Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Буденный Иван Кузьмич

Вете­ран атом­ной энерге­тики, бывший началь­ник кон­струк­тор­ско-тех­но­логи­че­ского отдела Кур­ской АЭС
Буденный Иван Кузьмич

После при­езда в 1976 году на Кур­скую АЭС я при­шел рабо­тать в создан­ный тогда кон­струк­тор­ско-тех­но­логи­че­ский отдел. Руко­во­дил им тогда Алек­сей Попов. Много­лет­ний опыт работы на Сибир­ском хими­че­ском ком­би­нате, где я рабо­тал старшим инже­не­ром-кон­струк­то­ром, мне, без­условно, помог и на атом­ной станции. Раз­ра­ботка и внед­ре­ние новой тех­ники — а на станции при­ме­ня­лось тогда самое современ­ное на тот момент обо­ру­до­ва­ние — все­гда инте­ресно и увле­ка­тельно.

Вообще, после Сибир­ского хим­ком­би­ната инте­ресно рабо­тать везде. К слову, там только один из много­чис­лен­ных объек­тов был таким же по масшта­бам, как и Кур­ская АЭС, так что можно себе только пред­ста­вить весь ком­би­нат в целом. Однако, если там все-таки было больше про­ект­ной работы, то здесь при­хо­ди­лось делать все. Есте­ственно, предпус­ко­вое время — это все­гда нер­воз­ность, спешка, авраль­ный режим, выдержи­ва­ние сро­ков сдачи и тому подоб­ное. Конечно, все это труд­но­сти, но они были вполне реша­емые. Ведь пуск энерго­блока — это все-таки неря­до­вое событие.

Помню пер­вое впе­чат­ле­ние от стро­ящейся АЭС — огром­ные корпуса и нескон­ча­емый моно­тон­ный гул, и днем, и ночью. Вся стройка напоми­нала встре­вожен­ный пче­ли­ный улей, а коли­че­ство стро­и­те­лей и экс­плу­а­таци­он­ни­ков впе­чат­ляло. Все-таки была Все­союз­ная ком­со­мольская стройка, где рабо­тали люди раз­ных наци­о­наль­но­стей, прак­ти­че­ски со всего бывшего Совет­ского Союза.

Очень многое при­хо­ди­лось делать самим, без помощи и под­ска­зок. Глав­ный инже­нер Том Пет­ро­вич Нико­лаев все­гда лично кон­тро­ли­ро­вал объекты. И, конечно, много при­хо­ди­лось с ним ходить, про­ве­рять. Как-то при­шли на работу в суб­боту (выход­ных для нас прак­ти­че­ски не суще­ство­вало). Так вот, ушли домой только в поне­дель­ник к обеду. Так при­хо­ди­лось тогда рабо­тать. Но мы не счи­та­лись со време­нем, потому что понимали: глав­ное — пуск блока, начало работы атом­ного гиганта.

Все­гда буду пом­нить инте­рес­ные коман­ди­ровки на Ижор­ский завод, где кури­ро­вал работы по рекон­струкции бара­бана-сепа­ра­тора, это было по линии ВПО «Сою­за­томэнерго», тес­ное вза­и­мо­действие с ВНИ­И­АЭС (Юрий Янченко), НИКИЭТ (Кон­стан­тин Полуш­кин, Алек­сандр Потапов).

Отмечу, что уни­каль­ное обо­ру­до­ва­ние, рабо­тающее на станции, под­час не имеет ана­логов. Напри­мер, уста­новка по сжига­нию отхо­дов — наша раз­ра­ботка, однако КТО не имел лицен­зии, и потому все пере­дали в мос­ков­ский научно-иссле­до­ва­тельский инсти­тут. Или взять тоже инте­рес­ную работу — дора­ботку гото­вых про­ек­тов. В этой связи вспоми­на­ется, как необ­хо­димо было при ремонте блока убрать все обо­ру­до­ва­ние, то есть вывезти на спе­ци­ально заго­тов­лен­ную времен­ную площадку и затем опять при­везти. Так вот, спе­ци­а­ли­сты кон­струк­тор­ско-тех­но­логи­че­ского отдела раз­ра­бо­тали дру­гой про­ект: все обо­ру­до­ва­ние под­веши­ва­ется на потолке, а затем благопо­лучно воз­враща­ется на место. А это ведь эко­номия времени и средств. Конечно, все при­хо­ди­лось отста­и­вать, и не голо­словно, а предо­став­лять про­екты и рас­четы. Нельзя не ска­зать и об уста­новке бата­рей­ных гид­ро­за­тво­ров в реак­тор­ном цехе — это было необ­хо­димо для созда­ния высо­кого дав­ле­ния в 2-3 атмо­сферы.

