Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Яценко Дмитрий Витальевич

Окончил Томский поли­тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет по спе­ци­аль­но­сти физика кинети­че­ских явлений. Главный кон­струк­тор ура­но­вых газовых цен­три­фуг ООО «Цен­тро­тех-Инжи­ни­ринг».
Яценко Дмитрий Витальевич

Я родился в городе Зеле­но­гор­ске Крас­но­яр­ского края, где рас­поло­жен один из круп­нейших раз­де­ли­тель­ных ком­би­на­тов в мире — АО «ПО «ЭХЗ». Мое будущее мне никогда не пред­ста­в­ля­лось вне атомной про­мыш­лен­но­сти, и после окон­ча­ния школы я посту­пил в Томский поли­тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет на физико-тех­ни­че­ский факуль­тет, спе­ци­аль­ность — «физика кинети­че­ских явлений». По сути, на этом напра­в­ле­нии как раз гото­вили спе­ци­али­стов для раз­де­ли­тель­ных про­из­вод­ств. На чет­вер­том курсе я поехал на пред­ди­пломную прак­тику в Санкт-Петер­бург, в Научно-тех­ни­че­ский центр «Цен­тро­тех-ЭХЗ» (на тот момент кон­струк­тор­ское бюро в Санкт-Петер­бурге входило в состав АО «ПО «ЭХЗ»). И с этого момента раз­ра­ботка новой техники стала для меня не только работой, но и увле­че­нием. Не обо­шлось и без хороших настав­ни­ков. Так, Олег Никле­но­вич Годисов, доктор тех­ни­че­ских наук, заме­сти­тель дирек­тора по науке, помог мне правильно сфор­ми­ро­вать тех­ни­че­ское миро­воз­зре­ние. Я с большой бла­го­дар­но­стью отно­шусь к вете­ра­нам отрасли и очень рад, что удалось пора­бо­тать со спе­ци­али­стами, зало­жив­шими фун­да­мент совре­мен­ной раз­де­ли­тель­ной отрасли.

История про­мыш­лен­ной газовой цен­три­фуги в мире нача­лась в Ленин­граде — в Особом кон­струк­тор­ском бюро Ленин­град­ского Киров­ского завода. 8 июля 1952 года вышло Поста­но­в­ле­ние Совета Мини­стров СССР № 3088–1202 о начале работ по цен­три­фуж­ной тема­тике. К этому моменту ОКБ ЛКЗ уже имело в своем послуж­ном списке раз­ра­ботку диф­фу­зи­он­ных машин для раз­де­ле­ния изо­то­пов урана. До того цен­три­фуж­ной тех­ноло­гией (без особого успеха) уже зани­мались в спе­ци­аль­ном НИИ‑5 в Сухуми немец­кие ученые под руко­вод­ством Макса Ште­ен­бека и Гернота Циппе. НИИ‑5 из Сухуми пере­вели на Киров­ский завод. Команда немец­ких спе­ци­али­стов видела «длинную» над­кри­ти­че­скую цен­три­фугу, т. е. кон­струк­цию, в которой ротор цен­три­фуги про­хо­дит мно­же­ствен­ные резо­нансы. Первые образцы таких сложных машин были изго­то­в­лены в 1952 году. Эти опытные образцы были крайне далеки от суще­ству­ю­щих про­мыш­лен­ных тех­ноло­гий, и, главное, не было системы пере­дачи частично обо­га­щен­ного про­дукта в сле­ду­ю­щую цен­три­фугу, что кратно ослож­няло процесс обо­га­ще­ния. Команда же кон­струк­то­ров ОКБ во главе с В. И. Сер­ге­е­вым приняла решение зани­маться надеж­ной под­кри­ти­че­ской машиной. Также кон­струк­то­рами были найдены фун­да­мен­таль­ные решения по кас­ка­ди­ро­ва­нию цен­три­фуг и сфор­ми­ро­ван совре­мен­ный облик раз­де­ли­тель­ного про­из­вод­ства. Эти решения ока­зались в итоге выи­грыш­ными, Гос­кор­по­ра­ция «Росатом» явля­ется лидером миро­вого рынка услуг по обо­га­ще­нию урана. А цен­три­фуга уве­ренно вытес­нила газо­диф­фу­зи­он­ные машины, кратно сокра­тив энер­го­за­траты на обо­га­ще­ние. В 1954 году немец­кие спе­ци­али­сты вер­ну­лись на родину и впо­след­ствии с суще­ствен­ным отста­ва­нием создали свою газо­цен­три­фуж­ную тех­ноло­гию, не отка­зав­шись от идеи круп­но­га­ба­рит­ной цен­три­фуги с исполь­зо­ва­нием лучшего из совет­ского опыта. И надо отметить, что только на рубеже 1980‑х годов они создали свой кон­ку­рен­т­ный продукт.

