Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Шатский Алексей Степанович

Родился в 1956 году в Воро­неж­ской обла­сти. Пер­востро­и­тель Ростов­ской АЭС. Удо­стоен зва­ния «Вете­ран труда». Рабо­тал на раз­лич­ных долж­но­стях: мастер, про­раб, началь­ник участка, пред­се­да­тель объеди­нен­ного коми­тета проф­союза Ростов­ской АЭС
Шатский Алексей Степанович

В 1976 году я закон­чил Сара­тов­ский стро­и­тель­ный тех­ни­кум транспорт­ного стро­и­тельства по спе­ци­аль­но­сти «Промыш­лен­ное и граж­дан­ское стро­и­тельство». По рас­пре­де­ле­нию был направ­лен на работу в Тюмен­скую область. Рабо­тал масте­ром на стро­и­тельстве узло­вой желез­но­до­рож­ной станции «Демьян­ская» на желез­но­до­рож­ной маги­страли «Тюмень-Сургут- Все­союз­ная удар­ная стройка».

В 1978 году после демо­би­ли­за­ции из рядов Совет­ской Армии при­е­хал в Волго­донск. В те годы «Атоммаш» гремел на всю страну. Рабо­тал масте­ром в ДСК-7 на стро­и­тельстве жилья. При моем уча­стии постро­ено три жилых дома. В 1978 году начало раз­во­ра­чи­ваться стро­и­тельство Ростов­ской АЭС, и я в порядке пере­вода с 1 авгу­ста 1979 года начал работу масте­ром в СМУ-17 Управ­ле­ния стро­и­тельством «Атомэнерго­строй». Про­ра­бо­тал на стро­и­тельстве Ростов­ской АЭС до 2014 года, в общей слож­но­сти 35 лет.

Начало тру­до­вой дея­тель­но­сти запом­ни­лось мне тем, что по рас­пре­де­ле­нию я был направ­лен на работу в Тюмень. При­е­хал я к месту сво­его назна­че­ния в 12 часов ночи. На улице мороз — 20 гра­ду­сов. Сугробы снега. Я решил до утра пере­ждать на вок­зале. Спро­сил: где вок­зал? Мне ука­зали на вагон­чик. Поло­вина вагон­чика — багаж­ное отде­ле­ние, вто­рая поло­вина — зал ожи­да­ния. Отоп­ле­ния нет. Я начал размещаться в зале ожи­да­ния. Работ­ник багаж­ного отде­ле­ния спро­сил у меня, что я здесь делаю. Я ему объяс­нил: при­е­хал сюда на работу, дождусь утра и пойду устра­и­ваться. Он мне ска­зал, что до утра замер­нешь здесь и повел меня в гости­ницу. На сле­дующий день я был тру­до­устроен и обес­пе­чен жильем. Что харак­терно: мне потом при­ш­лось стро­ить вок­зал станции «Демьян­ская».

Когда в Волго­дон­ске нача­лись работы по повыше­нию экс­плу­а­таци­он­ной надеж­но­сти зда­ний (ПЭН), СМУ-17 сняли с работ на площадке Ростов­ской АЭС и пере­вели на работу в город. Нам было пору­чено вести работы в квар­тале Т мик­ро­районе В-5. Обста­новка была очень серьез­ная, работы велись круг­ло­су­точно и без выход­ных. Мне было пору­чено вести работы по ПЭН дет­сада №171. Работа была орга­ни­зо­вана хорошо, в соот­вет­ствии с графи­ком. Еже­дневно на вечер­них пла­нер­ках отчи­ты­ва­лись о про­де­лан­ной работе. Досрочно выпол­нили пере­кладку инже­нер­ных сетей, уста­но­вили бор­дюры и подго­то­вили дорогу к бето­ни­ро­ва­нию. На объект зашел началь­ник СМУ-17. Уви­дел объемы работ и решил бето­ни­ро­ва­ние дороги отдать дру­гой бригаде, кото­рая в этот же день при­была на объект. Возмущен­ные рабо­чие подошли ко мне за объяс­не­нием. Я при­нял реше­ние не допус­кать до работы другую бригаду и отпра­вил их с объекта, и сами мы при­ступили к бето­ни­ро­ва­нию. На сле­дующий день меня вызвали с работы на засе­да­ние парт­бюро СМУ-17, где рас­смат­ри­ва­лось мое пер­со­наль­ное дело. На парт­бюро я отчи­тался о выпол­нен­ной работе по повыше­нию экс­плу­а­таци­он­ной надеж­но­сти дет­ского сада и объяс­нил сложившуюся ситу­ацию. На парт­бюро мне ска­зали: за выпол­нен­ную кол­лек­ти­вом бригады работу по ПЭН дет­сада ты заслужи­ва­ешь благо­дар­но­сти, но мы этого сде­лать не сможем и огра­ни­чимся постав­кой на вид за невы­пол­не­ние зада­ния началь­ника СМУ. Пору­чен­ные СМУ-17 работы по ПЭН домов в квар­тале Т были выпол­нены, и мы воз­вра­ти­лись на свои объекты Ростов­ской АЭС. 

