Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Воскресенский Юрий Кондратьевич

Ветеран атомной энер­гетики, участ­ник стро­и­тель­ства, и, впо­след­ствии, первый дирек­тор Курской АЭС
Воскресенский Юрий Кондратьевич

Свой тру­до­вой путь в атомной отрасли я начинал в 1952 году на Сибир­ском хими­че­ском ком­би­нате, где про­ра­бо­тал до 1968 года — прошел путь от началь­ника смены ТЭЦ до глав­ного инже­нера пред­при­ятия. Затем меня пере­вели в Минэнерго СССР и направили строить Курскую АЭС.

При­ме­ча­тель­ным в истории пред­при­ятия, важного для раз­ви­тия отрасли в плане мирного исполь­зо­ва­ния атомной энергии, считаю тот факт, что заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера в дирек­ции Курской АЭС с первых дней ее обра­зо­ва­ния работал Леонид Алек­се­е­вич Юров­ский — ученый, лауреат Госу­дар­ствен­ной премии, про­шедший большую школу сов­мест­ной работы с И. В. Кур­ча­то­вым и А. П. Алек­сан­дро­вым.

Л. А. Юров­ский имел большой авто­ри­тет в высших кругах атомной отрасли. Вспо­ми­наю такой эпизод. Мы с ним участ­вуем в работе тех­ни­че­ского совета Кур­ча­тов­ского инсти­тута, рас­сма­т­ри­ва­ются вопросы повы­ше­ния надеж­но­сти главных цир­ку­ля­ци­он­ных насосов уста­но­вок с реак­то­рами РБМК-1000. Зал полный, заходит А. П. Алек­сан­дров, общее при­вет­ствие для всех собрав­шихся. Далее ака­демик заме­чает в зале Л. А. Юров­ского, под­хо­дит к нему для пер­со­наль­ного при­вет­ствия. В ходе работы совета следуют неод­но­крат­ные обра­ще­ния пред­се­да­тель­ству­ю­щего к Л. А. Юров­скому по обсу­жда­е­мым про­бле­мам.

Именно при актив­ном участии Л. А. Юров­ского, Т. П. Нико­ла­ева, А. П. Немы­това пер­во­на­чаль­ный проект первой очереди Курской атомной элек­тро­стан­ции был пере­ра­бо­тан. Тех­ни­че­ским руко­во­ди­те­лем стро­и­тель­ства (главным инже­не­ром) в системе дирек­ции был назна­чен А. П. Немытов, участ­во­вав­ший в ее стро­и­тель­стве с первого колышка. В после­ду­ю­щие годы он работал заме­сти­те­лем дирек­тора Курской АЭС по капиталь­ному стро­и­тель­ству. Алек­сандр Пав­ло­вич сыграл в орга­ни­за­ции стро­и­тель­ного про­цесса огромную роль. Он прошел большую школу в Мин­сред­маше СССР, участ­во­вал в стро­и­тель­стве первого атом­ного реак­тора про­мыш­лен­ного типа в Томске. Там же он воз­во­дил теп­ло­вую станцию, в то время вторую по мощ­но­сти в Совет­ском Союзе. Неко­то­рое время работал в Средней Азии на стро­и­тель­стве стар­то­вых ракет­ных пло­ща­док. Алек­сан­дру Пав­ло­вичу в Мин­сред­маше СССР была пред­ло­жена работа на пре­стиж­ных стройках мини­стер­ства, но он выбрал Курскую АЭС, где и показал свои про­фес­си­о­наль­ные спо­соб­но­сти и харак­тер. При непо­сред­ствен­ном участии А. П. Немы­това все четыре энер­го­блока Курской АЭС были введены в экс­плу­а­та­цию, рос и хорошел город-спутник Кур­ча­тов.