Немного об истории «Цен­тро­тех-Инжи­ни­ринга». Пер­во­на­чально кон­струк­тор­ское бюро было частью Киров­ского завода, веду­щего маши­но­стро­и­тель­ного пред­при­ятия СССР. С 27 декабря 1945 года лучшие спе­ци­али­сты начали зани­маться про­бле­мой раз­де­ле­ния изо­то­пов урана. Про­ра­бо­тав почти 20 лет, пред­при­ятие в 1963 году вышло из состава Киров­ского завода и стало п/я 344, еще через два года вошло в состав Цен­траль­ного кон­струк­тор­ского бюро маши­но­стро­е­ния (ЦКБМ). 1980‑е и 1990‑е годы ХХ века были самыми тяже­лыми для атомной про­мыш­лен­но­сти: распад СССР, ката­строфа на Чер­но­быль­ской АЭС привели к суще­ствен­ному сни­же­нию вос­тре­бо­ван­но­сти новых газовых цен­три­фуг. В это время на пло­щадке КБ активно раз­ви­ва­лось напра­в­ле­ние ста­биль­ных изо­то­пов и тех­ноло­гии для их полу­че­ния, мы участ­во­вали в меж­ду­на­род­ных про­ек­тах.

В 1992 году из ЦКБМ было выде­лено отдель­ное тема­ти­че­ское газо­цен­три­фуж­ное напра­в­ле­ние, и наше пред­при­ятие было пере­и­ме­но­вано в НТЦ «Цен­тро­тех - ЦКБМ». Но эко­но­ми­че­ская ситу­а­ция оста­в­ляла желать лучшего. Помог ЭХЗ, который в 1998 году взял наше КБ к себе в каче­стве струк­тур­ного под­раз­де­ле­ния. Клю­че­вой задачей пред­при­ятия опять стала раз­ра­ботка ура­но­вых цен­три­фуг. Послед­ние 20 лет стали эпохой реор­га­ни­за­ций: «Цен­тро­тех-ЭХЗ» был пре­об­ра­зо­ван в «Цен­тро­тех­СПб», а затем — в филиал НПО «Цен­тро­тех». С 2020 года — это «Цен­тро­тех-Инжи­ни­ринг».

Необ­хо­димо отметить, что одним из суще­ствен­ных пре­и­му­ще­ств рос­сийских цен­три­фуг, раз­ра­бо­тан­ных в Санкт-Петер­бурге, Нижнем Нов­го­роде, Ново­у­раль­ске, явля­ется надеж­ность. Наши машины имеют очень низкую интен­сив­ность отказов — сотые доли про­цента в год. Срок службы первых поко­ле­ний наших цен­три­фуг начи­нался с трех лет, а сейчас они служат до 35 лет. То есть 30–35 лет цен­три­фуга кру­тится с огром­ной ско­ро­стью без оста­но­вок. Такое уве­ли­че­ние срока службы стало воз­можно за счет вне­дре­ния новых кон­струк­тор­ских решений и посто­ян­ного совер­шен­ство­ва­ния кон­струк­ции. Дости­же­ние таких экс­плу­а­та­ци­он­ных пока­за­те­лей невоз­можно без выстра­и­ва­ния ста­биль­ных тех­ноло­ги­че­ских про­цес­сов на заводах-изго­то­ви­те­лях, сла­жен­ной работы при монтаже и пуске, тща­тель­ной безо­ши­боч­ной экс­плу­а­та­ции, что требует от раз­ра­бот­чика все­сто­рон­него пони­ма­ния всего жиз­нен­ного цикла изделия.

Машины поко­ле­ния 9+, которые сейчас явля­ются серийными, мно­го­кратно пре­вос­хо­дят первые цен­три­фуги по эффек­тив­но­сти. Про­из­во­ди­тель­ность цен­три­фуги прежде всего зависит от двух основ­ных пара­мет­ров: ква­д­рата ско­ро­сти вра­ще­ния и длины ротора. Так как ско­рость нахо­дится в ква­д­рате, для уве­ли­че­ния эффек­тив­но­сти гораздо выгод­нее нара­щи­вать именно ее. Мое убе­жде­ние: ключик в ско­ро­сти, а не в длине, и осно­ва­тели отрасли абсо­лютно правильно выбрали для цен­три­фуги надеж­ные решения и ком­по­новку — большое коли­че­ство ярусов и плотная ком­по­новка цен­три­фуг ком­пен­си­руют длину. В десятом поко­ле­нии, над которым мы сейчас рабо­таем, подход тот же: за счет кон­струк­тор­ских решений повы­сить ско­рость вра­ще­ния и про­из­во­ди­тель­ность. Но при этом кон­струк­тор­ская мысль не огра­ни­чена про­ве­рен­ными реше­ни­ями и ищет прин­ци­пи­ально новые воз­мож­но­сти. Также мы пыта­емся вне­дрить новые циф­ро­вые подходы к про­ек­ти­ро­ва­нию изделий и не забы­ваем о полном импор­то­за­ме­ще­нии ком­плек­ту­ю­щих. Бла­го­даря систем­ной и дол­го­сроч­ной тех­ни­че­ской поли­тике наши цен­три­фуги — самые надеж­ные, высо­ко­тех­ноло­гич­ные и сверх­бы­стрые. И задача кон­струк­то­ров - сохра­нить и нара­щи­вать тех­ноло­ги­че­ское лидер­ство Гос­кор­по­ра­ции «Росатом» в цен­три­фуж­ном раз­де­ле­нии.