Еще один ава­рий­ный слу­чай про­изошел на участке №2 СМУ-17, на кото­ром я рабо­тал. Было пору­чено стро­и­тельство дет­ского садика №306 атом­ной станции в квар­тале В-16. Дет­сады стро­и­лись долго, и их начи­нали стро­ить раньше, чем жилые дома. В квар­та­лах В-16, В-17 было пору­чено стро­ить три садика, кото­рые закрепили за УС «Атомэнерго­строй», «УС «Отдел­строй», УС «Спец­строй». Наступала зима 1984 года. Зда­ния сади­ков были постро­ены, по времен­ной схеме подали тепло, нагрузка большая, времен­ная трасса не обес­пе­чи­вала нужды на отоп­ле­ния трех садов, и системы отоп­ле­ния начали замер­зать. Я сразу же сообщил руко­вод­ству, при­е­хал глав­ный меха­ник с брига­дой. Похо­дили, посмот­рели, раз­вели руками, мол, ничего сде­лать невозможно. И убыли с объекта. Я вспом­нил: когда про­хо­дили прак­тику по сва­роч­ному про­из­вод­ству во время учебы, инструк­тор дал совет: в слу­чае размо­ражи­ва­ния труб при­ме­нять сва­роч­ный аппа­рат для разогрева. У меня в бригаде были два сан­тех­ника, я им дал зада­ние подго­то­виться к работе по разогреву системы отоп­ле­ния, но вме­сто сва­роч­ного аппа­рата при­ме­нили более мощ­ный транс­форма­тор для обогрева бетона (ТМОБ), и так корот­кими участ­ками мы прогрели трубы и запу­стили тепло в систему отоп­ле­ния садика. Отоп­ле­ние зара­бо­тало, зашла бригада отде­лоч­ни­ков, начали выпол­нять отде­лоч­ные работы. А в двух других сади­ках система отоп­ле­ния была размо­рожена.

В 1981 году я был направ­лен на объект ОВК Ростов­ской АЭС. Мы его начали с нуля и дошли до сдачи. И вот про­изошел такой слу­чай. Велись работы на двухэтаж­ной адми­ни­стра­тив­ной части ОВК (объеди­нен­ный вспомога­тель­ный корпус). Мон­таж был закон­чен, велись элек­тро­мон­таж­ные, сан­тех­ни­че­ские, отде­лоч­ные работы. На пер­вом этаже сан­тех­ни­че­ская труба резала фун­дамент под стену, а в про­екте ничего не было ука­зано. Работы оста­но­ви­лись, все кура­торы ссыла­лись на то, что, дескать, это АЭС, и дол­бить фун­дамент нельзя. Никто не мог взять на себя реше­ние вопроса. На стройку глав­ный инже­нер про­екта Мустафи­нов Эду­ард Нико­ла­е­вич. Во время обхода объек­тов, когда он был на ОВК, объяс­нили ему сложившуюся ситу­ацию. Он посме­ялся и пояс­нил, что не надо услож­нять: двухэтаж­ная часть ОВК — это типо­вое зда­ние, кол­ли­зии в про­екте могут слу­чаться, но их нужно решать опе­ра­тивно. И для опе­ра­тив­ного реше­ния вопро­сов на стройке ростов­ской АЭС была создана ГРП (группа рабо­чего про­ек­ти­ро­ва­ния). Возгла­вил ее Горш­ков Нико­лай Пав­ло­вич. Он создал рабо­то­спо­соб­ный кол­лек­тив, кото­рый опе­ра­тивно решал все про­ект­ные про­блемы. Там тру­ди­лись такие высо­ко­ква­лифици­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты как Кото­ла­зов А.П., Фед­ченко Н.И., Сиби­лев С.Д., Васи­льева Т.Я., Рон­чин­ский А. Б. 

