Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Чернов Олег Анатольевич

Вете­ран атом­ной отрасли, один из ста­рейших сотруд­ни­ков АО «ВПО «Точмаш», где про­ра­бо­тал более 60-ти лет. Сле­сарь-инструмен­тальщик, автор более 100 раци­о­на­ли­за­тор­ских пред­ложе­ний; имеет 19 автор­ских сви­де­тельств на изоб­ре­те­ния.
Чернов Олег Анатольевич

Я учился в муж­ской школе № 9 на улице Луна­чар­ского. Помню, как ее объеди­няли с тре­тьей — жен­ской — и сколько шума было по этому поводу. А еще помню, как в 1955 году в под­вале школы уста­но­вили станки для заня­тий на уро­ках труда: токар­ные, фре­зер­ные. Мне все­гда очень нра­ви­лось рабо­тать на них. В марте 1957 года на базе трак­тор­ного завода, кото­рый тогда как раз закон­чили стро­ить, я сдал экза­мен на токаря 3-го раз­ряда, полу­чив удо­сто­ве­ре­ние. А сразу после школы устро­ился уче­ни­ком сле­саря на предпри­я­тие — тогда из сооб­раже­ний сек­рет­но­сти оно назы­ва­лось "Грам­за­вод", или "Поч­то­вый ящик № 50". На этом же заводе — теперь это «Точмаш» — рабо­тал мой отец. Он создал здесь мощ­ную цен­траль­ную завод­скую лабо­ра­то­рию отрас­ле­вого зна­че­ния. Он и умер по дороге на работу, отдав ей 40 лет своей жизни.

На новом месте я пер­вым делом полу­чил бол­ванку и пору­че­ние сде­лать из нее моло­ток — в те времена так учили всех будущих сле­са­рей. Больше двух месяцев пилил ее дра­чо­вым напиль­ни­ком, при­об­ретя мозоли и навык держать напиль­ни­ком плос­кость: руки до сих пор пом­нят науку. Затем по ком­со­мольской путевке от завода рабо­тал на многих город­ских строй­ках: участ­во­вал в воз­ве­де­нии зда­ний уни­вер­мага у Золо­тых ворот, ВЗПО «Тех­ника», ВНИ­ИСС. Этому пред­ше­ство­вало то, что мой брат Вик­тор Ана­то­лье­вич Чер­нов в 1958 году вер­нулся из армии и сразу был выбран в завод­ской коми­тет ком­со­мола. Это была его идея — пойти рабо­тать на стройку. Он гово­рил: «Когда ста­нем ста­рыми хры­чами, нам будет о чем вспом­нить». Я пошел, а он остался. Но сей­час действи­тельно есть о чем вспоми­нать.

Долгое время у меня не было обра­зо­ва­ния, так что в соот­вет­ствующей графе в раз­ных анке­тах я писал: «Завод «Точмаш». Что в общем-то было прав­дой. В 60-х начал учиться на вечер­нем отде­ле­нии в авиаме­ха­ни­че­ском тех­ни­куме, но после 4-го курса меня забрали в армию. Там окон­чил школу млад­ших авиаци­он­ных спе­ци­а­ли­стов по спе­ци­аль­но­сти «Меха­ника вооруже­ния истре­би­тель­ной авиации», а службу закон­чил в Челя­бин­ском высшем воен­ном учи­лище штурма­нов. Вер­нувшись во Вла­ди­мир, вновь пошел и в тех­ни­кум, и на завод: рабо­тать и учиться одно­временно.

Я рабо­тал сле­са­рем-инструмен­тальщи­ком в цехе № 6, а потом в цен­три­фуж­ном цехе № 14. Но когда я нако­нец закон­чил учиться на инже­нера, Ефимов, наш началь­ник отдела кад­ров, вызвал меня и ска­зал, что цех № 5 полу­чил новое спе­ц­и­з­де­лие, кото­рое необ­хо­димо осва­и­вать, а потому я там нужен. Хва­тило меня, правда, всего на три недели. Обста­новка в цехе очень отли­ча­лась от того, к чему я при­вык. И я попро­сился обратно в цен­три­фуж­ный. Тогда это было не так про­сто сде­лать, но мне повезло: из одного цеха меня отпу­стили, а из другого как раз уво­ли­лись два инже­нера, и обра­зо­ва­лась вакан­сия.

