ГлавнаяАльшевский В. М. → Железо есть железо

Альшевский Валерий Михайлович

Ветеран Горно-химического комбината. Прошел трудовой путь от инженера-механика до начальника отделения капитального ремонта реактора АДЭ-2. 33 года посвятил эксплуатации и ремонту реакторов РЗ ГХК.

Железо есть железо

Я окончил ленинградский Военмех по специальности «Инженер-механик «Двигатели летательных аппаратов» и некоторое время работал на Химзаводе в посёлке Подгорном. На Горно-химический комбинат перешёл в 1976 году по семейным обстоятельствам. Жена работала в городе, добираться из посёлка было тяжело, и я устроился на ГХК: инженеры-механики всегда нужны на производстве. Мне как механику нет разницы, что строить, машину или реактор: железо есть железо, механизмы везде одни и те же - и в космической отрасли, и в атомной. Единственное отличие — подземное расположение реакторного производства: выработки произвели впечатление.

Пришёл в атомную отрасль — надо работать, таков был в те годы наш девиз. Те, кто не хотел прилагать усилий или боялся, на атомном производстве не задерживались. Так сформировался высокопрофессиональный коллектив. Начинал я сменным механиком, мы занимались эксплуатацией механического оборудования: как самого реактора АД, так и грузоподъёмных механизмов, систем вентиляции и водоснабжения.

Ремонт первого реактора мы начали с устранения дефектов. Появились продольные трещины в месте приварки труб технологических каналов к нижней решётке схемы «Е» («Елена»); при попадании влаги вымывался бор, который попадал в реактор, «отравляя» его и ухудшая физические характеристики проведения цепной реакции. Было принято решение: надо ремонтировать. А что значит ремонтировать на глубине пяти метров, в отверстии диаметром всего 70 мм? Для этого надо было вставить туда трубу, разжать её в нижней части, приварить, - при том делать всё дистанционно, поскольку из активной зоны реактора идёт радиационный поток. Мы провели испытания на стендах, заказали в городе Никополе на Украине особо тонкостенные нержавеющие трубы длиной пять метров. Устранение дефекта продолжалось в период планово-предупредительных ремонтов (ППР) в течение семи лет, с 1982-го по 1989 год, и проблема «отравления» реактора была решена.

Впоследствии нам удалось успешно решить ещё одну проблему. Под воздействием различных факторов графитовая кладка реакторов начала искривляться. Из-за этого при плановых заменах технологических каналов в период ППР (ТК имели срок службы — три года) удавалось с трудом вставлять 18-метровые ТК назад в реактор. Чтобы предотвратить дальнейшее искривление кладки, по нашему предложению в ОКБМ имени И. И. Африкантова (г. Нижний Новгород) была разработана конструкция натяжных устройств АД и каналов-натяжителей для реакторов АДЭ-1 и АДЭ-2. Были изготовлены циркониевые технологические каналы, они стоили очень дорого, но смогли удерживать рост искривления кладки. Циркониевые каналы прослужили в восемь (!) раз больше, чем обычные ТК: 23-24 года вместо трёх лет. В результате технологических разработок и модернизации оборудования удалось продлить срок жизни реакторов ГХК почти в два раза! По проекту первоначально они были рассчитаны на 20 лет, а благодаря техническим решениям прослужили значительно дольше: АД — 34 года, АДЭ-1 — 31 год, а реактор АДЭ-2 проработал дольше всех в мире — 46 лет, добросовестно, как и мы.

Все три реактора ГХК прошли через руки возглавляемых мной ремонтников. Труд этих людей помог продлить жизнь АД, АДЭ-1 и АДЭ-2 намного дольше отведённого по проекту срока. Оборонную задачу по наработке оружейного плутония они выполняли безаварийно и безотказно. Сегодня это уже история: сменный персонал реакторного цеха ведёт работы в центральном зале, на «пятаке». Заветная мечта — построить на ГХК новый реактор!

 

 

Предприятия: Горно-химический комбинат, ФГУП (комбинат № 815, Красноярск-26, ГХК), Министерство среднего машиностроения СССР, аппарат (Минсредмаш СССР, Министерство атомной энергетики и промышленности СССР, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Минатом России, Федеральное агентство по атомной энергии, Росатом, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», госкорпорация «Росатом»), ОКБМ Африкантов (АО «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова», ОКБ по проектированию специальных машин)