ГлавнаяОдинцов Н. А. → Конструктор должен «чувствовать» изделие

Одинцов Николай Анатольевич

В отрасли с 1964 г. Прошел путь от инженера-конструктора до начальника КО-310 ЦКБМ, в настоящее время – ведущий инженер конструктор КО-309. По выполненным конструкторским разработкам получил 9 Авторских свидетельств на изобретения и 3 Патента. Награжден медалями «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и «300 лет Санкт-Петербургу, знаками «Ветеран труда», «Ветеран атомной энергетики», Почетной грамотой Минатома.

Конструктор должен «чувствовать» изделие

Моя трудовая деятельность началась 65 лет назад, в 1951 г., когда я поступил в Ремесленное училище №22 г. Ленинграда на специальность слесарь-ремонтник заводского оборудования. В 1953 году после окончания с отличием училища начал работать на заводе «Красный Металлист» слесарем-ремонтником пятого разряда. Именно на этом этапе, при ремонте самых разнообразных металлообрабатывающих станков у меня появился интерес к механизмам. Выяснить причину отказа, устранить её – это интересно! Конструктор должен «чувствовать» изделие, которое он разрабатывает, а это приходит с опытом. Я думаю, что мне повезло, что я начал реально общаться с металлом ещё в ремесленном училище.

Одновременно с учебой в училище и работой на заводе учился в школе рабочей молодёжи №15, окончил 10 классов. В 1956 году поступил на дневное отделение Ленинградского Военно-Механического института. Учась в институте, работал в Студенческом конструкторском бюро и возглавлял группу по разработке автоматической роторной линии для изготовления радиальных манжетных уплотнений для ленинградского завода «Красный треугольник». В 1962 году окончил институт по специальности «Высокоэнергетические устройства автоматических систем», квалификация - инженер-механик, и был направлен на работу в г. Днепропетровск на предприятие п.я. №186 (Южный машиностроительный завод), где до этого проходил преддипломную практику и защитил диплом на тему «Использование электрогидравлического эффекта для штамповки деталей сопла РД». Работал сначала инженером-технологом, а затем ведущим инженером-технологом. За работу по внедрению установки для получения деталей сопла жидкостного реактивного двигателя с помощью электровзрыва награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.

За время работы в ЦКБМ прошел путь от инженера-конструктора до начальника конструкторского отдела. Всегда старался учиться. По направлению предприятия окончил курсы Патентоведения, курсы Английского языка, курсы повышения квалификации по специальности «Ядерные реакторы» при Ленинградском Кораблестроительном институте. Будучи начальником отдела, прошел курс обучения в ЦИПК, в Москве, а также прослушал цикл лекций по системе управления качеством, получил сертификат внутреннего аудитора.

Моя работа в атомной отрасли началась в 1964 г. Будучи в командировке в Москве у брата моей матери, я встретился с его друзьями по работе в предвоенные годы в Отделе особых двигателей НИИ гражданского флота на Кировском заводе, в Ленинграде: Николаем Михайловичем Синёвым и Николаем Владимировичем Фёдоровым. Н.М. Синёв был в это время начальником управления в Министерстве среднего машиностроения, а Н.В. Фёдоров был Главным инженером п.я. 344, которое в это время выделилось из Кировского завода. Узнав, что я работаю в области ракетостроения, они предложили мне перейти на работу на предприятие п.я. 344, т.к. там в это время разворачивались работы по созданию ядерной энергетической космической установки, объект  «175»(МАК М). В июле 1964 года я вернулся в Ленинград и поступил на работу инженером-конструктором в КБ-13 п.я. 344.(с 30.12.66- ЦКБМ).

Возглавлял КБ-13 уникальный конструктор, обладавший богатым опытом в конструировании авиационных двигателей, Юрий Васильевич Дудников. КБ занималось разработкой электромашинного генератора с приводом от турбины, работающей на ртутном паре для МАК-М (Малая атомная космическая с машинным преобразователем энергии). Первое моё авторское свидетельство на изобретение « Подшипник на гибкой опоре» было получено совместно с Юрием Васильевичем. Мы сделали его модель на спицах от велосипеда. Подшипник прекрасно отслеживал угловые изменения положения ротора. Для электромагнитного насоса, обеспечивающего циркуляцию калий-натриевого теплоносителя, мною была спроектирована и совместно с технологом С.П. Бондаревым изготовлена оригинальная проточная часть насоса из тонкостенных труб. Работая конструктором, старался почаще бывать в цехах, где шло изготовление деталей по моим чертежам, и в лабораториях, где шли испытания изделий и их элементов.