Периметр завода в то время был раза в три меньше, чем сей­час, а вокруг — длин­ный забор со сто­ро­же­выми выш­ками и вооружен­ной охра­ной. Через два метра — еще одно ограж­де­ние с колю­чей про­во­ло­кой. Между этими забо­рами бегали сто­ро­же­вые собаки. На входе сто­яли про­пуск­ные кабинки, тогда еще отдельно муж­ские и жен­ские. Всех про­хо­дящих обыс­ки­вали. Из-за этого в начале рабо­чей смены на завод сто­яли оче­реди. Много людей рабо­тало на заводе: толпы, кото­рые с утра шли на смену, запол­няли не только тро­туары, но и про­езжую часть — благо машин тогда почти не было.

В 60-70-х годах на заводе 400 чело­век рабо­тали в три смены, созда­вая газо­вые цен­три­фуги. Началь­ник цеха Сергей Васи­лье­вич Тихомо­лов орга­ни­зо­вал иде­аль­ную атмо­сферу на про­из­вод­стве, а кол­лек­тив сде­лал друж­ным и спло­чен­ным, чтобы каж­дый полу­чал удо­вольствие от сво­его дела и мог рабо­тать с большей отда­чей. Именно там я полу­чил 19 автор­ских сви­де­тельств на изоб­ре­те­ния и внес несколько сотен раци­о­на­ли­за­тор­ских пред­ложе­ний, при этом все пред­ложе­ния лично осуще­ствил "в металле". Многие образцы про­ра­бо­тали более 30 лет. Тогда были другие времена. Каж­дый был уве­рен в том, что будет зав­тра и после­зав­тра, через неделю и через год. Люди могли пла­ни­ро­вать свою жизнь, а это очень важно. Это дает спо­койствие и уве­рен­ность. Моей глав­ной зада­чей на этот период было созда­ние без­опас­ных усло­вий труда, что тогда назы­ва­лось эрго­номи­кой рабо­чего места. Ну и, конечно, пока мы были уве­рены в своей работе, ее нуж­но­сти, мы радели за дело. Это были счаст­ли­вые времена. Нам все время уда­ва­лось повышать каче­ство в самых ответ­ствен­ных точ­ках кон­струкции цен­три­фуги. Но при этом мы знали, что при необ­хо­димо­сти все­гда можем обра­титься за сове­том и помощью на любое другое предпри­я­тие атом­ной отрасли, а они так же могут обра­титься к нам, и мы сде­лаем для них все, что в наших силах.

Даже после достиже­ния пен­си­он­ного воз­раста про­должаю рабо­тать и изоб­ре­тать. Одно из послед­них пред­ложе­ний поз­во­лило предпри­я­тию сэко­номить около 6 мил­ли­о­нов руб­лей за год. А недавно раз­ра­бо­тал тех­но­логи­че­ский процесс, кото­рый зна­чи­тельно уве­ли­чит про­из­во­ди­тель­ность труда с повыше­нием каче­ства про­из­вод­ства.

К концен­трации про­из­вод­ства и пере­носу части точмашев­ского обо­ру­до­ва­ния в Ков­ров отношусь с осто­рож­но­стью. Сам процесс непро­стой не только с точки зре­ния перемеще­ния обо­ру­до­ва­ния, но и отноше­ния к людям, отдавшим этому заводу большую часть своей жизни. Люди — наша глав­ная цен­ность. Им будет сложно адап­ти­ро­ваться в новых усло­виях, потому что кол­лек­тивы ПАО «КМЗ» и АО «ВПО «Точмаш» имеют свои тра­диции, про­из­вод­ствен­ную культуру и исто­рию. Но сде­лать это сегодня нужно. Мы живем в жесто­чайшем мире кон­ку­ренции, и Госкорпо­рации «Роса­том» про­сто необ­хо­димо сохра­нить свое тех­но­логи­че­ское лидер­ство. Руко­вод­ству предпри­я­тия нужно при­ложить мак­симум уси­лий, чтобы создать комфорт­ные рабо­чие места и обес­пе­чить людей всеми соци­аль­ными гаран­ти­ями, кото­рые им обещали после реа­ли­за­ции про­екта концен­трации. Надеюсь, что про­ект поз­во­лит сохра­нить промыш­лен­ный потенциал двух площа­док и не поте­рять АО «ВПО «Точмаш», кото­рый был осно­ван в дале­ком 1933 году на месте бывшей бумагот­кац­кой фаб­рики Белова. Важно, чтобы эти два леген­дар­ных предпри­я­тия стали высо­коэффек­тив­ными, динамично раз­ви­ва­лись и выпус­кали высо­ко­тех­но­логич­ную и кон­ку­рен­то­спо­соб­ную про­дукцию.