Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Одинцов Николай Анатольевич

В отрасли с 1964 г. Прошел путь от инже­нера-кон­струк­тора до началь­ника КО-310 ЦКБМ, в насто­ящее время – ведущий инже­нер кон­струк­тор КО-309. По выпол­нен­ным кон­струк­тор­ским раз­ра­бот­кам полу­чил 9 Автор­ских сви­де­тельств на изоб­ре­те­ния и 3 Патента. Награж­ден меда­лями «За доб­лест­ный труд в честь 100-летия со дня рож­де­ния В.И.Ленина» и «300 лет Санкт-Петер­бургу, зна­ками «Вете­ран труда», «Вете­ран атом­ной энерге­тики», Почет­ной грамо­той Мина­тома.
Одинцов Николай Анатольевич

Моя тру­до­вая дея­тель­ность нача­лась 65 лет назад, в 1951 г., когда я поступил в Ремес­лен­ное учи­лище №22 г. Ленинграда на спе­ци­аль­ность сле­сарь-ремонт­ник завод­ского обо­ру­до­ва­ния. В 1953 году после окон­ча­ния с отли­чием учи­лища начал рабо­тать на заводе «Крас­ный Метал­лист» сле­са­рем-ремонт­ни­ком пятого раз­ряда. Именно на этом этапе, при ремонте самых раз­но­об­раз­ных метал­ло­об­ра­ба­ты­вающих стан­ков у меня появился инте­рес к меха­низмам. Выяс­нить при­чину отказа, устра­нить её — это инте­ресно! Кон­струк­тор должен «чув­ство­вать» изде­лие, кото­рое он раз­ра­ба­ты­вает, а это при­хо­дит с опытом. Я думаю, что мне повезло, что я начал реально общаться с метал­лом ещё в ремес­лен­ном учи­лище.

Одно­временно с уче­бой в учи­лище и рабо­той на заводе учился в школе рабо­чей моло­дёжи №15, окон­чил 10 клас­сов. В 1956 году поступил на днев­ное отде­ле­ние Ленинград­ского Военно-Меха­ни­че­ского инсти­тута. Учась в инсти­туте, рабо­тал в Сту­ден­че­ском кон­струк­тор­ском бюро и возглав­лял группу по раз­ра­ботке авто­ма­ти­че­ской ротор­ной линии для изго­тов­ле­ния ради­аль­ных манжет­ных уплот­не­ний для ленинград­ского завода «Крас­ный тре­уголь­ник». В 1962 году окон­чил инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти «Высо­коэнерге­ти­че­ские устройства авто­ма­ти­че­ских систем», ква­лифи­кация — инже­нер-меха­ник, и был направ­лен на работу в г. Дне­про­пет­ровск на предпри­я­тие п.я. №186 (Южный маши­но­стро­и­тель­ный завод), где до этого про­хо­дил пред­диплом­ную прак­тику и защи­тил диплом на тему «Исполь­зо­ва­ние элек­трогид­рав­ли­че­ского эффекта для штамповки дета­лей сопла РД». Рабо­тал сна­чала инже­не­ром-тех­но­логом, а затем ведущим инже­не­ром-тех­но­логом. За работу по внед­ре­нию уста­новки для полу­че­ния дета­лей сопла жид­кост­ного реак­тив­ного двига­теля с помощью элек­тро­взрыва награж­ден брон­зо­вой меда­лью ВДНХ СССР.

За время работы в ЦКБМ прошел путь от инже­нера-кон­струк­тора до началь­ника кон­струк­тор­ского отдела. Все­гда ста­рался учиться. По направ­ле­нию предпри­я­тия окон­чил курсы Патен­то­ве­де­ния, курсы Английского языка, курсы повыше­ния ква­лифи­кации по спе­ци­аль­но­сти «Ядер­ные реак­торы» при Ленинград­ском Кораб­ле­стро­и­тель­ном инсти­туте. Будучи началь­ни­ком отдела, прошел курс обу­че­ния в ЦИПК, в Москве, а также про­слушал цикл лекций по системе управ­ле­ния каче­ством, полу­чил сер­тифи­кат внут­рен­него ауди­тора.

