Иванов Владимир Викторович
Жизнь, насыщенная наукой
Я МИФИст во втором поколении. Этот уникальный вуз был создан в 1942 году и изначально назывался Московским механическим институтом боеприпасов. Позже там был создан инженерно-физический факультет, ориентированный на работы в области атомной энергетики, куда начали отбирать лучших студентов из других вузов страны. Мой отец Виктор Иванович Иванов в то время учился в Ленинградском электротехническом институте и стал одним из тех студентов, кого перевели на новый факультет. Там он познакомился с моей мамой – Ремой Семеновной Сентюровой, учившейся на факультете вычислительной техники. Отец мамы, как и отец моего отца, погибли на войне. Дед по линии отца Иван Георгиевич Иванов погиб в самом начале войны - в августе 1941 года, дед по линии мамы Семён Данилович Сентюров был политруком партизанского отряда и погиб в 1943 году в Белоруссии. После окончания института отца оставили работать на кафедре - заниматься научной работой в области защиты от ионизирующих излучений. Маму академик М.В. Келдыш пригласил для работы в Институт прикладной математики, который работал по атомной и космической программам СССР.
Времена были непростые, но государство заботилось о молодых ученых. По указанию М.В. Келдыша для них на окраине Москвы построили дом. В квартиры поселили по одной-две семьи молодых сотрудников с детьми. На первом этаже открыли детский сад и продовольственный магазин. В этом же доме жили и уже известные ученые: В.С. Владимиров, Т. М. Энеев, М.Р. Шура-Бура, К.В. Бабенко, В.В. Русанов, О.В. Локуциевский и др. Как правило, все ученые работали в вузах. В основном это были МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ и МИФИ. Во многом благодаря этим ученым был создан факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ.
Но их реальные заслуги долгое время оставались неизвестными. И только в начале этого века в рассекреченных материалах атомного проекта СССР были опубликованы фамилии ученых, награжденных за научные исследования в области освоения атомной энергии. Среди них было и много жильцов нашего дома.
Дети в этом доме росли в атмосфере, насыщенной наукой. И этим был определен жизненный путь многих из нас. Кроме того, тогда жизнь была более открытой. Нормальным явлением были небольшие семейные посиделки с песнями и интересными разговорами.
Основное влияние на формирование моих взглядов и интересов оказал мой отец Виктор Иванович Иванов, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР. Основной темой его работ была дозиметрия и защита от ионизирующих излучений. Этому направлению он посвятил всю свою жизнь, став инициатором развития в нашей стране работ по микродозиметрии. Он был очень трудолюбивым и упорным человеком, окончил школу с серебряной медалью, а институт - с дипломом отличия. Человек широкого кругозора и разносторонних интересов, он много читал, играл на мандолине и иногда даже устраивал концерты с нашим соседом - известным математиком, профессором Борисом Николаевичем Рождественским, хорошо игравшим на гитаре. Очень любил путешествовать. Как ученый он объездил практически весь мир. Любил ездить по СССР – по России, Белоруссии, Украине. Как-то мы с ним проехали от Ленинграда до Махачкалы. Он был очень доброжелательным и отзывчивым, но при этом бескомпромиссным человеком, не переносил ложь. Был справедливым и взвешенным: прежде чем принять какое-либо решение, очень хорошо его обдумывал.
С 1964 по 1967 гг. отец работал в Австрии на дипломатической работе - советником представительства СССР при МАГАТЭ. В этот период интенсивно обсуждались вопросы ограничений, связанных с ядерным оружием, что требовало взаимодействия не только дипломатов, но и ученых. При этом он никогда не прерывал свою научную работу. Его книга «Основы дозиметрии и ионизирующих излучений» являлась первой столь подробной работой на эту тему, а затем стала учебником, по которому впоследствии учились наши дозиметристы.
Отец все время стремился снова вернуться в науку, уйти на свою кафедру (кафедра №1) МИФИ, представлявшую собой полноценную научную лабораторию.
