Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Кушковой Сергей Антонович

Вете­ран Кур­ской АЭС, началь­ник инспекции Юго-Запад­ного округа Гос­атом­над­зора СССР, в долж­но­сти началь­ника реак­тор­ного цеха Кур­ской АЭС участ­во­вал в глу­бо­кой рекон­струкции и модер­ни­за­ции Кур­ской станции.
Кушковой Сергей Антонович

На Кур­скую АЭС я при­е­хал в 1974 году после окон­ча­ния Одес­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута по спе­ци­аль­но­сти «Атом­ные станции и уста­новки». До учебы была служба в военно-мор­ском флоте, в Севе­ро­двин­ске, на стро­и­тельстве атом­ных под­вод­ных лодок. Так что мое появ­ле­ние на атом­ной станции было вполне логич­ным.

Пер­вая моя долж­ность на станции — инже­нер ПТО. Через два месяца пере­во­дом ушел инже­не­ром-опе­ра­то­ром РЗМ реак­тор­ного цеха. Разгру­зочно-погру­зоч­ной машины как тако­вой еще не было, она появи­лась гораздо позже, даже не сразу после пуска блока. На станции шел мон­таж основ­ных тех­но­логи­че­ских схем. Поэтому занимался тем же, чем занима­лись осталь­ные ИТР — кури­ро­вал мон­таж схем энерго­блока, пра­виль­ность выпол­не­ния работ по тех­но­логи­че­скому циклу. Кон­троль мы вели очень при­дир­чиво, застав­ляя мон­таж­ни­ков и сварщи­ков пере­де­лы­вать работы, если при их выпол­не­нии был допущен брак.

Когда наступил предпус­ко­вой период, инже­неры-кура­торы в соот­вет­ствии с новыми зада­чами пере­шли на блоч­ный щит управ­ле­ния. Там я и встре­тил сна­чала физи­че­ский, затем энерге­ти­че­ский пуски пер­вого энерго­блока. Во время физи­че­ского пуска я участ­во­вал в нем, кон­тро­ли­руя пра­виль­ность уста­новки кас­сет.

В неза­бы­ва­емый день 19 декабря 1976 года рабо­тал в смену (энерге­ти­че­ский пуск энерго­блока). Параметры обо­ру­до­ва­ния во время про­ве­де­ния пуска нахо­ди­лось под тща­тель­ным кон­тро­лем опе­ра­тив­ного пер­со­нала. Наше вол­не­ние и напряжен­ность, при­чи­ной кото­рых была вполне есте­ствен­ная острота момента, так же есте­ственно спали, когда реак­тор был выве­ден на задан­ную мощ­ность.

В даль­нейшем при­хо­ди­лось тру­диться на раз­ных долж­но­стях. Но самой слож­ной и ответ­ствен­ной рабо­той счи­таю управ­ле­ние реак­то­ром. Мы одна­жды поста­вили дат­чик, фик­си­рующий, сколько раз за смену опе­ра­тор обраща­ется к стерж­ням управ­ле­ния СУЗ. Результат пора­зил — до тысячи раз!

Мне дове­лось рабо­тать СИУРом (старший инже­нер управ­ле­ния реак­то­ром), НСБ (началь­ник смены блока), НСС (началь­ник смены станции), заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера по экс­плу­а­тации пер­вой оче­реди. Затем была работа началь­ни­ком инспекции Юго-Запад­ного округа Гос­атом­над­зора СССР. С 1991 по 1998 годы я возглав­лял реак­тор­ный цех № 1.

В этом каче­стве мне выпала судьба участ­во­вать в глу­бо­кой рекон­струкции и модер­ни­за­ции Кур­ской АЭС. При моем руко­вод­стве цехом была про­из­ве­дена пол­ная замена тех­но­логи­че­ских кана­лов, кото­рые выра­бо­тали свой ресурс. Это был очень дли­тель­ный период. Впер­вые на РБМК про­во­ди­лась мас­со­вая замена кана­лов. Масштаб работ потре­бо­вал большой концен­трации сил. Не все­гда все полу­ча­лось сразу, но труд­но­сти мы пре­одо­ле­вали, с зада­чами справ­ля­лись.

