Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Хоробрых Валерий Иванович

Окон­чил Ленинград­ский желез­но­до­рож­ный инсти­тут. Рабо­тал инже­не­ром-кон­струк­то­ром авиаци­он­ного завода в г. Кирове. С ноября 1960 г. – заме­сти­тель началь­ника цеха № 60 на заводе им. Дег­тярева в г. Ков­рове, с сен­тября 1962 г. - началь­ник про­из­вод­ства № 12. В 1974 г. назна­чен заме­сти­те­лем дирек­тора завода по про­из­вод­ству. Награж­ден орде­нами Ленина и Тру­до­вого Крас­ного Знамени. Лау­реат премии Совета мини­стров СССР.
Хоробрых Валерий Иванович

С ноября 1960 г. я рабо­тал на заводе им. Дег­тярева в городе Ков­рове заме­сти­те­лем началь­ника цеха № 60. Когда про­из­вод­ство № 12 (про­из­вод­ство газо­вых цен­три­фуг) начали пере­во­дить в новый корпус ПВА, мне при­ш­лось при­нимать в этом непо­сред­ствен­ное уча­стие — наш цех гото­вил новый корпус и отве­чал за мон­таж­ные работы. До этого времени у меня не было даже доступа в про­из­вод­ство № 12. Мой началь­ник Нико­лай Кирил­ло­вич Манс­уров попро­сту не поз­во­лил оформить допуск — боялся, что тогдаш­ний началь­ник нового 12-го цеха А. П. Пуш­ков забе­рет меня к себе. Пуш­ков наби­рал лучших спе­ци­а­ли­стов, ему были даны большие пол­номо­чия. Конечно, все понимали важ­ность нового цеха. Но какому руко­во­ди­телю захо­чется отда­вать хороших работ­ни­ков?!

Однако, как гово­рится, от судьбы не уйдешь. Когда я по роду своей дея­тель­но­сти позна­комился с А. П. Пуш­ко­вым, тот сразу при­гла­сил меня на долж­ность энерге­тика. Я отка­зался. А в сен­тябре 1962 года уже дирек­тор завода В. В. Бахи­рев пред­ложил мне рабо­тать в новом про­из­вод­стве. Я подумал, что Вяче­слав Васи­лье­вич тоже имеет в виду долж­ность энерге­тика. Но на мой вопрос, кем бы я мог рабо­тать в про­из­вод­стве №12, дирек­тор, не задумы­ва­ясь, отве­тил: в каче­стве руко­во­ди­теля про­из­вод­ства. При­знаться, пред­ложе­ние было неожи­дан­ным. На раз­думье мне дали несколько часов — уже после обеда я должен был сообщить о своем реше­нии Бахи­реву. Я дал согла­сие, и в тот же день меня пред­ста­вили руко­вод­ству завода в каче­стве нового началь­ника 12-го про­из­вод­ства. На опе­ра­тивке, где меня пред­став­ляли и должны были вве­сти в курс дела, при­сут­ство­вало 20 чело­век руко­во­дящего состава. Вести совеща­ние полага­лось Пуш­кову. Но он, по-видимому, решил про­ве­рить, спра­вится ли новый руко­во­ди­тель, и, сославшись на экс­трен­ную заня­тость, пору­чил мне вести опе­ра­тивку само­сто­я­тельно. К сча­стью, у меня за пле­чами было 9 лет работы инже­не­ром-кон­струк­то­ром на авиаци­он­ном заводе в Кирове и два года на заводе Дег­тярева — опре­де­лен­ный опыт работы и с докумен­тацией, и с людьми, без­условно, имелся. В общем, пер­вое испыта­ние я выдержал.