Тогда в МИФИ сложился дружный и высокопрофессиональный коллектив во главе с ректором В.Г. Кирилловым-Угрюмовым. Эти люди создавали МИФИ второго поколения. Их объединяли любовь к своему делу и работа над перспективными задачами, ведь в то время они были «впереди планеты всей!». Надо отметить, что наука хорошо финансировалась, кандидаты и доктора наук получали довольно высокую зарплату и пользовались уважением в обществе.
Отец воспитал целую плеяду высококвалифицированных специалистов в области дозиметрии, многие из которых впоследствии героически проявили себя при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и были отмечены правительственными наградами: Л.А. Лебедев, А.А. Строганов, С.Г. Михеенко и др.
После окончания школы в 1972 г. я поступил в МИФИ на факультет технической физики – «Ф». Отличительной особенностью института было то, что в нём реальные научные исследования были составной частью учебного процесса. МИФИ - одновременно научный и образовательный центр, ставший первым исследовательским вузом в СССР. Каждая специальная кафедра являлась серьезной научной лабораторией, имевшей тесные связи с научными и промышленными организациями.
С 3-го курса я начал работать на кафедре «Физика прочности». Это была уникальная кафедра, не имеющая аналогов в стране. Её основателем был известный ученый Я. Б. Фридман. В наше время был очень сильный состав преподавателей, многие из которых пришли на преподавательскую работу из научных организаций. Я выбрал для себя направление «механика разрушения», в котором работали признанные, авторитетные ученые – профессора нашей кафедры Виктор Михайлович Маркочев и Евгений Михайлович Морозов.
К концу обучения у меня сформировалась научная тема, которая была посвящена исследованию распространения несквозных трещин в сосудах высокого давления. Для атомной энергетики это один из основных вопросов в плане обеспечения безопасности, поскольку, понимая закономерности распространения таких трещин, можно прогнозировать ресурс установки в целом. Это направление стало основой моей дипломной работы, а позже и кандидатской диссертации.
Но поскольку прочностные задачи являются предметом особого интереса практически всех отраслей промышленности, а ученые и специалисты кафедры были широко известны в научных кругах, то и работы не ограничивались только интересами одной отрасли. Мы тесно сотрудничали и с авиационной промышленностью, и с железнодорожниками, и с организациями, занимающимися строительством магистральных трубопроводов, и др.
Но основными заказчиками были НИКИЭТ, который тогда возглавлял академик Н.А. Доллежаль, а также ВНИИАЭС, ИАЭ им. И.В. Курчатова, ФЭИ, ПНИТИ («НПО «Луч»), ВНИИНМ и другие организации Министерства среднего машиностроения.
В 1985 году мы закончили большой цикл работ по исследованию прочности материалов и элементов конструкций для реактора РБМК-1500, который вводился в эксплуатацию на Игналинской АЭС. По совокупности проведенных работ нашему коллективу - А.В. Бабенкову, Л.Л. Маринину, Г.А. Сарычеву и мне - была присуждена премия Московского комсомола.
Про аварию на Чернобыльской АЭС мы узнали из заметки в газете «Правда», из которой нельзя было оценить масштаб бедствия. Хотя сам факт публикации в главном СМИ страны свидетельствовал о серьезности положения.
Между майскими праздниками мы с группой товарищей поехали на Игналинскую АЭС и только там в общих чертах узнали, что именно произошло в Чернобыле.
За два дня до аварии я отнес в совет свою кандидатскую диссертацию, часть которой была посвящена проблемам реактора типа РБМК. Я должен был ждать очереди на защиту почти год, но внезапно все поменяли, и я узнал, что защита состоится уже через два месяца, и не на кандидатском, а на докторском совете. В ходе защиты диссертации подняли вопрос по поводу возможных ошибок прочнистов при конструировании Чернобыльской станции. Присутствовавший на защите представитель НИКИЭТ подтвердил, что все конструкции с точки зрения прочности сработали согласно расчетам.