Помогала чет­кая орга­ни­за­ция работ. На каж­дую смену писа­лось зада­ние, что надо кон­кретно сде­лать за рабо­чее время. Все участки рабо­тали слаженно, выпол­няли те зада­ния, кото­рые перед ними ста­ви­лись.

В совеща­ниях по модер­ни­за­ции участ­во­вали пред­ста­ви­тели про­ект­ных и кон­струк­тор­ских орга­ни­за­ций, мон­таж­ных предпри­я­тий, финан­со­вых под­раз­де­ле­ний атом­ной станции, что поз­во­ляло сохра­нять ритм выпол­не­ния всего комплекса вза­имо­свя­зан­ных работ, опе­ра­тивно решать воз­ни­кающие про­блемы.

Девя­но­стые годы, как известно, — особо тяже­лый период в нашей стране. Для кол­лек­тива цеха, как и всей станции, при­хо­ди­лось выжи­вать в усло­виях долго­сроч­ной невыплаты зара­бот­ной платы, задержки были от трех до пяти месяцев. Люди это пережи­вали, но кол­лек­тив не рас­пался, никто не уволь­нялся. Мы достойно пере­терпели все невзгоды.

В тот период Кур­скую АЭС посещали много­чис­лен­ные ино­стран­ные комис­сии, кото­рые изу­чали состо­я­ние Кур­ской АЭС, как атом­ной станции с реак­то­рами РБМК. Мы пока­зы­вали, какие про­во­дятся работы для того, чтобы повы­сить без­опас­ность экс­плу­а­тации. В част­но­сти, осо­бое внима­ние обраща­лось на вто­рой канал без­опас­но­сти — САОР-2, ава­рий­ные и резерв­ные дизель-гене­ра­торы. Эти и другие раз­ра­ботки кон­струк­то­ров и уче­ных поз­во­лили убе­дить ино­стран­ных экс­пер­тов и пред­ста­ви­те­лей МАГАТЭ в том, что в результате рекон­струкции мы при­ве­дем без­опас­ность пер­вой оче­реди в соот­вет­ствие с современ­ными тре­бо­ва­ни­ями норма­тив­ных докумен­тов. Они, как и оте­че­ствен­ные над­зор­ные органы, согла­си­лись с про­долже­нием экс­плу­а­тации пер­вого и вто­рого бло­ков.

Опыт модер­ни­за­ции пер­вого блока был исполь­зо­ван при модер­ни­за­ции энерго­блока № 2. Были про­ана­ли­зи­ро­ваны и ошибки, и положи­тель­ный опыт, нашли реше­ния, как лучше выпол­нять те или иные опе­рации. Это помогло выпол­нить модер­ни­за­цию вто­рого блока в более сжа­тые сроки и при меньших затра­тах сил пер­со­нала и мате­ри­ально-финан­со­вых средств. В част­но­сти, на вто­ром блоке замена кана­лов про­ис­хо­дила поэтапно. Скажем, заме­нили 400 кана­лов, под­няли мощ­ность, пора­бо­тали год. Во время сле­дующего ремонта еще три­ста кана­лов заме­нили и так далее. Поэтап­ная замена кана­лов поз­во­ляла под­держи­вать баланс в энерго­си­стеме, осо­бенно в осенне-зим­ний период про­хож­де­ния мак­симума энергопо­треб­ле­ния.

Сей­час в цехе про­должают тру­диться всего несколько чело­век из числа тех 410 спе­ци­а­ли­стов, что рабо­тали в цехе на момент пуска пер­вого энерго­блока. Они выдержали все испыта­ния на про­фес­си­о­наль­ную и чело­ве­че­скую проч­ность и сей­час являются «золо­тым фон­дом» под­раз­де­ле­ния и Кур­ской АЭС. Они пере­дают свой опыт новому поко­ле­нию атомщи­ков, и в этом — залог про­долже­ния тра­диций без­опас­ной и эффек­тив­ной работы предпри­я­тия, равно как и всей атом­ной отрасли.