А потом нача­лись тру­до­вые будни. Я зна­комился со всеми участ­ками, с людьми, тща­тельно раз­би­рался в обста­новке, вни­кал в каж­дую мелочь. Люди здесь тру­ди­лись достой­ные и надеж­ные. Заме­сти­те­лем началь­ника про­из­вод­ства по сборке был Б. И. Его­ров, по меха­ни­че­ским участ­кам — А. Т. Бор­зов, по вопро­сам галь­ва­ники и лако­краски — В. И. Потапы­чев, пер­вым заме­сти­те­лем — П. И. Леон­тьев. Я и сей­час вспоми­наю их с благо­дар­но­стью. Напри­мер, Алек­сей Терен­тье­вич Бор­зов был асом меха­ники. Чело­век с уди­ви­тель­ными спо­соб­но­стями, он рабо­тал в заводе всю войну. Он мог взять какую-то деталь и тут же ска­зать, какое обо­ру­до­ва­ние тре­бу­ется, чтобы орга­ни­зо­вать выпуск этой детали в нуж­ных коли­че­ствах. Без вся­ких рас­че­тов! И когда я давал про­счи­тать этот же вари­ант тех­но­логам — раз­ница в рас­че­тах состав­ляла всего процен­тов 10-15. Вот такая инже­нер­ная инту­иция. Правда, хва­тало и труд­но­стей. Корпус ПВА занимал площадь в 25 тыс. кв. мет­ров — в то время это был самый большой корпус на заводе. Спро­ек­ти­ро­ван­ный спе­ци­ально под изде­лия нашего профиля, он все-таки не годился для сред­ней полосы — был очень холод­ным. Кроме того, где-то ошибку допу­стили энерге­тики: при­токи и вытяжка были не сба­лан­си­ро­ваны — как только зара­бо­тает галь­ва­ника, весь теп­лый воз­дух уле­ту­чи­вался. Поэтому пона­чалу при­ш­лось много времени тра­тить на устра­не­ние оши­бок про­екта и налажи­ва­ние темпе­ра­тур­ного режима. Струж­ко­уда­ле­ние было отра­бо­тано плохо. Тогда строго тре­бо­ва­лось раз­де­ле­ние видов стружки, это при­хо­ди­лось делать вруч­ную. Коэффици­ент исполь­зо­ва­ния металла был крайне низок — тоже целая про­блема. И это далеко не пол­ный пере­чень всех сла­бых мест.

Но, несмотря ни на какие труд­но­сти, никто не отме­нял глав­ной задачи — чет­кого выпол­не­ния про­из­вод­ствен­ного плана. В. В. Бахи­рев жестко все кон­тро­ли­ро­вал. Каж­дое утро я докла­ды­вал ему по теле­фону о состо­я­нии дел на про­из­вод­стве. На утрен­ние опе­ра­тивки в пер­вые два года моей работы при­хо­дил Пуш­ков — тоже с целью кон­троля. Такой прес­синг про­должался до тех пор, пока руко­вод­ство не убе­ди­лось, что с программой у нас все в порядке, план выпол­ня­ется. Зарплата на про­из­вод­стве в то время была невы­со­кой. Напри­мер, на меха­ни­че­ских участ­ках — в сред­нем 72 рубля, у мастера оклад — 110 руб­лей, у старшего мастера — 120 руб­лей. Зарплата началь­ника про­из­вод­ства — 220 руб­лей. Я видел, как напряженно рабо­тают люди, и пережи­вал за них: нужно что-то делать, чтобы ребята зара­ба­ты­вали достойно!Мы настой­чиво искали пути повыше­ния мате­ри­аль­ной заин­те­ре­со­ван­но­сти рабо­чих. Напри­мер, создали так назы­ва­емый фонд мастера. Из преми­аль­ных выплат каж­дому мастеру выде­ля­лась опре­де­лен­ная сумма, и он по сво­ему усмот­ре­нию рас­пре­де­лял деньги между рабо­чими, поощ­ряя тех, кто про­яв­лял иници­а­тиву или повышал каче­ство выпус­ка­емой про­дукции. Такая прак­тика положи­тельно вли­яла на про­из­во­ди­тель­ность труда. Работа была трех­смен­ной. Старший мастер вынуж­ден был не только отра­бо­тать первую смену, но и запу­стить сле­дующую. Вечер­ние смены я кон­тро­ли­ро­вал сам: при­езжал и про­ве­рял, а в 22 часа соби­рал вто­рой диспет­чер­ский час. Домой уда­ва­лось только забежать, пере­ку­сить, немного поспать — и снова на работу. Конечно, так было не все­гда, лишь в особо напряжен­ные моменты, вызван­ные про­из­вод­ствен­ной необ­хо­димо­стью. Но что было, то было. Работа велась по суточ­ному графику: если в сутки нужно выдать 400-450 цен­три­фуг, — зна­чит, это выпол­ня­лось бес­пре­ко­словно.