За время работы на стро­и­тельстве Ростов­ской АЭС я реа­ли­зо­вал три рацпред­ложе­ния с эко­номи­че­ским эффек­том и сокраще­нием сро­ков стро­и­тельства объек­тов.

С женой Вален­ти­ной Алек­сан­дров­ной мы закон­чили одно стро­и­тель­ное учеб­ное заве­де­ние, она тру­ди­лась в городе на стро­и­тельстве жилья. Дочь Люд­мила закон­чила с золо­той меда­лью гим­на­зию «Юнона» в Волго­дон­ске, поступила в Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный стро­и­тель­ный уни­вер­си­тет, инже­нер-кон­струк­тор, рабо­тает в про­ект­ной орга­ни­за­ции в Москве.

Было ли мне когда-то страшно на про­из­вод­стве? Да, было. Когда было при­оста­нов­лено стро­и­тельство Ростов­ской АЭС, ОВК был прак­ти­че­ски готов к работе, рабо­тало обо­ру­до­ва­ние, было много народа. И вдруг все оста­но­ви­лось. Зло­вещая тишина сто­яла в зда­нии. Жутко было про­хо­дить по опу­стевшим помеще­ниям. Только голуби нарушали тишину. Страшно было, когда пики­ти­ро­вали АЭС, не пус­кали нас на работу, угрожали, оскорб­ляли.

Помню хорошо несколько курьез­ных слу­чаев. Началь­ник участка ушел в отпуск, я остался за него. Началь­ник стро­и­тельства Н. Е. Шило про­во­дил обходы по объек­там. Был назна­чен сбор на ОВК в районе бако­вого хозяйства в 14.00. А нака­нуне прошел силь­ный ливень, и в районе бако­вого хозяйства обра­зо­ва­лась большая лужа. Собра­лись участ­ники обхода, подъе­хал Шило Н. Е., вышел из машины, обул сапоги и пошел в лужу. Оста­но­вился посре­дине лужи и стоит, ждет участ­ни­ков обхода. Все при­шли на обход в туф­лях, не рас­счи­ты­вали, что в такую грязь Шило пой­дет, будет про­во­дить обход. И ничего другого нам не оста­ва­лось, как, засу­чив шта­нины брюк, шаг­нуть в гряз­ную лужу. Про­водя обход, Шило ска­зал: «Сегодня я препо­дал вам урок, что на стройке нужно иметь дежур­ную одежду — сапоги и плащ, поскольку погода может меняться, а работу мы должны выпол­нять все­гда, неза­ви­симо от погоды».

Смеш­ной слу­чай про­изошел во время подпи­са­ния Ф-2. Дана была команда, чтобы форма была зави­зи­ро­вана началь­ни­ком цеха, в кото­ром выпол­ня­лись работы. От изо­ли­ровщи­ков подпи­сы­вала форму женщина-мастер, не зная в лицо началь­ника цеха, она спраши­вает, как он выгля­дит. Мы ей ска­зали, что это высо­кий, куче­ря­вый муж­чина. Она несколько раз прошла мимо началь­ника цеха, ища высо­кого, куче­ря­вого, в конце концов подошла к нему и спраши­вает: «вы не видели началь­ника цеха?» Он отве­чает: «Я началь­ник цеха». Все окружающие знали шутку и засме­я­лись, а женщина — мастер поте­ряла дар речи — перед ней стоял маленький, лысый чело­век.

