Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Балагуров Николай Андрианович

Родился в 1937-ом году в Ногин­ске. Окон­чил МИФИ в 1960-ом году, тогда же при­шел по рас­пре­де­ле­нию на Маш­за­вод. Рабо­тал инже­не­ром-физи­ком, началь­ни­ком экс­пе­римен­тально-тех­но­логи­че­ского отдела, заме­сти­те­лем тех­ни­че­ского дирек­тора по меж­ду­на­род­ным делам и рекон­струкции. Кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор Цен­траль­ного инсти­тута повыше­ния ква­лифи­кации Роса­тома.
Балагуров Николай Андрианович

Я родился в Ногин­ске, школу закон­чил неплохо — с золо­той меда­лью. До девя­того класса хотел стать моря­ком. Даже полу­чи­лось так, что после девя­того лег в боль­ницу, была грыжа, она меня никогда не бес­по­ко­ила, но я лёг, чтобы меня не забра­ко­вали по мед­осмотру. И вдруг в тече­ние деся­того класса все изме­ни­лось. Вме­сто мор­ского учи­лища я поступил в МИФИ. Окон­чил МИФИ в 60-ом году по спе­ци­аль­но­сти инже­нер-физик, про­ек­ти­ро­ва­ние и экс­плу­а­тация атом­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок. Был направ­лен на завод по рас­пре­де­ле­нию. И с самого начала, в тече­ние после­дующих сем­на­дцати-восем­на­дцати лет, занимался вопро­сами иссле­до­ва­ния стар­то­вых нейтронно-физи­че­ских харак­те­ри­стик актив­ных зон для судо­вых энерге­ти­че­ских уста­но­вок.

Вот вам и флот.

Тогда же защи­тил дис­сер­тацию в Кур­ча­тов­ском инсти­туте. А потом что-то мне захо­те­лось, как гово­рится, расши­ре­ния сферы дея­тель­но­сти. И я пошел в здеш­ний сорок шестой цех, кото­рый про­из­во­дил таб­летки и твэлы для большой энерге­тики (так мы все тогда гово­рили). Там рабо­тал-рабо­тал, потом так сложи­лось, на заводе был филиал ВНИ­ИНМ, в корпусе шесть­сот пер­вом. Инсти­тут Боч­вара. И я туда перешел. Там мне тоже понра­ви­лось. Рабо­тал началь­ни­ком экс­пе­римен­тально-тех­но­логи­че­ского отдела, кото­рый занимался раз­ра­бот­кой докумен­тации и изго­тов­ле­нием опыт­ных образцов всех видов твэл для большой энерге­тики, кото­рые в то время были.

Затем, опять же, вер­нулся на завод. Это другая сфера, здесь инте­ресно все­гда. И через неко­то­рое время мне пред­ложили долж­ность заме­сти­теля тех­ни­че­ского дирек­тора по меж­ду­на­род­ным делам и рекон­струкции. Это где-то начало 80-х.

Я, есте­ственно, согла­сился. Имея в виду не рекон­струкцию, а в первую оче­редь меж­ду­на­род­ную дея­тель­ность. Как раз у нас завя­зы­ва­лись кон­такты с «Симен­сом». И я был назна­чен руко­во­ди­те­лем про­екта «Сименс» на Маш­за­воде. Вот эта сфера дея­тель­но­сти, очень инте­рес­ная, очень важ­ная, при­вела к тому, что завод стал изго­тав­ли­вать топ­ливо для десяти атом­ных станций Запад­ной Европы. По их спе­ци­фи­кациям.

Это очень инте­рес­ное и пер­спек­тив­ное дело. Самое глав­ное — это был про­рыв на внеш­ний рынок для про­дажи про­дукции для атом­ных станций Запад­ной Европы. Это и Герма­ния (с нее начали), потом Швейца­рия, Швеция, Гол­лан­дия, потом Вели­ко­бри­та­ния.

