ГлавнаяКузьмин В. Ю. → Прошел пешком всю границу

Кузьмин Владимир Юрьевич

За время работы прошел путь от инженера до директора проектного института АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон». Под его руководством и непосредственным участием сотни объектов оснащены комплексами физической защиты. Награжден знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергии и промышленности», памятным знаком «200 лет Министерству обороны страны», медалями «За Трудовую доблесть», «65 лет атомной отрасли России», «Академик Курчатов», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Удостоен званий «Почетный строитель России» и «Почетный работник науки и техники РФ».

Прошел пешком всю границу

В отрасль попал очень курьезно. Стоял 1978 год. В то время отдел кадров ВНИИХТ и ВНИИ Физических приборов располагались в старой поликлинике Москворечья. Я по образованию инженер-механик, но хорошо знал химию, был призером московских Олимпиад по химии, учился в Москворечье и родители многих ребят в нашей школе работали во ВНИИХТ. У меня скоро должен был родиться ребенок, а зарплата была маленькой, вот я и подумал: «Пойду ка во ВНИИХТ!». Как в свое время говорил актер Крамаров: «Английский выучил, могу и переводчиком работать». И я отправился в отдел кадров ВНИИХТ, прошел собеседование и сдал документы. Спустя какое-то время меня вызывают и говорят, пиши заявление о приеме на работу во ВНИИ Физических приборов. Я растерялся, почему во ВНИИФП, а не во ВНИИХТ?! Оказалось, что вторник-четверг в этом помещении принимал документы отдел кадров ВНИИХТ, а среду-пятницу отдел кадров ВНИИФП! Вот так я и попал в отрасль, оказавшись в институте, который позже стал называться «Элерон».

Отдел, занимавшийся проектами по физической защите объектов, тогда насчитывал 15 человек, я пришел 16-тым, - совершенно случайный человек, который не знал в этой области ни-че-го! Когда мой новый руководитель спросил, чем я занимался на прежней работе, я гордо ответил: газодинамикой двухфазных сред. Он чуть не упал! Ведь у газодинамики и физической защиты нет ничего общего. Но в то время был дефицит кадров, проектное направление только зарождалось, и меня оставили в этом подразделении. Работы было очень много, у меня было все в порядке с черчением, поэтому я занимался оформлением чертежей и активно учился. Среди моих учителей был Игорь Васильевич Иванов. В то время он был начальником отделения и в его подчинении были и монтажники, и конструкторы, и проектировщики. Моим главным учителем был Сорокоумов Валентин Константинович, очень эрудированный и выдержанный человек. Он давал мне знания по электротехнике, приборам, принципам оснащения объектов. Гораздо позже, когда он ушел на пенсию, я его сменил, став директором проектного института.

Сейчас я заместитель директора проектного института – годы уже подходят и надо давать дорогу молодым, мы вырастили достойную смену и теперь они работают, а мы им помогаем. Я здесь работаю уже 38 лет. За это время через наше предприятие проходило очень много народа. Оставались те, кто умел учиться, повышать свою квалификацию. Они, в дальнейшем, и сформировали «костяк» института.

В начале 90-х годов у нас в отделе работало 112 сотрудников, а к началу 2000-ных осталось всего 27! Это было тяжелое время и для страны и для нас. Кого могли, мы удерживали. В 2000-х годах произошли большие изменения, предприятие реформировали. Нас стали снабжать техникой, и если раньше у нас на 27 человек было 3 компьютера и приходилось занимать очередь, чтобы на них поработать, то с приходом нового директора Коновалова Александра Ивановича эта проблема была решена. К концу 2003 г у нас не осталось ни одного рабочего места, не оборудованного компьютером, а производительность труда возросла в 6-7 раз. Так если в конце 90-х годов мы выполняли работ где-то на 6 млн рублей, то в 2000-х эта цифра выросла до 300 млн рублей! Мы расширили штат сотрудников, приглашая специалистов со всей страны, и на сегодняшний день численность только московского офиса насчитывает порядка 300 человек, а с учетом созданной инжиниринговой компании у нас работает более 1000 сотрудников. Сегодня мы являемся одним из крупнейших проектных институтов в России. Однако в этом есть и свои сложности. Надо искать заказы, чтобы загружать сотрудников и платить им достойную заработную плату.

Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, нас посадили на самолет и отправили в Чернобыль. Там мы готовили проектную документацию для оснащения системой охранной сигнализации 30-км зоны отчуждения вокруг места аварии. Приходилось работать в очень сжатые сроки, документация была сделана за несколько дней, заказывалось все необходимое оборудование, которое затем устанавливалось нашими монтажниками совместно с военными. Затем аналогичная работа была продела по закрытию города Припять.

Очень много сил было отдано проектированию защитных систем для охраны государственной границы. Лично я прошел пешком почти всю границу Советского Союза, от залива Петра Великого на Дальнем Востоке и до Карелии. Пришлось реконструировать большое количество пограничных застав, и, порой, проектную документацию на переоснащение заставы мы делали за 3-4 дня. Нами были переоборудованы и большинство контрольно-пропускных пунктов. Когда в 1987 г с афганской стороны обстреляли Московский погранотряд, нас снова посадили на самолет и отправили в Таджикистан. По прилету разделили на три группы и на вертолете доставили на границу, где в кратчайшие сроки мы подготовили проекты оснащения погранзастав. После обстрела заставы выглядели ужасно, следы от осколков, разбитые стекла, окна, закрытые одеялами. В ходе работ, нам с коллегами пришлось ездить по афганской границе. Однажды нас отправили на 10-ю заставу, с нами был офицер из пограничного отряда, офицер из округа и еще один офицер из Москвы. Спустился гутой туман и по рации передали, что в нашу сторону движется банда из 600 человек. Мы не спали всю ночь, но, к счастью, банда прошла мимо. Пограничники соорудили самодельную сигнализацию – натянули проволоку и повесили на нее консервные банки. Когда они загремели, все начали стрелять в ту сторону, а утром оказалось, что проволоку задела собака. Но ночью, когда мы об этом не знали, было очень страшно. А некоторые наши сотрудники попадали под настоящие обстрелы.

Мы устанавливали охранные системы в самых разных местах, от Гохрана до госграницы, от Кремля до Третьяковской галереи. И конечно оборудовали комплексами технических средств охраны предприятия атомной отрасли. Это и «Маяк», и «Электрохимприбор», «Приборостроительный завод», и многие другие. Практически все российские АЭС оборудованы комплексами защиты по нашим проектам. Самый последний проект, который мы подготовили, связан с защитой Ростовской АЭС. Сегодня требования к физзащите возросли, и если раньше проект составлял несколько книжек, то сейчас это 120-150 томов.

Когда был студентом, увлекался спортом, был кандидатом в мастера по классической борьбе. Но в какой-то момент пришлось выбирать – либо спорт, либо учеба, и я выбрал учебу. Люблю ходить за грибами и на рыбалку, каждую осень выезжаю на Нижнюю Волгу, и там успокаиваю свою душу отличной рыбалкой. Жена с пониманием относится к моей работе. Когда я перешел в Минсредмаш, она воспитывала ребенка, а я мотался по командировкам. С ранней весны начинались командировки в Среднюю Азию, потом ехали в Закавказье и на Украину, летом работали над проектами, а осенью снова начинались командировки. Когда сын вырос, он пошел по моим стопам, и я этим очень горжусь.

Сейчас очень большое внимание уделяется подготовке специалистов. Мы приглашаем студентов-старшекурсников МИФИ, они проходят у нас практику, делают дипломные работы, а потом многие у нас остаются. Если говорить о факторах, тормозящих развитие, я бы назвал недостаточное финансирование. Недостаток финансирования не позволяет более широко развернуть работу. В настоящее время зарплата сотрудников на пределе, и если ее еще немного понизить может начаться отток сотрудников, а это будет трагедией для института. Каждого проектировщика мы воспитываем по 9-10 лет, и только после этого он становится настоящим специалистом и начинает самостоятельно работать. За кадрами надо смотреть и их нужно кормить!

Предприятия: Маяк, ПО (Челябинск-40, Челябинск-65, завод № 817, ХК «Маяк»), Министерство среднего машиностроения СССР, аппарат (Минсредмаш СССР, Министерство атомной энергетики и промышленности СССР, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Минатом России, Федеральное агентство по атомной энергии, Росатом, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», госкорпорация «Росатом»), Приборостроительный завод, ФГУП (ПСЗ, Златоуст-20, Златоуст-36), Элерон, ФЦНИВТ СНПО, АО (лаборатория №36 ВНИИХТ, Всесоюзный научно-исследовательский институт физических приборов, ВНИИФП, Специальное научно-производственное объединение «Элерон»)

Персоналии: Сорокоумов В. К.