ГлавнаяБасалаев В. В. → Уникальный коллектив сосновоборцев

Басалаев Валерий Валентинович

Организатор и первый начальник цеха оздоровления, реабилитации, диагностики (ЦОРД) Ленинградской АЭС. Принимал самое активное участие в отводе земли, курировал проектирование и строительство, поиск источников финансирования и ввод в эксплуатацию спортивно-технического комплекса (СТК). За время работы директором СТК (1983-1993 гг.) обеспечил ввод в эксплуатацию СТК и СКК "Энергетик". В 1993-1997 гг., возглавляя ЦОРД, организовал реконструкцию 2-х общежитий, создание детского спортивно-оздоровительного лагеря на 700 мест (4 смены), летнего профилактория "Мать и дитя", спортивного лагеря "Юность". В настоящее время продолжает вести активную работу среди ветеранов города Сосновый Бор: инициировал регулярное проведение Спартакиады ветеранов и прочих спортивно-оздоровительных занятий на базе СКК "Энергетик".

Уникальный коллектив сосновоборцев

В 1972 году приехал в город Сосновый Бор. В то время уже участвовал в чемпионате Советского Союза по мотогонкам на льду. Это мой профиль. В 73-м году на союзном чемпионате в Красноярске стал четвёртым. В 1974 году на моём мотоцикле выиграл чемпионат СССР по мотогонкам на льду мой ученик Губич Сергей, который позже стал заслуженным тренером Союза и сам воспитал трёх чемпионов мира.

В Сосновый Бор меня пригласил Степанов Михаил Павлович, начальник отдела кадров Ленинградской АЭС. Приглашая, он писал: «город красивый, природа замечательная, приезжайте работать». Старый Икарус привёз нашу семью в город ночью, высадил у почты. Куда идти – не знаем. Пошли искать лаэсовское общежитие, что оно располагалось на улице Красных Фортов во втором доме.

Кое-как добрались, переночевали на каких-то тюках, а утром пошли устраиваться на работу. Управление ЛАЭС тогда уже располагалось в сегодняшнем здании СУСа. Там находились первый директор – Муравьёв Валентин Павлович, первый начальник реакторного цеха - Хромченко Анатолий Иванович и многие другие специалисты. Попали мы на приём к Лапушеву – заместителю начальника реакторного цеха. Поговорили, тут же написал заявление, и меня приняли на должность слесаря реакторного отделения одноименного цеха Ленинградской АЭС. Я попал на участок к Злобину Павлу Деяновичу.

Мы курировали работы по монтажу наращивания трактов реактора. В то время все работники контролировали какие-то работы, курировали какие-то процессы. А поскольку у меня был опыт работы сварщика и контролёра сварных швов (я работал контролёром по сварке космических летательных аппаратов и следил за их качеством) меня назначили на ЛАЭС контролировать работу монтажников и проверять сварные швы. Сварные швы – это очень серьёзное дело. Рентген мог показать только внутренние дефекты. А все наружные дефекты (шлаковые включения, подрезы, раковины) можно было разглядеть только глазами. Мне нравилась работа. Было очень интересно!

 

Новые люди вокруг, новая обстановка, новое дело. А дело - интересное, когда тебя доверяют. Сами были молодые: многое что уже умели и многое хотели. Работать старались, Рядом с такими людьми как, Лапушев, Злобин стыдно было сплоховать.  Сами оборудовали мастерские (у нас - на отметке +25), готовили оборудование, верстаки, следили за порядком (как сейчас ПСР внедряют, тогда работали по-ударному, участвуя в соцсоревновании). Столько воспоминаний, такое чудо было работать рядом с такими классными людьми, как Шахов Валентин Матвеевич, Багров Евгений Никитич.

 

В 1975 году я поехал на первенство Советского Союза и в финале соревнований попал в аварию. Вернулся на костылях, весь переломанный…. Спасибо руководителям, они ценили мою работу. Вокруг меня всегда были люди – я им, чем мог, помогал, и мне многие помогали. Я ремонтировал моторы. Так познакомился с Климовым (он картингом увлекался). В разных местах города: в мастерских, в гаражах начинались развиваться технические виды спорта.

