ГлавнаяЕмельянов С С → Продолжать традиции Минсредмаша

Емельянов Сергей Степанович

Первый заместитель генерального директора Навоийского горно-металлургического комбината (1998-2004 гг.), ветеран атомной энергетики и промышленности Минатома РФ, заслуженный работник промышленности Республики Узбекистан, полный кавалер «Горняцкая слава», ветеран труда РФ

Продолжать традиции Минсредмаша

Я родился в 1958 г в с. Чингис Новосибирской области, в многодетной семье восемь детей. Папа, Емельянов Стефан Федорович, родился в 1915 г., начал войну в 1939 г. в Карелии, был ранен, женился в 1940 г на Маме, Королевой Александре Алексеевне, она с 1922 года. В январе 1941 г родилась старшая дочь. Папа прошёл всю войну до Берлина, а закончил в Праге. В современное время к созданию таких семей призывает Президент РФ В. В. Путин. Только семьи с таким количеством детей могут спасти русский мир от вымирания.

  В 1974 г после окончания 8 классов поступил в Сибирский Политехникум г. Новосибирска, который являлся 29 цехом Химконцентратов 80 завода Минсредмаша, по специальности контрольно- измерительные приборы и автоматика. Вспоминаю, при прохождении производственной практики на заводе оформление пропуска из Министерства уходило до девяти месяцев, это была проверка всех членов семьи. Преддипломную практику проходил на Искитимском электродном заводе в г. Искитим Новосибирской области. Во время практики на пуск завода приезжал Председатель Правительства Косыгин А.Н.   По окончании техникума я попал в г. Зарафшан Узбекской ССР. «Покупателями» за нами в г. Новосибирск приехали выпускники нашего техникума (1968 г) Ваинмастер А. и Калашников А., которые уже проработали в Навоийском горно-металлургическом комбинате в г. Зарафшане десять лет. Их рассказ, о том, как они в пустыне строили завод ГМЗ-2 и город, потряс меня до глубины души. Так я был направлен в предприятие П/Я 1372 в распоряжение директора НГМК Петрова А.А. В 1978 году у меня появилась запись в трудовой книжке «Электрослесарь КИПиА 5 разряда».

26 лет я отработал на любимом комбинате, где прошёл путь от слесаря до первого заместителя Генерального директора НГМК. В 1998 году Совет директоров единогласно проголосовал за мою кандидатуру, а мне ещё не было 40 лет. Любимыми моими учителями были Лысенко Николай Ефимович - заместитель директора комбината по транспорту, начальник Рудника «Мурунтау» Кохтарев Валентин Яковлевич, начальник шахты «Мурунтау» Бушевцев Василий Андреевич, Начальник Управления Автомобильного Транспорта Кущев Виктор Владимирович, Главный инженер Рудоуправления Кучерский Николай Иванович, Главный инженер Комбината Дёмич Леонид Михайлович, директор комбината Петров Анатолий Анатольевич. Кучерский Н.И был инженером от Бога, именно он привил любовь к моей специальности, всегда требовал докладывать ему чётко и понятно, не любил кто говорил не правду. Именно под его руководством я оформлял рацпредложения и получал за это премии. Удостоен чести получения высшей награды за качество золота, выпускаемого в НГМК, «Платиновый приз» в 2000 г. В г. Нью-Йорк, США.

