Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Кедровский Олег Леонидович

Началь­ник управ­ле­ния капи­таль­ного стро­и­тельства обще­ства «Вис­мут». Док­тор тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор. Лау­реат Госу­дар­ствен­ной премии СССР.
Кедровский Олег Леонидович

Я окон­чил Мос­ков­ский инсти­тут желез­но­до­рож­ного транспорта и полу­чил спе­ци­аль­ность «Стро­и­тельство тон­не­лей и мет­ропо­ли­те­нов». Мой пер­вый про­из­вод­ствен­ный опыт начался в долж­но­сти инже­нера участка, а затем я был началь­ни­ком участка стро­и­тельства Мет­ро­строя. Вна­чале я рабо­тал на станции «Паве­лец­кая», позже — на станции «Кур­ская». Это была для меня большая прак­тика и очень ответ­ствен­ная работа с высо­ко­ква­лифици­ро­ван­ными кол­лек­ти­вами Мет­ро­строя, кото­рая заложила во мне соот­вет­ствующие каче­ства руко­во­ди­теля под­зем­ных гор­ных работ.

После трех с поло­ви­ной лет работы в Мет­ро­строе я с груп­пой своих кол­лег-мет­ро­стро­евцев — инже­не­ров и про­ход­чи­ков — был направ­лен в Герма­нию, где перед нами были постав­лены ответ­ствен­ные задачи уча­стия в процессе созда­ния Совет­ским Сою­зом ядер­ного оружия. В то время на тер­ри­то­рии СССР не было най­дено необ­хо­димого коли­че­ства запа­сов урана для про­из­вод­ства пер­вой ядер­ной бомбы. На тер­ри­то­рии же Герма­нии суще­ство­вали ста­рые ура­но­вые руд­ники и место­рож­де­ния, кото­рые вес­ной 1945 г. захва­тили аме­ри­канцы, но затем по Ялтин­ским соглаше­ниям были вынуж­дены отдать их нам. Это был извест­ный еще с дав­них пор курорт Ради­ум­бад, где мине­раль­ные воды про­те­кают в местах залега­ния ура­но­вой руды. В отделе ЦК нам рекомен­до­вали при­ме­нять самые современ­ные методы для быст­рейшего вскрытия ура­но­вых место­рож­де­ний и добычи так нуж­ного СССР металла. Прак­тики работы на подоб­ных руд­ни­ках у нас не было, но про­ходка гори­зон­таль­ных и вер­ти­каль­ных выра­бо­ток была мет­ро­стро­ев­цам хорошо зна­кома. Вна­чале мы должны были пройти несколько ство­лов, а затем вскрыть место­рож­де­ние гори­зон­таль­ными выра­бот­ками. Должен ска­зать, что эта задача была по тем време­нам очень слож­ной, так как ско­рость про­ходки вер­ти­каль­ных выра­бо­ток была довольно низ­кой. А без вер­ти­каль­ных выра­бо­ток мы не могли начать вскрытие место­рож­де­ний.

По при­езде в Герма­нию меня очень вол­но­вал вопрос: как я буду рабо­тать с немец­кими рабо­чими и спе­ци­а­ли­стами? Дело в том, что многие из нас, моло­дых спе­ци­а­ли­стов, плохо знали немец­кий язык. А нам нужно было рабо­тать с немец­ким рабо­чим пер­со­на­лом, при­чем на участ­ках было всего по 1-2 совет­ских спе­ци­а­ли­ста. Поэтому при­ш­лось срочно осва­и­вать язык, были орга­ни­зо­ваны курсы. Мы очень быстро нашли общий язык с немец­кими спе­ци­а­ли­стами, стали общаться с ними по-немецки и успешно руко­во­дить про­из­вод­ством. А они, в свою оче­редь, тоже быстро осва­и­вали рус­ский язык. Этот наш диа­лект в шутку назы­вали «вис­мутш­прахе». Я счи­таю, мне очень повезло, что я попал на работу в «Вис­мут» и что орга­ни­за­то­ром этого предпри­я­тия и его пер­вым гене­раль­ным дирек­то­ром был назна­чен Михаил Мит­рофа­но­вич Мальцев, кото­рый имел большой опыт руко­во­дящей работы и был очень грамот­ным, тре­бо­ва­тель­ным и целе­устрем­лен­ным руко­во­ди­те­лем. Эти каче­ства он при­ви­вал и нам, моло­дым спе­ци­а­ли­стам. Он тра­тил на нас много времени, чтобы мы быст­рее вхо­дили в курс дела и могли само­сто­я­тельно при­нимать реше­ния на ответ­ствен­ных участ­ках работ. Вскоре я был назна­чен началь­ни­ком шахты на Объекте 3 (Шне­е­берг), а в даль­нейшем мне было пору­чено руко­вод­ство управ­ле­нием капи­таль­ного стро­и­тельства обще­ства «Вис­мут».