Почему воз­ни­кла необ­хо­ди­мость стро­и­тель­ства Курской АЭС? Дело в том, что в 60-е годы про­шлого сто­летия в цен­траль­ных обла­стях России наметился зна­чи­тель­ный подъем элек­тро­по­тре­б­ле­ния в связи с раз­ви­тием про­из­вод­ств на базе желе­зо­руд­ных место­ро­жде­ний. Шло раз­ви­тие Цен­траль­ного Чер­но­зе­мья. Начи­на­лось осво­е­ние Курской маг­нит­ной ано­малии, раз­ви­вались сель­ское хозяйство, про­мыш­лен­ность в Курске и других городах региона. Поэтому ни для кого не было нео­жи­дан­но­стью, что в Курской области будет стро­иться крупная элек­тро­стан­ция. Она пона­чалу была заду­мана как теп­ло­вая станция на камен­ном угле донец­кого место­ро­жде­ния. В составе первой очереди пре­ду­сма­т­ри­ва­лось стро­и­тель­ство двух блоков мощ­но­стью по 400 МВт.

Киев­ское отде­ле­ние инсти­тута «Теп­ло­элек­тро­про­ект» Минэнерго СССР при­сту­пило к про­ве­де­нию про­ек­т­ных и изыс­ка­тель­ских работ. Кури­ро­ва­ние про­ек­ти­ро­ва­ния было воз­ло­жено на энер­гети­че­ское Упра­в­ле­ние «Кур­скэнерго». При­ни­мая во вни­ма­ние наличие водных ресур­сов реки Сейм и тран­с­порт­ной желез­но­до­рож­ной связи, пло­щадка будущей ГРЭС была выбрана на левом берегу Сейма, вблизи желез­ной дороги и насе­лен­ного пункта Иванино.

В ходе про­ек­ти­ро­ва­ния Курской ГРЭС стало ясно, что орга­ни­че­ского топлива для нее нет. Донец­кий уголь­ный бассейн исчер­пал свои мощ­но­сти, а заво­зить уголь из Воркуты или Куз­басса эко­но­ми­че­ски не целе­со­об­разно. Прави­тель­ством было принято решение строить элек­тро­стан­цию в Курской области на ядерном топливе. К тому времени в стране был накоп­лен неко­то­рый опыт работы атомных элек­тро­стан­ций. В новой энер­гети­че­ской отрасли широко исполь­зо­вался опыт соз­да­ния и экс­плу­а­та­ции реак­тор­ных уста­но­вок в атомной про­мыш­лен­но­сти. К постав­кам обо­ру­до­ва­ния для атомных элек­тро­стан­ций, с исполь­зо­ва­нием отра­бо­тан­ных тех­ноло­гий в атомной про­мыш­лен­но­сти, было готово и оте­че­ствен­ное маши­но­стро­е­ние.

Строить серию атомных элек­тро­стан­ций в цен­траль­ных районах страны было пору­чено Минэнерго СССР. Однако пере­дача от Мин­сред­маша СССР всего ком­плекса работ, от про­ек­ти­ро­ва­ния и стро­и­тель­ства до экс­плу­а­та­ции, в систему Минэнерго СССР соз­да­вала труд­но­сти при соз­да­нии Курской АЭС — голов­ной атомной элек­тро­стан­ции с реак­то­ром типа РБМК. Орга­ни­за­ции и пред­при­ятия Минэнерго СССР не имели подоб­ного опыта.

Дирек­ция стро­я­щейся Курской АЭС была обра­зо­вана в январе 1968 года. В это же время на пло­щадке вблизи желез­но­до­рож­ной станции Лука­шевка во вре­мен­ных поме­ще­ниях раз­во­ра­чи­вала работу стро­и­тель­ная орга­ни­за­ция, соз­да­ва­е­мая на базе Воро­неж­ского треста «Атомэнер­го­строй». Первым на стро­и­тель­ную пло­щадку прибыл главный инженер стро­и­тель­ного Упра­в­ле­ния Курской АЭС В. А. Коро­лев­цев, имевший опыт стро­и­тель­ства подоб­ных объек­тов на Ново­во­ро­неж­ской АЭС.

В. А. Коро­лев­цев много сил, труда и знаний при­ло­жил на соз­да­ние рабо­то­с­по­соб­ного кол­лек­тива, в корот­кое время наладил про­из­вод­ствен­ный процесс на воз­ве­де­нии объек­тов жиз­не­о­бес­пе­че­ния будущей гиган­т­ской стройки. Тех­ни­че­скому штабу стройки, воз­гла­в­ля­е­мому В. А. Коро­лев­це­вым в началь­ный период, можно дать высокую оценку.

