Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Юрков Михаил Васильевич

Ветеран атомной энер­гетики и про­мыш­лен­но­сти. Начинал тру­до­вой путь с долж­но­сти инже­нера завода ядер­ного при­бо­ро­стро­е­ния (завод при­бо­ро­стро­е­ния «Элек­трон), затем - заме­сти­тель началь­ника ОРБ на Смо­лен­ской АЭС. Участ­ник лик­ви­да­ции послед­ствий аварии на ЧАЭС.
Юрков Михаил Васильевич

Впервые с атомной отра­с­лью я стол­к­нулся в 1960 году, сам того даже не подо­зре­вая. Мне было 19. Нас, группу выпускни­ков Сара­тов­ского геоло­го­раз­ве­доч­ного тех­ни­кума, направили на пред­ди­пломную прак­тику на юго-восток Каза­х­стана, в ущелье Текели. В горах раз­ме­стили в лагере, где мы зани­мались гео­де­зи­че­ской съемкой. То, что это был Средмаш и что мы искали ура­но­вые руды, я понял только спустя несколько лет, когда уже серьезно работал в отрасли. Да это и понятно, атомная про­мыш­лен­ность была засе­кре­чена, никто нам ничего не рас­ска­зы­вал.

После защиты диплома меня направили рабо­тать на север, в геолого-поис­ко­вую экс­пе­ди­цию в Коми АССР. В тресте «Ухта­неф­те­газ­раз­ведка» я про­ра­бо­тал до октября 1961 года, пока не при­з­вали в армию. Попал на Тихо­о­ке­ан­ский флот. Именно служба на флоте и опре­де­лила мой даль­нейший тру­до­вой путь, который 44 года был связан с дози­мет­рией. На Дальнем Востоке на о. Русский в учебном отряде при­об­рел спе­ци­аль­ность мастера-дози­мет­ри­ста. После учебки рас­пре­де­лили в ремон­т­ную бригаду масте­ром-дози­мет­ри­стом под Вла­ди­во­сток. Зани­мались мы обслу­жи­ва­нием баз атомных под­вод­ных лодок на Тихо­о­ке­ан­ском флоте, ремон­ти­ро­вали судовые дози­мет­ри­че­ские приборы. С нами рабо­тали гра­ждан­ские инже­неры-элек­трон­щики, как позднее выяс­ни­лось — работ­ники Мин­сред­маша. Вместе с ними я иско­ле­сил все побе­ре­жье Даль­него Востока. Во флоте, как и в атомной энер­гетике, главный при­о­ри­тет — безо­пас­ность. Напри­мер, атомная под­вод­ная лодка — та же мини-АЭС, здесь несет службу пер­со­нал реак­тор­ного, хими­че­ского и других цехов. Кол­лек­тив должен быть пси­холо­ги­че­ски под­го­то­в­лен, поскольку вахты под водой иногда длятся по 3 месяца. Как и в гра­ждан­ской энер­гетике, здесь важна коман­д­ная работа, чтобы решать главную задачу — обес­пе­чи­вать защиту морских рубежей нашей Родины. Мы можем гор­диться рос­сийским флотом, который обла­дает новейшим воо­ру­же­нием, тех­ни­кой, пере­до­выми тех­ноло­ги­ями и квали­фи­ци­ро­ван­ными кадрами.

Дози­мет­рия очень увлекла. В то время шло бурное раз­ви­тие и ста­но­в­ле­ние атом­ного флота. Старшие сослу­живцы узнали, что в Ураль­ском поли­тех­ни­че­ском инсти­туте есть кафедра «Дози­мет­рия и защита», взяли напра­в­ле­ние из армии и решили там про­дол­жить учебу. По их совету в 1965 году я также посту­пил в Ураль­ский политех и стал сту­ден­том одного из лучших вузов страны. По окон­ча­нии инсти­тута был напра­в­лен на завод ядер­ного при­бо­ро­стро­е­ния в город Желтые воды (Дне­про­пет­ров­ская область). Молодых спе­ци­али­стов при­ни­мали с радо­стью. Сначала посе­лили в общежи­тие, месяца через три дали жилье. Условия создали ска­зоч­ные, соци­аль­ная сфера в городе была очень развита. Осва­и­вать про­фес­сию помо­гали опытные спе­ци­али­сты пред­при­ятия, которые рабо­тали в ЗАТО Урала, Сибири и Челя­бин­ской области, в так назы­ва­е­мых номер­ных закры­тых городах. Я и мои това­рищи попали в кон­струк­тор­ский отдел. Нам сразу же дали долж­но­сти ведущих инже­не­ров. Мы быстро ада­п­ти­ро­вались в кол­лек­тиве и вошли в строй. Соз­да­вали системы ради­а­ци­он­ного кон­троля реак­тора для атомных под­вод­ных лодок.

На заводе царила железная дис­ци­плина, можно даже сказать — военная, люди не рас­сла­б­ля­лись, но в то же время это был дружный, спа­ян­ный кол­лек­тив. Для тех, кто хорошо работал и стремился чего-то достичь, карьер­ный рост на заводе был очень стреми­тель­ный. К нам неод­но­кратно при­ез­жал леген­дар­ный министр Сред­него маши­но­стро­е­ния Слав­ский. Он даже вручал мне награды как побе­ди­телю соц­со­рев­но­ва­ний. Когда жал руку, от души улы­бался. Ефим Пав­ло­вич запо­мнился мне на всю жизнь. Этот коре­на­стый, уве­рен­ный в себе, очень добро­же­ла­тель­ный человек радел не только за про­из­вод­ство, но и за людей, которые рабо­тают в отрасли. Там, где он поя­в­лялся, воз­ни­кали города-оазисы, соц­куль­т­быт и жиз­нен­ные условия в которых были исклю­чи­тель­ные, не свойствен­ные совет­скому времени. Тепло вспо­ми­наю годы работы в Сред­маше, который стал для меня насто­я­щей школой жизни.