Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Моторный Иван Сергеевич

Иван Мотор­ный:. Его имя зна­комо многим жите­лям Ангар­ска. Герой соци­а­ли­сти­че­ского труда, орде­но­но­сец, пере­до­вик про­из­вод­ства, он много лет отра­бо­тал элек­тро­мон­те­ром и сле­са­рем-при­бо­ри­стом на АЭХК. 27 ноября этого года ему испол­нится 90 лет. Но в свои весьма почтен­ные годы Иван Серге­е­вич про­должает оста­ваться актив­ным и с удо­вольствием вспоми­нает свою жизнь, рас­ска­зы­вает о том, как как про­хо­дило ста­нов­ле­ние ком­би­ната, как на его гла­зах рос и раз­ви­вался Ангарск
Моторный Иван Сергеевич

С Ива­ном Серге­е­ви­чем легко и при­ято общаться, и это несмотря на его много­чис­лен­ные рега­лии и награды. Героем себя никогда не счи­тал и не счи­тает. Гово­рит про­сто: «Работы все­гда было много. Но все, что тре­бо­ва­лось, мы выпол­няли!». Сде­лать дело хорошо и в срок — основ­ной кри­те­рий его работы, его жизни. Он, кре­стьян­ский пар­нишка, за пле­чами кото­рого — школа-семи­летка, в самом начале Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны вме­сте с роди­те­лями эва­ку­и­ро­вался в город Энгельс Сара­тов­ской обла­сти. Окон­чил ФЗО, полу­чил спе­ци­аль­ность элек­тро­мон­тера. Во время обу­че­ния осно­вами спе­ци­аль­но­сти овла­де­вал на мест­ном мясо­ком­би­нате. А в 1944 году был при­зван в ряды военно-мор­ского флота, служил элек­тро­свя­зи­стом на Север­ном флоте. Память о тех днях — медаль «За Победу над Герма­нией».

В 1946 году, демо­би­ли­зо­вавшись по состо­я­нию здо­ро­вья, рабо­тал элек­тро­мон­те­ром на сара­тов­ском мясо­ком­би­нате. Через два года на ком­би­нат при­е­хали вер­бовщики, наби­равшие рабо­чих для раз­ви­тия атом­ной отрасли. Ивана вызвали в сек­рет­ный отдел, попро­сили запол­нить анкету, а через несколько месяцев парня отпра­вили в закрытый Сверд­ловск-44 на предпри­я­тие п/я 318.

— Сразу по при­езду нам устро­или экза­мены, при­ш­лось сда­вать техми­нимум, по итогам кото­рого почти всем доба­вили по раз­ряду. У меня был 5 раз­ряд, сде­лали 6-ой. Так я начал рабо­тать элек­три­ком на сек­рет­ном про­из­вод­стве. Потом при­ш­лось осво­ить и про­фес­сию кра­новщика. Кра­новщи­ком я обычно рабо­тал ночью, когда при­хо­дило обо­ру­до­ва­ние. Эше­лоны с обо­ру­до­ва­нием из Ниж­него Новго­рода и Ленинграда шли посто­янно, в каж­дом эше­лоны было ваго­нов по пять­де­сят. В общем, тру­дился и днем, и ночью. И к тому же я еще был сек­ре­та­рем ком­со­мольской орга­ни­за­ции цеха. Но успе­вал везде, даже орга­ни­зо­вал в цехе фут­боль­ную команду и сво­бод­ное время про­во­дил на ста­ди­оне.

Вскоре в Сверд­ловск-44 при­е­хал Вик­тор Федо­ро­вич Новокше­нов, кото­рый под­би­рал команду про­фес­си­о­на­лов для работы в Ангар­ске. Мотор­ному Новокше­нов сразу понра­вился своей общи­тель­но­стью, доб­роже­ла­тель­но­стью, любо­вью к спорту. И Вик­тору Федо­ро­вичу при­гля­нулся скром­ный рабо­тящий парень, кото­рому он и пред­ложил поехать на стро­и­тельство нового ком­би­ната. В Ангарск Иван поехал с женой Оль­гой, рабо­тавшей бухгал­те­ром в Сверд­лов­ске-44, и трех­лет­ней доч­кой Лари­сой.

— Сна­чала нам выде­лили ком­нату в 107 квар­тале. На работу из цен­тра города при­хо­ди­лось ездить на элек­тричке, кото­рая ходила от нынеш­ней школы №10 до самого предпри­я­тия. А когда мы полу­чили квар­тиру в квар­тале А, то ездили на ком­би­нат на паро­возе, кур­си­ро­вавшем оттого места, где сей­час рас­по­ложена фирма Автомо­били. При­езжали на ком­би­нат и — бегом до про­ход­ной. Летом бегали потому, что моло­дые были, а зимой — из-за соро­когра­дус­ных моро­зов.