Стро­и­те­лям, как гово­рится, все при­шлось начи­нать с чистого листа. В Курской области не было необ­хо­ди­мых пред­при­ятий стро­и­тель­ной инду­стрии, спо­соб­ных обес­пе­чить соо­ру­же­ние таких тех­ни­че­ски сложных объек­тов, как атомная элек­тро­стан­ция.

Работы на стро­и­тель­стве раз­во­ра­чи­вались в начале года, когда мате­ри­аль­ные ресурсы были рас­пре­де­лены, и Курская АЭС оста­лась без тран­с­порта и стро­и­тель­ной техники. Первый парк стро­и­тель­ных машин был сфор­ми­ро­ван сель­скими хозяйствами района, пере­дав­шими стройке более десятка гру­зо­вых авто­ма­шин, про­шедших капиталь­ный ремонт.

В скором времени вблизи поселка Иванино вырос первый городок стро­и­те­лей. Воз­главили стройку молодые стро­и­тели, про­шедшие школу Ново­во­ро­неж­ской АЭС и крупных строек в системе Минэнерго СССР. Во многие под­раз­де­ле­ния стро­и­те­лей влились бывшие работ­ники сосед­них кол­хо­зов и пред­при­ятий.

Адми­ни­стра­ция Льгов­ского района, руко­во­ди­тели кол­хо­зов и пред­при­ятий активно содейство­вали ста­но­в­ле­нию все­на­род­ной стройки. Район принял в свою семью первых стро­и­те­лей, обес­пе­чил меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние работ­ни­ков стройки, питание, обу­че­ние детей в школах. Несмо­тря на опре­де­лен­ные труд­но­сти в ком­плек­то­ва­нии кол­лек­тива стро­и­те­лей, в довольно корот­кое время на стро­и­тель­стве Курской АЭС был создан про­фес­си­о­наль­ный кол­лек­тив, спо­соб­ный решать большие задачи по обес­пе­че­нию ввода в действие четырех энер­го­бло­ков АЭС.

А в 1968 году перед стро­и­те­лями стояла задача — раз­вер­нуть стро­и­тель­ство, завер­шить в корот­кий срок, так назы­ва­е­мый, под­го­то­ви­тель­ный период. Необ­хо­димо было выпол­нить про­ек­т­ные и стро­и­тельно-мон­таж­ные работы по объек­там энер­гос­наб­же­ния, обес­пе­чить тран­с­порт­ные ком­му­ни­ка­ции, связь. Необ­хо­димо было в пер­во­о­че­ред­ном порядке ввести в объекты стро­и­тель­ной базы и мон­таж­ных под­раз­де­ле­ний, в том числе домо­стро­и­тель­ный ком­би­нат, раз­вер­нуть стро­и­тель­ство жилого поселка.

Добрым словом вспо­ми­наю глав­ного инже­нера З. Г. Гамри­кели (сме­нив­шего на этом посту Коро­лев­цева), спо­соб­ного рабо­тать на стро­и­тель­ной пло­щадке почти круглые сутки, Е. В. Ипатова - одного из руко­во­ди­те­лей стройки, про­фес­си­о­наль­ного стро­и­теля, умелого коман­дира про­из­вод­ства. Сегодня город Кур­ча­тов — один из лучших бла­го­устро­ен­ных городов Курской области, и в этом большая его заслуга.

Со всех концов страны на стройку ехали спе­ци­али­сты. На стро­и­тель­ство водо­хра­ни­лища прибыл один из опыт­нейших гид­ро­ме­ха­ни­за­то­ров И. Я. Пис­ку­нов. Его сно­ровка и умение поз­во­ляли решать сложные задачи, которые то и дело воз­ни­кали на этом в участке. За тру­до­вые успехи в стро­и­тель­стве Курской АЭС Пис­ку­нов награ­жден орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени.

На монтаже первой турбины рабо­тали Герой Соци­али­сти­че­ского труда В. К. Марущак и И. В. Иль­ченко, до курской стройки они потру­ди­лись на воз­ве­де­нии энер­гети­че­ских объек­тов во многих реги­о­нах страны.

