Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Алексеев Михаил Юрьевич

Началь­ник теп­ло­тех­ни­че­ского отдела ГТУ «Атомэнергопро­ект». Неод­но­кратно награж­дался почет­ными грамо­тами и благо­дар­но­стями, удо­стоен зва­ния «Вете­ран атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти».
Алексеев Михаил Юрьевич

В дет­стве я хотел быть воен­ным лет­чи­ком, а стал атомщи­ком — и нисколько об этом не жалею. Два армейских года, про­ве­ден­ных в небольшом городке Бутур­ли­новке Воро­неж­ской обла­сти, пока­зали: у каж­дого свое при­зва­ние. И не обя­за­тельно оно должно совпа­дать с дет­ской меч­той. Это была мечта прак­ти­че­ски всех маль­чишек нашего поко­ле­ния — стать лет­чи­ком. Дет­ство прошло в районе воен­ного аэро­дрома Чка­лов­ский. После окон­ча­ния школы будущее каза­лось про­стым и ясным: мед­комис­сия, Чер­нигов­ское лет­ное учи­лище… Но род­ствен­ники отго­во­рили. Вме­сто лет­ного учи­лища подал документы в Ака­демию РВСН имени Дзержин­ского. Это был един­ствен­ный год, когда ака­демия объявила экс­пе­римен­таль­ный прием для выпуск­ни­ков школ. Но для нас, моск­ви­чей, сде­лали так назы­ва­емый отсе­кающий экза­мен, после кото­рого мы пошли пода­вать документы в другие вузы. Мой выбор пал на теп­лоэнерге­ти­че­ский факуль­тет Мос­ков­ского энерге­ти­че­ского инсти­тута (МЭИ), спе­ци­аль­ность «Атом­ные элек­тро­станции». По сте­че­нию обсто­я­тельств воен­ная кафедра МЭИ отно­си­лась к системе обра­зо­ва­ния ВВС, и вме­сте с дипломом инже­нера-атомщика я полу­чил спе­ци­аль­ность тех­ника само­лета и зва­ние лей­те­нанта запаса.

После окон­ча­ния инсти­тута я отра­бо­тал четыре с поло­ви­ной года в «Атомэнергопро­екте» (тогда это был ТЭП — «Теп­лоэлек­тропро­ект»), но тут наступили времена уси­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти страны, и в сен­тябре 1977 года я был при­зван в ряды Вооружен­ных сил. Бори­соглеб­ское лет­ное учи­лище, куда я попал, в то время выпус­кало лет­чи­ков-истре­би­те­лей. У учи­лища было несколько пол­ков, где кур­санты про­хо­дили обу­че­ние. В Бутур­ли­новке, где рас­по­лагался наш полк, летали на МиГах. Я был тех­ни­ком на само­лете УТИ (учебно-тре­ни­ро­воч­ный истре­би­тель) МиГ-15. Это так назы­ва­емая спарка: двухмест­ный само­лет, где впе­реди место пилота-кур­санта, а сзади — инструк­тора.

Работа тех­ника само­лета на спарке счи­та­ется в учи­лище одной из самых тру­до­ем­ких, так как учеб­ная программа подго­товки кур­санта при кон­троле из зад­ней кабины лет­чи­ком-инструк­то­ром преду­смат­ри­вает отра­ботку обя­за­тель­ных упраж­не­ний — таких, как про­стой и слож­ный пило­таж, пики­ро­ва­ние и других. Каж­дое упраж­не­ние тре­бует опре­де­лен­ной подго­товки и затрат времени. Задача тех­ника — запра­вить само­лет керо­си­ном, про­ве­рить запас воз­духа, при­боры, дать рас­пи­саться в жур­нале ради­стам, тех­ни­кам, пило­там. И все это по шесть-семь раз за лет­ную смену.

Я даже сей­час могу с закрытыми гла­зами повто­рить весь алго­ритм. В этом, соб­ственно, и заклю­ча­ется армей­ская мето­дика подго­товки про­фес­си­о­наль­ных кад­ров: дове­сти действия до авто­ма­тизма, чтобы спе­ци­а­лист, не тратя времени на раз­думья, мог быстро и эффек­тивно выпол­нить бое­вую задачу.

В сере­дине лета кур­санты полу­чали право на пило­ти­ро­ва­ние без инструк­тора. По тра­диции того времени, сохра­нившейся со времен Вале­рия Чка­лова, в день пер­вого само­сто­я­тель­ного вылета они выстав­ляли так назы­ва­емые «вылет­ные» — папи­росы «Каз­бек». На белой кар­тон­ной коробке чер­ной пас­той акку­ратно выво­дили номер борта само­лета и дарили всем, кому так или иначе были обя­заны успеш­ным заверше­нием обу­че­ния, — акт чисто чело­ве­че­ской, не регламен­ти­ро­ван­ной армейским уста­вом благо­дар­но­сти.

Бывали слу­чаи, когда кур­сант при­зна­вался про­фес­си­о­нально непри­год­ным к пило­ти­ро­ва­нию, или же он сам понимал, что ошибся с выбо­ром спе­ци­аль­но­сти. Тогда ребят ста­ра­лись пере­ве­сти на «нелет­ные» про­фес­сии. Размыш­ляя об этом, я иногда думаю, что судьба дала возмож­ность при­кос­нуться к мечте и усо­мниться: а может быть, это не мое? Не все, кто умеет рисо­вать, ста­но­вятся гени­аль­ными худож­ни­ками — нужен талант. Так и здесь. Лет­чик — это все-таки от Бога. У каж­дого свой путь, своя жизнь.

После сбо­ров я вер­нулся на работу в «Атомэнергопро­ект», где про­ра­бо­тал 35 лет. За эти годы я неод­но­кратно награж­дался почет­ными грамо­тами и благо­дар­но­стями «Атомэнергопро­екта», отме­чен нагруд­ными зна­ками «Ака­демик Кур­ча­тов» IV степени и «За заслуги перед атом­ной отрас­лью» II степени, удо­стоен зва­ния «Вете­ран атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти». А зна­чит, реше­ние вер­нуться в атом­ную отрасль было пра­виль­ным!