В 1966 г. Руководство предприятия поручило КБ-13 разработку главного циркуляционного насоса, объект «195», для строящегося 5 блока Ново-Воронежской АЭС. Особенностью ГЦН-195 от ранее выполнявшихся на предприятии разработок ГЦН для АЭС в герметичном исполнении, со встроенным внутрь электродвигателем, было требование создать насос с выносным электродвигателем. Мне была поручена разработка Блока уплотнений, обеспечивающего герметичность насоса. Моей группой было выпущено три различных варианта блока уплотнений. Создано два стенда: для испытания одиночной ступени уплотнения и для испытаний блока в сборе. В результате была разработана конструкция блока уплотнений, которая с некоторыми доработками сохраняется и сегодня, 45 лет спустя, в современных насосах. И приятно было слышать от нашего сотрудника ведущего авторский надзор В. Худницкого, приехавшего недавно с АЭС «Козлодуй»: «Н.А., самый надёжный и удобный в обслуживании узел в ГЦН - блок уплотнений».

В 1974 году Первый заместитель Главного конструктора Л.А. Аркин предложил мне перейти из КБ-13 в КБ-10 заместителем начальника КБ. В это время КБ-10 была поручена разработка новейших типов оборудования: сверхвысоковакуумных турбомолекулярных насосов для установок по исследованиям физики плазмы и центробежных распылителей для сушки молока для строящегося по поручению Е.П. Славского Степногорского молочного комбината в Цилиноградской области. При моем непосредственном участии и руководстве (в 1979 г. я был назначен начальником КБ) разработаны центробежные распылители для сушки молочных продуктов (РЦ-5000, РЦ-2500К, РЦ-1500/2500У, РЦ-400, РУ-2000М, РВЧ-2000В), сверхвысоковакуумные турбомолекулярные насосы (ТМН-100, ТМН-500, ТМН-1000, ТМН-2500, ТМНГ-10000, ТМНГ-20000, ТМНГ- 5000). Все эти изделия были воплощены в металле и изготавливались серийно или разовыми партиями. За разработку и внедрение распылителей награжден серебряной медалью ВДНХ СССР.

По выполненным конструкторским разработкам получил 9 Авторских свидетельств на изобретения и 3 Патента. Принимал непосредственное участие в разработке и переводе на английский язык документации по главным циркуляционным насосам ГЦНА-1391 для АЭС в Иране, Китае, Индии, а также по поставке компрессоров для вспомогательных систем АЭС совместно с Чехией в Китай, Индию. При разработке КД для АЭС «Бушер» трижды был в командировках в Иране, и 5 раз в Чехии.

Для пар трения блока уплотнений мы подбирали пары трения. По имеющимся сведениям карбид вольфрама обладает необходимыми свойствами. Нужно было достать порошок карбида для плазменного нанесения покрытия на опытные детали. В Ленинграде не нашли. Аркин позвонил Н.М. Синёву в Москву. Я поехал в Москву, в Главк, прошел к Синёву. Он при мне позвонил на Московский завод твердых сплавов. Договорился с руководством завода. Я поехал на завод, мне отсыпали около килограмма порошка и проводили с завода. За «Спасибо» проблема была решена. Так же общался с Л.А. Аркином – как с куратором по ТМН, как председатель профбюро с руководителем тематики. Был знаком с Ю.М. Пустовойтом (ИАЭ им. И.В. Курчатова), Г.Л. Саксаганским (НИИЭФА им. Д.В. Ефремова) – научные руководители разработок по ТМН.