Шахта Зибен­шлеен, на кото­рой я начал рабо­тать в Шне­е­берге, была ста­рая, ранее она исполь­зо­ва­лась для полу­че­ния кра­сок на ура­но­вой основе и была довольно «сла­бенькая» по содер­жа­нию металла. Мы потра­тили большие сред­ства на стро­и­тельство Объекта и вложили огром­ный труд в гор­ные работы, а эффект был небольшой. В пер­вый раз, когда я пошел в шахту, я был поражен при­ми­тив­но­стью, кото­рая там царила. В одной из выра­бо­ток я уви­дел на креп­ле­нии из кирпич­ной кладки дату «1520 год». Пред­став­ля­ете, это же более 400 лет тому назад! Ваго­нетки, в кото­рых про­из­во­ди­лась транспор­ти­ровка гор­ной массы, были объемом 0,25 кубометра, узко­ко­лейка раз­ва­ли­ва­лась от ста­ро­сти, руд­нич­ный подъем рабо­тал очень мед­ленно. И мы заня­лись рекон­струкцией руд­ника. Надо было все при­ве­сти в поря­док, лик­ви­ди­ро­вать тупи­ко­вые руд­нич­ные дворы, где ваго­нетки загружа­лись в клети или разгружа­лись в скипы. Такой обо­рот ваго­не­ток в тупи­ко­вых руд-дво­рах был тру­до­ем­ким и мало­про­из­во­ди­тель­ным. При­ш­лось одно­временно делать рекон­струкцию ста­рых выра­бо­ток и вести про­ходку новых ство­лов, квершлагов и штре­ков. В этой работе мне, тогда тридца­ти­лет­нему моло­дому чело­веку, очень помогали мои помощ­ники, немец­кие спе­ци­а­ли­сты — оберштейгер Йохан­нес Шмидт, опыт­ный, убе­лен­ный седи­нами чело­век, и глав­ный маркшей­дер Фильд­бингер, поль­зо­вавши­еся авто­ри­те­том как у совет­ских, так и у немец­ких спе­ци­а­ли­стов. Оба отно­си­лись ко мне очень доб­роже­ла­тельно, по-това­рище­ски, сове­то­вали, помогали, дели­лись опытом. Я со своей сто­роны уважал их досто­ин­ство, не унижал их невы­пол­нимыми тре­бо­ва­ни­ями и зада­чами. Это сразу создало благопри­ят­ную атмо­сферу и очень помогало мне успешно решать многие слож­ные задачи, кото­рые ста­ви­лись перед моим кол­лек­ти­вом. Многому научили меня немец­кие рабо­чие, кото­рые вели себя дис­ци­пли­ни­ро­ванно, четко выпол­няли работу в соот­вет­ствии с при­ня­тыми нормами и пра­ви­лами. Правда, была одна осо­бен­ность, кото­рая при­учила меня к пра­виль­ному обще­нию с ними. Нельзя было, напри­мер, дав рабо­чим пору­че­ние выпол­нить какую-то работу к опре­де­лен­ному сроку, пообещать про­ве­рить ее выпол­не­ние, а затем не при­йти и не про­ве­рить. Авто­ри­тет твой после этого падал, но я этого никогда не допус­кал. Поэтому дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, акку­рат­ность в веде­нии работ, соблю­де­ние при­ня­тых тех­но­логи­че­ских норм и пра­вил, стрем­ле­ние закон­чить работы в ука­зан­ные сроки явля­лись залогом успеш­ного выпол­не­ния ответ­ствен­ных зада­ний.

