Я просто честно делал свою работу
Свой трудовой путь в атомной отрасли я начинал в 1952 году на Сибирском химическом комбинате, где проработал до 1968 года — прошел путь от начальника смены ТЭЦ до главного инженера предприятия. Затем меня перевели в Минэнерго СССР и направили строить Курскую АЭС.
Примечательным в истории предприятия, важного для развития отрасли в плане мирного использования атомной энергии, считаю тот факт, что заместителем главного инженера в дирекции Курской АЭС с первых дней ее образования работал Леонид Алексеевич Юровский — ученый, лауреат Государственной премии, прошедший большую школу совместной работы с И. В. Курчатовым и А. П. Александровым.
Л. А. Юровский имел большой авторитет в высших кругах атомной отрасли. Вспоминаю такой эпизод. Мы с ним участвуем в работе технического совета Курчатовского института, рассматриваются вопросы повышения надежности главных циркуляционных насосов установок с реакторами РБМК-1000. Зал полный, заходит А. П. Александров, общее приветствие для всех собравшихся. Далее академик замечает в зале Л. А. Юровского, подходит к нему для персонального приветствия. В ходе работы совета следуют неоднократные обращения председательствующего к Л. А. Юровскому по обсуждаемым проблемам.
Именно при активном участии Л. А. Юровского, Т. П. Николаева, А. П. Немытова первоначальный проект первой очереди Курской атомной электростанции был переработан. Техническим руководителем строительства (главным инженером) в системе дирекции был назначен А. П. Немытов, участвовавший в ее строительстве с первого колышка. В последующие годы он работал заместителем директора Курской АЭС по капитальному строительству. Александр Павлович сыграл в организации строительного процесса огромную роль. Он прошел большую школу в Минсредмаше СССР, участвовал в строительстве первого атомного реактора промышленного типа в Томске. Там же он возводил тепловую станцию, в то время вторую по мощности в Советском Союзе. Некоторое время работал в Средней Азии на строительстве стартовых ракетных площадок. Александру Павловичу в Минсредмаше СССР была предложена работа на престижных стройках министерства, но он выбрал Курскую АЭС, где и показал свои профессиональные способности и характер. При непосредственном участии А. П. Немытова все четыре энергоблока Курской АЭС были введены в эксплуатацию, рос и хорошел город-спутник Курчатов.
Почему возникла необходимость строительства Курской АЭС? Дело в том, что в 60-е годы прошлого столетия в центральных областях России наметился значительный подъем электропотребления в связи с развитием производств на базе железорудных месторождений. Шло развитие Центрального Черноземья. Начиналось освоение Курской магнитной аномалии, развивались сельское хозяйство, промышленность в Курске и других городах региона. Поэтому ни для кого не было неожиданностью, что в Курской области будет строиться крупная электростанция. Она поначалу была задумана как тепловая станция на каменном угле донецкого месторождения. В составе первой очереди предусматривалось строительство двух блоков мощностью по 400 МВт.
Киевское отделение института «Теплоэлектропроект» Минэнерго СССР приступило к проведению проектных и изыскательских работ. Курирование проектирования было возложено на энергетическое Управление «Курскэнерго». Принимая во внимание наличие водных ресурсов реки Сейм и транспортной железнодорожной связи, площадка будущей ГРЭС была выбрана на левом берегу Сейма, вблизи железной дороги и населенного пункта Иванино.
В ходе проектирования Курской ГРЭС стало ясно, что органического топлива для нее нет. Донецкий угольный бассейн исчерпал свои мощности, а завозить уголь из Воркуты или Кузбасса экономически не целесообразно. Правительством было принято решение строить электростанцию в Курской области на ядерном топливе. К тому времени в стране был накоплен некоторый опыт работы атомных электростанций. В новой энергетической отрасли широко использовался опыт создания и эксплуатации реакторных установок в атомной промышленности. К поставкам оборудования для атомных электростанций, с использованием отработанных технологий в атомной промышленности, было готово и отечественное машиностроение.
Строить серию атомных электростанций в центральных районах страны было поручено Минэнерго СССР. Однако передача от Минсредмаша СССР всего комплекса работ, от проектирования и строительства до эксплуатации, в систему Минэнерго СССР создавала трудности при создании Курской АЭС — головной атомной электростанции с реактором типа РБМК. Организации и предприятия Минэнерго СССР не имели подобного опыта.
Дирекция строящейся Курской АЭС была образована в январе 1968 года. В это же время на площадке вблизи железнодорожной станции Лукашевка во временных помещениях разворачивала работу строительная организация, создаваемая на базе Воронежского треста «Атомэнергострой». Первым на строительную площадку прибыл главный инженер строительного Управления Курской АЭС В. А. Королевцев, имевший опыт строительства подобных объектов на Нововоронежской АЭС.
