Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Емельянов Сергей Степанович

Пер­вый заме­сти­тель гене­раль­ного дирек­тора Наво­ийского горно-метал­лурги­че­ского ком­би­ната (1998-2004 гг.), вете­ран атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти Мина­тома РФ, Заслужен­ный работ­ник промыш­лен­но­сти Рес­пуб­лики Узбе­ки­стан. Пол­ный кава­лер почёт­ного знака «Гор­няц­кая слава», вете­ран труда Рос­сийской Феде­рации.
Емельянов Сергей Степанович

Я родился в 1958 г. в с. Чингис Ново­си­бир­ской обла­сти, в много­дет­ной семье, где было восемь детей. Папа, Еме­лья­нов Стефан Федо­ро­вич, родился в 1915 г., начал войну в 1939 г. в Каре­лии, был ранен, женился в 1940 г. на маме, Коро­ле­вой Алек­сан­дре Алек­се­евне, она с 1922 года. В январе 1941 г. у них роди­лась старшая дочь. Папа прошёл всю войну до Бер­лина, а закон­чил её в Праге. В наше время к созда­нию таких больших семей при­зы­вает пре­зи­дент РФ В. В. Путин. Только семьи с таким коли­че­ством детей могут спа­сти рус­ский мир от выми­ра­ния.

В 1974 г. после окон­ча­ния 8 клас­сов я поступил в Сибир­ский поли­тех­ни­кум г. Ново­си­бир­ска, кото­рый являлся 29-м цехом Завода хим­концен­тра­тов (80-го завода Мин­сред­маша), на спе­ци­аль­ность "Кон­трольно-изме­ри­тель­ные при­боры и авто­ма­тика". Помню, при про­хож­де­нии про­из­вод­ствен­ной прак­тики на заводе на оформ­ле­ние про­пуска из Мини­стер­ства ухо­дило до девяти месяцев, это была про­верка всех чле­нов семьи. Пред­диплом­ную прак­тику я про­хо­дил на Иски­тим­ском элек­трод­ном заводе в г. Иски­тиме Ново­си­бир­ской обла­сти. Во время прак­тики на пуск завода при­езжал пред­се­да­тель пра­ви­тельства А. Н. Косы­гин. По окон­ча­нии тех­ни­кума я попал в г. Зарафшан Узбек­ской ССР. «Покупа­те­лями» за нами в г. Ново­си­бирск при­е­хали выпуск­ники нашего тех­ни­кума А. Ваинма­стер и А. Калаш­ни­ков, кото­рые уже про­ра­бо­тали в Наво­ийском горно-метал­лурги­че­ском ком­би­нате в г. Зарафшане десять лет. Их рас­сказ о том, как они в пустыне стро­или завод ГМЗ-2 и город, потряс меня до глу­бины души. Так я был направ­лен на предпри­я­тие п/я 1372 в рас­по­ряже­ние дирек­тора НГМК А. А. Пет­рова. В 1978 году у меня появи­лась запись в тру­до­вой книжке: «Элек­тро­сле­сарь КИПиА 5 раз­ряда».

26 лет я отра­бо­тал на любимом ком­би­нате, где прошёл путь от сле­саря до пер­вого заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора НГМК. В 1998 году совет дирек­то­ров еди­ногласно прого­ло­со­вал за мою кан­ди­да­туру, а мне ещё не было 40 лет. Любимыми моими учи­те­лями были Нико­лай Ефимо­вич Лысенко — заме­сти­тель дирек­тора ком­би­ната по транспорту, началь­ник руд­ника «Мурун­тау» Вален­тин Яко­вле­вич Кох­та­рев, началь­ник шахты «Мурун­тау» Васи­лий Андре­евич Бушевцев, началь­ник управ­ле­ния автомо­биль­ного транспорта Вик­тор Вла­ди­ми­ро­вич Кушев, глав­ный инже­нер рудо­управ­ле­ния Нико­лай Ива­но­вич Кучер­ский, глав­ный инже­нер ком­би­ната Лео­нид Михай­ло­вич Дёмич, дирек­тор ком­би­ната Ана­то­лий Ана­то­лье­вич Пет­ров. Кучер­ский был инже­не­ром от Бога, именно он при­вил любовь к моей спе­ци­аль­но­сти, все­гда тре­бо­вал докла­ды­вать ему чётко и понятно, не любил неправды. Именно под его руко­вод­ством я оформ­лял рацпред­ложе­ния и полу­чал за это премии. Был удо­стоен чести полу­че­ния высшей награды за каче­ство золота, выпус­ка­емого в НГМК, — в 2000 г. полу­чил «Пла­ти­но­вый приз» в Нью-Йорке (США).