Откро­венно говоря, пер­вое время у наших немец­ких това­рищей было насто­рожен­ное отноше­ние к нам. Мне каза­лось, что они боя­лись нашего про­яв­ле­ния жесто­ко­сти, свя­зан­ного с тем, что они про­иг­рали зате­ян­ную Герма­нией войну, и опа­са­лись, что мы будем в нашей прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти мстить им за это, застав­лять рабо­тать непомерно. Но нао­бо­рот, в то тяже­лое после­во­ен­ное время раз­рухи совет­ское руко­вод­ство стреми­лось создать им нормаль­ные усло­вия жизни. Несмотря на огром­ные труд­но­сти, свя­зан­ные со стреми­тель­ным ростом числа тру­дящихся, всех рабо­чих размещали либо в арен­ду­емых «Вис­му­том» жилых домах, либо в постро­ен­ных бара­ках. Для них стро­или сто­ло­вые, обес­пе­чи­вали медицин­ским обслужи­ва­нием. На каж­дом объекте была орга­ни­зо­вана торговля по снабже­нию рабо­чих про­до­вольствием и това­рами пер­вой необ­хо­димо­сти (отделы про­дук­тово-веще­вого снабже­ния, кото­рые после 1950 г. реформи­ро­ва­лись в так назы­ва­емую орга­ни­за­цию «ханде­льорга­ни­за­цьон» (НО Wismut). Для стиму­ли­ро­ва­ния успеш­ной работы гор­ня­ков с 1945 г. был уста­нов­лен сле­дующий поря­док: за отлич­ное выпол­не­ние работ и пре­выше­ние норм про­ходки выра­бо­ток или добычи ура­но­вой руды брига­дам выда­вался в допол­не­ние к обыч­ному поощ­ри­тель­ный про­дук­то­вый паек, назы­ва­емый в народе ста­лин­ским, что очень цени­лось нем­цами в то голод­ное время. В него вхо­дили 10 банок овощ­ных кон­сер­вов, по 1 кг муки, масла и сахара, 2 кг мяса, 2 кг тво­рога или сыра. Кроме того, прак­ти­ко­ва­лось преми­ро­ва­ние радиопри­ем­ни­ками, вело­сипе­дами, тек­стиль­ными това­рами и обу­вью.

Постепенно мы все ближе узна­вали друг друга, и должен вам ска­зать, что с удо­вольствием вспоми­наю, как рабо­тал с немец­кими рабо­чими и спе­ци­а­ли­стами, как они отно­си­лись ко мне в процессе выпол­не­ния зада­ний, кото­рые я им давал. Но чтобы достичь такого вза­и­мо­действия, нам надо было дока­зать им, что мы рабо­таем не на авось, пока­зать, как мы сами умеем все орга­ни­зо­вать и выпол­нить. Одна­жды, когда надо было срочно постро­ить копер, уста­но­вить шкивы, воз­ве­сти арми­ровку ствола, наве­сить новые клети, где можно было разме­стить две ваго­нетки, чтобы быст­рее выда­вать наверх гор­ную массу, мною была постав­лена задача про­из­ве­сти эти работы в тече­ние двух-трех дней. Вна­чале немец­кий кол­лек­тив выска­зал свое сомне­ние в реаль­но­сти выпол­не­ния зада­ния в такие корот­кие сроки, но затем, когда я им пока­зал, как это возможно сде­лать и что для этого необ­хо­димо, они со мной согла­си­лись. Мы зара­нее при­везли на место все обо­ру­до­ва­ние и мате­ри­алы, на направ­ляющих и арми­ровке про­свер­лили отвер­стия и заго­то­вили крепеж, подго­то­вили все обо­ру­до­ва­ние и мате­ри­алы для мон­тажа. После про­ве­де­ния в тече­ние двух дней подго­то­ви­тель­ных работ мы за один день смон­ти­ро­вали копер и осна­стили ствол новым кле­те­вым подъемом. И подоб­ных при­ме­ров было доста­точно много. Был такой слу­чай. Я рабо­тал началь­ни­ком шахты Зибен­шлеен (Sieben Schlehen) на Объекте 3 (Шне­е­берг). Одна­жды мне сообщили, что к нам едет с про­вер­кой состо­я­ния работ гене­раль­ный дирек­тор М. М. Мальцев. Делал он это регу­лярно на всех объек­тах, был очень тре­бо­ва­тель­ным чело­ве­ком и не терпел рас­хля­бан­но­сти. Мне стало известно, что нака­нуне он про­ве­рял шахты на другом объекте, там было много заме­ча­ний, — в част­но­сти, он ругался, что эста­кады для откатки гор­ной массы плохо рабо­тают, ваго­нетки соска­ки­вают с рельс, так как они плохо закреп­лены и рас­пол­за­ются, что в вос­стающих невозможно пройти по лест­ни­цам, так как они захлам­лены и засыпаны поро­дой. Я все это учел и к при­езду гене­раль­ного дирек­тора заста­вил сва­рить все рель­со­вые стыки не только на эста­каде, но и под зем­лей, при­ве­сти в поря­док вос­стающие и руд­нич­ные дворы. Немец­кие рабо­чие все это сде­лали вели­ко­лепно: они понимали, что дис­ци­плина и поря­док очень важны в гор­ном деле. А очист­ные работы у нас и до этого велись пра­вильно. Поэтому когда при­е­хал Мальцев, он был при­ятно удив­лен, что у нас все в порядке. Я ему рас­ска­зал, что мы сде­лали для устра­не­ния заме­ча­ний, кото­рые были им обна­ружены на других шах­тах. Михаил Мит­рофа­но­вич остался удо­вле­тво­рен нашей рабо­той. Такой поря­док посто­янно под­держи­вался на нашей шахте и в даль­нейшем. Ко мне при­езжали с других шахт смот­реть, как надо рабо­тать.

