд­нее, будучи заме­сти­те­лем мини­стра и кури­руя стро­и­тель­ный комплекс, Евге­ний Алек­сан­дро­вич не остав­лял без внима­ния Кур­скую АЭС.

Если сегодня огля­нуться назад и вспом­нить самые памят­ные моменты из жизни стройки, из жизни кол­лек­тива дирекции, то мне особо запом­ни­лись такие события. Для обес­пе­че­ния ввода в действие пер­вой элек­три­че­ской под­станции необ­хо­димо было срочно обес­пе­чить транспор­ти­ровку транс­форма­тора от желез­но­до­рож­ной станции Лукашевка по сельской раз­би­той грун­то­вой дороге. Рабо­тами руко­во­дил Б. В. Пожи­даев. Весь кол­лек­тив дирекции сопро­вож­дал трейлер и пережи­вал — зава­лится груз или благопо­лучно будет достав­лен на место уста­новки. Б. В. Пожи­даев отлично спра­вился с зада­чей. В даль­нейшем он перешел на работу в элек­три­че­ский цех Кур­ской АЭС, его тру­до­вая дея­тель­ность отме­чена высо­кой награ­дой — орде­ном Тру­до­вого Крас­ного знамени.

Оста­ется в памяти ввод в действие домо­стро­и­тель­ного ком­би­ната, засе­ле­ние пер­вого дома в будущем городе энерге­ти­ков, пуск реки Сейм по новому руслу. В ходе этой работы про­изошел курьез­ный слу­чай. При размыве зем­сна­ря­дом послед­ней зем­ля­ной перемычки пото­ком воды был смыт рас­по­ложен­ный ниже по тече­нию пон­тон­ный мост, свя­зы­вающий пра­во­бе­реж­ные районы с транспорт­ными комму­ни­каци­ями. Стро­и­те­лям при­ш­лось в авраль­ном порядке наве­сти новый мост. Сейм пошел по новому искус­ствен­ному руслу. Эти события про­хо­дили при большом сте­че­нии народа, в празд­нич­ной обста­новке. На стройке ста­но­ви­лось тра­дицией отме­чать зна­чимые события всем кол­лек­ти­вом.

Запом­нился день укладки пер­вого бетона в кот­ло­ван глав­ного корпуса. Неза­бы­ваем и празд­ник детворы — начало пер­вого учеб­ного года в поселке. Школа № 1 не была готова к при­ему школь­ни­ков, и заня­тия нача­лись в одном из жилых домов, пер­вый этаж кото­рого был при­спо­соб­лен под школь­ные классы. Нужно было видеть счаст­ли­вые лица детворы, кото­рая полу­чила возмож­ность впер­вые посещать школу в своем городе.

Или такое событие. Кура­торы докла­ды­вают: «про­ва­ли­лось» пере­крытие пер­вого этажа гото­вого к засе­ле­нию дома в поселке. Это про­явили себя про­са­доч­ные грунты. При­ш­лось срочно пере­ра­бо­тать многие про­екты зда­ний и сооруже­ний, уже­сто­чить тре­бо­ва­ния к каче­ству работ и кон­тролю за соблю­де­нием норма­тив­ных тре­бо­ва­ний.

Были и другие памят­ные моменты. Я вспоми­наю спе­ци­а­ли­стов дирекции Кур­ской АЭС, кото­рые начи­нали стро­и­тельство. Это большая группа энерге­ти­ков, впо­след­ствии ставшая костя­ком кол­лек­тива экс­плу­а­тации. Среди пер­вых при­е­хал на стройку Герман Пав­ло­вич Ива­нов, пожа­луй, один из самых опыт­нейших тур­би­ни­стов Рос­сии. До пере­езда на Кур­скую АЭС через его руки прошли тур­бины с мар­ками всех тур­бо­стро­и­тель­ных заво­дов бывшего СССР (Ленинград­ского метал­ли­че­ского завода, Харь­ков­ского тур­бин­ного завода, Брян­ского маши­но­стро­и­тель­ного завода и Уральского тур­бомо­тор­ного завода). Г. П. Ива­нов участ­во­вал в пуске всех восьми тур­бин, кото­рые сегодня рабо­тают на Кур­ской АЭС. Это агрегаты высшей слож­но­сти. Герман Пав­ло­вич подго­то­вил большую армию ква­лифици­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов, кото­рые обес­пе­чи­вают сегодня надеж­ную работу элек­тро­станции.

Кол­лек­тив АЭС комплек­то­вался не только опыт­ными работ­ни­ками, прошед­шими школу на атом­ных объек­тах Крас­но­яр­ска, Том­ска, Челя­бин­ска, круп­ных теп­ло­вых станциях Минэнерго СССР и объек­тах военно-мор­ского флота, но и моло­дыми спе­ци­а­ли­стами. Моло­дежь стреми­лась начать свою тру­до­вую дея­тель­ность на одной из круп­нейших атом­ных элек­тро­станций не только нашей страны, но и Европы. Многие из них рабо­тают в насто­ящее время на самых слож­ных участ­ках, стали руко­во­ди­те­лями под­раз­де­ле­ний Кур­ской АЭС, успешно рабо­тают на других атом­ных станциях, на предпри­я­тиях и в орга­ни­за­циях отрасли.

Во время заклю­чи­тель­ного пери­ода мон­тажа обо­ру­до­ва­ния и про­ве­де­ния пус­ко­вых опе­раций в кол­лек­тив станции вли­лась большая группа спе­ци­а­ли­стов, прошед­шая школу пуска и экс­плу­а­тации атом­ных уста­но­вок.

Сегодня нет среди нас рано ушед­ших из жизни людей, отдавших Кур­ской АЭС не только свои спо­соб­но­сти и зна­ния, но и часть своей жизни. Пусть же атом­ная станция на Сейме ста­нет олице­тво­ре­нием их доб­рых дел!

Много лет я про­ра­бо­тал в атом­ной отрасли на раз­ных долж­но­стях, выпол­нял воз­ложен­ные на меня задачи, глав­ной из кото­рых счи­таю стро­и­тельство Кур­ской станции. Я никогда не задумы­вался о страхе, о каких-то рис­ках для сво­его здо­ро­вья — про­сто честно делал свою работу, и очень рад, что дело моей жизни живет: стро­ятся новые энерго­блоки, в атом­ной отрасли внед­ряются пере­до­вые тех­но­логии, о кото­рых мы в свое время и меч­тать не могли. Что спо­соб­ствует такому бур­ному раз­ви­тию? На мой взгляд, люди — истин­ные пат­ри­оты, чест­ные, бес­компромисс­ные, бес­ко­нечно пре­дан­ные сво­ему делу, такие, какими были наши вели­кие уче­ные-физики, сто­явшие у исто­ков атом­ной отрасли.