Из города Зарафшана на площадку Бес­сопан, где нахо­дился ГМЗ-2, кур­си­ро­вал рабо­чий поезд. Его в шутку назы­вали "мота­нья". Рас­сто­я­ние до рабо­чей площадки в 30 километ­ров поезд про­хо­дил за 50 минут: можно было выспаться, забравшись на верх­нюю полку. Одна­жды я опоз­дал на поезд, и при­ш­лось голо­со­вать на дороге. Мимо про­езжает "Волга" дирек­тора Рудо­управ­ле­ния Вита­лия Нико­ла­е­вича Сиге­дина, оста­нав­ли­ва­ется, и води­тель Юра Бог­дан машет мне: садись в машину. Вита­лий Нико­ла­е­вич пред­ложил мне перед­нее место и спро­сил, откуда я при­е­хал и где тружусь. Он ока­зался моим зем­ля­ком, из Том­ска. Спро­сил меня, как расшиф­ро­вы­ва­ется ЦРУ, а я ему в ответ: «Цар­ство Рыжего Удава»! Он как шлёп­нет меня по плечу, а ручища у него была, как у куз­неца. «Моло­дец, — гово­рит, — вече­ром в 17.00 ко мне в каби­нет". А там меня ждал «четырех­уголь­ник»: Сиге­дин, Кучер­ский, сек­ре­тарь парт­кома Письмен­ный, пред­се­да­тель проф­кома Проценко. Я вкратце доложил о себе и отве­тил на их вопросы, и тогда дирек­тор пред­ложил мне пора­бо­тать на руд­нике «Мурун­тау» в УАТе. Моя работа тогда заклю­ча­лась в подго­товке к пере­ходу на более совершен­ные авто­само­свалы БелАЗ гру­зо­подъём­но­стью 75-110 тонн.

Собрав группу води­те­лей, я отбыл с ними на завод БелАЗ в г. Жодино. Это был август 1979 года, ровно через неделю после траге­дии само­лёта (11.08.1979 потерпел кру­ше­ние само­лёт с фут­боль­ной коман­дой «Пах­та­кор»). Два месяца мы учи­лись, рабо­тали на сбо­роч­ном и раз­бо­роч­ных кон­вейе­рах. Разо­бран­ный само­свал в 75 тонн постав­лялся на 4-х ж.д. платформах. В начале сен­тября нас повезли на экс­кур­сию в Хатынь. Впе­чат­ле­ние, конечно, неве­ро­ят­ное, тем более, что о фашист­ских зло­де­я­ниях нам рас­ска­зы­вал их оче­ви­дец Иван Камин­ски, там же при­сут­ство­вал пер­вый сек­ре­тарь Компар­тии Бело­рус­сии П. М. Маше­ров.

Нико­лай Ефимо­вич Лысенко гонял меня по руд­ни­кам, где уже рабо­тали ука­зан­ные авто­само­свалы. Я пере­нимал опыт, ана­ли­зи­ро­вал при­чины неис­прав­но­стей, докла­ды­вал и всё это кон­спек­ти­ро­вал, можно было док­тор­скую напи­сать. В 1981 году мы с Н. Е. Лысенко докла­ды­вали началь­нику Пер­вого ГУ Мин­сред­маша Н. Б. Карпову. Его инте­ре­со­вало всё: каков будет рас­ход топ­лива, на сколько сокра­тится чис­лен­ность води­те­лей, готова ли ремонт­ная база, каковы дороги в карьере. В итоге только после его посеще­ния карьера было при­нято реше­ние о при­об­ре­те­нии таких само­сва­лов. В мае 1981 г. нача­лась их поставка в Зарафшан. Когда собрали уже 110 тонн, на пуск при­был Е. П. Слав­ский с пер­вым сек­ре­та­рём Компар­тии Узбе­ки­стана Ш. Р. Раши­до­вым. Про­ехав немного на само­свале, Ефим Пав­ло­вич заявил, что управ­лять этой тех­ни­кой легче, чем автомо­би­лем "Волга": "Вот и план я вам уве­ли­чи­ваю — будет 43 млн. гор­ной массы". При­хо­ди­лось жить на руд­нике, в город не отпус­кали, мы и мылись, и сти­ра­лись на карьере. В итоге план выпол­нили.

