Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Витушкин Игорь Петрович

Вете­ран атом­ной отрасли, участ­ник пуска АЭХК и ТЭЦ-10. Раци­о­на­ли­за­тор, имеющий в своем активе более 100 рацпред­ложе­ний. Про­ра­бо­тал на ком­би­нате 42 года.
Витушкин Игорь Петрович

Я родом с Волги, из Улья­нов­ской обла­сти. Учился в Куй­бышеве (сей­час Самара) в инду­стри­аль­ном инсти­туте на энерге­ти­че­ском факуль­тете. За шесть месяцев до защиты диплома нескольких сту­ден­тов вызвали в дека­нат. Сидел там чело­век в штат­ском. Он сообщил: в стране создана новая, атом­ная отрасль. Нужны энерге­тики. И вот перед концом учебы нам объяв­ляют: 7 чело­век, вклю­чая меня, 4 авгу­ста должны при­быть в Москву, в Ста­ро­мо­нет­ный пере­улок. "Там вас ждут". Но так полу­чи­лось, что у меня именно 4 авгу­ста закон­чился срок действия паспорта. И я попал на беседу только 5 авгу­ста. Мне гово­рят: «Нужен теп­ло­тех­ник в хозяйство Новокше­нова». Я спраши­ваю: «А где оно?». Отве­чают: «В Ангар­ске». Я, конечно, спро­сил: «А Ангарск где?». — «В Сибири». Я был в ужасе. За Урал ехать не хотел катего­ри­че­ски. Ска­зал, что лучше вер­нусь обратно в инсти­тут. Но мне дали день подумать, и наутро я решился на поко­ре­ние Сибири.

Пер­вые дни в поезде по дороге в Ангарск не внушали опти­мизма. Мелькали города, нача­лась тайга, и люди на станциях «при­оде­лись» в нако­мар­ники. А у меня с собой лишь чемо­дан да записка с теле­фон­ным номе­ром и завет­ным име­нем Федор Ива­но­вич. По при­езде ему и позво­нил. На Майский вок­зал за мной при­е­хала дирек­тор­ская «Победа» (вот как ценили спе­ци­а­ли­стов!). А потом отпра­вили выби­рать себе жилье. При­везли в 107 квар­тал, в новый дом №15. Пред­став­ля­ете: дом стоит, а в нем еще никто не живет! Завели в квар­тиру №1, пред­ложили выби­рать любую ком­нату, какая понра­вится.

22 авгу­ста я был тру­до­устроен на ком­би­нат, кото­рого еще не было. Целую неделю с утра про­хо­дил мед­осмотр, а с обеда заго­рал и купался в Китое. Погода сто­яла отлич­ная. И на душе отлегло: я понял, что в Сибири совсем не плохо. После стипен­дии в 400 руб­лей, на кото­рую я, кстати, без­бедно жил, зарплата в 1440 руб­лей пока­за­лась мне огром­ной. И тогда я понял, что в Сибири про­сто заме­ча­тельно! Я был при­нят инже­не­ром-теп­лоэнерге­ти­ком в управ­ле­ние капи­таль­ного стро­и­тельства п/я 79. Пер­вым объек­том стала котель­ная №2, где при­ш­лось участ­во­вать и в мон­таже, и в запуске. Несмотря на юный для спе­ци­а­ли­ста воз­раст (непол­ных 22 года), мне и началь­нику будущей котель­ной раз­решили вно­сить необ­хо­димые изме­не­ния в про­ект, что мы и сде­лали. Офици­ально я подал свое пер­вое рацпред­ложе­ние в 1957 году. Мне было 23 года. В тру­до­вой книжке два вкла­дыша. Надо же было куда-то впи­сы­вать более 100 рацпред­ложе­ний! В 1973 году меня награ­дили дипломом за эффек­тив­ность тех­ни­че­ского твор­че­ства. Его давали тем, чьи пред­ложе­ния помогли достичь эко­номии более чем на 300 тысяч руб­лей. По совет­ским деньгам это было очень серьез­ное достиже­ние.