Затем, уже в начале нуле­вых, я ушел на пен­сию, но сохра­нил возмож­ность рабо­тать и на «Сименс», и на завод с точки зре­ния раз­ра­ботки новых видов тех­но­логий для изго­тов­ле­ния топ­лива вот по этим кон­трак­там с «Симен­сом». И я рабо­тал. Хотя не был офици­ально сотруд­ни­ком завода уже, был только как вете­ран, и сотруд­ни­ком «Сименса» не был. Но у меня был кон­тракт и с нем­цами, и с заво­дом на раз­ра­ботку этих тех­но­логий.

И только лет пять тому назад я это всё оста­вил, потому что, говоря откро­венно, всё, что можно было сде­лать в дан­ном направ­ле­нии, я сде­лал. Затем я рабо­тал (в насто­ящее время не рабо­таю) в ЦИПК. Это ещё не пол­ное назва­ние. У меня как-то в боль­нице спро­сили, где я рабо­таю, я отве­чаю: «Мне нужно позво­нить». Там все в шоке: «Да как же так? Вы рабо­та­ете и не зна­ете, где рабо­та­ете?» А там пол­ное назва­ние очень накру­чен­ное: НОУ (научно-обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние) ДПО (допол­ни­тель­ное про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние) «ЦИПК Роса­тома» (Цен­траль­ный инсти­тут повыше­ния ква­лифи­кации), Обнинск.

Там моя задача заклю­ча­лась в чем? Мы в тот период очень активно раз­ви­вали связи с ино­стран­цами, кото­рые у себя хотят стро­ить пер­вые атом­ные станции. И я раз­ра­ба­ты­вал курс тех­но­логии изго­тов­ле­ния топ­лива вот для этих стран: Бангла­деш, Вьет­нам, Египет, Малай­зия — вот эти все страны. Этот курс — он есть, я его так иногда немножко совершен­ствую.

Сей­час буду заниматься раз­ра­бот­кой нового курса, назва­ние кото­рому опре­де­лил уже сам, согла­си­лись со мной, что это будут «Неко­то­рые аспекты тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик ядер­ного топ­лива для рос­сийского и запад­ного диза­йна (в ско­боч­ках — что у всех кру­тится — шестигран­ник и квад­рат) в срав­не­нии». Там много дели­кат­но­стей, потому что, если ты чего-то еще не сде­лал, гово­рить об этом нельзя ино­стран­цам, надо сна­чала у себя ска­зать, добиться, чтобы это было реа­ли­зо­вано, а потом уже, зна­чит, там. Это такой осо­бый про­то­кол, как себя пра­вильно препод­но­сить, имея в виду про­дажи.

Ну, вот, соб­ственно, так, если кратко.

Исто­рия с «Симен­сом» полу­чи­лась очень кра­си­вой. Она нача­лась с того, что в один пре­крас­ный день их началь­ник отдела стра­теги­че­ского пла­ни­ро­ва­ния, а затем и всё руко­вод­ство при­шли к выводу, что «Сименсу» пора заняться вопро­сами изго­тов­ле­ния топ­лива из реге­не­ри­ро­ван­ного урана. А как это делать? Им, чтобы изго­тав­ли­вать, надо иметь лицен­зию. Опыта ника­кого нет — не полу­чат они лицен­зию, совершенно точно. Тогда они подумали: а, может быть, попро­бо­вать Рос­сию? То есть, как стало потом известно, вна­чале они оста­но­вили свой выбор на Вели­ко­бри­та­нии, попро­бо­вали БНФЛ (British Nuclear Fuels Laboratory). Но БНФЛ не выдержала испыта­ний и ква­лифи­кацию не полу­чила.

И они при­е­хали к нам.

Вот, у меня есть про­то­кол, до сих пор его держу, от 82-го года, 8 авгу­ста, кото­рый с нашей сто­роны подпи­сан был Коно­ва­ло­вым, о том, что обе сто­роны наме­рены раз­ви­вать сотруд­ни­че­ство. Там ещё не гово­рится — по изго­тов­ле­нию. Обыч­ный про­то­кол о наме­ре­ниях, доста­точно осто­рож­ный и акку­рат­ный.