Я прошёл большую жиз­нен­ную школу и пар­тий­ную учёбу в Уни­вер­си­тете марк­сизма-лени­низма в г. Зарафшане, окон­чил филиал Таш­кент­ского поли­тех­ни­че­ского уни­вер­си­тета по спе­ци­аль­но­сти "гор­ный инже­нер-энерге­тик". Когда стал заме­сти­те­лем дирек­тора ком­би­ната, заочно окон­чил Мос­ков­ский гео­лого­раз­ве­доч­ный инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти "гор­ный инже­нер". Кучер­ский тре­бо­вал, чтобы его замы были гор­ня­ками.

Вспоми­наю 1978 год: жара была необык­но­вен­ная, 47 гра­ду­сов в тени, тех­ника не выдержи­вала. В городе запу­стили озеро, в основ­ном это был недель­ный запас воды для завода. Вода по тру­бам диамет­ром 1400 мм и дли­ной 200 км с п. Саза­кино из Аму-Дарьи пода­ва­лась семью насос­ными станци­ями в город. Коман­до­вал этим хозяйством заме­ча­тель­ный руко­во­ди­тель Васи­лий Васи­лье­вич Пове­рен­нов.

Хотя мага­зины были забиты мясом и кол­ба­сами, сырами и всеми необ­хо­димыми про­дук­тами, любимой едой у меня был жарен­ный на хлоп­ко­вом масле лук с чер­ным хле­бом и зелё­ный чай без сахара. Деньги при­хо­ди­лось отправ­лять роди­те­лям. Тогда в каж­дом сред­машев­ском городе — Навои, Зарафшане, Учку­дуке, Нуро­баде, Зафа­ра­баде — были свои ОРСы, МСЧ, дет­ские сады, ЖКУ, и вся эта соци­алка тянула на 25-30 процен­тов себе­сто­и­мо­сти гото­вой про­дукции. Но Слав­ский на это шёл осо­знанно и застав­лял стро­ить пио­нер­ские лагеря, сана­то­рии, дома отдыха. Благо­даря ему была создана уни­каль­ная струк­тура, кото­рую мы назы­вали «госу­дар­ством в госу­дар­стве».

В октябре 1980 г. в Зарафшан для награж­де­ния зва­нием Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда брига­дира экс­ка­ва­торщи­ков В. К. Пон­кра­това и води­теля авто­само­сва­лов В. Я. Лус­ка­рёва при­был министр Е. П. Слав­ский. Он осмот­рел пио­нер­ский лагерь «Золо­тинка», искупался в бас­сейне. Я был от пар­тии назна­чен к нему помощ­ни­ком. Ефим Пав­ло­вич после бас­сейна опо­лос­нулся и ради дез­инфекции про­тёрся оде­ко­ло­ном «Крас­ная Москва», спе­ци­ально при­ве­зён­ным для этих целей, вытерся поло­тенцем, надел халат и пошёл в сто­ло­вую. Вот так судьба позна­комила меня с этим заме­ча­тель­ным чело­ве­ком. Я горд тем, что мне дове­лось поздо­ро­ваться с мини­стром за руку. Сиге­дин посме­ялся: «Раз­решаю неделю не мыть руки!»

