Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Евсеев Александр Федорович

Заслужен­ный работ­ник НИИАР, Заслужен­ный работ­ник атом­ной промыш­лен­но­сти Рос­сийской Феде­рации. Меха­ник экс­пе­римен­таль­ных стен­дов и уста­но­вок 9-го раз­ряда. Награж­ден орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени, «Знак Почета», меда­лями «За доб­лест­ный труд» и «Вете­ран труда», брон­зо­вой меда­лью ВДНХ СССР, преми­ро­ван автомо­би­лем от ВДНХ СССР. Удо­стоен пре­стиж­ной премии Улья­нов­ской обла­сти имени М. И. Лима­сова. Автор четырех патен­тов на изоб­ре­те­ния. Около 100 его раци­о­на­ли­за­тор­ских пред­ложе­ний внед­рено в про­из­вод­ство.
Евсеев Александр Федорович

Вырос я в селе Степ­ная Васи­льевка Меле­кес­ского района. Отец, комму­нист Федор Васи­лье­вич Евсеев, пал смер­тью храб­рых в 1943 году под Орлом. Когда при­шла похо­ронка, мне было только 8 лет, и я был старшим из пяти детей, кото­рые оста­лись с мате­рью Луке­рьей Алек­сан­дров­ной. В селе ведется так: если нет отца, старший сын — корми­лец. Конечно, я делал всё: косил сено, варил обед, пилил дрова, ухажи­вал за ско­ти­ной. Как же без этого. Окон­чил сред­нюю школу, пошёл в армию. Служил в авиации, здесь и в комму­ни­сти­че­скую пар­тию вступил. Пытался поступить в инсти­тут меж­ду­на­род­ных отноше­ний, не прошёл по кон­курсу, вер­нулся домой. Пере­про­бо­вал несколько про­фес­сий.

В 1964 году я при­шёл в отдел кад­ров НИИ­АРа и поступил сле­са­рем в отдел иссле­до­ва­тельских реак­то­ров. Нельзя ска­зать, что я меч­тал об этом с дет­ства. Начал сле­са­рем 4-го раз­ряда, потом стал элек­тро­мон­тё­ром 5-го раз­ряда, освоил вто­рую спе­ци­аль­ность — токаря, потом стало инте­ресно, и я освоил про­фес­сию радиоэлек­тро­мон­таж­ника, затем — меха­ника экс­пе­римен­таль­ных стен­дов и уста­но­вок. Рабо­тая в лабо­ра­то­рии, по вече­рам я учился в Улья­нов­ском элек­троме­ха­ни­че­ском тех­ни­куме. Пер­вым моим настав­ни­ком был Алек­сандр Фомич Костю­ченко — уни­каль­ный мастер. Он часто при­го­ва­ри­вал: «Ты не смотри, что я с высшим обра­зо­ва­нием, а рабо­таю про­стым лабо­ран­том. Дело наше тон­кое, твор­че­ское и тре­бует от чело­века высо­чайшей культуры и подго­товки». Я все­гда пом­нил эти слова.

Работу свою я люблю. При подго­товке экс­пе­римен­тов сам делаю чер­тежи дета­лей и уста­но­вок, многие метал­ли­че­ские изде­лия про­хо­дят через мои руки. Иногда пред­лагаю свое виде­ние-реше­ние постав­лен­ной задачи. Вот, к при­меру, в 1986 году был слу­чай. Физики при­выкли делать скидку на ради­аци­он­ный фон, воз­ни­кающий в процессе испыта­ний от метал­ли­че­ских корпу­сов. Никто не задумы­вался, почему инди­ка­торы размещаются в громозд­ких мас­сив­ных метал­ли­че­ских устройствах. Я пред­ложил размещать их в тон­кой алюми­ни­е­вой про­во­локе, и фон сразу исчез. Правда, это была юве­лир­ная работа токаря — про­свер­лить в этой про­во­локе отвер­стия диамет­ром 0.3 мм.