Из города Зарафшана на площадку Бессопан, где находился ГМЗ-2, курсировал рабочий поезд, его в шутку называли Мотанья, т.к расстояние составляло 30 км до рабочей площадки, поезд проходил за 50 минут., можно забравшись на верхнюю полку выспаться. Однажды я проспал на поезд и пришлось голосовать на дороге, проезжает а/м Волга директора Рудоуправления Сигедина Виталия Николаевича, останавливается и водитель Богдан Юра машет, «мол садись в машину». Виталий Николаевич предложил мне переднее место и спросил откуда я приехал и где тружусь. Он оказался моим земляком с Томска. Спрашивает, как расшифровывается ЦРУ, а я ему в ответ: «Царство Рыжего Удава»! Он как шлёпнет меня по плечу, а ручища у него была, как у кузнеца. «Молодец» говорит, вечером в 17.00 ко мне в кабинет. Принял меня «четырехугольник»: Он, Кучерский Н., секретарь парткома Письменный В., председатель профкома Проценко А. После того, как доложил вкратце о себе и ответил на их вопросы, директор предложил мне поработать на Руднике «Мурунтау» в УАТе.  Моя работа тогда заключалась в подготовке по переходу на более совершенные автосамосвалы БеЛАЗ грузоподъёмностью 75-110 тонн.

Собрав группу водителей, я отбыл с ними на завод Белаз г. Жодино. Это был август 1979 года, ровно через неделю после трагедии самолёта (11.08.1979 потерпел крушение самолёт с футбольной командой «Пахтакор»). Два месяца мы учились, работали на сборочном и разборочных конвейерах. Разобранный самосвал 75 тонн поставлялся на 4-х ж.д. платформах. В начале сентября нас повезли на экскурсию в Хатынь. Впечатление, конечно, невероятное, тем более, что нам рассказывал очевидец тех фашистских злодеяниях Камински Иван, там же присутствовал Первый секретарь Компартии Белоруссии Машеров П.М.

Лысенко Николай Ефимович гонял меня по рудникам, где уже данные автосамосвалы работали, перенимал опыт, анализировал причины неисправностей, докладывал и всё это конспектировал, можно было докторскую написать. В 1981 году мы с Лысенко Н.Е. докладывали начальнику 1ГУ Минсредмаша Карпову Н.Б. Его интересовало всё: каков будет расход топлива, на сколько сократится численность водителей, готова ли ремонтная база, дороги в карьере. В итоге только после его посещения карьера было принято решение о приобретение данных самосвалов. В мае 1981 г началась поставка их в Зарафшан. Когда собрали уже 110 тонн на его пуск прибыл Славский Е.П. с Первым секретарём Компартии Узбекистана Рашидовым Ш.Р. Проехав немного на самосвале, Ефим Павлович заявил, что управлять данной техникой легче, чем а/м Волга, вот и план я Вам увеличиваю - будет 43 млн. горной массы. Приходилось жить на Руднике, в город не отпускали и мылись, и стирались на Карьере. В итоге план выполнили.

Прошёл большую жизненную школу и партийную учёбу в Университете Марксизма-Ленинизма в г. Зарафшан, филиал Ташкентского Политехнического Университета по специальности Горный инженер-энергетик. А став замом директора комбината заочно окончил Московский геологоразведочный институт по специальности Горный Инженер. Кучерский Н. требовал, чтобы его замы были горняками.

Вспоминаю 1978 год, жара была необыкновенная 47 градусов в тени, техника не выдерживала. В городе запустили озеро, в основном это был недельный запас воды для завода. Вода по трубам диаметром 1400 мм и длинной 200 км с п. Сазакино из Аму-Дарьи подавалась семью насосными станциями в город. Руководил этим хозяйством замечательный руководитель Повереннов Василий Васильевич.

Хотя магазины были забиты и мясом и колбасами, сырами и всеми необходимыми продуктами, любимой едой у меня был жаренный лук на хлопковом масле с черным хлебом и зелёный чай без сахара. Приходилось деньги отправлять родителям. Тогда в каждом Средмашевском городе Навои, Зарафшан, Уч-Кудук, Нуробад, Зафарабад были свои ОРСы, МСЧ, детские сады, ЖКУ и это вся социалка тянула на 25-30 процентов себестоимости готовой продукции. Но Славский Е.П. на это шёл осознанно и заставлял строить пионерские лагеря, санатории, дома отдыха. Благодаря ему была создана структура «Государство в Государстве».