А дальше воз­ни­кает вопрос: что нужно сде­лать, чтобы Маш­за­вод полу­чил ква­лифи­кацию — слово вполне кон­крет­ное; оно озна­чает, по сути, что ты полу­ча­ешь право изго­тав­ли­вать топ­ливо по спе­ци­фи­кации фирмы «Сименс». Пер­вое, что было нам пред­ложено, — подго­то­вить так назы­ва­емый background report, то есть на что вы спо­собны, какая у вас исто­рия, чем вы занима­лись, сколько лет, каким было каче­ство (это озна­чает, что нужно пред­ста­вить дан­ные по годам, при­мерно, по сред­ней плот­но­сти таб­ле­ток, по обогаще­нию и так далее). Это всё для того, чтобы при­нять реше­ние о том, что дальше делать, в каком направ­ле­нии двигаться.

Мы такой background report подго­то­вили, немцы его при­няли, посмот­рели, все вроде пока нормально.

После этого они при­е­хали сюда, в Элек­тро­сталь, и спро­сили: «А что пред­став­ляет собой ваше кон­трольно-изме­ри­тель­ное обо­ру­до­ва­ние?» Цен­траль­ная завод­ская лабо­ра­то­рия. «А могли бы вы сде­лать небольшое коли­че­ство, опыт­ную пар­тию таб­ле­ток? Чтобы можно было пока­зать, насколько они соот­вет­ствуют спе­ци­фи­кациям запад­ным, кото­рые мы вам дадим».

Дали свою спе­ци­фи­кацию. Мы положили рядом нашу. Срав­нили. Ну, тут я так скажу: сегодня они ничем не отли­чаются друг от друга. Кое что мы у них пере­няли, кое что они пере­няли у нас. Кри­чать об этом не нужно, но это факт.

Нам пред­ложили изго­то­вить опыт­ную пар­тию. Небольшую. Мы ее изго­то­вили. Ока­за­лось, что она вполне ничего. Тогда нам «Сименс» пояс­нил: «Для того, чтобы вы полу­чили право на изго­тов­ле­ние, пер­вый этап, таб­ле­ток топ­лив­ных (по их спе­ци­фи­кациям), вы должны нам пока­зать, какой у вас пер­со­нал по ква­лифи­кации, какое у вас там обо­ру­до­ва­ние, и подго­то­вить программу ква­лифи­кации».

Если гово­рить о топ­лив­ных таб­лет­ках, что из себя пред­став­ляет программа ква­лифи­кации, кото­рая должна быть согла­со­вана с «Симен­сом»? Мы изго­тав­ли­ваем, скажем, 50 килограммов, опыт­ную пар­тию. Берем харак­те­ри­стики порошка, изго­тав­ли­ваем таб­летки, несколько килограммов, с одними тех­но­логи­че­скими парамет­рами, а несколько — с другими, с парамет­рами по спе­ка­нию, по прес­со­ва­нию и про­чее. И пред­ста­вить должны в итоге отчет по ква­лифи­кации, подпи­сан­ный с нашей сто­роны, а программа была и с нашей, есте­ственно, сто­роны, и нем­цами, а потом это отда­вали в Герма­нию, немцы там смот­рели, про­ве­ряли и гово­рили: «Утвер­ждаем». Это озна­чало, что мы с таким обо­ру­до­ва­нием, с таким пер­со­на­лом и про­чее можем изго­тав­ли­вать топ­ливо по спе­ци­фи­кации фирмы «Сименс».

Потом такой же был этап для твэ­лов. И потом, в принципе, такой же по теп­ло­вы­де­ляющим сбор­кам.