И еще один слу­чай быто­вого харак­тера про­изошел тоже на ОВК, во время стро­и­тельства. ОВК — уда­лен­ный объект, и авто­бус подъезжал прямо к нему и оттуда уво­зил людей с работы. На участке у нас рабо­тала норми­ровщица, и она в сто­лярке наби­рала в сумку сухих дров, чтобы дома рас­топить ими печку. Она жила на квар­тире в част­ном сек­торе. И на этом участке рабо­тал элек­трик, кото­рый в сумку соби­рал пустые бутылки. При­шел авто­бус. На улице темно. Норми­ровщица и элек­трик сидели рядом. И при выходе они слу­чайно обме­ня­лись сум­ками. На сле­дующий день весь участ­ник сме­ялся. Смех-сме­хом, но зато мы узнали, в каких усло­виях живет наша сотруд­ница с малым ребен­ком. Я в то время был проф­оргом на участке и решил пойти на прием. Один раз в месяц у нас прво­дился прием «тре­уголь­ни­ком», в составе кото­рого были началь­ник управ­ле­ния Трофименко А. Л., сек­ре­тарь парт­кома Вино­ку­ров Л.В., пред­се­да­тель проф­кома Кораб­лин И.С. я при­шел на прием по лич­ным вопро­сам и рас­ска­зал о про­изошед­шем слу­чае, все дружно посме­я­лись, но первую же осво­бо­дившуюся ком­нату во времен­ном поселке 54-го квар­тала выде­лили норми­ровщице, чему она была безмерно рада. До сих пор при встрече вспоми­наем этот слу­чай и дружно сме­емся.

Чер­но­быль не может повто­риться. Как гово­рится в посло­вице, два­жды на грабли не наступают. Мне дове­лось в про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти пережить и «чер­но­быль», и «фуку­симу» в том смысле — сколько изме­не­ний вне­сено в про­ект, сколько нам, стро­и­те­лям, при­ш­лось пере­де­лы­вать ранее выпол­нен­ные работы!

Инте­рес­ный слу­чай про­изошел 10 мая 1986 года. Про­изошла Чер­но­быльская траге­дия, но сообще­ния были скуд­ные. Отпразд­но­вав пер­во­майские празд­ники, вышли на работу. Как раз сда­ва­лась трол­лей­бус­ная линия «Волго­донск- АЭС», и мы все собра­лись на ТП-6. Там участ­ники стро­и­тельства сели в пер­вый трол­лей­бус и поехали на АЭС. Впе­реди меня сидели Мустафи­нов Э.Н., дирек­тор Ростов­ской АЭС, Ершов С.П, вто­рой сек­ре­тарь гор­кома КПСС. Все спраши­вали у Мустфи­нова: а Чер­но­быль — это опасно? На что Мустафи­нов отве­чал, что на АЭС бывают нештат­ные ситу­ации, так что ничего страш­ного нет, то есть даже дирек­тор атом­ной станции тогда не знал о масшта­бах ава­рии.

В моей жизни про­изошло много слу­чай­но­стей. Так, в 1973 году, сдав вступи­тель­ные экза­мены, я собрался ехать домой. Вышел на улицу. А на ули­цах толпы народа. Я спро­сил: что слу­чи­лось? Мне отве­тили, что в Сара­тов при­езжает Бреж­нев Л. И. Поезд мой ухо­дил поздно вече­ром, и весь день был у меня сво­бод­ный. Я отвез вещи на вок­зал и решил посмот­реть на при­езд Бреж­нева. Поехал я к обкому пар­тии (куда еще могут при­везти Бреж­нева?!) и там прогу­ли­вался. Погода была дожд­ли­вая. После обеда крик­нули: «Едут!» пока­зался экс­корт мотоцик­ли­стов, и чер­ная «Чайка» оста­но­ви­лась рядом со мной. Из машины вышел Бреж­нев Л. И. И сразу чело­век 100 орга­ни­зо­вали полу­круг возле машины. Лео­нид Ильич прошелся, со всеми поздо­ро­вался за руку. Одна женщина препод­несла ему букет белых калл. Он поблаго­да­рил и ушел в обком.