Две­на­дца­тое про­из­вод­ство все­гда было на хорошем счету. На тот момент в стране нашу про­дукцию выпус­кали три завода: Горь­ков­ский авто­за­вод делал изде­лие по пол­ному циклу, Вла­ди­мир­ский «Точмаш» выпус­кал часть дета­лей, и мы тоже часть — но наи­бо­лее емкую. С «Точмашем» у нас была, таким обра­зом, коопе­рация. Нам еще помогал Ков­ров­ский элек­троме­ха­ни­че­ский завод — для нас и для «Точмаша» постав­лял ста­торы. Полу­ча­ется, что авто­номно мы рабо­тать не могли, поэтому при­хо­ди­лось под­держи­вать хорошие отноше­ния с нашими смеж­ни­ками. Мы обме­ни­ва­лись опытом: рас­ска­зы­вали, чего добился наш завод; они тоже дели­лись сво­ими новин­ками. В коман­ди­ровки ездили не только руко­во­ди­тели про­из­вод­ства, но и мастера, чтобы не по рас­ска­зам и запи­сям, а воочию уви­деть новые нара­ботки. Осо­бенно нас инте­ре­со­вала поопе­раци­он­ная тру­до­ем­кость конце­вых дета­лей, чтобы опре­де­лить, где мы про­иг­ры­ваем. Благо­даря система­ти­че­ской работе по улучше­нию орга­ни­за­ции про­из­вод­ства, за счет прогрес­сив­ных кон­струк­тор­ско-тех­но­логи­че­ских реше­ний, уме­лой кад­ро­вой поли­тики и повыше­ния мате­ри­аль­ной заин­те­ре­со­ван­но­сти кол­лек­тива нам уда­лось добиться ста­биль­ной и каче­ствен­ной работы про­из­вод­ства.

Когда меня назна­чили началь­ни­ком, чис­лен­ность рабо­тающих была 2200 чело­век. К 1972 году в про­из­вод­стве рабо­тали только 1700 чело­век: за счет эко­номи­че­ских и тех­ни­че­ских меропри­я­тий уда­лось высво­бо­дить довольно зна­чи­тель­ное коли­че­ство людей. Эко­номи­че­ские пока­за­тели и про­из­во­ди­тель­ность труда при этом все­гда были высо­кими. Про­из­вод­ство занимало лиди­рующие позиции в соц­со­рев­но­ва­ниях, заво­е­вы­вало пере­хо­дящие Крас­ные знамена. Мы успешно осва­и­вали новые модифи­кации изде­лий. В этом непро­стом деле нам помогали ленинград­ские кон­струк­торы. Нашим науч­ным руко­во­ди­те­лем был ака­демик И. К. Кикоин — умнейший чело­век и заме­ча­тель­ный спе­ци­а­лист, очень много сде­лавший для про­из­вод­ства. Большую помощь и под­держку заводу ока­зы­вал началь­ник главка гене­рал-майор А. Д. Зве­рев. Про­во­ди­лись инте­рес­нейшие конфе­ренции по обмену опытом, где участ­во­вали не только мы, изго­то­ви­тели про­дукции, но и экс­плу­а­таци­он­ники, метал­лурги, авиа­торы.