На послед­нем этапе полу­че­ния ква­лифи­кации по таб­лет­кам был так назы­ва­емый финаль­ный кон­троль, cross-check control. Что это озна­чает? Это озна­чает, что мы по неко­то­рым парамет­рам должны про­ана­ли­зи­ро­вать свою опыт­ную пар­тию, пред­ста­вить дан­ные. И напра­вить эти результаты с образ­цами в Герма­нию. Самое тон­кое и необыч­ное начи­на­лось дальше. Берем топ­лив­ную таб­летку, раз­ре­заем ее по обра­зующей, иссле­дуем одну поло­винку на пред­мет пори­сто­сти и размера зерна на своих уста­нов­ках, выдаем заклю­че­ние, а вто­рую поло­винку направ­ляем в Герма­нию. И затем све­ряем. Вот это назы­ва­лось cross-check, и это, как гово­рится, проще некуда, инте­рес­нее некуда. Раз­ре­зали, про­ана­ли­зи­ро­вали, срав­нили результаты ана­ли­зов тут и там. Пере­крёст­ный кон­троль.

Затем, когда мы пере­хо­дили к твэ­лам, мы гото­вили неко­то­рое коли­че­ство твэ­лов для двух станций в Герма­нии. Напра­вили в Герма­нию. Для двух станций, где они изго­тав­ли­вали топ­ливо. Ну, топ­ливо, зна­чит вклю­чает ТВС. Это уже был 95-ый год, мы туда вдвоём поехали: нынеш­ний зам­ди­рек­тора по каче­ству и я. Каким видам кон­троля под­верга­лись эти твэлы там? Во-пер­вых, они под­верга­лись кон­тролю как твэл, то есть геомет­рия, нет ли кор­ро­зии ника­кой, прямо­ли­ней­ность, все-все. Тогда еще вот этого кон­троля на rod-ска­нере не было. Это сей­час здесь у нас внед­рено уже давно. Когда твэл на всю длину про­ве­ря­ется на пред­мет обогаще­ния таб­ле­ток, сред­нее и для каж­дой.

Сна­чала при­бор был active rod scanner. Что это такое? Вот эти таб­летки, этот твэл, облу­чаются нейтро­нами в такой здо­ро­вен­ной бочке, а затем изме­ря­ется актив­ность по длине. Затем стал при­ме­няться раз­ра­бо­тан­ный здесь, на нашем заводе passive rod scanner, когда изме­ре­ния про­из­во­дятся по соб­ствен­ному излу­че­нию. Это колос­саль­ный шаг впе­ред.

Там был инте­рес­ный момент, когда про­ве­ряли твэлы… Там часть твэ­лов раз­ре­зали и занима­лись ана­ли­зом таб­ле­ток. И вдруг полу­чаем такой результат, что они газят хло­ром, таб­летки. Ну, не может быть такого, по всем парамет­рам, откуда хлор?.. Докопа­лись — пре­жде, чем загружать таб­летки, осо­бенно для ино­странцев, наши ОТК на выход­ном кон­троле про­ве­ряли их, и все были в пер­чат­ках, кото­рые для чистоты и сте­риль­но­сти хло­ри­ро­вали. Всё, выяс­нили, объяс­нили нем­цам, при­нимаем реше­ние загру­зить их в печку при темпе­ра­туре 600 гра­ду­сов, там они несколько часов погре­лись — хлор испа­рился.

Это вроде бы смешно, но так бывает. Нет объяс­не­ния науч­ного, но есть объяс­не­ние жиз­нен­ное.

Затем ана­логич­ная работа про­во­ди­лась по теп­ло­вы­де­ляющим сбор­кам. Самое слож­ное, и не только слож­ное, но и такое много­об­раз­ное по видам кон­троля, это были таб­летки. В твэ­лах вроде бы попроще. На самом деле это только внеш­нее раз­ли­чие. А в ТВС, кажется, ну чего там — когда уже таб­летки про­ве­рили, твэл есть, там только поставь их и все. На самом деле, это не так.