Дирек­ция стро­я­щейся Курской АЭС при­сту­пила к работе в нео­быч­ных усло­виях. Кол­лек­тив дирек­ции с первых дней стол­к­нулся с колос­саль­ными труд­но­стями. На пло­щадке раз­во­ра­чи­ва­ется стро­и­тель­ство и одно­вре­менно при­ни­ма­ется решение дирек­тив­ных органов страны о пере­даче про­ек­ти­ро­ва­ния Курской атомной элек­тро­стан­ции от Ленин­град­ского инсти­тута «Теп­ло­элек­тро­про­ект» Минэнерго СССР вновь соз­дан­ному отде­ле­нию по про­ек­ти­ро­ва­нию атомных элек­тро­стан­ций в Москов­ском инсти­туте «Гид­ро­про­ект» того же мини­стер­ства. Это отде­ле­ние инсти­тута и в даль­нейшем зани­ма­лось про­ек­ти­ро­ва­нием АЭС с реак­то­рами РБМК (Чер­но­быль­ской и Смо­лен­ской АЭС).

Про­ек­ти­ро­ва­ние «реак­тор­ной» части первой очереди элек­тро­стан­ции было пере­дано Мин­сред­машу СССР. Новый проект раз­ра­ба­ты­вался в усло­виях, когда стройка, как гово­рится, на ходу и уже выде­лены мате­ри­аль­ные ресурсы. Поя­в­ле­ние нового проекта создало серьезные труд­но­сти. Но это решение было выну­жден­ным, так как утвер­жден­ный ранее проект, раз­ра­бо­тан­ный про­ек­т­ными орга­ни­за­ци­ями Минэнерго СССР, не мог быть реали­зо­ван. Проект Курской АЭС пре­ду­сма­т­ри­вал раз­ме­ще­ние двух атомных реак­то­ров в одном зале. Стро­и­тель­ство и монтаж второго реак­тора пред­по­ла­га­лось вести рядом с действу­ю­щим первым блоком. Такого на атомной станции с реак­то­ром, на котором пере­грузка топ­лив­ных сборок ведется на рабочем режиме, быть не могло по опре­де­ле­нию.

Успехи в стро­и­тель­стве сложных тех­ноло­ги­че­ских уста­но­вок — атом­ного реак­тора элек­три­че­ской мощ­но­стью 1 млн. кВт и тур­бо­у­ста­но­вок мощ­но­стью по 500 тыс. кВт, стали воз­мож­ными бла­го­даря актив­ному участию в работе на всех стадиях стро­и­тель­ства спе­ци­али­стов-тех­ноло­гов, которые впо­след­ствии составили ядро экс­плу­а­та­ци­он­ного пер­со­нала. Самый весомый вклад в соз­да­ние Курской атомной станции внес Том Пет­ро­вич Нико­лаев. Он сыграл выда­ю­щу­юся роль в про­ек­ти­ро­ва­нии, кури­ро­ва­нии стро­и­тельно-мон­таж­ных работ и наладке уста­но­вок Курской АЭС, в соз­да­нии про­фес­си­о­наль­ного кол­лек­тива экс­плу­а­та­ци­он­ни­ков. Том Пет­ро­вич приехал на стро­и­тель­ство Курской АЭС, имея за плечами колос­саль­ный опыт работы на про­мыш­лен­ных реак­тор­ных уста­нов­ках в Челя­бин­ске и Томске, где он был главным инже­не­ром одного из пред­при­ятий. Реактор уран-гра­фи­то­вый каналь­ный он знал, как никто другой. Знал и его про­блемные стороны. Мне при­хо­ди­лось сотруд­ни­чать с Том Пет­ро­ви­чем в Томске, и не воз­ни­кало сомне­ний, что это тот спе­ци­алист, которой так нужен на Курской АЭС.