Тем не менее основ­ной про­блемой оста­ва­лась добыча урана и недо­ста­точ­ное коли­че­ство его раз­ве­дан­ных запа­сов. Это меня очень бес­по­ко­ило, и я об этом гово­рил своим помощ­ни­кам-нем­цам. Как я уже упоми­нал, оберштейге­ром у меня рабо­тал Й. Шмидт. Он был не только хороший гор­няк, но и отлич­ный гео­лог, знал это место­рож­де­ние как свои пять пальцев. Вот он-то вме­сте с нашим глав­ным маркшей­де­ром Фельд­бинге­ром обра­тил мое внима­ние на то, что основ­ные жилы пере­се­каются с вто­рич­ными трещи­нами. Это предпо­ложе­ние про­ве­рили, и оно под­твер­ди­лось. Мы срочно изме­нили всю нашу мето­дику гео­лого­раз­ве­доч­ных работ и начали рабо­тать по-новому. И дело пошло. Да так хорошо, что мы смогли делать запасы штуф­ной руды в камор­ках и по мере необ­хо­димо­сти выда­вать штуф­ную руду для выпол­не­ния плана. Но так как у осталь­ных объек­тов (Иоганнге­орген­штадта и Анна­берга) было слож­ное положе­ние с добы­чей урана, заме­сти­тель глав­ного гео­лога обще­ства Куз­нецов (тол­ко­вый спе­ци­а­лист с Даль­него Востока) пред­ложил нам доложить о нашей мето­дике веде­ния гео­лого­раз­ве­доч­ных работ на совеща­нии в гене­раль­ной дирекции «Вис­мута», что мы с моим глав­ным гео­логом Вик­то­ром (фами­лию не помню) и сде­лали. После этого совеща­ния и на других объек­тах тоже стали вести гео­лого­раз­ведку урана по этой мето­дике, искать узлы бога­тых руд в пере­се­че­ниях жил, и все стали выпол­нять план.

Вскоре меня назна­чили глав­ным инже­не­ром рудо­управ­ле­ния. Когда я при­шел туда, то позвал гео­лога и попро­сил сде­лать мне общую карту рудо­управ­ле­ния (в него вхо­дило шесть или семь шахт). Говорю: нари­суй, где про­хо­дят жилы, а потом я тебе кое-что покажу. Мы вме­сте пошли в шахты. Вна­чале спу­сти­лись в мою преж­нюю шахту. На карте я обо­зна­чил все секущие основ­ных жил с вто­ро­степен­ными трещи­нами и пока­зал на пере­се­че­ниях, где узлы и штуф­ная руда. Пору­чил гео­логам обо­зна­чить секущие по всему руд­ному полю и на кар­тах всех других шахт. Выпол­нен­ную карту при­несли мне, и я крас­ным каран­дашом поме­тил, где нужно искать уран. Они были в недо­уме­нии, не понимали, в чем дело. Я объяс­нил свою мето­дику. В этом деле глав­ным было уча­стие немцев. Ведь это же оберштейгер Шмидт и глав­ный маркшей­дер Фильд­бингер помогли мне найти секции и пере­се­че­ния жил (Шве­бенде). С моей сто­роны потре­бо­ва­лись терпе­ние и неко­то­рые уси­лия, чтобы рас­по­ложить их ко мне, рус­скому спе­ци­а­ли­сту, чтобы они не видели во мне врага. Между нами не было антаго­низма. Я уважал их досто­ин­ство и мне­ние, не при­жимал их, как гово­рится, к ногтю, а нао­бо­рот, поощ­рял, и у нас создался хороший рабо­чий кол­лек­тив. Вот это одно из ярких воспоми­на­ний о моей работе в «Вис­муте».