После аварии особое внимание стали уделять подготовке оперативного персонала станций. В МИФИ под руководством А.А. Кучеренко была создана специальная лаборатория – ОНИЛ-702Т численностью примерно 100 человек, которая занималась вопросами создания систем тренировки и обучения (тренажеров) оперативного персонала АЭС. В лабораторию пригласили молодых, но перспективных вузовских выпускников различных специальностей. Структурно в состав ОНИЛ-702Т входили 10 лабораторий, работающих в различных направлениях, но решающих не только задачи подготовки оперативного персонала, а также и моделирования процессов функционирования и управления ЯЭУ, - в том числе, нештатных и аварийных ситуаций. В зоне моей ответственности были исследовательские и быстрые реакторы. В этом же направлении работали ВНИИАЭС, ФЭИ, Курчатовский институт. Это был очень интересный период, когда создавались новые системы, когда наши специалисты работали непосредственно в ФЭИ, НИИАР, на Белоярской АЭС. Сейчас очень странно слышать от некоторых руководителей и науковедов о том, что в советское время наука, образование и промышленность были отделены друг от друга. По крайней мере, в МИФИ и в атомной отрасли такого не было.
Сейчас видно, что те идеи, которые закладывались в тренажеры, значительно опередили свое время. По сути, современные тенденции цифровизации образования в лучшем случае повторяют то, что было наработано в те годы.
Однако в 1991 году ситуация в стране резко поменялась, и тематика нашей лаборатории перестала входить в число приоритетных направлений, что отрицательно сказалось и на финансировании.
В этот же период в новой системе государственного управления наукой и образованием потребовались ученые, имеющие опыт руководства научными коллективами и понимающие вузовскую специфику. В мае 1992 г. меня пригласили работать во вновь созданное министерство, которое ведало вопросами науки и образования.
Задача ставилась таким образом. В СССР практически все ведущие вузы работали на оборонную тематику. В новой ситуации было необходимо сохранить этот потенциал и перенаправить его в гражданское русло, обеспечив связь вузов с промышленностью. С этой целью была сформирована программа «Конверсия вузов», к участию в которой были приглашены вузы, имеющие реальный научный потенциал, отобранные «по гамбургскому счету». На первом этапе таких вузов набралось чуть больше 40. Многие из них уже в наше время получили статус исследовательских университетов. Реализацией программы руководил первый замминистра науки А.Н. Тихонов.
Меня пригласили работать в этой программе, где, согласно договоренности, я должен был проработать 2-3 года и затем вернуться назад. Однако ситуация развивалась иным образом. В 1995 г. мне предложили заняться региональной научно-технической политикой. Это было новое интересное направление, и я согласился.
Надо сказать, что в то время сотрудники министерств имели гораздо больше возможностей для творческой и научной работы, как это ни парадоксально звучит. И можно было на практике проверить новые идеи в плане управления и организации научных работ. Так было на программе «Конверсия вузов», так было и при формировании и реализации региональной научно-технической политики, что в то время являлось новым научным направлением.
В 1996 г. был создан Госкомитет по науке и технологиям Российской Федерации, который в ранге вице-премьера возглавил академик В.Е. Фортов. Однажды он пригласил меня и сказал: «А вот теперь вы займетесь наукоградами. Вы ездили по предприятиям, по территориям и знаете эту тематику». Я согласился. Сначала это был отдел, но через некоторое время он был преобразован в управление региональной научно-технической политики наукоградов. Вскоре появился закон о статусе наукограда. И здесь надо отметить решающую роль двух губернаторов - В.М. Кресса (Томская область) и В. В. Сударенкова (Калужская область), а также президента Союза развития наукоградов А.В. Долголаптева.
Первым наукоградом стал Обнинск. Следующими наукоградами стали Дубна и Королев. На трех первых наукоградах были отработаны методические и организационные вопросы. Как показала практика, концепция наукоградов и сегодня не утратила своей актуальности.
В то же время был реализован ряд международных проектов в рамках программ ЕС, в ходе которых изучался опыт европейских стран по развитию инновационных территорий. У всех наукоградов была одна общая проблема – отсутствие четких стратегических ориентиров при переходе от военной тематики к гражданской. Но мы понимали, что этот период временный, нам нужно его пережить, сохранив имеющийся научно-технический потенциал. В этом заключалась наша главная задача на тот момент.
