Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Кизин Виктор Дмитриевич

Вете­ран труда, вете­ран атом­ной промыш­лен­но­сти. Кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук, участ­ник лик­ви­дации ава­рии на ЧАЭС, Заслужен­ный работ­ник НИИАР.
Кизин Виктор Дмитриевич

В 1965 году я окон­чил физико-тех­ни­че­ский факуль­тет Уральского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута им. С. М. Кирова и сразу начал свою тру­до­вую дея­тель­ность. О том, что суще­ствует Меле­кесс и НИИАР (п/я 30), до сере­дины января 1965 года я не знал: предпо­лагал, что на дипломи­ро­ва­ние и после­дующее тру­до­устройство поеду в Челя­бинск-50. Но заказ­чики оттуда запаз­ды­вали, а из НИИ­АРа при­е­хал пред­ста­ви­тель с большим жела­нием взять с собой трёх сту­ден­тов. Ребята-одно­группники, с кото­рыми я сдружился на послед­них кур­сах учебы, пред­ложили мне поехать с ними. Они кое-что о НИИ­АРе уже знали. Долго уго­ва­ри­вать меня не при­ш­лось. Так слу­чай решил мою даль­нейшую судьбу.

К моменту моего при­езда в Меле­кесс Юрий Васи­лье­вич Чечёт­кин создал лабо­ра­то­рию № 7, кото­рая начи­нала про­во­дить иссле­до­ва­ния в обла­сти ради­аци­он­ной без­опас­но­сти реак­тор­ных уста­но­вок и других ради­аци­онно опас­ных объек­тов НИИАР. Моя диплом­ная работа была посвящена иссле­до­ва­ниям изо­топ­ного состава аэро­золь­ных выбро­сов вен­ти­ляци­он­ного цен­тра НИИАР. В то время в работе были реак­тор­ные уста­новки АРБУС и СМ, объекты реак­тор­ного мате­ри­а­ло­ве­де­ния и радио­хи­мии, хими­че­ские лабо­ра­то­рии. Кроме изо­топ­ного состава выбро­сов, впер­вые были полу­чены зна­че­ния актив­но­сти в выбро­сах в трубу.

В лабо­ра­то­рии № 7 Юрий Васи­лье­вич Чечёт­кин собрал ряд доста­точно моло­дых, опыт­ных сотруд­ни­ков из НИИ­АРа: физики — Евге­ний Климен­тье­вич Якшин, Гелий Зино­вье­вич Чух­лов, Иван Григо­рье­вич Коб­зарь, Вла­ди­мир Ильич Поля­ков и др., а также креп­кую группу опыт­ных хими­ков, спо­соб­ных тво­рить чудеса. В лабо­ра­то­рии были люди, кото­рые под руко­вод­ством народ­ного умельца А. И. Сащенко могли изго­то­вить и осна­стить любой стенд, любое устройство. Во всех помеще­ниях отдела по защите окружающей среды кипела работа, кол­лек­тив гото­вился к большим иссле­до­ва­ниям. В октябре 1965 года был осуществ­лен энерге­ти­че­ский пуск РУ ВК-50. В лабо­ра­то­рию каж­дый день при­во­зили десятки лит­ров проб теп­ло­но­си­теля. Мы, моло­дые спе­ци­а­ли­сты, вме­сте со всем кол­лек­ти­вом были вовле­чены в большую иссле­до­ва­тельскую работу. Сна­чала занима­лись всем: отбо­ром проб, изме­ре­ни­ями, изу­че­нием вопро­сов очистки теп­ло­но­си­теля и выбро­сов, зако­номер­но­стей пове­де­ния радио­ак­тив­но­сти по кон­туру. Одна из пер­вых само­сто­я­тель­ных работ, в кото­рой мне при­ш­лось участ­во­вать, — это иссле­до­ва­ния зако­номер­но­стей пове­де­ния азот­со­держащих соеди­не­ний в теп­ло­но­си­теле ВК-50. По результа­там иссле­до­ва­ний были подго­тов­лены отчет и одна из моих пер­вых пуб­ли­каций в жур­нале «Атом­ная энергия». На ВК-50 был собран огром­ный экс­пе­римен­таль­ный и иссле­до­ва­тельский мате­риал, кото­рый лег в основу многих дис­сер­таций (Ю. В. Чечет­кин, Е. К. Якшин, Л. Н. Рож­де­ствен­ская).