Рас­скажу про еще один слу­чай. Я рабо­тал началь­ни­ком шахты Рит­тер. Это была ста­рая шахта, со ста­рым обо­ру­до­ва­нием, но запасы урана там были. При­няв эту шахту, я на сле­дующий день начал про­ве­рять, как вчера рабо­тали. Смотрю — все бригады выпол­нили план. Вто­рой день — тоже выпол­нили. Там же все изме­ря­лось в кубомет­рах, а штуф­ная руда отгружа­лась в основ­ном в ящи­ках. Руда бле­стела, как смола, а вокруг — жел­тые пятна. И как только это «гнездо» нахо­дили, то не надо было ника­ких радиомет­ров и дозимет­ров. Тут же при­бегали рус­ские сол­даты, гру­зили руду в ящики из-под патро­нов и отправ­ляли на поверх­ность. В общем, план по объему гор­ной массы вроде бы выпол­нялся, а урана извле­ка­лось мало. Я тогда задумался: как под­нять про­из­во­ди­тель­ность по добыче урана? Надо было резко уве­ли­чить объемы очист­ных работ. А у меня на шахте ста­рые компрес­соры, воз­духа нет, и дав­ле­ние при­мерно три атмо­сферы. Сколько я на брига­ди­ров ни давил, они мне гово­рят: «Шеф, мы готовы рабо­тать, но воз­духа нет, дав­ле­ния нет, что мы можем сде­лать?». Глав­ным меха­ни­ком на шахте был немец при­мерно моего воз­раста, 32-33 лет, занос­чи­вый, в войну был чле­ном наци­о­нал-соци­а­ли­сти­че­ской пар­тии Герма­нии и меха­ни­ком на лин­коре «Бисмарк». И хотя я со всеми нем­цами вел себя ровно, разго­ва­ри­вал с ними по-това­рище­ски, и они отве­чали тем же, этот меха­ник отно­сился ко мне насто­роженно, — видимо, не соглашался со сво­ими кол­легами-нем­цами, что они со мной общаются по-хорошему. И вот я ему говорю: «Ты же меха­ник, ты же на "Бисмарке" был, что же ты не можешь под­нять дав­ле­ние воз­духа?». В общем, я его, как гово­рится, зацепил. Спу­стя неко­то­рое время он гово­рит: «Шеф, давайте попро­буем исполь­зо­вать порш­не­вые моторы с само­ле­тов "мес­сер­шмитт" в каче­стве компрес­со­ров». Я ему отве­чаю: «Давай про­бо­вать». При­тащили два­дцать мото­ров, смон­ти­ро­вали, и тут же дав­ле­ние воз­духа под­ня­лось, ожи­ви­лась работа на очист­ных и про­ход­че­ских рабо­тах, а план по добыче урана стали выпол­нять.

Еще одна про­блема, кото­рая меня очень бес­по­ко­ила, — обес­пе­чен­ность предпри­я­тия ква­лифици­ро­ван­ными гор­ными кад­рами. Как я уже гово­рил, людей было много, но нуж­ных спе­ци­а­ли­стов крайне мало. И тогда я решил орга­ни­зо­вать на своей шахте №3 (Шне­е­берг) гор­няц­кую школу по подго­товке спе­ци­а­ли­стов. Совместно с оберштейге­ром Шмид­том и глав­ным маркшей­де­ром Фель­бинге­ром мы раз­ра­бо­тали программу обу­че­ния: что учащи­еся должны знать и какие дис­ци­плины сда­вать. В зави­симо­сти от уровня подго­товки мы опре­де­лили четыре ква­лифи­каци­он­ные катего­рии.