Моя работа в атом­ной отрасли нача­лась в 1964 г. Будучи в коман­ди­ровке в Москве у брата моей матери, я встре­тился с его дру­зьями по работе в пред­во­ен­ные годы в Отделе осо­бых двига­те­лей НИИ граж­дан­ского флота на Киров­ском заводе, в Ленинграде: Нико­лаем Михай­ло­ви­чем Синё­вым и Нико­лаем Вла­ди­ми­ро­ви­чем Фёдо­ро­вым. Н. М. Синёв был в это время началь­ни­ком управ­ле­ния в Мини­стер­стве сред­него маши­но­стро­е­ния, а Н. В. Фёдо­ров был Глав­ным инже­не­ром п.я. 344, кото­рое в это время выде­ли­лось из Киров­ского завода. Узнав, что я рабо­таю в обла­сти раке­то­стро­е­ния, они пред­ложили мне перейти на работу на предпри­я­тие п.я. 344, т.к. там в это время раз­во­ра­чи­ва­лись работы по созда­нию ядер­ной энерге­ти­че­ской кос­ми­че­ской уста­новки, объект «175»(МАК М). В июле 1964 года я вер­нулся в Ленинград и поступил на работу инже­не­ром-кон­струк­то­ром в КБ-13 п.я. 344.(с 30.12.66- ЦКБМ).

Возглав­лял КБ-13 уни­каль­ный кон­струк­тор, обла­давший бога­тым опытом в кон­стру­и­ро­ва­нии авиаци­он­ных двига­те­лей, Юрий Васи­лье­вич Дуд­ни­ков. КБ занима­лось раз­ра­бот­кой элек­тро­машин­ного гене­ра­тора с при­во­дом от тур­бины, рабо­тающей на ртут­ном паре для МАК-М (Малая атом­ная кос­ми­че­ская с машин­ным пре­об­ра­зо­ва­те­лем энергии). Пер­вое моё автор­ское сви­де­тельство на изоб­ре­те­ние « Под­шип­ник на гиб­кой опоре» было полу­чено совместно с Юрием Васи­лье­ви­чем. Мы сде­лали его модель на спи­цах от вело­сипеда. Под­шип­ник пре­красно отслежи­вал угло­вые изме­не­ния положе­ния ротора. Для элек­тро­маг­нит­ного насоса, обес­пе­чи­вающего цир­ку­ляцию калий-натри­е­вого теп­ло­но­си­теля, мною была спро­ек­ти­ро­вана и совместно с тех­но­логом С. П. Бон­да­ре­вым изго­тов­лена ориги­наль­ная про­точ­ная часть насоса из тон­ко­стен­ных труб. Рабо­тая кон­струк­то­ром, ста­рался почаще бывать в цехах, где шло изго­тов­ле­ние дета­лей по моим чер­тежам, и в лабо­ра­то­риях, где шли испыта­ния изде­лий и их элемен­тов.

В 1966 г. Руко­вод­ство предпри­я­тия пору­чило КБ-13 раз­ра­ботку глав­ного цир­ку­ляци­он­ного насоса, объект «195», для стро­ящегося 5 блока Ново-Воро­неж­ской АЭС. Осо­бен­но­стью ГЦН-195 от ранее выпол­нявшихся на предпри­я­тии раз­ра­бо­ток ГЦН для АЭС в герме­тич­ном испол­не­нии, со встро­ен­ным внутрь элек­тро­двига­те­лем, было тре­бо­ва­ние создать насос с вынос­ным элек­тро­двига­те­лем. Мне была пору­чена раз­ра­ботка Блока уплот­не­ний, обес­пе­чи­вающего герме­тич­ность насоса. Моей груп­пой было выпущено три раз­лич­ных вари­анта блока уплот­не­ний. Создано два стенда: для испыта­ния оди­ноч­ной ступени уплот­не­ния и для испыта­ний блока в сборе. В результате была раз­ра­бо­тана кон­струкция блока уплот­не­ний, кото­рая с неко­то­рыми дора­бот­ками сохра­ня­ется и сегодня, 45 лет спу­стя, в современ­ных насо­сах. И при­ятно было слышать от нашего сотруд­ника ведущего автор­ский над­зор В. Худ­ниц­кого, при­е­хавшего недавно с АЭС «Коз­ло­дуй»: «Н.А., самый надёж­ный и удоб­ный в обслужи­ва­нии узел в ГЦН — блок уплот­не­ний».

