От Кировского завода до «Центротех-Инжиниринг»
Я родился в городе Зеленогорске Красноярского края, где расположен один из крупнейших разделительных комбинатов в мире — АО «ПО «ЭХЗ». Мое будущее мне никогда не представлялось вне атомной промышленности, и после окончания школы я поступил в Томский политехнический университет на физико-технический факультет, специальность — «физика кинетических явлений». По сути, на этом направлении как раз готовили специалистов для разделительных производств. На четвертом курсе я поехал на преддипломную практику в Санкт-Петербург, в Научно-технический центр «Центротех-ЭХЗ» (на тот момент конструкторское бюро в Санкт-Петербурге входило в состав АО «ПО «ЭХЗ»). И с этого момента разработка новой техники стала для меня не только работой, но и увлечением. Не обошлось и без хороших наставников. Так, Олег Никленович Годисов, доктор технических наук, заместитель директора по науке, помог мне правильно сформировать техническое мировоззрение. Я с большой благодарностью отношусь к ветеранам отрасли и очень рад, что удалось поработать со специалистами, заложившими фундамент современной разделительной отрасли.
История промышленной газовой центрифуги в мире началась в Ленинграде — в Особом конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода. 8 июля 1952 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 3088–1202 о начале работ по центрифужной тематике. К этому моменту ОКБ ЛКЗ уже имело в своем послужном списке разработку диффузионных машин для разделения изотопов урана. До того центрифужной технологией (без особого успеха) уже занимались в специальном НИИ‑5 в Сухуми немецкие ученые под руководством Макса Штеенбека и Гернота Циппе. НИИ‑5 из Сухуми перевели на Кировский завод. Команда немецких специалистов видела «длинную» надкритическую центрифугу, т. е. конструкцию, в которой ротор центрифуги проходит множественные резонансы. Первые образцы таких сложных машин были изготовлены в 1952 году. Эти опытные образцы были крайне далеки от существующих промышленных технологий, и, главное, не было системы передачи частично обогащенного продукта в следующую центрифугу, что кратно осложняло процесс обогащения. Команда же конструкторов ОКБ во главе с В. И. Сергеевым приняла решение заниматься надежной подкритической машиной. Также конструкторами были найдены фундаментальные решения по каскадированию центрифуг и сформирован современный облик разделительного производства. Эти решения оказались в итоге выигрышными, Госкорпорация «Росатом» является лидером мирового рынка услуг по обогащению урана. А центрифуга уверенно вытеснила газодиффузионные машины, кратно сократив энергозатраты на обогащение. В 1954 году немецкие специалисты вернулись на родину и впоследствии с существенным отставанием создали свою газоцентрифужную технологию, не отказавшись от идеи крупногабаритной центрифуги с использованием лучшего из советского опыта. И надо отметить, что только на рубеже 1980‑х годов они создали свой конкурентный продукт.
Немного об истории «Центротех-Инжиниринга». Первоначально конструкторское бюро было частью Кировского завода, ведущего машиностроительного предприятия СССР. С 27 декабря 1945 года лучшие специалисты начали заниматься проблемой разделения изотопов урана. Проработав почти 20 лет, предприятие в 1963 году вышло из состава Кировского завода и стало п/я 344, еще через два года вошло в состав Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ). 1980‑е и 1990‑е годы ХХ века были самыми тяжелыми для атомной промышленности: распад СССР, катастрофа на Чернобыльской АЭС привели к существенному снижению востребованности новых газовых центрифуг. В это время на площадке КБ активно развивалось направление стабильных изотопов и технологии для их получения, мы участвовали в международных проектах.
В 1992 году из ЦКБМ было выделено отдельное тематическое газоцентрифужное направление, и наше предприятие было переименовано в НТЦ «Центротех - ЦКБМ». Но экономическая ситуация оставляла желать лучшего. Помог ЭХЗ, который в 1998 году взял наше КБ к себе в качестве структурного подразделения. Ключевой задачей предприятия опять стала разработка урановых центрифуг. Последние 20 лет стали эпохой реорганизаций: «Центротех-ЭХЗ» был преобразован в «ЦентротехСПб», а затем — в филиал НПО «Центротех». С 2020 года — это «Центротех-Инжиниринг».
Необходимо отметить, что одним из существенных преимуществ российских центрифуг, разработанных в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новоуральске, является надежность. Наши машины имеют очень низкую интенсивность отказов — сотые доли процента в год. Срок службы первых поколений наших центрифуг начинался с трех лет, а сейчас они служат до 35 лет. То есть 30–35 лет центрифуга крутится с огромной скоростью без остановок. Такое увеличение срока службы стало возможно за счет внедрения новых конструкторских решений и постоянного совершенствования конструкции. Достижение таких эксплуатационных показателей невозможно без выстраивания стабильных технологических процессов на заводах-изготовителях, слаженной работы при монтаже и пуске, тщательной безошибочной эксплуатации, что требует от разработчика всестороннего понимания всего жизненного цикла изделия.
Машины поколения 9+, которые сейчас являются серийными, многократно превосходят первые центрифуги по эффективности. Производительность центрифуги прежде всего зависит от двух основных параметров: квадрата скорости вращения и длины ротора. Так как скорость находится в квадрате, для увеличения эффективности гораздо выгоднее наращивать именно ее. Мое убеждение: ключик в скорости, а не в длине, и основатели отрасли абсолютно правильно выбрали для центрифуги надежные решения и компоновку — большое количество ярусов и плотная компоновка центрифуг компенсируют длину. В десятом поколении, над которым мы сейчас работаем, подход тот же: за счет конструкторских решений повысить скорость вращения и производительность. Но при этом конструкторская мысль не ограничена проверенными решениями и ищет принципиально новые возможности. Также мы пытаемся внедрить новые цифровые подходы к проектированию изделий и не забываем о полном импортозамещении комплектующих. Благодаря системной и долгосрочной технической политике наши центрифуги — самые надежные, высокотехнологичные и сверхбыстрые. И задача конструкторов - сохранить и наращивать технологическое лидерство Госкорпорации «Росатом» в центрифужном разделении.