Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Яценко Дмитрий Витальевич

Окон­чил Том­ский поли­тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет по спе­ци­аль­но­сти физика кине­ти­че­ских явле­ний. Глав­ный кон­струк­тор ура­но­вых газо­вых цен­три­фуг ООО «Цен­тро­тех-Инжи­ни­ринг».
Яценко Дмитрий Витальевич

Я родился в городе Зеле­ногор­ске Крас­но­яр­ского края, где рас­по­ложен один из круп­нейших раз­де­ли­тель­ных ком­би­на­тов в мире — АО «ПО «ЭХЗ». Мое будущее мне никогда не пред­став­ля­лось вне атом­ной промыш­лен­но­сти, и после окон­ча­ния школы я поступил в Том­ский поли­тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет на физико-тех­ни­че­ский факуль­тет, спе­ци­аль­ность — «физика кине­ти­че­ских явле­ний». По сути, на этом направ­ле­нии как раз гото­вили спе­ци­а­ли­стов для раз­де­ли­тель­ных про­из­водств. На чет­вер­том курсе я поехал на пред­диплом­ную прак­тику в Санкт-Петер­бург, в Научно-тех­ни­че­ский центр «Цен­тро­тех-ЭХЗ» (на тот момент кон­струк­тор­ское бюро в Санкт-Петер­бурге вхо­дило в состав АО «ПО «ЭХЗ»). И с этого момента раз­ра­ботка новой тех­ники стала для меня не только рабо­той, но и увле­че­нием. Не обош­лось и без хороших настав­ни­ков. Так, Олег Ник­ле­но­вич Годи­сов, док­тор тех­ни­че­ских наук, заме­сти­тель дирек­тора по науке, помог мне пра­вильно сформи­ро­вать тех­ни­че­ское миро­воз­зре­ние. Я с большой благо­дар­но­стью отношусь к вете­ра­нам отрасли и очень рад, что уда­лось пора­бо­тать со спе­ци­а­ли­стами, заложившими фун­дамент современ­ной раз­де­ли­тель­ной отрасли.

Исто­рия промыш­лен­ной газо­вой цен­три­фуги в мире нача­лась в Ленинграде — в Осо­бом кон­струк­тор­ском бюро Ленинград­ского Киров­ского завода. 8 июля 1952 года вышло Поста­нов­ле­ние Совета Мини­стров СССР № 3088–1202 о начале работ по цен­три­фуж­ной тема­тике. К этому моменту ОКБ ЛКЗ уже имело в своем послуж­ном списке раз­ра­ботку диффу­зи­он­ных машин для раз­де­ле­ния изо­топов урана. До того цен­три­фуж­ной тех­но­логией (без осо­бого успеха) уже занима­лись в спе­ци­аль­ном НИИ‑5 в Сухуми немец­кие уче­ные под руко­вод­ством Макса Ште­ен­бека и Гер­нота Циппе. НИИ‑5 из Сухуми пере­вели на Киров­ский завод. Команда немец­ких спе­ци­а­ли­стов видела «длин­ную» над­кри­ти­че­скую цен­три­фугу, т. е. кон­струкцию, в кото­рой ротор цен­три­фуги про­хо­дит множе­ствен­ные резо­нансы. Пер­вые образцы таких слож­ных машин были изго­тов­лены в 1952 году. Эти опыт­ные образцы были крайне далеки от суще­ствующих промыш­лен­ных тех­но­логий, и, глав­ное, не было системы пере­дачи частично обогащен­ного про­дукта в сле­дующую цен­три­фугу, что кратно ослож­няло процесс обогаще­ния. Команда же кон­струк­то­ров ОКБ во главе с В. И. Серге­е­вым при­няла реше­ние заниматься надеж­ной под­кри­ти­че­ской маши­ной. Также кон­струк­то­рами были най­дены фун­дамен­таль­ные реше­ния по кас­ка­ди­ро­ва­нию цен­три­фуг и сформи­ро­ван современ­ный облик раз­де­ли­тель­ного про­из­вод­ства. Эти реше­ния ока­за­лись в итоге выиг­рыш­ными, Госкорпо­рация «Роса­том» явля­ется лиде­ром миро­вого рынка услуг по обогаще­нию урана. А цен­три­фуга уве­ренно вытес­нила газо­диффу­зи­он­ные машины, кратно сокра­тив энерго­за­траты на обогаще­ние. В 1954 году немец­кие спе­ци­а­ли­сты вер­ну­лись на родину и впо­след­ствии с суще­ствен­ным отста­ва­нием создали свою газоцен­три­фуж­ную тех­но­логию, не отка­завшись от идеи круп­но­га­ба­рит­ной цен­три­фуги с исполь­зо­ва­нием лучшего из совет­ского опыта. И надо отме­тить, что только на рубеже 1980‑х годов они создали свой кон­ку­рент­ный про­дукт.