Осо­бая гор­дость — ТЭЦ-10! Это был насто­ящий про­рыв. Всего два года прошло от раз­ра­ботки грунта до запуска станции в работу. В этом огром­ная заслуга заклю­чен­ных, кото­рые рабо­тали без про­дыху. И, чего греха таить, гибли на рабо­чем месте. Эта стройка настолько была важна для Мин­сред­маша, что министр сред­него маши­но­стро­е­ния Ефим Пав­ло­вич Слав­ский на совеща­нии в Ангар­ске за руку здо­ро­вался со спе­ци­а­ли­стами, ответ­ствен­ными за воз­ве­де­ние стра­теги­че­ского объекта. Были в той исто­рии и оши­боч­ные реше­ния, и пар­тий­ные перегибы. В 1959 году к празд­нику Вели­кой Октябрьской соци­а­ли­сти­че­ской рево­люции наш кол­лек­тив, как тогда води­лось, «взял соци­а­ли­сти­че­ское обя­за­тельство» запу­стить в работу пер­вый котел ТЭЦ. По сути, пока­зуха и сло­во­блу­дие. Ведь до пуска котла было еще далеко, поскольку не успели собрать систему подго­товки воды. Спе­ци­а­ли­сты были про­тив пуска, для них насто­ящая дурость такой идеи была оче­видна. Но Новокше­нов ско­ман­до­вал: «Пус­кайте». Мы ему: «Вик­тор Федо­ро­вич, так угро­бим же котел!». А он: «Не запу­стите к дате — нас всех угро­бите!». Запу­стили. Котел (а куда ему деваться?!) сго­рел. Мне выго­вор объявили. Самый пер­вый. Зато от началь­ника главка. Мой руко­во­ди­тель тогда ска­зал: «Гор­дись, что занима­ешься очень важ­ным делом». Конечно, такое стро­и­тельство — это насто­ящий подвиг! Мы какие котлы запус­кали? Все были под номе­рами — 1, 2, 3… Это зна­чит — пер­вые котлы этой серии, кото­рые вообще начали выпус­кать в нашей стране. Помню, как-то вышла из строя полумуфта насоса. Мне ее пере­дали и тут же отпра­вили в коман­ди­ровку. Я ее положил в чемо­дан и поехал. В багаж оформ­лять — мороки не обе­решься. Поэтому вез как руч­ную кладь. Моло­дой был, спор­том занимался. 30 килограммов веса, плюс рубашка и поло­тенце. Уже когда на место при­был, у чемо­дана ручка отва­ли­лась — не выдержала. И таких при­ме­ров у каж­дого «пус­кача» набе­рется не на одну книгу. Мы все силы при­лагали, чтобы ком­би­нат рабо­тал как часы, несмотря ни на что.

В 1962 году ТЭЦ-10 зара­бо­тала на пол­ную мощ­ность, и ее вскоре пере­дали энерге­ти­кам. А меня пере­вели в отдел глав­ного энерге­тика, кото­рый кури­ро­вал не только про­из­вод­ство, но и объекты соц­культ­быта. И их пуск был порой отнюдь не про­стой зада­чей. 9 авгу­ста 1972 года нам пред­сто­яло впер­вые запол­нить Елов­ское водо­хра­ни­лище. При­ш­лось понерв­ни­чать. Затворы закры­ваем — а вода прет. Ну ничего, сори­ен­ти­ро­ва­лись, недо­четы устра­нили. А потом уже все как по маслу пошло, и город полу­чил пре­крас­ное место для отдыха. А еще помню, как мы стро­или котель­ную для отоп­ле­ния лагеря Героев-Кос­мо­нав­тов. По про­екту она должна была топиться углем. Но В. Ф. Новокше­нов ска­зал: «Углем не будем. Там же дети отды­хают. Зачем им этим дышать?». И сде­лали неви­дан­ную тогда в Ангар­ске котель­ную на дизель­ном топ­ливе. Много лет прошло с тех пор, но мы, вете­раны, душою в строю, и пом­ним свои про­из­вод­ствен­ные задачи, как будто это было вчера.