На нашем предприятии при отработке турбогенератора для КЯЭУ, для которого я разрабатывал подшипник, Итониевым Г.Н.,Иголкиным Н.И. и Простаковым А.Л. было сделано и зарегистрировано за №154 «Открытие» о смазочной способности ртутного пара. В ЦКБМ разработана и внедрена на комбинатах центрифуга для разделения изотопов урана, что позволило выйти на первое место в мире по получению изотопов урана и других химических элементов. В конце 40-х годов в ЦКБМ были разработаны центробежные компрессоры с встроенным электродвигателем для диффузионного разделения изотопов урана, а в 50-х годах на их базе разработаны герметичные ГЦН с встроенным электродвигателем для АПЛ и первых АЭС (Н-В АЭС, Белоярская АЭС). Начиная с 1967 г. разработаны и работают на АЭС с ВВЭР в первом контуре ГЦНА с уплотнением вала, с ГУП работающем на воде, с электродвигателем, подшипники которого смазываются водой. Разработана космическая энергетическая установка «Топаз». Разработан ряд сверхвысоковакуумных турбомолекулярных насосов от 50 до 40000 л/с для установок по исследованию физики плазмы, ускорителей, и циклотронов. Разработаны центробежные распылители для сушки молочных продуктов с производительностью от 400 до 5000 кг/ч готового продукта. Страна была обеспечена сухим молоком.

Ещё на заводе «Красный металлист» я занимался лыжами и бегом на средние дистанции. Принимал участие в «Звёздных эстафетах» по Ленинграду. В институте и в Днепропетровске занимался спортивной гимнастикой, в ЦКБМ участвовал в соревнованиях по лыжам, бегу, занимался туризмом.

В 1987 г. Зам. Главного конструктора В.С. Чехович решил направить группу специалистов в составе начальника КО-302 Михайлова А.Д., начальника КО-303 Одинцова Н.А. и начальника КО 304 Тепленчука О.В. на молочно-консервные комбинаты на которых эксплуатируются центробежные распылители для сушки молочных продуктов с целью проверки условий эксплуатации и выяснения вероятных причин выхода из строя центробежных распылителей. Группа посетила комбинаты в Истре, Калинковичах, Волковыске. Получив информацию о работе распылителей нашего предприятия и распылителей зарубежных фирм, группа на поездах перемещалась из города в город. Переезжая из Калинковичей в Волковыск (ехать нужно часов 12) проголодались. На одной из станций А.Д. Михайлов купил картошки и решил её сварить прямо в вагоне. Нашли где-то стеклянную банку, у О.В. Тепленчука был электрокипятильник, причем на приличную мощность и включили его в розетку для электробритвы. Эффект был впечатляющий – вагон был обесточен, а стоял ноябрь месяц, всю дорогу ехали в темноте и голодные. Поездная бригада следов преступления не обнаружила.

По моему мнению, сегодня развитию отрасли мешает изобилие на всех направлениях топ-менеджеров, а не опытных специалистов, пытающихся с помощью огромного количества графиков, схем, справок и т.д. отразить свою бурную деятельность. Недостаток объективной технической информации. Предприятие не может подписаться на иностранный технический журнал World Pump. Отсутствие обмена опытом с предприятиями, работающих в близких к тематике направлениях, например, раньше мы очень тесно сотрудничали с «ОКБМ Африкантов», обменивались опытом. Есть и позитивные нправления. Так референтность построенных и работающих блоков АЭС очевидно способствует развитию отрасли.

Меня огорчает положение с нашими разработками в области вакуумной техники, без вакуумных технологий сейчас не обходятся ни ядерная физика, ни космос, ни электроника, ни медицина, а наши разработки сейчас оказались никому не нужны, предприятию не интересно выполнять разовые заказы, а потребители небольшие насосы могут купить на Западе.

Предприятия: АЭС «Козлодуй», Белоярская АЭС, Министерство среднего машиностроения СССР, аппарат (Минсредмаш СССР, Министерство атомной энергетики и промышленности СССР, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Минатом России, Федеральное агентство по атомной энергии, Росатом, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», госкорпорация «Росатом»), ОКБМ Африкантов (АО «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова», ОКБ по проектированию специальных машин), АЭС «Бушер», ЦКБМ (АО «Центральное конструкторское бюро машиностроения»)

Персоналии: Славский Е. П., Синёв Н.М., Дудников Ю.В., Аркин Л.А., Ю.М. Пустовойт Ю.М., Саксаганский Г.Л.