В 1969 году был пущен РУ БОР-60. Мы, под­на­бравшись опыта и зна­ний, были уже в состо­я­нии само­сто­я­тельно орга­ни­зо­вы­вать и про­во­дить иссле­до­ва­ния и экс­пе­рименты.

К этому времени в лабо­ра­то­рию при­шли умные, амбици­оз­ные ребята из МИФИ, Ленинград­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута и из других вузов: В. В. Коняшов, Е. Лиси­цын, Г. И. Позняк и др. Подго­то­ви­тель­ную работу по изме­ре­ниям актив­но­сти в натри­е­вом теп­ло­но­си­теле возглав­лял В. И. Поля­ков. Вскоре он защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­тацию (позже — док­тор­скую). Результаты основ­ных иссле­до­ва­ний были обобщены в кан­ди­дат­ских дис­сер­тациях: моей и Вадима Васи­лье­вича Коняшова. Иссле­до­ва­ния ава­рий­ных ситу­аций и раз­ра­ботка средств их лока­ли­за­ции были обобщены в кан­ди­дат­ской дис­сер­тации Ивана Григо­рье­вича Коб­заря и в док­тор­ской — Юрия Васи­лье­вича Чечет­кина. В этих рабо­тах я также при­нимал самое актив­ное уча­стие. Зна­ние язы­ков программи­ро­ва­ния и уме­ние исполь­зо­вать вычис­ли­тель­ную тех­нику поз­во­лили создать ряд рас­чет­ных моде­лей, кото­рые были при­ме­нены при про­ве­де­нии многих работ. В лабо­ра­то­рии Ю. В. Чечет­кина поощ­ря­лись иници­а­тива и само­сто­я­тель­ность. Не было мелоч­ной опеки и при­нуж­де­ния.

Основ­ные мои науч­ные успехи и достиже­ния были свя­заны с пери­о­дом иссле­до­ва­ний на РУ БОР-60 — десятки отче­тов, докла­дов, ста­тей, кан­ди­дат­ская дис­сер­тация, монография в соав­тор­стве с док­то­рами тех­ни­че­ских наук, про­фес­со­рами Ю. В. Чечет­ки­ным и В. И. Поля­ко­вым. Основ­ные иссле­до­ва­ния и экс­пе­рименты были про­ве­дены в тот период. По большому счету иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные на ВК-50, БОР-60, плюс иссле­до­ва­ния на АСТ-1, в кото­рые основ­ной вклад внесли будущие кан­ди­даты тех­ни­че­ских наук Евге­ний Ива­но­вич Шко­ков и Ана­то­лий Алек­се­е­вич Рыбин, поз­во­лили создать мето­ди­че­скую базу по обос­но­ва­нию ради­аци­он­ной без­опас­но­сти иссле­до­ва­тельских ядер­ных уста­но­вок НИИАР и других ради­аци­онно опас­ных про­из­водств инсти­тута. С подачи Ю. В. Чечет­кина в НИИАР была создана школа ради­аци­он­ной без­опас­но­сти, и я был в ней одним из пер­вых уче­ни­ков. Сотруд­ники лабо­ра­то­рии защи­тили 12 кан­ди­дат­ских и 3 док­тор­ских дис­сер­тации. Сотруд­ники лабо­ра­то­рии с успе­хом пред­став­ляли НИИАР и нашу страну на меж­ду­на­род­ных симпо­зи­у­мах и конфе­ренциях с докла­дами.

В совет­ское время жизнь в НИИ­АРе кипела и била клю­чом: работа, учеба, кол­лек­тив­ный отдых, спорт, само­де­я­тель­ность, семи­нары, конфе­ренции, обще­ствен­ная работа — всё успе­вали, обсуж­дали, росли и мужали.

Моло­дым спе­ци­а­ли­стам желаю не замы­каться в своем узком круге, учиться думать, не бояться любой работы, афиши­ро­вать свои труды. Носить гаджеты глу­боко в кармане: гаджеты — не самоцель, а помощ­ник, когда головы не хва­тает. Не бояться зада­вать вопросы, не делать вид, что самый умный. Рабо­тать и учиться.