Еще мне слу­чи­лось стать делега­том двух проф­союз­ных съез­дов. На Все­союз­ном съезде работ­ни­ков элек­тро­станций и элек­тро­тех­ни­че­ской промыш­лен­но­сти при­вет­ство­вала депу­тат Вер­хов­ного Совета памфи­лова Э. А. Попро­сили ее о встрече, и она дала согла­сие. Встреча состо­я­лась в Минэнерго. Там выде­лили ком­нату и устро­или чаепи­тие. Она рас­ска­зала о своей депу­тат­ской работе. А когда я был делега­том 1-го съезда энерге­ти­ков СССР, то перед нами выступал Рыж­ков Н.И., в пере­ры­вах он выхо­дил к нам, депу­та­там, и бесе­до­вал.

А вот что слу­чи­лось со мной, когда Ростов­ская АЭС стро­ила в Волго­дон­ске собор Рож­де­ства Хри­стова. Меня попро­сили подго­то­вить место для закладки кап­сулы потом­кам. На закладку кап­сулы должны были при­е­хать архи­епи­скоп Ростов­ский и Ново­чер­кас­ский Пан­те­ле­и­мон, глава Роса­тома С. В. Кири­енко. Вла­дыка при­е­хал. Собра­лось много народа. Пошли крест­ным ходом к стро­ящемуся храму. Я в то время нахо­дился на стройке собора, и мне захо­те­лось уви­деть вла­дыку, ведь не каж­дый день такое бывает. И я вме­сте со всеми пошел крест­ным ходом. Вла­дыка служил моле­бен. А потом при­ступил к закладке кап­сулы в стену будущего алтаря — ниж­него храма собора, кото­рый носит имя покро­ви­теля ядер­ной энерге­тики Серафима Саров­ского. Тут ко мне подошел насто­я­тель стро­ящегося храма, благо­чин­ный Волго­дон­ского округа, про­то­и­е­рей Сергий Скля­ренко. Он попро­сил, чтобы я помог вла­дыке про­из­ве­сти закладку кап­сулы, так как С. В. Кири­енко задержался на штабе по стро­и­тельству энерго­блока №2 Ростов­ской АЭС и не смог подъе­хать. Я взял масте­рок и заложил кирпи­чом нишу в стене, где вла­дыка разме­стил кап­сулу.

Слу­чайно я встре­тился с дон­ским писа­те­лем Коню­хо­вым В. Н. В информаци­он­ном цен­тре Ростов­ской АЭС, куда я при­шел годы спу­стя, чтобы спро­сить, как мне поступить с этим рари­тет­ным мастер­ком, ведущий спе­ци­а­лист управ­ле­ния информации и обще­ствен­ных свя­зей атом­ной станции Е. В. Ост­рицова ска­зала, что в насто­ящее время она помогает Коню­хову в сборе мате­ри­ала о людях для новой книги о Ростов­ской АЭС, и что я тоже могу вне­сти свою лепту в это благое дело. Я встре­тился с писа­те­лем. Он мне пока­зал книги, уже напи­сан­ные о Ростов­ской АЭС. Я ему откро­венно ска­зал, что книги очень хорошие, но мне они не очень инте­ресны в том смысле, что в них ни слова не ска­зано о тех людях, кто строил атом­ную станцию, а напи­сано только про экс­плу­а­таци­он­ни­ков. Коню­хов мне пред­ложил при­нять уча­стие в про­екте, я согла­сился и собрал мате­ри­алы о стро­и­те­лях, кото­рые нашли отраже­ние в книгах «Четыре действия ядра» и «Сине­да­лье Цимлы». От лица стро­и­те­лей-вете­ра­нов Ростов­ской АЭС я выражаю искрен­нюю благо­дар­ность дирек­тору Ростов­ской АЭС Андрею Алек­сан­дро­вичу Саль­ни­кову за то, что вспом­нили о стро­и­те­лях, и они тоже стали геро­ями книг. Никто до А. А. Саль­ни­кова этого не делал. Низ­кий поклон ему!