О его поло­жи­тель­ных каче­ствах можно гово­рить много. Оста­но­в­люсь на таком примере, о котором мало кто знает. Том Пет­ро­вич понимал, что энер­го­блок с реак­то­ром РБМК потре­бует колос­саль­ных усилий, чтобы обес­пе­чить его надеж­ную и безо­пас­ную экс­плу­а­та­цию. Испытав на себе все труд­но­сти работы на подоб­ных аппа­ра­тах, Том Пет­ро­вич не принял пер­во­на­чально мое пред­ло­же­ние о пере­езде на Курскую землю, да и руко­вод­ство Мин­сред­маша СССР не изъ­я­в­ляло желание давать согла­сие на его перевод в Минэнерго СССР. В Москве состо­я­лась оче­ред­ная наша встреча, на которой Том Пет­ро­вич все-таки решился на переезд на Курскую АЭС, сослав­шись на тот факт, что молодые инже­неры, рабо­тав­шие ранее на атомных объек­тах и на Сибир­ской атомной элек­тро­стан­ции (на Томском хими­че­ском ком­би­нате) влились в кол­лек­тив Курской АЭС, и он, знавший немного больше о пред­сто­я­щих про­бле­мах и труд­но­стях, не вправе им не помочь. Это ли не ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к своим кол­ле­гам и това­ри­щам!

Пред­по­ла­га­лась большая работа по учету в проекте реак­тор­ной уста­новки Курской АЭС того опыта, который был нара­бо­тан на стро­и­тель­стве первой очереди Ленин­град­ской АЭС, соо­ру­же­ние которой велось орга­ни­за­ци­ями Мин­сред­маша СССР. Том Пет­ро­вич про­во­дил экс­пер­тизу реак­тор­ной уста­новки РБМК-1 ООО для Ленин­град­ской АЭС и был, как никто другой, готов к этой работе. Тре­бо­ва­лось мак­си­мально учесть изме­не­ния в проекте, выте­ка­ю­щие при соз­да­нии Ленин­град­ского блока. Такая работа была успешно про­ве­дена.

Во время стро­и­тель­ства Курская АЭС входила в систему «Гла­ва­томэнерго» Минэнерго СССР. Работ­ники главка считали нашу стройку одной из при­о­ри­тет­ных и вся­че­ски помо­гали ее ста­но­в­ле­нию. Особо отмечу роль одного из ведущих спе­ци­али­стов — атом­щи­ков А. Н. Гри­го­рянца — началь­ника главка, Л. М. Воро­нина — глав­ного инже­нера, Д. С. Заха­рова — кура­тора стро­я­щейся Курской АЭС. Дмитрий Семе­но­вич Захаров один из круп­нейших спе­ци­али­стов по стро­и­тель­ству особо важных и сложных объек­тов в нашей стране. На его счету стро­и­тель­ство Челя­бин­ского метал­лур­ги­че­ского ком­би­ната, соо­ру­же­ние кото­рого велось в суровые военные годы, первой в мире атомной элек­тро­стан­ции в Обнин­ске, Москов­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета и других важ­нейших объек­тов. Он часто посещал стро­и­тель­ную пло­щадку Курской АЭС, вникал в про­блемы стройки, помогал дирек­ции в решении вопро­сов вза­и­мо­действия с мини­стер­ствами и ведом­ствами страны при обес­пе­че­нии мате­ри­аль­ными ресур­сами. Его отли­чали ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к людям, тру­до­лю­бие и испол­ни­тель­ность. Будучи на стройке, Дмитрий Семе­но­вич на месте в любых погод­ных усло­виях зна­ко­мился с суще­ством воз­ни­ка­ю­щих проблем, помогал нахо­дить правиль­ное решение.

Вспо­ми­на­ется случай. Одна из холод­ных и снежных зим начала семи­де­ся­тых, тем­пе­ра­тура под минус 30 гра­ду­сов, снежные заносы. Поста­в­лена задача — уско­рить стро­и­тель­ство теп­ло­трассы на будущий город энер­гети­ков и подать тепло от котель­ной на первые объекты города. Рано утром (орга­ни­за­ции на стройке еще не при­сту­пили к работе) Дмитрий Семе­но­вич Захаров и началь­ник ПТО дирек­ции Курской АЭС Вла­димир Васи­лье­вич Худо­но­гов, успев­шие обсле­до­вать теп­ло­трассу, докла­ды­вают, что ночью похи­щено и выве­зено за пределы стройки метал­ли­че­ское покры­тие теп­ло­и­зо­ля­ции на большом участке тру­бо­про­вода. Напра­ши­ва­лось решение — воз­дер­жаться от даль­нейших работ. Однако при­ни­ма­ется пред­ло­же­ние Д. С. Заха­рова — вос­ста­но­вить покры­тие тру­бо­про­вода и тем самым пре­по­дать урок по вос­пита­нию людей. Решение оправ­дало себя. Насе­ле­ние в округе пере­стало раз­би­рать покры­тие для исполь­зо­ва­ния в ремонте кровель и для изго­то­в­ле­ния ведер.