Кроме того, мы занима­лись стро­и­тельством жилья, понимая, что это глав­ный момент в реше­нии соци­аль­ных про­блем. За время моей работы были постро­ены три пятиэтаж­ных дома в мик­ро­районе Южный и несколько домов совместно с другими про­из­вод­ствами. Нам отво­дили площадку, и мы, начи­ная с кот­ло­вана и закан­чи­вая энерго­си­стемами, само­сто­я­тельно стро­или дом. У нас имелся стро­и­тель­ный цех, с нами рабо­тали водо­про­вод­чики, элек­трики, теп­ло­вики. Они были заин­те­ре­со­ваны участ­во­вать в стро­и­тельстве: в гото­вом доме им выде­ляли несколько квар­тир из нашего фонда. Напри­мер, за одно­ком­нат­ную квар­тиру нужно было отра­бо­тать 1200 часов. Стройки финан­си­ро­ва­лись заво­дом, от про­из­вод­ства тре­бо­ва­лась только вспомога­тель­ная рабо­чая сила. Люди были, конечно, очень довольны. Прошло много лет, но до сих пор при встрече бывшие работ­ники все­гда благо­да­рят за те квар­тиры. Еще одно направ­ле­ние дея­тель­но­сти про­из­вод­ства — помощь сельскому хозяйству. Была орга­ни­зо­вана стро­и­тель­ная бригада, за про­из­вод­ством в каче­стве под­шеф­ного закрепили кол­хоз «Искра». За несколько лет мы постро­или там сви­нар­ник, коров­ник, много сенаж­ных траншей, отре­мон­ти­ро­вали живот­но­вод­че­ские помеще­ния.

Кроме того, отстро­или двухэтаж­ное адми­ни­стра­тив­ное зда­ние в с. Пан­те­ле­еве. Сотруд­ни­че­ство дли­лось несколько лет. Рабо­тали и с сов­хо­зом «Камеш­ков­ским». Около пос. Новки по направ­ле­нию от Ков­рова с пра­вой сто­роны дороги есть целый цикл живот­но­вод­че­ских помеще­ний — все они постро­ены про­из­вод­ством №12. Мы ока­зы­вали помощь и другим под­раз­де­ле­ниям завода. Именно наше про­из­вод­ство впер­вые осва­и­вало изде­лие 902-е, или «Туча» — маленькие пушки для созда­ния дымо­вой завесы, уста­нав­ли­ва­емые на тан­ках и бое­вых маши­нах пехоты. Делали мы также запас­ные части для Киров­ского трак­тор­ного завода. Большую помощь ока­зы­вали ракет­ному и стрел­ково-пушеч­ному про­из­вод­ствам. Мы смогли создать такую школу и пре­ем­ствен­ность, что нам все было по плечу. Слова «нет» не суще­ство­вало, было только «да»: да, мы это сде­лаем. Никогда ни от чего не отка­зы­ва­лись. Поэтому руко­вод­ство завода нагружало именно наше про­из­вод­ство — как самое силь­ное.

Одна­жды встал вопрос о пере­ба­зи­ро­ва­нии про­из­вод­ства в Сибирь. Этот вопрос рас­смат­ри­вал министр обо­рон­ной промыш­лен­но­сти С. А. Зве­рев. Я два­жды ездил в Томск с комис­сией из мини­стер­ства: необ­хо­димо было опре­де­лить, во что выльется наш пере­вод туда. Выяс­ни­лось, что завод­ские корпуса в сибир­ском городе катего­ри­че­ски не под­хо­дят под профиль 12-го про­из­вод­ства. Для его пере­ба­зи­ро­ва­ния и обу­стройства потре­бо­ва­лось бы около 20 мил­ли­о­нов руб­лей. Это были огром­ные деньги, и вопрос сняли. Тем не менее, пока реша­лась наша судьба, мы изрядно пере­вол­но­ва­лись.

Для меня годы работы в про­из­вод­стве №12 — одни из самых инте­рес­ных и счаст­ли­вых. Напряжен­ные, порой очень слож­ные, но неизменно яркие и результа­тив­ные. В 1974 году я был назна­чен заме­сти­те­лем дирек­тора завода, пере­дав эстафету про­из­вод­ства № 12 В. А. Овчин­ни­кову.