Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Евстигнеев Юрий Антонович

В 1968 г. окон­чил Сара­тов­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Н. Г. Чер­нышев­ского по спе­ци­аль­но­сти «радиофи­зика и радиоэлек­тро­ника». С 1970 г. рабо­тал во Все­союз­ном научно-иссле­до­ва­тельском инсти­туте хими­че­ской тех­но­логии (ВНИ­ИХТе). С 1989 г. - в АО «ФЦНИВТ «СНПО «Эле­рон»; в насто­ящее время - пер­вый заме­сти­тель испол­ни­тель­ного дирек­тора. Автор многих науч­ных работ и изоб­ре­те­ний, имеет отрас­ле­вые и пра­ви­тельствен­ные награды.
Евстигнеев Юрий Антонович

В дале­ком 1970 году, после окон­ча­ния службы в Забайкальском воен­ном округе, в поис­ках работы я по рекомен­дации отца встре­тился в Мин­сред­маше с Е. Т. Миши­ным. Сей­час, с высоты про­жи­тых лет, я с уве­рен­но­стью могу ска­зать, что наша встреча пред­опре­де­лила всю мою даль­нейшую про­фес­си­о­наль­ную карьеру. Евге­ний Трофимо­вич пред­ложил мне работу в тогда уже создан­ном им отделе «З», кото­рый занимался раз­ра­бот­кой тех­ни­че­ских средств охраны.

Отдел возглав­лял кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук Олег Алек­сан­дро­вич Сто­ля­ров, под его нача­лом тру­ди­лись 45-50 сотруд­ни­ков. Уж не знаю за какие заслуги, но мне дали долж­ность млад­шего науч­ного сотруд­ника с окла­дом 140 руб­лей.

Мне предо­ста­вили место в ком­нате площа­дью 35 кв.м., где, помимо меня, размеща­лись еще 7 сотруд­ни­ков. Помню, что на рабо­чих сто­лах у нас не было ничего, кроме горы лент от самописцев, и эти ленты мы, не под­нимая глаз, при­стально изу­чали.

Тогда моим непо­сред­ствен­ным началь­ни­ком был Вла­ди­мир Михай­ло­вич Легонь­ков, кото­рый впо­след­ствии стал мне доб­рым другом и това­рищем. Вла­ди­мир Михай­ло­вич только что при­был из Жел­тых Вод, где в опыт­ную экс­плу­а­тацию был уста­нов­лен при­бор «Радиан А», и при­вез с собой еще гору таких же лент. Кратко объяс­нив суть, он сформу­ли­ро­вал задачу: на ленте должна быть только прямая линия — и ника­ких загогу­лин. Вот так, в борьбе с этими самыми загогу­ли­нами, я про­вел 20 лет, исполь­зуя весь потенциал зна­ний, при­об­ре­тен­ных на физи­че­ском факуль­тете Сара­тов­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета.

Очень хорошо помню наши пер­вые пра­ви­тельствен­ные зада­ния — в крат­чайший срок обо­ру­до­вать системой охран­ной сиг­на­ли­за­ции Алмаз­ный фонд и орга­ни­зо­вать демон­страцию жем­чужины Лувра, кар­тины Лео­нардо Да Винчи «Мона Лиза». О том, как мы рабо­тали с этой «девуш­кой», хочу рас­ска­зать попо­дроб­нее.

Каза­лось бы, про­стая задача — орга­ни­зо­вать без­опас­ную демон­страцию, но в итоге она пре­вра­ти­лась в пол­ноцен­ный НИОКР. Евге­ний Трофимо­вич создал мощ­ную коопе­рацию: заводу «Мол­ния» было пору­чено сде­лать бро­ни­ро­ван­ную кабину, а нашему кол­лек­тиву — систему под­дер­жа­ния климата. В соот­вет­ствии с тех­ни­че­ским зада­нием темпе­ра­тура должна была держаться в пре­де­лах 19-20 гра­ду­сов по Цель­сию, а влаж­ность — не пре­вышать 50-55 процен­тов; при этом одним из тре­бо­ва­ний фран­цуз­ской сто­роны было чет­кое и непре­рыв­ное фик­си­ро­ва­ние этих дан­ных на бумаж­ном носи­теле.