Велика роль в орга­ни­за­ции стро­и­тель­ства, в обес­пе­че­нии тех больших задач, которые стояли перед стро­и­тель­ным Упра­в­ле­нием Курской АЭС, Дмитрия Бори­со­вича Федор­чу­кова. Какие бы посты он не занимал — главный инженер Воро­неж­ского треста «Атомэнер­го­строй», главный инженер главка «Гла­ва­томэнер­го­строй» Минэнерго СССР, заме­сти­тель началь­ника отдела энер­гетики Гос­плана СССР — Курской АЭС отво­ди­лась особая роль, как голов­ной стройке, на которой отра­ба­ты­вались пере­до­вые тех­ноло­гии соо­ру­же­ния объек­тов атомной энер­гетики. Весь пред­пуско­вой период Д. Б. Федор­чу­ков не покидал стройки. Мне при­шлось рабо­тать с Д. Б. Федор­чу­ко­вым в Гос­плане СССР. Вопросы, свя­зан­ные со стро­и­тель­ством Курской АЭС, для него были зна­чи­мыми. К Курской АЭС он отно­сился, как к родному объекту.

Замет­ный след в судьбе Курской АЭС оставил Е. А. Решет­ни­ков. Руко­во­ди­мый им стро­и­тель­ный кол­лек­тив одного из под­раз­де­ле­ний Минэнерго СССР был отко­ман­ди­ро­ван на стро­и­тель­ство Курской АЭС, где вел работы на ряде сложных объек­тов элек­тро­стан­ции. Позднее, будучи заме­сти­те­лем мини­стра и курируя стро­и­тель­ный ком­плекс, Евгений Алек­сан­дро­вич не оста­в­лял без вни­ма­ния Курскую АЭС.

Если сегодня огля­нуться назад и вспо­мнить самые памят­ные моменты из жизни стройки, из жизни кол­лек­тива дирек­ции, то мне особо запо­мни­лись такие события. Для обес­пе­че­ния ввода в действие первой элек­три­че­ской под­стан­ции необ­хо­димо было срочно обес­пе­чить тран­с­пор­ти­ровку тран­с­фор­ма­тора от желез­но­до­рож­ной станции Лука­шевка по сель­ской раз­би­той грун­то­вой дороге. Рабо­тами руко­во­дил Б. В. Пожи­даев. Весь кол­лек­тив дирек­ции сопро­во­ждал трейлер и пережи­вал — завалится груз или бла­го­по­лучно будет доста­в­лен на место уста­новки. Б. В. Пожи­даев отлично справился с задачей. В даль­нейшем он перешел на работу в элек­три­че­ский цех Курской АЭС, его тру­до­вая дея­тель­ность отме­чена высокой награ­дой — орденом Тру­до­вого Крас­ного знамени.

Оста­ется в памяти ввод в действие домо­стро­и­тель­ного ком­би­ната, засе­ле­ние первого дома в будущем городе энер­гети­ков, пуск реки Сейм по новому руслу. В ходе этой работы про­и­зо­шел курьезный случай. При размыве зем­с­на­ря­дом послед­ней зем­ля­ной пере­мычки потоком воды был смыт рас­поло­жен­ный ниже по течению пон­тон­ный мост, свя­зы­ва­ю­щий пра­во­бе­реж­ные районы с тран­с­порт­ными ком­му­ни­ка­ци­ями. Стро­и­те­лям при­шлось в авраль­ном порядке навести новый мост. Сейм пошел по новому искус­ствен­ному руслу. Эти события про­хо­дили при большом сте­че­нии народа, в празд­нич­ной обста­новке. На стройке ста­но­ви­лось тра­ди­цией отме­чать зна­чи­мые события всем кол­лек­ти­вом.