Немного об исто­рии «Цен­тро­тех-Инжи­ни­ринга». Пер­во­на­чально кон­струк­тор­ское бюро было частью Киров­ского завода, ведущего маши­но­стро­и­тель­ного предпри­я­тия СССР. С 27 декабря 1945 года лучшие спе­ци­а­ли­сты начали заниматься про­блемой раз­де­ле­ния изо­топов урана. Про­ра­бо­тав почти 20 лет, предпри­я­тие в 1963 году вышло из состава Киров­ского завода и стало п/я 344, еще через два года вошло в состав Цен­траль­ного кон­струк­тор­ского бюро маши­но­стро­е­ния (ЦКБМ). 1980‑е и 1990‑е годы ХХ века были самыми тяже­лыми для атом­ной промыш­лен­но­сти: рас­пад СССР, ката­строфа на Чер­но­быльской АЭС при­вели к суще­ствен­ному сниже­нию вос­тре­бо­ван­но­сти новых газо­вых цен­три­фуг. В это время на площадке КБ активно раз­ви­ва­лось направ­ле­ние ста­биль­ных изо­топов и тех­но­логии для их полу­че­ния, мы участ­во­вали в меж­ду­на­род­ных про­ек­тах.

В 1992 году из ЦКБМ было выде­лено отдель­ное тема­ти­че­ское газоцен­три­фуж­ное направ­ле­ние, и наше предпри­я­тие было пере­име­но­вано в НТЦ «Цен­тро­тех - ЦКБМ». Но эко­номи­че­ская ситу­ация остав­ляла желать лучшего. Помог ЭХЗ, кото­рый в 1998 году взял наше КБ к себе в каче­стве струк­тур­ного под­раз­де­ле­ния. Клю­че­вой зада­чей предпри­я­тия опять стала раз­ра­ботка ура­но­вых цен­три­фуг. Послед­ние 20 лет стали эпо­хой реорга­ни­за­ций: «Цен­тро­тех-ЭХЗ» был пре­об­ра­зо­ван в «Цен­тро­тех­СПб», а затем — в филиал НПО «Цен­тро­тех». С 2020 года — это «Цен­тро­тех-Инжи­ни­ринг».

Необ­хо­димо отме­тить, что одним из суще­ствен­ных пре­имуществ рос­сийских цен­три­фуг, раз­ра­бо­тан­ных в Санкт-Петер­бурге, Ниж­нем Новго­роде, Ново­уральске, явля­ется надеж­ность. Наши машины имеют очень низ­кую интен­сив­ность отка­зов — сотые доли процента в год. Срок службы пер­вых поко­ле­ний наших цен­три­фуг начи­нался с трех лет, а сей­час они служат до 35 лет. То есть 30–35 лет цен­три­фуга кру­тится с огром­ной ско­ро­стью без оста­но­вок. Такое уве­ли­че­ние срока службы стало возможно за счет внед­ре­ния новых кон­струк­тор­ских реше­ний и посто­ян­ного совершен­ство­ва­ния кон­струкции. Достиже­ние таких экс­плу­а­таци­он­ных пока­за­те­лей невозможно без выстра­и­ва­ния ста­биль­ных тех­но­логи­че­ских процес­сов на заво­дах-изго­то­ви­те­лях, слажен­ной работы при мон­таже и пуске, тща­тель­ной без­оши­боч­ной экс­плу­а­тации, что тре­бует от раз­ра­бот­чика все­сто­рон­него понима­ния всего жиз­нен­ного цикла изде­лия.

Машины поко­ле­ния 9+, кото­рые сей­час являются серий­ными, много­кратно пре­вос­хо­дят пер­вые цен­три­фуги по эффек­тив­но­сти. Про­из­во­ди­тель­ность цен­три­фуги пре­жде всего зави­сит от двух основ­ных парамет­ров: квад­рата ско­ро­сти враще­ния и длины ротора. Так как ско­рость нахо­дится в квад­рате, для уве­ли­че­ния эффек­тив­но­сти гораздо выгод­нее наращи­вать именно ее. Мое убеж­де­ние: клю­чик в ско­ро­сти, а не в длине, и осно­ва­тели отрасли абсо­лютно пра­вильно выбрали для цен­три­фуги надеж­ные реше­ния и компо­новку — большое коли­че­ство яру­сов и плот­ная компо­новка цен­три­фуг компен­си­руют длину. В деся­том поко­ле­нии, над кото­рым мы сей­час рабо­таем, под­ход тот же: за счет кон­струк­тор­ских реше­ний повы­сить ско­рость враще­ния и про­из­во­ди­тель­ность. Но при этом кон­струк­тор­ская мысль не огра­ни­чена про­ве­рен­ными реше­ни­ями и ищет принци­пи­ально новые возмож­но­сти. Также мы пыта­емся внед­рить новые циф­ро­вые под­ходы к про­ек­ти­ро­ва­нию изде­лий и не забы­ваем о пол­ном импор­то­за­меще­нии комплек­тующих. Благо­даря систем­ной и долго­сроч­ной тех­ни­че­ской поли­тике наши цен­три­фуги — самые надеж­ные, высо­ко­тех­но­логич­ные и сверх­быст­рые. И задача кон­струк­то­ров - сохра­нить и наращи­вать тех­но­логи­че­ское лидер­ство Госкорпо­рации «Роса­том» в цен­три­фуж­ном раз­де­ле­нии.