В 1974 году Пер­вый заме­сти­тель Глав­ного кон­струк­тора Л. А. Аркин пред­ложил мне перейти из КБ-13 в КБ-10 заме­сти­те­лем началь­ника КБ. В это время КБ-10 была пору­чена раз­ра­ботка новейших типов обо­ру­до­ва­ния: сверх­вы­со­ко­ва­ку­ум­ных тур­бомо­ле­ку­ляр­ных насо­сов для уста­но­вок по иссле­до­ва­ниям физики плазмы и цен­тро­беж­ных рас­пы­ли­те­лей для сушки молока для стро­ящегося по пору­че­нию Е. П. Слав­ского Степ­но­гор­ского молоч­ного ком­би­ната в Цили­ноград­ской обла­сти. При моем непо­сред­ствен­ном уча­стии и руко­вод­стве (в 1979 г. я был назна­чен началь­ни­ком КБ) раз­ра­бо­таны цен­тро­беж­ные рас­пы­ли­тели для сушки молоч­ных про­дук­тов (РЦ-5000, РЦ-2500К, РЦ-1500/2500У, РЦ-400, РУ-2000М, РВЧ-2000В), сверх­вы­со­ко­ва­ку­ум­ные тур­бомо­ле­ку­ляр­ные насосы (ТМН-100, ТМН-500, ТМН-1000, ТМН-2500, ТМНГ-10000, ТМНГ-20000, ТМНГ- 5000). Все эти изде­лия были воплощены в металле и изго­тав­ли­ва­лись серийно или разо­выми пар­ти­ями. За раз­ра­ботку и внед­ре­ние рас­пы­ли­те­лей награж­ден сереб­ря­ной меда­лью ВДНХ СССР.

По выпол­нен­ным кон­струк­тор­ским раз­ра­бот­кам полу­чил 9 Автор­ских сви­де­тельств на изоб­ре­те­ния и 3 Патента. При­нимал непо­сред­ствен­ное уча­стие в раз­ра­ботке и пере­воде на английский язык докумен­тации по глав­ным цир­ку­ляци­он­ным насо­сам ГЦНА-1391 для АЭС в Иране, Китае, Индии, а также по поставке компрес­со­ров для вспомога­тель­ных систем АЭС совместно с Чехией в Китай, Индию. При раз­ра­ботке КД для АЭС «Бушер» три­жды был в коман­ди­ров­ках в Иране, и 5 раз в Чехии.

Для пар тре­ния блока уплот­не­ний мы под­би­рали пары тре­ния. По имеющимся све­де­ниям кар­бид вольфрама обла­дает необ­хо­димыми свойствами. Нужно было достать порошок кар­бида для плазмен­ного нане­се­ния покрытия на опыт­ные детали. В Ленинграде не нашли. Аркин позво­нил Н. М. Синёву в Москву. Я поехал в Москву, в Главк, прошел к Синёву. Он при мне позво­нил на Мос­ков­ский завод твер­дых спла­вов. Дого­во­рился с руко­вод­ством завода. Я поехал на завод, мне отсыпали около килограмма порошка и про­во­дили с завода. За «Спа­сибо» про­блема была решена. Так же общался с Л. А. Арки­ном — как с кура­то­ром по ТМН, как пред­се­да­тель проф­бюро с руко­во­ди­те­лем тема­тики. Был зна­ком с Ю. М. Пусто­войтом (ИАЭ им. И. В. Кур­ча­това), Г. Л. Сак­саган­ским (НИИЭФА им. Д. В. Ефремова) — науч­ные руко­во­ди­тели раз­ра­бо­ток по ТМН.

На нашем предпри­я­тии при отра­ботке тур­бо­ге­не­ра­тора для КЯЭУ, для кото­рого я раз­ра­ба­ты­вал под­шип­ник, Ито­ни­е­вым Г.Н.,Игол­ки­ным Н.И. и Про­ста­ко­вым А.Л. было сде­лано и зареги­стри­ро­вано за №154 «Открытие» о сма­зоч­ной спо­соб­но­сти ртут­ного пара. В ЦКБМ раз­ра­бо­тана и внед­рена на ком­би­на­тах цен­три­фуга для раз­де­ле­ния изо­топов урана, что поз­во­лило выйти на пер­вое место в мире по полу­че­нию изо­топов урана и других хими­че­ских элемен­тов. В конце 40-х годов в ЦКБМ были раз­ра­бо­таны цен­тро­беж­ные компрес­соры с встро­ен­ным элек­тро­двига­те­лем для диффу­зи­он­ного раз­де­ле­ния изо­топов урана, а в 50-х годах на их базе раз­ра­бо­таны герме­тич­ные ГЦН с встро­ен­ным элек­тро­двига­те­лем для АПЛ и пер­вых АЭС (Н-В АЭС, Бело­яр­ская АЭС). Начи­ная с 1967 г. раз­ра­бо­таны и рабо­тают на АЭС с ВВЭР в пер­вом кон­туре ГЦНА с уплот­не­нием вала, с ГУП рабо­тающем на воде, с элек­тро­двига­те­лем, под­шип­ники кото­рого сма­зы­ваются водой. Раз­ра­бо­тана кос­ми­че­ская энерге­ти­че­ская уста­новка «Топаз». Раз­ра­бо­тан ряд сверх­вы­со­ко­ва­ку­ум­ных тур­бомо­ле­ку­ляр­ных насо­сов от 50 до 40000 л/с для уста­но­вок по иссле­до­ва­нию физики плазмы, уско­ри­те­лей, и цик­ло­тро­нов. Раз­ра­бо­таны цен­тро­беж­ные рас­пы­ли­тели для сушки молоч­ных про­дук­тов с про­из­во­ди­тель­но­стью от 400 до 5000 кг/ч гото­вого про­дукта. Страна была обес­пе­чена сухим моло­ком.