Времени на долгие размыш­ле­ния у нас не было, поэтому мы решили исполь­зо­вать обо­ру­до­ва­ние клима­ти­че­ской камеры, что и было с успе­хом сде­лано. Окон­ча­тель­ная сборка про­хо­дила на заводе «Мол­ния». Однако не обош­лось без сюрпри­зов: после сборки на внут­рен­ней сто­роне одного из двух сте­кол остался отпе­ча­ток руки. Разо­брать кабину было невозможно, проще сде­лать новую. Много всего мы пере­про­бо­вали, благо Бог наде­лил не только умом, но и сме­кал­кой, — но в итоге ничего не помогло, отпе­ча­ток так и остался на стекле кабины как безмолв­ный сви­де­тель три­умфа кар­тины перед мос­ков­ской ауди­то­рией.

Как ока­за­лось, впе­реди нас ждала еще одна про­блема. Ни один про­ход Пуш­кин­ского музея не поз­во­лял про­не­сти кабину стоя, поэтому ее внесли в демон­страци­он­ный зал лежа. И вот тут-то и воз­никла глав­ная труд­ность — как же кабину под­нимать. Разме­стить подъем­ные меха­низмы в зале не пред­став­ля­лось возмож­ным. Помогла сме­калка О. А. Сто­ля­рова. Он пред­ложил под­ложить под кабину рези­но­вую лодку и надуть ее. С исполь­зо­ва­нием такого допол­ни­тель­ного меха­низма кабину уда­лось благопо­лучно под­нять и поста­вить.

И вот настал долго­ждан­ный момент. Полотно с порт­ре­том Моны Лизы было достав­лено в музей им. А. С. Пуш­кина в сопро­вож­де­нии сотруд­ницы Лувра и хра­ни­теля, ответ­ствен­ного за кар­тину. Холст в свер­ну­том состо­я­нии нахо­дился в спе­ци­аль­ной кап­суле, обес­пе­чи­вающей сохран­ность кар­тины в самых экс­тремаль­ных усло­виях, вплоть до авиа­ка­та­строфы. Мне посчаст­ли­ви­лось при­сут­ство­вать при вскрытии кап­сулы и, более того, при­держи­вать холст за кон­чики, пока хра­ни­тель при­би­вал его к раме золо­тыми гвоз­ди­ками.

После уста­новки кар­тины в кабину по просьбе сотруд­ницы Лувра мы про­ве­рили систему кон­троля темпе­ра­туры и влаж­но­сти. Вся информация фик­си­ро­ва­лась на ленте самописца в виде двух прямых линий. Чтобы убе­диться в рабо­то­спо­соб­но­сти всех компо­нен­тов защиты, сотруд­ница Лувра открыла боко­вую дверцу кабины, и в тот же момент стрелки бук­вально зашка­лили, а кроме того, появи­лась зву­ко­вая и све­то­вая сиг­на­ли­за­ция.

После успеш­ного заверше­ния демон­страции кар­тины фран­цуз­ская сто­рона забрала с собой все ленты самописцев. А когда я — уже в 90-х годах — побы­вал в Лувре, то уви­дел, что кар­тина и там размещена в спе­ци­аль­ной кабине за стек­лом.

Скажу честно: труд­но­сти в работе, конечно же, были. Разве можно про­жить жизнь, не стал­ки­ва­ясь с труд­но­стями, непо­нима­нием и другими неуря­ди­цами?! Основ­ная труд­ность для нас была, в первую оче­редь, в том, чтобы убе­дить потенци­аль­ных заказ­чи­ков в необ­хо­димо­сти исполь­зо­ва­ния тех­ни­че­ских средств охраны.

Напри­мер, в 1975 году был орга­ни­зо­ван выезд спе­ци­а­ли­стов СКБ во главе с Ю. Б. Ива­но­вым в Болгар­скую народ­ную рес­пуб­лику для реа­ли­за­ции про­екта оснаще­ния комплекса «Баяна» системой физи­че­ской защиты (СФЗ). В каче­стве системы сбора и обра­ботки информации (СОИ) был при­ме­нен «Три­тон», постро­ен­ный на основе пер­вой интеграль­ной СОИ «Трасса-1». В каче­стве вто­рого рубежа на периметре исполь­зо­ва­лось радио­лу­че­вое сред­ство «Фобос», раз­ра­бо­тан­ное под руко­вод­ством В. А. Лео­нова.