Но были сде­ланы все про­верки по сбор­кам, и мы полу­чили право. Но у нас была опре­де­лен­ная коопе­рация. От них по таб­лет­кам мы ничего не полу­чали. Когда мы дого­во­ри­лись изго­тав­ли­вать твэлы, мы полу­чали обо­лочки с при­ва­рен­ной одной заглуш­кой. И там пружинки вся­кие, кото­рые были изго­тов­лены в Герма­нии. И заглушку для вто­рого шва.

Когда мы начали изго­тав­ли­вать ТВС-ки, мы полу­чали от них, если гово­рить попро­сту, кожух с дистанци­о­ни­рующими решет­ками. Ну, он, на самом деле, не все­гда кожух, это как бы ске­лет, потому что на ран­них этапах только были кожухи, потом от них отошли. Это был ске­лет, где есть верх­няя заглушка, ниж­няя; здесь нужно только твэлы встав­лять.

И мы начали. В 95-ом мы полу­чили право на изго­тов­ле­ние таб­ле­ток и твэ­лов, прошли ква­лифи­кацию. Потом мы полу­чили такое же право и для изго­тов­ле­ния сбо­рок в такой коопе­рации.

Что мы полу­чили в результате? В результате мы полу­чили под­твер­жде­ние, что завод нахо­дится на миро­вом уровне и вла­деет высо­кими тех­но­логи­ями. С дру­гой сто­роны, завод, после того, как это сотруд­ни­че­ство было реа­ли­зо­вано, полу­чил очень непло­хие эко­номи­че­ские пре­имуще­ства. И тре­тье — мы вошли в 90-е с нара­бо­тан­ным опытом меж­ду­на­род­ного сотруд­ни­че­ства. А что такое были 90-е, рас­ска­зы­вать не надо, все пом­нят.

Когда везде было плохо, мы сво­ему заводу очень здо­рово помогли. Хотя в это время многие сотруд­ни­чали с Запа­дом, только обес­пе­чив поставки сюда обо­ру­до­ва­ния. Это любимое дело меж­ду­на­род­ни­ков того пери­ода. А чтобы изго­тав­ли­вать, постав­лять топ­ливо для десяти атом­ных станций Запад­ной Европы — это в голове ни у кого не было такого.

В этом про­екте есть одна дипло­ма­ти­че­ская тон­кость, кото­рой при­держи­ва­ется и «Сименс», и мы: не надо наше сотруд­ни­че­ство афиши­ро­вать, в осо­бен­но­сти сей­час. Потому что в Герма­нии сей­час заси­лье «зеле­ных», там закры­вают блоки, а если громко хва­статься, там спо­хва­тятся: «Как это так? Что это такое? А чего они там про­должают-то? У нас всё закры­ва­ется, а в Элек­тро­стали…»

Один такой зво­но­чек уже про­зве­нел. Вдруг в БНФЛ, в Вели­ко­бри­та­нии, про­изошел такой слу­чай: выявился под­лог результа­тов про­ве­рок ядер­ного топ­лива. Ядер­ное топ­ливо было для МОКС-топ­лива. Они про­ве­ряли выбо­рочно. Нужно было, скажем, десять таб­ле­ток про­ве­рить — они про­ве­ряли три, убеж­да­лись, что всё в норме, осталь­ные про­пус­кали. После того, как это вскры­лось, под­нялся дикий хай. И пра­вильно, что под­нялся. До того он был силь­ный, этот хай, что неко­то­рые атом­ные станции оста­но­вили работу и выгру­зили топ­ливо, кото­рое было изго­тов­лено в БНФЛ.

Про­хо­дит неко­то­рое время. И те же «зеле­ные» гово­рят: «Рано вы успо­ко­и­лись. Ещё есть топ­ливо, кото­рое в Элек­тро­стали изго­тов­лено — такое же, поди?» И тогда мы с нем­цами дого­во­ри­лись при­слать сюда группу пред­ста­ви­те­лей средств мас­со­вой информации, чтобы они на месте посмот­рели и убе­ди­лись, как здесь все орга­ни­зо­вано.

