Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Харина Ирина Лазаревна

Одна из ста­рейших сотруд­ниц ЦНИ­ИТМАШ, где рабо­тает уже 62 года. Прошла путь от млад­шего науч­ного сотруд­ника до заве­дующего лабо­ра­то­рией элек­тро­хи­ми­че­ской кор­ро­зии и кор­ро­зи­он­но­стойких спла­вов (ныне лабо­ра­то­рия кор­ро­зи­он­ных испыта­ний). Доцент, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. Ведущий спе­ци­а­лист в обла­сти иссле­до­ва­ния харак­тера, при­чин кор­ро­зи­он­ной повре­жда­емо­сти и выдачи рекомен­даций по повыше­нию надёж­но­сти и долго­веч­но­сти элемен­тов обо­ру­до­ва­ния атом­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок с водя­ным теп­ло­но­си­те­лем. В 1986 году при­нимала непо­сред­ствен­ное уча­стие в лик­ви­дации послед­ствий ава­рии на Чер­но­быльской АЭС в каче­стве экс­перта по состо­я­нию обо­ру­до­ва­ния. Имеет более 100 пуб­ли­каций в пери­о­ди­че­ской печати, автор монографии, опуб­ли­ко­вана в спра­воч­нике маши­но­стро­е­ния.
Харина Ирина Лазаревна

Я спе­ци­а­лист по кор­ро­зи­онно-меха­ни­че­ской проч­но­сти. Моя задача — оце­нить повре­жде­ния, воз­ни­кающие в ходе экс­плу­а­тации атом­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок с реак­то­рами ВВЭР и РБМК, выра­бо­тать концепцию, объяс­няющую их воз­ник­но­ве­ние, экс­пе­римен­тально дока­зать ее пра­во­мер­ность и пред­ложить реше­ния по устра­не­нию при­чин повре­жде­ний.

Уче­ные в ЦНИ­ИТМАШ очень много занима­лись кор­ро­зи­онно-меха­ни­че­ской проч­но­стью аусте­нит­ных нержа­веющих ста­лей. Известно, что эти стали весьма склонны к кор­ро­зи­он­ному рас­трес­ки­ва­нию под напряже­нием. Еще одно направ­ле­ние нашей работы свя­зано с иссле­до­ва­нием кор­ро­зи­онно-меха­ни­че­ского раз­ру­ше­ния меха­низмов тру­бопро­во­дов ДУ-300 реак­то­ров РБМК. Впер­вые мы обна­ружили эти повре­жде­ния на 2-м блоке Кур­ской АЭС. Я сде­лала доклад о них на конфе­ренции. Меня слушали и гово­рили: не может такого быть! Но ока­за­лось, что мы правы. Сегодня нет ни одного блока РБМК, где на тру­бопро­воде ДУ-300 не появи­лась бы трещина, кото­рую мы клас­сифици­руем как «меж­кри­стал­лит­ное кор­ро­зи­он­ное рас­трес­ки­ва­ние под напряже­нием».

Такие трещины появи­лись и на Чер­но­быльской станции. В 1986 году меня как спе­ци­а­ли­ста по меж­кри­стал­лит­ному рас­трес­ки­ва­нию в составе группы экс­пер­тов отпра­вили туда про­ве­рять тру­бопро­воды 1-го энерго­блока, чтобы его можно было запу­стить и обес­пе­чить энерго­снабже­ние стро­и­тельства сар­кофага. Мы обсле­до­вали тру­бопро­воды и обна­ружили «наши» трещины на многих из них. К тому моменту мы собрали много мате­ри­ала по трещи­нам на станциях в Рос­сии и за гра­ницей, на осно­ва­нии ана­лиза полу­чен­ных дан­ных под­твер­дили концепцию и после нескольких лет работы нашли экс­пе­римен­таль­ное обос­но­ва­ние этой серьез­ной про­блемы.

Группа спе­ци­а­ли­стов ЦНИ­ИТМАШ много времени потра­тила также на то, чтобы пред­ложить и обос­но­вать замену мед­ных труб кон­ден­са­то­ров реак­то­ров ВВЭР на трубы из аусте­нит­ной нержа­веющей стали. Изна­чально медь исполь­зо­ва­лась из-за хорошей теп­лопро­вод­но­сти и теп­ло­от­дачи. Позже выяс­ни­лось, что мед­ные трубы перфо­ри­руются, вдо­ба­вок при попа­да­нии кис­ло­рода мед­ный сплав начи­нает рас­тво­ряться, его частички попа­дают в трубки, ведущие во вто­рой кон­тур, и ста­но­вятся при­чи­ной нового вида кор­ро­зи­он­ного рас­трес­ки­ва­ния — замед­лен­ного деформаци­он­ного кор­ро­зи­он­ного рас­трес­ки­ва­ния под напряже­нием. В тео­рии, такого с низ­ко­леги­ро­ван­ными ста­лями в воде, охла­ждающей реак­тор, не должно про­ис­хо­дить, потому что она очень чистая. После напряжен­ных поис­ков мы нашли реше­ние. Все кор­ро­зи­он­ные процессы раз­ру­ши­тельны, и воз­ни­кают они по при­чине двух фак­то­ров: напряже­ния и среды. Мы про­вели наблю­де­ния в лабо­ра­тор­ных усло­виях и дока­зали, что если при­сут­ствует очень мед­лен­ное напряже­ние, порядка 10-7 секунд, то может начаться замед­лен­ное деформаци­он­ное кор­ро­зи­он­ное рас­трес­ки­ва­ние под напряже­нием. После этого мы выдви­нули пред­ложе­ния по сниже­нию риска его воз­ник­но­ве­ния, самое важ­ное из кото­рых — уменьшить напряже­ние тру­бок на этих участ­ках. Когда это усло­вие стало выпол­няться, кор­ро­зий­ные трещины исчезли.

Самое инте­рес­ное в моей работе — это момент, когда я вижу экс­плу­а­таци­он­ные трещины на обо­ру­до­ва­нии и ока­зы­ваюсь перед необ­хо­димо­стью разо­браться, в чем при­чина их появ­ле­ния. Дру­гой вол­нующий момент — когда на испыта­тель­ных уста­нов­ках, вос­со­здающих усло­вия и параметры экс­плу­а­таци­он­ной нагрузки, уда­ется полу­чить ана­логич­ные най­ден­ным трещины. Ведь это зна­чит, что я могу прак­ти­че­ски обос­но­вать выводы в своей концепции.

Почему я до сих пор рабо­таю? Мне это инте­ресно! Когда видишь, что твоя концепция в результате серьез­ных уси­лий и долгих поис­ков нашла под­твер­жде­ние, чув­ству­ешь себя пре­красно.