Жена утро­и­лась рабо­тать на машино-счет­ную станцию, обслужи­вавшую АЭХК. Станция эта нахо­ди­лась в обыч­ной трех­ком­нат­ной квар­тире в дом №1 квар­тала А. Маленькую дочку при­хо­ди­лось возить в ясли в центр города. В общем, мороки было много, а тут еще пуск на ком­би­нате, при­хо­ди­лось тру­диться по 12, 16 часов. И так день за днем.

Иван Серге­е­вич был в числе так назы­ва­емых «пус­ка­чей», подго­тав­ли­вал к запуску уста­новки, смон­ти­ро­ван­ные налад­чи­ками. Подго­товка к запуску про­во­ди­лась, как пра­вило, по ночам. В сжа­тые сроки, всего за 4 года, были постро­ены и вве­дены в экс­плу­а­тацию 4 цеха АЭХК. Каж­дый — больше километра дли­ной. Элек­трики ком­би­ната были одним из его глав­ных рабо­чих зве­ньев.

— Вы ведь зна­ете, что Брат­скую ГЭС постро­или, чтобы обес­пе­чить наш ком­би­нат энергией. АЭХК ведь «съе­дал» поло­вину энергии всей Иркут­ской ГЭС! Поэтому при­ш­лось стро­ить Брат­скую ГЭС и воз­во­дить ТЭЦ-10.

29 июля 1966 года по итогам пуска ком­би­нат награ­дили орде­ном Ленина, а Ивана Мотор­ного — звез­дой Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот». Его лично поздра­вил Вик­тор Федо­ро­вич Новокше­нов, никогда не забы­вавший выдающегося элек­трика.

В ответ на вопрос «Что было самым слож­ным в работе?», Иван Серге­е­вич рас­сме­ялся.

— Не было такого, рабо­тал и рабо­тал. Вот только помню, что спе­цовку посто­янно при­хо­ди­лось выжимать. Когда в цехе — горя­чая обра­ботка, до 36 гра­ду­сов дохо­дило, жарко, в маши­нам не при­тро­нешься! А вообще я рабо­тал во всех корпу­сах ком­би­ната. И при­бо­ри­стом был, и элек­три­ком. Кру­тил задвижки, делал на крыше вен­ти­ляцию, кор­рек­ти­ро­вал дат­чики дав­ле­ния. На вело­сипеде ездил по корпу­сам, километры нама­ты­вал. Все тогда на вело­сипе­дах ездили, и Новокше­нов в том числе.

Активно занимался Иван Серге­е­вич и раци­о­на­ли­за­тор­ской дея­тель­но­стью. Эко­номи­че­ский эффект от его рацпред­ложе­ний соста­вил более 200.000 руб­лей. Изби­рался депу­та­том Иркут­ского област­ного совета (4 созыва), чле­ном парт­кома ком­би­ната, чле­ном Совета вете­ра­нов. Дочка Лариса папу прак­ти­че­ски не видела, он все про­па­дал на работе. Но в ред­кие минуты отдыха Иван Серге­е­вич стремился про­ве­сти время вме­сте с семьей: зимой они ходили на каток (Иван Серге­е­вич и сам пре­красно катался на конь­ках), а летом, закупив гази­ровки «Саяны», отправ­ля­лись заго­рать и купаться на Китой.

Мотор­ный рабо­тал на АЭХК до выхода на пен­сию. Да и потом, уже в пен­си­он­ном воз­расте, про­должал тру­диться сле­са­рем-элек­три­ком на объек­тах соц­культ­быта ком­би­ната. Сей­час частенько вспоми­нает слож­ное время пуска ком­би­ната, обще­ние с Новокше­но­вым, своих кол­лег, многих из кото­рых уже в живых. Кон­такт­ный, общи­тель­ный, весе­лый, открытый, он все­гда нахо­дит общий язык с ангар­скими школь­ни­ками, с работ­ни­ками ком­би­ната и с нашей жур­на­лист­кой бра­тией. Он не прочь рас­ска­зать о ком­би­нате и о себе, о любимой работе и любимом городе, кото­рому была отдана вся его жизнь. Жизнь, заклю­чен­ная в одной фразе: «Мы выпол­няли все, что тре­бо­ва­лось!».