Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Костриков Юрий Константинович

Про­ра­бо­тал на При­бо­ро­стро­и­тель­ном заводе с 1954 по 1995 годы: мастер цеха, кон­троль­ный мастер цеха, мастер ОТК цеха, мастер цеха, началь­ник БТК, старший кон­троль­ный мастер цеха 21, инже­нер-кон­струк­тор отдела 88, старший инже­нер ана­ли­ти­че­ской службы, руко­во­ди­тель группы ана­лиза отдела 10, инже­нер группы кон­троля отдела 7. Награж­ден меда­лями: «За доб­лест­ный труд. В ознаме­но­ва­ние 100-летия со дня рож­де­ния В. И. Ленина», «Вете­ран труда», зна­ком «Вете­ран атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти».
Костриков Юрий Константинович

В конце марта 1954 года меня при­гла­сили в Москву в 6-е Глав­ное Управ­ле­ние Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния, где я полу­чил направ­ле­ние в «хозяйство Воло­дина». В Главке заме­сти­тель дирек­тора завода по кад­рам Вик­тор Ива­но­вич Ники­тин объяс­нил мне, куда на самом деле я еду и чем там буду заниматься. При­е­хал на место, сразу встре­тился с дирек­то­ром завода Кон­стан­ти­ном Арсе­нье­ви­чем Воло­ди­ным и глав­ным инже­не­ром Алек­сан­дром Георги­е­ви­чем Потапо­вым. Они меня отпра­вили стажи­ро­ваться в Арза­мас-16, где я полу­чил навыки для работы кон­троль­ным масте­ром.

Из Ижев­ского ремес­лен­ного учи­лища тогда при­е­хали 14 сле­са­рей-сборщи­ков и оклейщицы изде­лий. Вскоре поступили комплек­тующие узлы. Мы их про­ве­ряли кон­троль­ным аппа­ра­том в при­сут­ствии пред­ста­ви­теля заказ­чика, после чего отпра­вили на сборку в цех 26. Мне при­хо­ди­лось лазить под узлами изде­лий и демон­стри­ро­вать, какую работу мы про­де­лали.

Меня про­сили, напри­мер, открыть заглушку и про­из­ве­сти замеры. К при­езду комис­сии у нас все было готово, все атте­сто­вано: и стел­лажи, и инструменты. Я сообщал пред­ста­ви­те­лям заказ­чика полу­чен­ные параметры. Они смот­рели паспорт на изде­лие и делали свое заклю­че­ние.

Мы обычно рабо­тали в три смены без выход­ных. Основ­ная нагрузка ложи­лась на вто­рую смену. В первую — мы, как пра­вило, раз­би­ра­лись с кон­струк­тор­ской, тех­но­логи­че­ской докумен­тацией, устра­няли какие-то несты­ковки. Дело-то для всех было новое, непри­выч­ное. В результате смен­ное зада­ние выпол­ня­лось не пол­но­стью и так пере­хо­дило во вто­рую смену. Она уже про­те­кала более спо­койно, разме­ренно. Именно во время вто­рой смены в основ­ном сда­ва­лась и при­нима­лась про­дукция. Так мы рабо­тали в тече­ние месяца.

Выпол­не­ние плана зави­село от комплек­тующих узлов, кото­рые поступали к нам по коопе­рации. К. А. Воло­дин и А. Г. Потапов посто­янно нас кон­тро­ли­ро­вали, сове­то­вали, как и что лучше сде­лать. Был такой курьез­ный слу­чай: как-то во вто­рую смену к нам при­е­хал Воло­дин. Дело при­ближа­лось к полу­ночи, и тут отклю­чили элек­троэнергию, соот­вет­ственно погас свет. В тем­ноте Кон­стан­тин Арсе­нье­вич не заме­тил при­бывшего на объект Потапова. Они столк­ну­лись лбами, посыпа­лись, так ска­зать, непар­ламент­ские выраже­ния. Когда разо­бра­лись что к чему, начали сме­яться и изви­няться друг перед другом. А в два часа ночи нужно было уже рапор­то­вать в Москву о про­из­ве­ден­ной сборке. Час про­си­дели в ожи­да­нии элек­троэнергии, но все же успели, и сде­лать положен­ное, и отчи­таться об этом как сле­до­вало.

Рабо­тать при­хо­ди­лось и днем, и ночью. Помимо штат­ных изде­лий мы ведь еще и учеб­ные выпус­кали для воин­ских частей. Настрой у работ­ни­ков завода был тогда бое­вой, все были наце­лены на выпуск конеч­ной про­дукции, себя не щадили. К. А. Воло­дин и А. Г. Потапов про­во­дили опе­ра­тивки в цехе каж­дый день. Сле­са­рей-сборщи­ков, оклейщиц посто­янно спраши­вали, какие у них труд­но­сти, нра­вится ли работа, устра­и­вает ли зарплата, как они устро­и­лись в общежи­тии т.д. Руко­вод­ство о нас забо­ти­лось. Обес­пе­чи­вало транспор­том для доставки на работу, снабжало необ­хо­димым инструмен­том, спец­одеж­дой.

Тогда у нас было очень строго с тех­ни­кой без­опас­но­сти. Влаж­ность, напри­мер, должна была состав­лять 45-75 процен­тов. Кон­тро­леры ее пери­о­ди­че­ски про­ве­ряли. Если влаж­ность была недо­ста­точ­ная, оста­нав­ли­ва­лись работы, сма­чи­вался пол. Спе­ци­а­ли­сты группы меха­ни­ков сле­дили за рабо­той кра­нов, оснастки. Элек­трики отве­чали за пра­виль­ность освеще­ния. Тру­ди­лись мы с инте­ре­сом и большим жела­нием, глав­ная мысль была одна — как еще чем-нибудь помочь про­из­вод­ству.