Концепция создания и развития наукоградов включала «атомные города», академические центры (Троицк, Черноголовка, Пущино), другие территории с высокой концентрацией научного и научно-технического потенциала. Кроме того, в качестве наукоградов рассматривались города, связанные с культурным наследием нашей страны. Идея заключалась в том, чтобы дать статус городам с высокой культурно-исторической составляющей, - таким, как Суздаль, Псков. В качестве пилотного проекта был выбран Петергоф, являвшийся муниципальным образованием, что было необходимым условием для присвоения статуса наукограда. В чем принципиальное отличие музея от выставки? В музеях работают ученые, для которых это такая же научная лаборатория, как и лаборатории представителей других наук - физиков, химиков и т.д. Чтобы сохранять культурное наследие, необходима соответствующая квалификация. Например, технологии, применяемые для реставрации картин, создали бы честь даже для физической лаборатории. В то время вице-премьером, курирующим науку, был петербуржец И.И. Клебанов. Он поддержал идею, и Петергоф получил статус наукограда. К сожалению, позже от идеи давать статус наукограда городам, сохраняющим культурное наследие, отказались, хотя очевидно, что это правильное и перспективное направление.
Работы в области теории инноваций, региональной научно-технической политики, развития наукоградов стали основой моей докторской диссертации.
Прошло еще несколько лет. Постоянные реформы Миннауки привели к вымыванию специалистов и перестройке всей системы на административно-бюрократические рельсы. Очевидно, что дальше оставаться в этой системе было, по крайней мере, бесперспективно. В ноябре 2002 г. я получил предложение о переходе на работу в президиум РАН на должность начальника научно-организационного управления. Не без некоторых колебаний я согласился. И вот уже почти 20 лет я работаю в этой уникальной структуре, вклад которой в мировую науку и культуру трудно переоценить. Но это уже другая тема.
Если вернуться к атомной тематике, то надо отметить, что Росатом - единственная структура, реализующая полностью инновационную цепочку: научные центры, конструкторские бюро, горнодобывающий комплекс и промышленные предприятия, а также подготовка кадров. Это позволяет Росатому расширять свою деятельность, занимая новые перспективные ниши. У отрасли есть и свои проблемы, но они решаемы. Сегодня Росатом - лидер на мировом рынке. Опыт Росатома наглядно показывает, как даже в не самых благоприятных условиях можно не только сохранить лидирующие позиции, но и обеспечить высокие темпы развития.
Предприятия: Белоярская АЭС, ВНИИАЭС, ВНИИНМ имени А.А. Бочвара, ОАО (Институт специальных металлов НКВД, Инспецмет НКВД, НИИ-9, ВНИИ неорганических материалов), Курчатовский институт, Российский научный центр (Лаборатория № 2 Академии наук СССР, Лаборатория измерительных приборов АН СССР, ЛИПАН, Институт атомной энергии Академии наук СССР им. И.В. Курчатова), Луч, НИИ НПО, ФГУП (НИИТВЭЛ, Подольский научно-исследовательский технологический институт, ПНИТИ), Министерство среднего машиностроения СССР, аппарат (Минсредмаш СССР, Министерство атомной энергетики и промышленности СССР, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Минатом России, Федеральное агентство по атомной энергии, Росатом, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», госкорпорация «Росатом»), МИФИ, Национальный исследовательский ядерный университет, ФГАОУВПО, НИИАР, ГНЦ (Научно-исследовательский институт атомных реакторов), НИКИЭТ (ОАО «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н. А. Доллежаля» (Особый сектор гидрооборудования при НИИхиммаше, НИИ-8, Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники), ФЭИ имени А. И. Лейпунского (Государственный научный центр Российской Федерации — Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского, Лаборатория «В»), Чернобыльская АЭС
Персоналии: Доллежаль Н. А., Иванов В.И., Келдыш М. В., Кирилов-Угрюмов В.Г., Рождественский Б.Н., Фортов В.Е., Фридман Я.Б.
Беседовал: Южанин Александр