 

Потихонечку же всё…. В обеденный перерыв обсуждали многие вопросы, писали письма руководству предприятия. Их составлять помогал Евгений Багров (был членом парткома станции). Тогда секретарём партийного комитета был Пасичный Альберт Иванович, а он в юности увлекался мотоспортом. Вот он и предложил место общественного гаража для первых занятий секции мотоспорта. Тут и Луконин Николай Фёдорович заинтересовался работой нашей секции. Сам приехал в гараж, всё посмотрел. Даже тумбочку открыл, увидел порядок и успокоился. Не зря дают возможность развивать мотоспорт на предприятии. Позже мечты стали постепенно осуществляться.

Познакомился с ребятами из ВНИПИЭТ – они помогли с проектом. Уже к 1978 году мы его имели. Много помогали Геннадий Константинович Тычкин (чудо-мужик), Павел Николаевич Цветков, Николай Фёдорович Луконин. Видят, что я работаю – и помогали, не было причин отказать. Я организовал секцию ДОСААФ на Ленинградской АЭС, собирал взносы, перспективы рисовал всем. Вокруг стали собираться ребята из разных направлений технических видов спорта: мотокроссмены, картингисты, авиамоделисты, судомоделисты, стрелки, велосипедисты, радиолюбители (даже соревнования на реке Систе проводили «Охота на лис»).

В 1975 году мы провели первые соревнования по мотокроссу на берегу реки Воронка (тогда секция была ещё в общественном гараже). Город рос, предприятия развивались. Люди ехали работать, но в свободное время занимались ещё чем-то. Так складывался уникальный коллектив горожан-сосновоборцев, который позже зазвучал на весь Советский Союз.

Тогда же, в 1978 году мы начали строить фундамент для спортивно-технического комплекса. Темрюк, Логвинов (ЭЦ), Попов (гараж ЛАЭС) и я помогали строителям. Возводили фундамент под видом строительства жилищно-бытового корпуса  работники СМУ-3 под руководством романа Несторовича Канюка.

Руководство ЛАЭС нас уже хорошо знало. Мы проводили мотокроссы на Воронке два раза в год: посвящённые Дню Победы и образованию Ораниенбаумского плацдарма, участвовали в организации и проведении военно-патриотических, а позже туристических слётах, проводили велопробеги и кроссы. Всё было на высоком уровне. Поэтому в строительстве нам оказывалась всяческая помощь. Но особенно запомнился момент, связанный с Анатолием Павловичем Епериным.

Однажды он собрал на совещание начальников цехов ЛАЭС и представителей строителей прямо на строительной площадке.  Они прошли по создаваемым объектам, посмотрели и вдруг А.П. Еперин спрашивает: «А где турник будет стоять?». Я ему отвечаю, что здесь нет для этого места, здесь будет помещение мотосекции. А он спрашивает:

- Ты кто такой?

- Слесарь реакторного цеха Басалаев!

- Ну вот, иди и работай в реакторный цех!.

В итоге мы пообещали, что турник обязательно на СТК поставим. Одновременно с работой на ЛАЭС я курировал и работы по строительству комплекса. Очень многие работы мы выполняли самостоятельно. В первую очередь была сделана мастерская, ворота тоже сами монтировали. Понемногу собирали и ремонтировали технику (мотоциклы и карты). Мальчишки были рукастые, всё могли делать.

Спортивный зал помогали готовить девушки. Даже Васина Нина Петровна (замглавбуха) работала на СТК. Очень помогало соцсоревнование. Каждая бригада подразделений ЛАЭС брала обязательства в свободное от основной работы время помочь убрать территорию, высадить зелёные насаждения или водопровод копать. Даже городские предприятия приходили, милиционеры и военные.

Строительство СТК длилось 4 года, его торжественное открытие было приурочено к Дню рождения комсомола, 29 октября 1982 года, в 1983 году стали строить тир, в 1985 - спортивный комплекс. 35 лет назад был введён в эксплуатацию СТК, где были воспитаны чемпионы Советского Союза, чемпионы мира, олимпийские чемпионы и участники международных соревнований. 

Предприятия: Ленинградская АЭС