Я про­ра­бо­тал на стро­и­тельстве Ростов­ской АЭС в общей слож­но­сти 35 лет. Начи­нали прак­ти­че­ски с пер­вого колышка. При­нимал уча­стие в стро­и­тельстве подъезд­ной дороги с трол­лей­бус­ной линией, ОВК, адми­ни­стра­тив­ного, лабо­ра­тор­ного, газо­вого корпу­сов атом­ной станции, сто­ло­вой на 300 мест, брыз­галь­ных бас­сей­нов, отво­дящего канала. В моей биографии рас­кон­сер­вация пер­вого энерго­блока, спец­корпуса, вто­рого энерго­блока, тре­тьего и чет­вер­того энерго­бло­ков. Также я при­нимал уча­стие в рабо­тах на Смо­лен­ской АЭС, КПРАО, хра­ни­лище жид­ких отхо­дов. На Кали­нин­ской тру­дился на стро­и­тельстве энерго­блока №3.

Рабо­тал на раз­лич­ных долж­но­стях: мастер, про­раб, началь­ник участка, пред­се­да­тель объеди­нен­ного коми­тета проф­союза Ростов­ской АЭС, глав­ный инже­нер СЦ ЭПС ОО «Энерго­строй», заме­сти­тель дирек­тора ООО «Стро­ник». Вся исто­рия стро­и­тельства Ростов­ской АЭС про­хо­дила на моих гла­зах. И я горд тем, что мне при­ш­лось рабо­тать на стро­и­тельстве уни­каль­ного объекта.

В июле 2017 года я был на встрече группы сту­ден­тов — выпуск­ни­ков сво­его вуза. Сорок один год прошел после нашего выпуска, и прак­ти­че­ски только несколько чело­век рабо­тали на строй­ках. А из всей группы только я один рабо­тал на двух Все­союз­ных ком­со­мольских строй­ках и стро­и­тельстве Ростов­ской АЭС. 

Мне при­ш­лось рабо­тать на стро­и­тельстве ростов­ской АЭС до ее закрытия на кон­сер­вацию и затем достра­и­вать пер­вый и вто­рой энерго­блоки, а также участ­во­вать в стро­и­тельстве тре­тьего и чет­вер­того энерго­бло­ков. И я с пол­ной ответ­ствен­но­стью могу ска­зать о том, как инте­ресно шло стро­и­тельство пер­вого энерго­блока: были ком­со­мольско-моло­деж­ные бригады, шло про­из­вод­ствен­ное сорев­но­ва­ние, была совмест­ная работа стро­и­те­лей с пер­со­на­лом Ростов­ской АЭС. Был один парт­ком, один проф­ком, коми­тет ВЛКСМ, стро­или жилье, дет­ские сады… На стройке была орга­ни­зо­вана работа по принципу рабо­чей эстафеты, в кото­рой участ­во­вали все, кто был задейство­ван в про­из­вод­ствен­ном цикле. Каж­дый выпол­нял свою работу и пере­да­вал сле­дующему участ­нику. И объекты сда­ва­лись в срок. Все были заин­те­ре­со­ваны в конеч­ном результате. Когда на вто­ром энерго­блоке трудно шел процесс пере­дачи фрон­тов работ смеж­ни­кам, на одном из совеща­ний я пред­ложил вари­ант рабо­чей эстафеты. Чтобы уско­рить работы. Но мне один из высо­копо­став­лен­ных руко­во­ди­те­лей скзал: «Ты вспомни еще, как стро­или Дне­пргресс». Может быть, действи­тельно, это ностальгия, а теперь совсем другое время. Пер­востро­и­тели рабо­тали в орга­ни­за­циях, кото­рые в насто­ящее время пре­кра­тили свое суще­ство­ва­ние, и теперь стро­и­тели-пен­си­о­неры в отли­чие от вете­ра­нов-атомщи­ков не орга­ни­зо­ваны.