Я пред­ложил нем­цам: «Дайте своим кор­ре­спон­ден­там ваши немец­кие дозиметры. (У них дозиметры кас­сет­ного типа, в них все это изме­ря­ется, не выклю­ча­ется ничего). Пусть они про­ве­рят, какую дозу полу­чили во время пере­лета из Герма­нии сюда, а потом я их буду водить здесь, по цехам завода. И пусть срав­нят — это очень важно, чтобы они поняли, что здесь серьёзно постав­лено дело». Я-то знал, что про­изой­дёт. Глав­ное было, чтобы это их дозиметры зафик­си­ро­вали. Ока­за­лось, когда мы здесь под­во­дили итоги, мы обна­ро­до­вали совместно, что они в само­лете полу­чили в два-три раза большую дозу, чем во время посеще­ния завода, ядер­ного и, как гово­рится, страш­ного. Вот такой был инци­дент, такой зво­но­чек.

Это ведь про что исто­рия, если смот­реть в корень? Это исто­рия про культуру про­из­вод­ства. Такой огром­ный страш­ный завод, рабо­тает со спе­ци­аль­ными мате­ри­а­лами, одно из двух гра­до­об­ра­зующих предпри­я­тий Элек­тро­стали — а в тече­ние послед­них два­дцати лет его вклад в выбросы вред­ных хими­че­ских веществ по городу не пре­вышает 1%. Любая котель­ная даёт больше. Самые вред­ные для города — это гараж, котель­ные, метал­лурги­че­ские предпри­я­тия. Я это рас­ска­зы­ваю ино­стран­цам, когда они сюда при­езжают, и это действует — им инте­ресно, что один из возмож­ных изго­то­ви­те­лей топ­лива для их АЭС рабо­тает без шума и пыли, чисто и акку­ратно, рабо­тает — культурно. Это же реклама. Реклама и завода, и всей нашей отрасли.

Что ещё необ­хо­димо отме­тить?

Пер­вым под­раз­де­ле­нием завода, кото­рое полу­чило ква­лифи­кацию от «Сименса», была цен­траль­ная завод­ская лабо­ра­то­рия, кото­рая пока­зала, что она может про­во­дить изме­ре­ния по всем парамет­рам на осно­ва­нии своих при­бо­ров и своих мето­дик. Нынеш­ний зам­ди­рек­тора по каче­ству, Алек­сандр Куз­нецов, был тогда началь­ни­ком это лабо­ра­то­рии. Они полу­чили пер­выми. Хоть я в этой лабо­ра­то­рии никогда не рабо­тал, но отме­тить это счи­таю нуж­ным, потому что это правда.

Без этой лабо­ра­то­рии ничего не было бы. А потом смот­ришь: вот без этого под­раз­де­ле­ния тоже ничего не было бы. И без тех или иных нара­бо­тан­ных тех­но­логий. И все в сово­куп­но­сти рабо­тало на успех.

Напри­мер. У нас была изуми­тель­ная система орга­ни­за­ции по подго­товке к мас­со­вому про­из­вод­ству. На началь­ных этапах у науч­ного руко­во­ди­теля в сово­куп­но­сти с воен­ными руко­во­ди­те­лями воз­ни­кала идея: чего-то нужно было бы получше сде­лать. Выпус­кался эскиз­ный про­ект, на осно­ва­нии этого эскиз­ного про­екта изго­тав­ли­ва­лась опыт­ная пар­тия, про­ве­ря­лось, что, чего, как; при­сва­и­ва­лась опре­де­лен­ная литера кон­струк­тор­ской докумен­тации, то есть опыт­ная или что-то еще, но ни в коем слу­чае не серий­ное про­из­вод­ство; затем сле­дующий шаг… Да, и обя­за­тельно вклю­ча­лась, после пер­вого шага, кор­рек­ти­ровка докумен­тации на осно­ва­нии опыт­ной штуки. И еще, и еще.