28.10.1998 года я был при­глашён в Москву в Колон­ный зал на 100-лет­ний юби­лей Слав­ского. До сих пор храню при­гла­си­тель­ный билет, книгу и маленький бюст вели­кого мини­стра. Из речей на торже­ствен­ном вечере вре­за­лось в память выступ­ле­ние Н. И. Рыж­кова, где он подробно опи­сал, как после Чер­но­быльской ава­рии ему несколько раз зво­нил Гор­ба­чёв и тре­бо­вал взять у Слав­ского заяв­ле­ние о его уволь­не­нии. Нико­лай Ива­но­вич гово­рил, что ему было стыдно зво­нить такой вели­чине. В итоге Ефим Пав­ло­вич явился к нему с заяв­ле­нием сам. От таких воспоми­на­ний мурашки по телу бегут и волосы под­нимаются.

В 1987 году мне при­ш­лось участ­во­вать в лик­ви­дации послед­ствий зем­ле­тря­се­ния в Арме­нии в горо­дах Спи­таке и Лени­на­кане. Для этого была создана авто­ко­лонна из 45 авто­машин — само­сва­лов КрАЗ, МАЗ, авто­кра­нов. Я возгла­вил колонну, и мы выдви­ну­лись своим ходом через паром­ную пере­праву в Баку. В этот период про­ис­хо­дили вол­не­ния в Нагор­ном Кара­бахе, и пока мы сле­до­вали по тер­ри­то­рии Азер­байджана, мест­ные жители на ходу нам выбили все стёкла. Слава Богу, что никто из води­те­лей не постра­дал. Месяц мы раз­би­рали завалы, доста­вали трупы, только потом при­был В. Н. Михай­лов. Он при­ка­зал пере­дать всю тех­нику мест­ной авто­базе. Желающие води­тели пусть остаются, а осталь­ным нужно отбыть в рас­по­ряже­ние Н. И. Кучер­ского.

Из науч­ных открытий у меня совместно с Инсти­ту­том ВНИПИпром­тех­но­логии, В. В. Карамуш­кой, М. Н. Таде­е­вым, Инсти­ту­том гор­ного дела, ВИМС полу­чены три патента на пере­ра­ботку пер­вич­ных, сульфид­ных и упор­ных руд. Рабо­тая в долж­но­сти совет­ника гене­раль­ного дирек­тора Ура­но­вого хол­динга "АРМЗ" В. Н. Вер­ховцева, я выезжал на золо­то­руд­ные место­рож­де­ния и про­во­дил испыта­ния дан­ных руд. Метод поз­во­ляет окис­лять руды спе­ци­аль­ным рас­тво­ром, полу­чать извле­че­ние золота 80-85 процен­тов.

В 2002 году слу­чай опять свёл меня с В. Н. Михай­ло­вым. Он при­е­хал вме­сте с В. П. Карамуш­кой для озна­ком­ле­ния с опытом работы СП "Зарафшан-Нью­монт" по извле­че­нию золота мето­дом куч­ного выще­ла­чи­ва­ния. Меня вызвал Кучер­ский и велел доста­вить их в Зарафшан на предпри­я­тие. И чтобы я ехал сам за рулём, без води­теля. Озна­комившись с предпри­я­тием, Вла­ди­мир Ники­то­вич попро­сил про­везти его по городу Зарафшану с экс­кур­сией. Воз­враща­ясь поздно вече­ром, он спро­сил у меня, сколько лет я отра­бо­тал на этом предпри­я­тии и являюсь ли я вете­ра­ном мини­стер­ства. Я отве­тил, что ещё не удо­стоен такого зва­ния. Он потре­бо­вал копию тру­до­вой и паспорта. А в 2003 году я полу­чил это зва­ние, будучи граж­да­ни­ном Узбе­ки­стана.

Самым любимым заня­тием в Узбе­ки­стане, когда всё хорошо на предпри­я­тии, были рыбалка и охота. Мы выезжали на два выход­ные дня и отды­хали. Это самые лучшие воспоми­на­ния. Слу­ча­лось, что не отпус­кали в отпуск, пока не выпол­нишь план. Супруга и дети, конечно, были недо­вольны: "Все зака­зы­вают путёвки и едут отды­хать, а ты ни разу не поль­зо­вался путёв­ками". Я отправ­лял отды­хать семью.