В самом начале работы слу­чился забав­ный эпи­зод. Когда мы с груп­пой болгар­ских спе­ци­а­ли­стов обсуж­дали график про­ве­де­ния работ и мате­ри­ально-тех­ни­че­ское обес­пе­че­ние, на все наши вопросы болгар­ская сто­рона дружно кивала голо­вой, что нас очень радо­вало. Однако в итоге мы поняли, что при­ня­тый в мире жест согла­сия — кивок — у них имеет совершенно про­ти­вопо­лож­ное зна­че­ние.

Тем не менее, прак­ти­че­ски за один год были завершены все работы, и комплекс был предъяв­лен к сдаче. При­е­хавшие Евге­ний Трофимо­вич Мишин и Алек­сандр Ива­но­вич Бело­но­сов раз­ра­бо­тали насто­ящий сце­на­рий демон­страции, тща­тельно его отрепе­ти­ро­вали, при­чем мне доста­лась роль интр­у­дера (зло­умыш­лен­ника), пере­ле­за­ющего через заграж­де­ние.

Все прошло на «ура». На сле­дующий день Е. Т. Мишин должен был предъяв­лять комплекс Тодору Жив­кову — гене­раль­ному сек­ре­тарю КПБ. Но вдруг, уже поздно вече­ром, всё информаци­он­ное табло засве­ти­лось тре­вож­ной информацией. То, что мы испытали в этот период, трудно опи­сать. Только под утро нам уда­лось найти при­чину сбоя: кто-то забыл закрыть люк кабель­ной кана­ли­за­ции, и туда про­ва­ли­лась собака, кото­рая от испуга перегрызла сиг­наль­ный кабель. Неис­прав­ность быстро лик­ви­ди­ро­вали, а комплекс успешно сдали, полу­чив высо­кую оценку руко­вод­ства Болга­рии и лично Тодора Жив­кова.

Опыт, полу­чен­ный в Болга­рии, был с успе­хом исполь­зо­ван при стро­и­тельстве комплек­сов физи­че­ской защиты Пре­зи­дент-Отеля и Дома пра­ви­тельства в Москве.

За время своей про­фес­си­о­наль­ной карьеры мне посчаст­ли­ви­лось участ­во­вать в раз­ра­ботке и внед­ре­нии при­бо­ров «Радиан» и «Ромб», осно­ван­ных на при­ме­не­нии емкост­ного принципа обна­руже­ния. Их устой­чи­вая работа в раз­лич­ных клима­ти­че­ских усло­виях обес­пе­чи­ва­лась исполь­зо­ва­нием охран­ного элек­трода, открытие кото­рого под руко­вод­ством Ю. К. Свир­ского обес­пе­чило насто­ящий про­рыв в созда­нии емкост­ных средств обна­руже­ния.

О будущем атом­ной отрасли и о своем будущем могу с уве­рен­но­стью ска­зать: глав­ное — это не сто­ять на месте. Без инно­ваций, без прогресса нет движе­ния впе­ред. И этого движе­ния не надо бояться.

То, что после Чер­но­быля и Фуку­симы отноше­ние неко­то­рых стран к атом­ной энергии поме­ня­лось, — это факт, не буду его отрицать. Но даже самым ярым про­тив­ни­кам, если уж на то пошло, я могу ска­зать, что атом — это не только АЭС, это и ядер­ная медицина, и многое-многое другое. И мои слова под­твер­ждает ста­ти­стика. Взять хотя бы мое род­ное предпри­я­тие, АО «ФЦНИВТ «СНПО «Эле­рон»: наши заказы год от года рас­тут, коли­че­ство парт­не­ров уве­ли­чи­ва­ется, — зна­чит, мы двига­емся в вер­ном направ­ле­нии.

Работа — рабо­той, но у меня есть твер­дая уве­рен­ность, что у каж­дого чело­века должны быть какие-то увле­че­ния. Иногда очень важно отклю­читься и пол­но­стью рас­сла­биться. Кстати, именно в такие моменты вдруг из ниот­куда рож­даются реше­ния слож­ных задач, кото­рые под­час не мог оси­лить на работе.

Я всю жизнь ста­рался заниматься спор­том, выбрал для себя большой тен­нис и сей­час про­должаю играть, полу­чаю насто­ящее удо­вольствие от нахож­де­ния на корте.

Благо­дарю судьбу, что всю жизнь меня под­держи­вала моя семья. Это давало и дает мне огром­ный стимул рабо­тать и дальше на благо нашей Родины.