Стро­и­тельство, кото­рое оста­лось в моей памяти, — это Эрлаб­рунн, боль­ница для гор­но­ра­бо­чих. Сроки стро­и­тельства, как обычно, сжа­тые. Зда­ние огром­ное, полу­кругом, мет­ров три­ста в длину и несколько этажей в высоту. Боль­ница рас­счи­тана на 1000 коек в глав­ном корпусе и на 200 — в инфекци­он­ном отде­ле­нии. Я посмот­рел про­ект и говорю Мальцеву: «Михаил Мит­рофа­но­вич, навер­ное, у меня за такой срок не полу­чится». А он мне отве­чает: «Ну-ну, ты мне еще будешь рас­ска­зы­вать! Делай! Всем, чем надо, я тебе помогу, но чтобы боль­ница была сдана в срок. Я уже Отто Гро­те­воля при­гла­сил на открытие». Един­ствен­ное, на чем я настоял, что нужно заложить в смету стро­и­тельства три мил­ли­она на после­о­са­доч­ный ремонт. Стро­или мы как раз вес­ной. А весна была гни­лая: то дождь идет, то снег. Надо было про­кла­ды­вать много труб, мон­ти­ро­вать котель­ную, уста­нав­ли­вать спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние, а у меня таких спе­ци­а­ли­стов было мало, и при­ш­лось при­вле­кать част­ные фирмы. Вот с ними потом при­ш­лось «покол­ба­ситься» из-за нераз­бе­рихи с тем, кто должен подпи­сы­вать при­емо-сда­точ­ные акты выпол­нен­ных работ и как они должны быть оформ­лены в соот­вет­ствии с новым зако­но­да­тельством ГДР. Но это было потом. При­езжаю я через месяц на стройку и вижу, что основ­ная наруж­ная стена в одном месте отстро­ена только на пол-этажа, в другом — на 3 этажа, в тре­тьем — на 2. Я испугался, что зда­ние раз­ва­лится, и заста­вил делать лен­точ­ные решетки из арма­туры на ширину кирпич­ной стены, укла­ды­вая их на слой уложен­ного кирпича и созда­вая тем самым арми­ро­ван­ную кирпич­ную стену. Вна­чале немцы стали недо­вер­чиво кру­тить голо­вами, но потом поняли, в чем дело, и сде­лали все как надо. Глав­ное, их надо было убе­дить и дока­зать, что это можно и нужно сде­лать. В срок мы уложи­лись. Оста­ва­лось дня три до сдачи объекта. И тут ко мне в каби­нет вбегает Иван Михай­ло­вич Варфо­ломеев — началь­ник стро­и­тель­ного отдела, кура­тор стро­и­тельства Эрлаб­рунна. Закры­вает плотно дверь и гово­рит:

— Олег! Ты зна­ешь, все полы про­ва­ли­ваются!

— Как про­ва­ли­ваются?

— Идет док­торша, каб­луч­ком — раз, и про­ва­ли­ва­ется. А там под каб­луч­ком — лино­леум и поло­вая доска. А она сгнила.

— Почему?

Он пока­зы­вает мне кусок сгнившей доски.

— Ано­фе­лис.

— Что это? — спраши­ваю я его.

— Это гри­бок такой. Он раз­рушает дерево.