Затем меж­ве­дом­ствен­ные испыта­ния. Пер­вой комис­сией меж­ве­дом­ствен­ной руко­во­дил Борис Бори­со­вич Бату­ров. До сих пор помню, как мы гото­вили про­то­колы, они много лет служили рыбой, чтобы после­дующие испыта­ния меж­ве­дом­ствен­ные про­во­дить, уже была система. Эта система орга­ни­за­ции подго­товки к про­из­вод­ству вклю­чала в себя не только тех­нику. Нужно, чтобы пер­со­нал был не ниже уровня пятого раз­ряда. Если кто-то из рабо­тающих в цехе попа­дался на пьянке — его уби­рали. Могло пока­заться, что это такая вар­вар­ская система, но это была исклю­чи­тельно пра­виль­ная система.

Сей­час мы поти­хоньку пыта­емся вос­ста­но­вить её, но ущерб в 90-е годы был нане­сён очень большой. Сами подумайте — если раньше руко­во­ди­те­лем воен­ной при­емки был как минимум капи­тан вто­рого ранга, то сей­час — стар­лей. Это, как гово­рится, немного дру­гой уро­вень.

Зато на заводе есть одно под­раз­де­ле­ние, кото­рое не могу не отме­тить. Это так назы­ва­емый инже­нер­ный центр. Раньше они назы­ва­лись по-раз­ному — лабо­ра­то­рия авто­ма­ти­за­ции, меха­ни­за­ции… Сей­час они занимаются раз­ра­бот­кой авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных линий по изго­тов­ле­нию теп­ло­вы­де­ляющих сбо­рок, вклю­чая сна­чала сна­ряже­ние, твэлы, а затем уже из этих твэ­лов полу­че­ние теп­ло­вы­де­ляющих сбо­рок. Вот эти ребята, я хоть никогда близко к этой струк­туре не был, они про­сто молодцы. Когда первую линию по изго­тов­ле­нию твэ­лов РБМК сде­лали, брак с уровня порядка 10% упал до уровня одного процента. А ведь это не только эко­номика вот такая, но это и каче­ство того, что при­знано год­ным. Ведь когда большой уро­вень брака, то у тебя появ­ля­ется замет­ная веро­ят­ность того, что в год­ной про­дукции есть несо­от­вет­ствующая про­дукция.

Сей­час, если гово­рить про ста­ти­сти­че­ский под­ход к ана­лизу каче­ства, он при­вел к тому, что в спе­ци­фи­кациях стали писать не так, как писали раньше, напри­мер, «диаметр топ­лив­ной таб­летки, номи­наль­ное зна­че­ние плюс-минус 0,15 мил­лиметра». Это я назы­ваю реаль­ную цифру при сред­нем порядка девяти. А теперь пишут те же самые цифры, а дальше AQL -1% (acceptable quality level, то есть допу­стимый уро­вень дефект­но­сти). То есть если ты плохо орга­ни­зо­вал про­из­вод­ство, то у тебя вот этот AQL никогда не будет 1%, у тебя будет там 10%. То есть допус­ка­ется такое-то коли­че­ство. И это реа­ли­зо­вано во всей докумен­тации, кото­рая на заводе есть.

Это очень серьез­ный шаг. Как гово­рится, один маленький фраг­мент. И вот этот инже­нер­ный центр, может быть, звонко как-то зву­чит, но он, вклю­чая всех его пред­ше­ствен­ни­ков, сегодня очень большую дает для завода пользу.

Еще раз под­чер­ки­ваю, основ­ная идея такая, что завод ока­зался на миро­вом уровне и тех­ни­че­ски, и по ква­лифи­кации пер­со­нала. Что, соб­ственно, и поз­во­лило ему выйти на меж­ду­на­род­ную арену по изго­тов­ле­нию топ­лива для запад­ных атом­ных элек­тро­станций.