Запо­мнился день укладки первого бетона в кот­ло­ван глав­ного корпуса. Неза­бы­ваем и празд­ник детворы — начало первого учеб­ного года в поселке. Школа № 1 не была готова к приему школь­ни­ков, и занятия начались в одном из жилых домов, первый этаж кото­рого был при­с­по­со­б­лен под школь­ные классы. Нужно было видеть счаст­ли­вые лица детворы, которая полу­чила воз­мож­ность впервые посе­щать школу в своем городе.

Или такое событие. Кура­торы докла­ды­вают: «про­вали­лось» пере­кры­тие первого этажа гото­вого к засе­ле­нию дома в поселке. Это про­я­вили себя про­са­доч­ные грунты. При­шлось срочно пере­ра­бо­тать многие проекты зданий и соо­ру­же­ний, уже­сто­чить тре­бо­ва­ния к каче­ству работ и кон­тролю за соблю­де­нием нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ний.

Были и другие памят­ные моменты. Я вспо­ми­наю спе­ци­али­стов дирек­ции Курской АЭС, которые начи­нали стро­и­тель­ство. Это большая группа энер­гети­ков, впо­след­ствии ставшая костя­ком кол­лек­тива экс­плу­а­та­ции. Среди первых приехал на стройку Герман Пав­ло­вич Иванов, пожалуй, один из самых опыт­нейших тур­би­ни­стов России. До пере­езда на Курскую АЭС через его руки прошли турбины с марками всех тур­бо­стро­и­тель­ных заводов бывшего СССР (Ленин­град­ского метал­ли­че­ского завода, Харь­ков­ского тур­бин­ного завода, Брян­ского маши­но­стро­и­тель­ного завода и Ураль­ского тур­бо­мо­тор­ного завода). Г. П. Иванов участ­во­вал в пуске всех восьми турбин, которые сегодня рабо­тают на Курской АЭС. Это агре­гаты высшей слож­но­сти. Герман Пав­ло­вич под­го­то­вил большую армию квали­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­али­стов, которые обес­пе­чи­вают сегодня надеж­ную работу элек­тро­стан­ции.

Кол­лек­тив АЭС ком­плек­то­вался не только опыт­ными работ­ни­ками, про­шедшими школу на атомных объек­тах Крас­но­яр­ска, Томска, Челя­бин­ска, крупных теп­ло­вых стан­циях Минэнерго СССР и объек­тах военно-мор­ского флота, но и моло­дыми спе­ци­али­стами. Моло­дежь стреми­лась начать свою тру­до­вую дея­тель­ность на одной из круп­нейших атомных элек­тро­стан­ций не только нашей страны, но и Европы. Многие из них рабо­тают в насто­я­щее время на самых сложных участ­ках, стали руко­во­ди­те­лями под­раз­де­ле­ний Курской АЭС, успешно рабо­тают на других атомных стан­циях, на пред­при­ятиях и в орга­ни­за­циях отрасли.

Во время заклю­чи­тель­ного периода монтажа обо­ру­до­ва­ния и про­ве­де­ния пус­ко­вых опе­ра­ций в кол­лек­тив станции влилась большая группа спе­ци­али­стов, про­шедшая школу пуска и экс­плу­а­та­ции атомных уста­но­вок.

Сегодня нет среди нас рано ушедших из жизни людей, отдав­ших Курской АЭС не только свои спо­соб­но­сти и знания, но и часть своей жизни. Пусть же атомная станция на Сейме станет оли­це­тво­ре­нием их добрых дел!

Много лет я про­ра­бо­тал в атомной отрасли на разных долж­но­стях, выпол­нял воз­ло­жен­ные на меня задачи, главной из которых считаю стро­и­тель­ство Курской станции. Я никогда не заду­мы­вался о страхе, о каких-то рисках для своего здо­ро­вья — просто честно делал свою работу, и очень рад, что дело моей жизни живет: стро­ятся новые энер­го­блоки, в атомной отрасли вне­дря­ются пере­до­вые тех­ноло­гии, о которых мы в свое время и мечтать не могли. Что спо­соб­ствует такому бурному раз­ви­тию? На мой взгляд, люди — истин­ные патри­оты, честные, бес­ком­про­мис­с­ные, бес­ко­нечно пре­дан­ные своему делу, такие, какими были наши великие ученые-физики, сто­яв­шие у истоков атомной отрасли.