Гор­дость КТО — тех­но­логия пере­возки 220-тон­ного ста­тора-гене­ра­тора в ремонт на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ную орга­ни­за­цию в Санкт-Петер­бург. Вся эта махина гру­зится на спе­ци­аль­ную много­ос­ную платформу, и авторы — инже­неры КТО Кур­ской АЭС. Или, напри­мер, замена днищ баков-«тысяч­ни­ков» в цехе обес­пе­чи­вающих систем — тоже наше изоб­ре­те­ние. Так же как и зда­ние уста­новки по сжига­нию отхо­дов, этим про­ек­том занимался талант­ли­вый инже­нер-стро­и­тель, руко­во­ди­тель стро­и­тель­ной группы Аль­берт Арбат­ский.

Была у нас и еще одна важ­ная задача — улучшить ремон­топри­год­ность в маш­зале при пере­мон­таже обо­ру­до­ва­ния. А для этого необ­хо­димо было полу­чить лицен­зию на раз­ра­ботку элемен­тов обо­ру­до­ва­ния тру­бопро­во­дов. Рабо­той занима­лись нынеш­ний началь­ник КТО Петр Миха­лев и Лариса Бро­дец­кая. Так вот, нам четко ска­зали: ни одна станция не имеет лицен­зии на кон­стру­и­ро­ва­ние элемен­тов обо­ру­до­ва­ния тру­бопро­во­дов, зачем же вы лезете не в свои дела? При­хо­ди­лось дока­зы­вать. И убе­дили, все у нас полу­чи­лось.

Могу ска­зать и о своем рацпред­ложе­нии — по раз­ра­ботке докумен­тации по улав­ли­ва­нию капель горю­чей смеси на дизель-гене­ра­тор­ной, где пер­вое время воз­ни­кали возго­ра­ния на кровле. Такие же ориги­наль­ные кап­леот­бой­ники уста­но­вили и на азотно-кис­ло­род­ной станции. А изго­то­вили все соб­ствен­ными силами.

Многое можно вспом­нить инте­рес­ного за время работы на станции. Но один слу­чай запом­нился особо. Про­изошла трещина клапана Ду-800. Ее необ­хо­димо было зава­рить, однако ока­за­лось все не так про­сто. И тех­но­логию вос­ста­нов­ле­ния мне уда­лось узнать из… обыч­ного учеб­ника для проф­тех­учи­лищ. Трещину нужно было зава­рить и тут же выко­вать. Так вот, при­ш­лось это делать, в том числе и лично самому, сво­ими руками ковать вслед за сварщи­ком. То есть многое, вклю­чая пра­виль­ность рас­че­тов, при­хо­ди­лось дока­зы­вать и самим себе.

Работа в кон­струк­тор­ско-тех­но­логи­че­ском отделе все­гда инте­ресна. Здесь нужно знать все, быть и кон­струк­то­ром, и тех­но­логом одно­временно. Потому что кон­струкция-то создана, а еще нужна и тех­но­логия устра­не­ния дефек­тов — и всем этим нужно заниматься. Инже­нер-кон­струк­тор должен быть про­фес­си­о­на­лом сво­его дела, ему нужны логика и быст­рота мыш­ле­ния, уме­ние уви­деть незримое, ощу­тить ося­за­емое, и в то же время он должен быть твор­че­ским чело­ве­ком, поскольку это все-таки и твор­че­ская, сози­да­тель­ная работа. Соб­ственно говоря, именно такие люди и рабо­тали все­гда в КТО. Нельзя не вспом­нить пер­вого началь­ника отдела Алек­сея Попова, кото­рый созда­вал, форми­ро­вал отдел, под­би­рал кадры, обу­чал людей. Это был насто­ящий спе­ци­а­лист сво­его дела.