В октябре 1980 г в Зарафшан для вручения Героя Социалистического Труда бригадирам экскаваторщиков Понкратову В.К и водителей автосамосвалов  Лускарёву В.Я. прибыл министр Славский Е.П. Он осмотрел пионерский лагерь «Золотинка», искупался в бассейне. Я был от партии назначен к нему помощником. Ефим Павлович после бассейна ополоснулся и ради дезинфекции протёрся одеколоном «Красная Москва», специально привезённым для этих целей, вытерся полотенцем, одел халат и пошёл в столовую. Вот так меня судьба познакомила с замечательным человеком. Я горд тем, что судьба мне сделала такой подарок – поздороваться с министром за руку. Сигедин В. посмеялся: «Разрешаю неделю не мыть руки.»

28.10.1998 года я был приглашён в Москву в Колонный Зал на его 100-летний юбилей. Храню до сих пор пригласительный билет, книгу и маленький бюст великого министра. Из всех выступающих на торжественном вечере врезалось в память выступление Рыжкова Н.И, где он подробно описал, как после Чернобольской аварии ему несколько раз звонил Горбачёв М и требовал взять заявление со Славского Е.П об его увольнении. Николай Иванович, говорил, что ему было стыдно звонить такой величине. В итоге Ефим Павлович явился к нему сам с заявлением. Вспоминая и описывая данные события мурашки по телу бегут и волосы поднимаются.

В 1987 году мне пришлось участвовать в ликвидации последствий землетрясения в Армении в г.г Спитак и Ленинакан. Для этого была создана автоколонна из 45 автомашин Самосвалов КрАЗ, МАЗ, автокранов. Я возглавил колонну, и мы выдвинулись своим ходом через паромную переправу в Баку. В этот период происходили события в Нагорном Карабахе и пока мы следовали по территории Азербайджана, местные жители на ходу нам выбили все стёкла. Слава Богу, что никто из водителей не пострадал. Месяц мы разбирали завалы, доставали трупы, только потом прибыл Михайлов В.Н. Доложив ему на штабе о вкладе Навоийского комбината, он приказал передать всю технику местной автобазе, если есть желающие водители пусть остаются, а остальным отбыть в распоряжение Кучерского.Н.И.

Из научных открытий у меня совместно с Институтами ВНИПИпромтехнологии, Карамушка В.П, Тадеев М.Н, Институт Горного Дела, ВИМС получены три патента на переработку первичных, сульфидных и упорных руд. Работая в должности советника генерального директора Уранового холдинга "АРМЗ" Верховцева В.Н, мне приходилось выезжать на золоторудные месторождения и проводить испытания данных руд. Метод позволяет окислять руды специальным раствором, получать извлечение золота 80-85 процентов.

В 2002 году меня опять случай свёл с Михайловым В.Н. Он приехал вместе с Карамушкой В.П. для ознакомления опыта работы СП Зарафшан-Ньюмонт по извлечению золота методом кучного выщелачивания. Меня вызвал Кучерский Н. и велел доставить их в Зарафшан на предприятие. И чтобы я ехал сам за рулём без водителя. Посетив и ознакомившись с предприятием, Владимир Никитович пожелал провезти его по городу Зарафшану с экскурсией. Возвращаясь поздно вечером, он спросил у меня сколько лет я отработал на данном предприятии и являюсь ли я обладателем звания Ветеран Министерства. Я ответил, что ещё не удосужился такого высокого звания. Он потребовал копию трудовой и паспорта. А в 2003 году из рук последнего министра Румянцев А.Ю. я получил это высокое звание, будучи гражданином Узбекистана.

Самым любимым занятием в Узбекистане, когда всё хорошо на предприятии - это конечно была рыбалка и охота. Выезжали на выходные два дня и полностью отдыхали. Это самое лучшее воспоминание из всего. Было такое время не отпускали в отпуск, пока не выполнишь план. Доставалось, конечно, от супруги и детей. Всегда говорила тебе что больше всех надо. Все заказывают путёвки и едут отдыхать. Ни разу не пользовался путёвками. Семью отправлял отдыхать.