Когда я перешёл на работу в Навои, меня судьба свела с заме­ча­тель­ным руко­во­ди­те­лем, другом Кучер­ского, дирек­то­ром ПО "Наво­и­азот" В. С. Крупи­ным. Это руко­во­ди­тель от Бога. На оче­ред­ном совеща­нии в каби­нете мини­стров Узбе­ки­стана по программе лока­ли­за­ции и импор­то­за­меще­нию про­дукции он обви­нил НГМК, что ему не заяв­ляют свою потреб­ность в хими­че­ской промыш­лен­но­сти, а тра­тят валюту на при­об­ре­те­ние про­дукции из других стран. После ряда совеща­ний мы благо­даря ему более 90% про­дукции начали выпус­кать на ПО "Наво­и­азот". Совсем недавно он пове­дал на своём юби­лее, что Ю. М. Луж­ков в общей слож­но­сти про­ра­бо­тал 10 лет в коман­ди­ров­ках в г. Навои по созда­нию топ­лива для кос­ми­че­ских ракет и полу­чил Госу­дар­ствен­ную премию. Луж­ков занимался темой топ­лива для кос­ми­че­ских ракет.

В 2004 году я вынуж­ден был по семей­ным обсто­я­тельствам закон­чить свою тру­до­вую дея­тель­ность в Узбе­ки­стане и пере­ехать в г. Воро­неж, а потом и в Москву, чтобы уде­лить внима­ние детям и дать им возмож­ность полу­чить достой­ное обра­зо­ва­ние. Дети все­гда должны жить лучше, чем роди­тели. Иначе не будет процве­та­ния нации.

40 лет назад судьба свела меня с Нико­лаем Пет­ро­ви­чем Пет­ру­хи­ным. Этот уни­каль­ный руко­во­ди­тель посещал с рабо­чими поезд­ками все под­раз­де­ле­ния не только НГМК, но и под­раз­де­ле­ния всех ком­би­на­тов Пер­вого ГУ Мин­сред­маша. Он лично знал каж­дого дирек­тора и всех глав­ных спе­ци­а­ли­стов. По при­езду в Москву мы обя­за­тельно встре­ча­лись у него в каби­нете и обсуж­дали текущие моменты стро­и­тельства на предпри­я­тиях. Нико­лая Пет­ро­вича можно было ночью под­нять, и он рас­ска­зал бы о самых послед­них результа­тах стро­и­тельства промыш­лен­ных и граж­дан­ских объек­тов на гор­но­руд­ных ком­би­на­тах. Отсюда и наше уважи­тель­ное к нему отноше­ние. Он насто­ящий учи­тель и воспи­та­тель не одного под­рас­тающего поко­ле­ния Мин­сред­маша.

В послед­нее время я рабо­тал совет­ни­ком гене­раль­ного дирек­тора Гор­но­руд­ного диви­зи­она ГК "Роса­том". И на вопрос, что спо­соб­ствует раз­ви­тию атом­ной отрасли в насто­ящее время, хочется отве­тить сло­вами его гене­раль­ного дирек­тора Вла­ди­мира Нико­ла­е­вича Вер­ховцева: «Сегодня наша задача — про­должать тра­диции Мин­сред­маша, тру­диться на благо нашего общего дела, стро­ить новые руд­ники, каче­ственно и в срок обес­пе­чи­вать страну стра­теги­че­ским сырьём — так, как это делал вели­кий Е. П. Слав­ский. Рос­сия ура­ном обес­пе­чена, как никто дру­гой в мире. Эль­кон­ский горно-метал­лурги­че­ский ком­би­нат в Яку­тии рас­по­лагает запа­сами в 357 тыс. тонн. Это вто­рое по запа­сам место­рож­де­ние в мире. Пока мы его не раз­ра­ба­ты­ваем, потому что добыча гор­ным спо­со­бом там дорого­вата — дороже, чем в Крас­но­камен­ске. А у нас есть «Хиагда» в Буря­тии, «Далур» в Курган­ской обла­сти, где добыча гораздо дешевле, т.к. ведётся мето­дом выще­ла­чи­ва­ния. Такой потенциал поз­во­ляет «Роса­тому» делать ино­стран­ным парт­нё­рам пакет­ные пред­ложе­ния — не про­сто постро­ить АЭС, но и гаран­ти­ро­вать её обес­пе­чен­ность рос­сийским топ­ли­вом».