Ещё на заводе «Крас­ный метал­лист» я занимался лыжами и бегом на сред­ние дистанции. При­нимал уча­стие в «Звёзд­ных эстафе­тах» по Ленинграду. В инсти­туте и в Дне­про­пет­ров­ске занимался спор­тив­ной гим­на­сти­кой, в ЦКБМ участ­во­вал в сорев­но­ва­ниях по лыжам, бегу, занимался туризмом.

В 1987 г. Зам. Глав­ного кон­струк­тора В. С. Чехо­вич решил напра­вить группу спе­ци­а­ли­стов в составе началь­ника КО-302 Михай­лова А.Д., началь­ника КО-303 Одинцова Н. А. и началь­ника КО 304 Теп­лен­чука О.В. на молочно-кон­серв­ные ком­би­наты на кото­рых экс­плу­а­ти­руются цен­тро­беж­ные рас­пы­ли­тели для сушки молоч­ных про­дук­тов с целью про­верки усло­вий экс­плу­а­тации и выяс­не­ния веро­ят­ных при­чин выхода из строя цен­тро­беж­ных рас­пы­ли­те­лей. Группа посе­тила ком­би­наты в Истре, Калин­ко­ви­чах, Вол­ко­выске. Полу­чив информацию о работе рас­пы­ли­те­лей нашего предпри­я­тия и рас­пы­ли­те­лей зару­беж­ных фирм, группа на поез­дах перемеща­лась из города в город. Пере­езжая из Калин­ко­ви­чей в Вол­ко­выск (ехать нужно часов 12) прого­ло­да­лись. На одной из станций А. Д. Михай­лов купил кар­тошки и решил её сва­рить прямо в вагоне. Нашли где-то стек­лян­ную банку, у О. В. Теп­лен­чука был элек­тро­кипя­тиль­ник, при­чем на при­лич­ную мощ­ность и вклю­чили его в розетку для элек­тро­бритвы. Эффект был впе­чат­ляющий — вагон был обес­то­чен, а стоял ноябрь месяц, всю дорогу ехали в тем­ноте и голод­ные. Поезд­ная бригада сле­дов пре­ступ­ле­ния не обна­ружила.

По моему мне­нию, сегодня раз­ви­тию отрасли мешает изоби­лие на всех направ­ле­ниях топ-мене­дже­ров, а не опыт­ных спе­ци­а­ли­стов, пытающихся с помощью огром­ного коли­че­ства графи­ков, схем, спра­вок и т.д. отра­зить свою бур­ную дея­тель­ность. Недо­ста­ток объек­тив­ной тех­ни­че­ской информации. Предпри­я­тие не может подпи­саться на ино­стран­ный тех­ни­че­ский жур­нал World Pump. Отсут­ствие обмена опытом с предпри­я­ти­ями, рабо­тающих в близ­ких к тема­тике направ­ле­ниях, напри­мер, раньше мы очень тесно сотруд­ни­чали с «ОКБМ Афри­кан­тов», обме­ни­ва­лись опытом. Есть и пози­тив­ные нправ­ле­ния. Так рефе­рент­ность постро­ен­ных и рабо­тающих бло­ков АЭС оче­видно спо­соб­ствует раз­ви­тию отрасли.

Меня огор­чает положе­ние с нашими раз­ра­бот­ками в обла­сти ваку­ум­ной тех­ники, без ваку­ум­ных тех­но­логий сей­час не обхо­дятся ни ядер­ная физика, ни кос­мос, ни элек­тро­ника, ни медицина, а наши раз­ра­ботки сей­час ока­за­лись никому не нужны, предпри­я­тию не инте­ресно выпол­нять разо­вые заказы, а потре­би­тели небольшие насосы могут купить на Западе.