А нам через три дня боль­ницу сда­вать. Что делать? Решаем срочно ехать в Эрлаб­рунн. И только я выхожу за дверь, теле­фон мой в каби­нете над­ры­ва­ется — вызы­вают к начальству. Сек­ре­тарю говорю: объясни, что уехал на объект. При­е­хали на место, пошли на пер­вый этаж. Идут две моло­деньких док­то­рицы, и от их каб­луч­ков действи­тельно пол про­ва­ли­ва­ется. Идем, говорю Варфо­ломе­еву, по ком­на­там посмот­рим. А про себя думаю: почему же доска сгнила? И тут смотрю я в угол ком­наты — гладко. А там должен быть «про­дух» — отвер­стие для вен­ти­ляции подполь­ного про­стран­ства. Ни в одной ком­нате эти «про­духи» не были уста­нов­лены, и пол сопрел. Закрыл я дверь покрепче и стал мате­рить Варфо­ломе­ева. Пер­вый и послед­ний раз в жизни я так ругался и допу­стил со своей сто­роны такое хам­ство. Мне до сих пор стыдно, ведь Варфо­ломеев — хороший, чест­ный чело­век. Я потом у него в Москве на даче был, попро­сил проще­ния. А тогда нужно было срочно исправ­лять положе­ние. Послали на все 12 объек­тов теле­фо­нограммы: «Немед­ленно поме­нять все поло­вые доски, при­слать новый лино­леум в Эрлаб­рунн, о коли­че­стве сообщить». Дальше надо было опре­де­лить коли­че­ство стро­и­те­лей для сроч­ной укладки полов и наклейки лино­ле­ума. Часа три я там с Варфо­ломе­е­вым про­во­зился, назна­чил ему трех­днев­ный срок под его лич­ную ответ­ствен­ность, чтобы успеть к сдаче боль­ницы. Но, конечно, все уже знали о слу­чившемся. Только воз­вра­тился из Эрлаб­рунна на работу, не успел пообе­дать, а сек­ре­тарь меня вызы­вает к В. Н. Бога­тову — заме­сти­телю Мальцева. Он мне гово­рит:

— Я все знаю. И вот, чтобы тебя спа­сти, объяв­ляю тебе выго­вор.

— За что выго­вор? — спраши­ваю я.

— За срыв сро­ков сдачи объекта в экс­плу­а­тацию и пере­рас­ход сметы стро­и­тельства.

— Ника­кого срыва срока не будет, — отве­чаю я ему, — и пере­рас­хода сметы тоже не будет, так как мной преду­смот­рены деньги на после­о­са­доч­ный ремонт.

Как ска­зали, так и сде­лали. Боль­ница была сдана в срок, 8 мая 1951 г.

И еще об одном. Стро­и­тельство новых шахт и других объек­тов по добыче урана шло очень интен­сивно. Напри­мер, за корот­кий срок мы должны были сдать гото­вый объект. А для этого надо было пройти ствол, поста­вить и осна­стить копер, уста­но­вить подъем­ную машину, пройти око­ло­стволь­ные выра­ботки, руд­дворы, основ­ные квершлаги и штреки. Зна­чи­тель­ный объем при этом занимали работы по креп­ле­нию выра­бо­ток, мон­тажу копров, эста­кад, бун­ке­ров и про­чих сооруже­ний. Основ­ным мате­ри­а­лом тогда служило дерево, постав­ля­емое из СССР. Для того чтобы уско­рить стро­и­тельно-мон­таж­ные работы и креп­ле­ние выра­бо­ток, было решено про­из­во­дить заго­товки элемен­тов креп­ле­ния выра­бо­ток и стро­и­тель­ных кон­струкций цен­тра­ли­зо­ванно. Создали спе­ци­аль­ное про­из­вод­ствен­ное предпри­я­тие, руко­во­ди­те­лем кото­рого был наш спе­ци­а­лист Рос­сов­ский — большой энту­зи­аст этого дела. И работа закипела. Бывало, утром едешь — еще про­хо­дят ствол. Через пару дней уже ста­вят копер, подъем­ную машину мон­ти­руют. А вот уже бун­кера наве­сили, и пошла гор­ная масса.

Вспоми­ная работу в «Вис­муте», я хотел бы ска­зать, почему мне нра­ви­лось там рабо­тать. Это была высо­кая ответ­ствен­ность, само­сто­я­тель­ность в при­ня­тии реше­ний, когда ты должен все решать сам и немед­ленно, наце­лен­ность на полу­че­ние нуж­ного результата. Пер­вые четыре года работы в «Вис­муте» под руко­вод­ством Миха­ила Мит­рофа­но­вича Мальцева — опыт­ного, вдум­чи­вого, тре­бо­ва­тель­ного и жест­кого руко­во­ди­теля — научили меня многому. Я при­об­рел огром­ный опыт работы в интер­наци­о­наль­ном кол­лек­тиве с тру­до­лю­би­выми немец­кими рабо­чими и ответ­ствен­ным инже­нерно-тех­ни­че­ским соста­вом. Это была серьез­ная про­из­вод­ствен­ная школа, кото­рой я многим обя­зан.