Было при­думано много новшеств и изоб­ре­те­ний. Есть у меня одно необыч­ное. Когда-то пер­во­быт­ный чело­век додумался при­вя­зать камень к палке, полу­чился пер­вый моло­ток. Вто­рой про­свер­лил в камне дырку. Тре­тий вбил кость для закреп­ле­ния. Но на про­тяже­нии веков инструмент неизменно спа­дал с руко­ятки. И вот я пред­ложил делать клин в теле инструмента. Он может быть в виде тре­уголь­ника или трёх, четырех- или пяти­лу­че­вого клина. Таким обра­зом, полу­ча­ется, что я тот самый чет­вер­тый — после пер­вых трёх древ­них изоб­ре­та­те­лей. Про­должил эстафету дли­ной в тысячи лет.

При моем непо­сред­ствен­ном уча­стии про­ис­хо­дило сооруже­ние кри­ти­че­ских стен­дов реак­то­ров МИР и СМ. Я также при­вле­кался и при­вле­каюсь к раз­ра­ботке, изго­тов­ле­нию и внед­ре­нию в про­из­вод­ство многих систем, узлов и элемен­тов оснастки тех­но­логи­че­ского обо­ру­до­ва­ния и экс­пе­римен­таль­ных устройств реак­то­ров МИР, СМ, РБТ-6, РБТ-10.

Мои идеи, кон­струк­тор­ские и тех­ни­че­ские реше­ния внед­рены на многих уста­нов­ках НИИАР. При этом чер­теж­ную докумен­тацию я делал сам. А то, что сде­лано, рабо­тает долгие годы и не лома­ется. Я посто­янно занимаюсь само­об­ра­зо­ва­нием. Инте­ресно не столько сде­лать, что попро­сят или закажут, а пре­жде всего узнать, для чего это будет рабо­тать и какой результат пла­ни­ру­ется полу­чить. После осмыс­ле­ния полу­чен­ной информации сам пред­лагаю реше­ния, улучшающие пер­во­на­чаль­ный замы­сел, про­ект или кон­струкцию.

Все­гда сле­дил за меж­ду­на­род­ным положе­нием в стране и мире. Жела­ние стать дипло­ма­том было очень серьез­ным, поэтому более 40 лет я был полит­информа­то­ром в отделе и пар­тий­ной орга­ни­за­ции. Очень люблю слушать клас­си­че­скую музыку. Моя жена Ирина Нико­ла­евна — извест­ный в городе и обла­сти музы­кант, руко­во­ди­тель ансам­бля скрипа­чей, препо­дает по классу скрипки в дет­ской музыкаль­ной школе. Сын Лео­нид тоже играет на скрипке (рабо­тает в НИИ­АРе старшим науч­ным сотруд­ни­ком, кан­ди­дат физико-матема­ти­че­ских наук).

Много мест я объез­дил по стране с моим другом Олегом Андре­еви­чем Мелащенко, кото­рый руко­во­дил турист­ско-поис­ко­вым отря­дом «Дзержи­нец», создан­ным в нашем инсти­туте еще в 1965 году. Бывал в экс­пе­дициях по местам бое­вой славы в Закав­ка­зье, Мол­да­вии, Бело­рус­сии, Укра­ине, При­бал­тике. Разыс­ки­вали могилы зем­ля­ков — участ­ни­ков бое­вых сраже­ний, неиз­вест­ных героев Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны. С нами в походы ездили и вете­раны ВОВ, и моло­дые сотруд­ники инсти­тута. Все­гда и везде фотографи­ро­вали, а потом делали большие фото­выставки-отчеты в Доме культуры «Вос­ход» о про­де­лан­ной работе и кра­си­вых местах нашей Родины. Фотографии вошли в архивы НИИАР, под­раз­де­ле­ний и сотруд­ни­ков инсти­тута.

У меня есть небольшая кол­лекция фото­ап­па­ра­тов, наи­бо­лее инте­ресны доре­во­люци­он­ный немец­кий пави­льон­ный фото­ап­па­рат ФК с корпу­сом из крас­ного дерева. Похож на него и оте­че­ствен­ный ФК 60-х годов, его корпус из клена. Уже 50 лет я рабо­таю на одном месте, улучшаю обо­ру­до­ва­ние и свое рабо­чее место в мастер­ской. Этим я под­твер­ждаю народ­ную муд­рость «Не место кра­сит чело­века, а чело­век — место».