Перейдя на работу в Навои, меня судьба свела с замечательным руководителем, другом Кучерского Н. директором ПО Навоиазот Крупиным В.С. - это руководитель от Бога. Когда он на очередном совещании в Кабинете Министров Узбекистана по программе локализации и импортозамещению продукции обвинил НГМК, что не заявляют ему свою потребность в химической промышленности, а тратят валюту на приобретение данной продукции с других стран. Проведя с ним и его главными специалистами ряд совещаний, мы, благодаря ему, более 90% продукции начали выпускать ПО Навоиазот. Однажды совсем недавно он поведал на своём юбилее, что Лужков Ю.М. в общей сложности проработал в командировках на протяжении 10 лет в г. Навои по созданию топлива для космических ракет и получил Государственную премию. Являясь зятем Министра Химической промышленности Костандова Л.А. и работав главным инженером Кирово-Чепецкого химического комбината Лужков Ю.М. и занимался темой топлива для космических ракет. Юрий Михайлович, если суммировать по длительности всех командировок, прожил два года в г. Навои.

В 2004 году я вынужден был по семейным обстоятельствам закончить свою трудовую деятельность в Узбекистане и переехать в г. Воронеж, а потом и в Москву, чтобы уделить внимание детям и дать им возможность получить достойное образование. Дети всегда должны жить лучше, чем родители. Иначе не будет процветание нации.

Меня судьба 40 лет назад познакомила с Петрухиным Николаем Петровичем. Этот уникальный руководитель посещал с рабочими поездками все подразделения не только НГМК, но и подразделения всех комбинатов 1 ГУ Минсредмаша. Он лично знал каждого директора и всех главных специалистов. По приезду в Москву мы обязательно встречались у него в кабинете и обсуждали текущие моменты строительства на предприятиях. Николая Петровича можно было ночью поднять, и он расскажет самые последние результаты работы по строительству промышленных и гражданских объектов на горнорудных комбинатах. Данное ответственное отношение к работе всегда подчёркивало и наше уважительное к нему отношение. Он настоящий учитель и воспитатель не одного подрастающего поколения славной традиции Минсредмаша.

Как я говорил уже выше, что в последнее время я работал советником генерального директора Горнорудного дивизиона ГК "Росатом" и  на вопрос: "что способствует развитию атомной отрасли в настоящее время?"-хочется ответить  словами его генерального директора Верховцева Владимира Николаевича: «Сегодня наша задача – продолжать традиции Минсредмаша, трудиться на благо нашего общего дела, строить новые рудники, качественно и в срок обеспечивать страну стратегическим сырьём – так, как это делал великий Е.П. Славский. Россия ураном обеспечена, как никто другой в мире. Эльконский горно-металлургический комбинат в Якутии располагает запасами в 357 тыс. тонн. Это второе по запасам месторождение в мире. Пока мы его не разрабатываем, потому что добыча горным способом там дороговата – дороже чем в Краснокаменске. А у нас есть «Хиагда» в Бурятии, «Далур» в Курганской области, где она гораздо дешевле, т.к. ведётся методом выщелачивания. Такой потенциал позволяет «Росатому» делать иностранным партнёрам пакетные предложения – не просто построить АЭС, но и гарантировать её обеспеченность российским топливом».

 

Предприятия: ДАЛУР (АО), Министерство атомной энергетики СССР, Министерство среднего машиностроения СССР, аппарат (Минсредмаш СССР, Министерство атомной энергетики и промышленности СССР, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Минатом России, Федеральное агентство по атомной энергии, Росатом, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», госкорпорация «Росатом»), Навоийский ГМК, Урановый холдинг «АРМЗ» (АО «Атомредметзолото»), Чернобыльская АЭС

Персоналии: Верховцев В.Н., Карпов Н. Б., Крупиным В.С., Лысенко Н.Е., Петрухин Н.П., Румянцев А.Ю., Славский Е. П.