В. А. Королевцев много сил, труда и знаний приложил на создание работоспособного коллектива, в короткое время наладил производственный процесс на возведении объектов жизнеобеспечения будущей гигантской стройки. Техническому штабу стройки, возглавляемому В. А. Королевцевым в начальный период, можно дать высокую оценку.
Строителям, как говорится, все пришлось начинать с чистого листа. В Курской области не было необходимых предприятий строительной индустрии, способных обеспечить сооружение таких технически сложных объектов, как атомная электростанция.
Работы на строительстве разворачивались в начале года, когда материальные ресурсы были распределены, и Курская АЭС осталась без транспорта и строительной техники. Первый парк строительных машин был сформирован сельскими хозяйствами района, передавшими стройке более десятка грузовых автомашин, прошедших капитальный ремонт.
В скором времени вблизи поселка Иванино вырос первый городок строителей. Возглавили стройку молодые строители, прошедшие школу Нововоронежской АЭС и крупных строек в системе Минэнерго СССР. Во многие подразделения строителей влились бывшие работники соседних колхозов и предприятий.
Администрация Льговского района, руководители колхозов и предприятий активно содействовали становлению всенародной стройки. Район принял в свою семью первых строителей, обеспечил медицинское обслуживание работников стройки, питание, обучение детей в школах. Несмотря на определенные трудности в комплектовании коллектива строителей, в довольно короткое время на строительстве Курской АЭС был создан профессиональный коллектив, способный решать большие задачи по обеспечению ввода в действие четырех энергоблоков АЭС.
А в 1968 году перед строителями стояла задача — развернуть строительство, завершить в короткий срок, так называемый, подготовительный период. Необходимо было выполнить проектные и строительно-монтажные работы по объектам энергоснабжения, обеспечить транспортные коммуникации, связь. Необходимо было в первоочередном порядке ввести в объекты строительной базы и монтажных подразделений, в том числе домостроительный комбинат, развернуть строительство жилого поселка.
Добрым словом вспоминаю главного инженера З. Г. Гамрикели (сменившего на этом посту Королевцева), способного работать на строительной площадке почти круглые сутки, Е. В. Ипатова - одного из руководителей стройки, профессионального строителя, умелого командира производства. Сегодня город Курчатов — один из лучших благоустроенных городов Курской области, и в этом большая его заслуга.
Со всех концов страны на стройку ехали специалисты. На строительство водохранилища прибыл один из опытнейших гидромеханизаторов И. Я. Пискунов. Его сноровка и умение позволяли решать сложные задачи, которые то и дело возникали на этом в участке. За трудовые успехи в строительстве Курской АЭС Пискунов награжден орденом Трудового Красного Знамени.
На монтаже первой турбины работали Герой Социалистического труда В. К. Марущак и И. В. Ильченко, до курской стройки они потрудились на возведении энергетических объектов во многих регионах страны.
Дирекция строящейся Курской АЭС приступила к работе в необычных условиях. Коллектив дирекции с первых дней столкнулся с колоссальными трудностями. На площадке разворачивается строительство и одновременно принимается решение директивных органов страны о передаче проектирования Курской атомной электростанции от Ленинградского института «Теплоэлектропроект» Минэнерго СССР вновь созданному отделению по проектированию атомных электростанций в Московском институте «Гидропроект» того же министерства. Это отделение института и в дальнейшем занималось проектированием АЭС с реакторами РБМК (Чернобыльской и Смоленской АЭС).
Проектирование «реакторной» части первой очереди электростанции было передано Минсредмашу СССР. Новый проект разрабатывался в условиях, когда стройка, как говорится, на ходу и уже выделены материальные ресурсы. Появление нового проекта создало серьезные трудности. Но это решение было вынужденным, так как утвержденный ранее проект, разработанный проектными организациями Минэнерго СССР, не мог быть реализован. Проект Курской АЭС предусматривал размещение двух атомных реакторов в одном зале. Строительство и монтаж второго реактора предполагалось вести рядом с действующим первым блоком. Такого на атомной станции с реактором, на котором перегрузка топливных сборок ведется на рабочем режиме, быть не могло по определению.
Успехи в строительстве сложных технологических установок — атомного реактора электрической мощностью 1 млн. кВт и турбоустановок мощностью по 500 тыс. кВт, стали возможными благодаря активному участию в работе на всех стадиях строительства специалистов-технологов, которые впоследствии составили ядро эксплуатационного персонала. Самый весомый вклад в создание Курской атомной станции внес Том Петрович Николаев. Он сыграл выдающуюся роль в проектировании, курировании строительно-монтажных работ и наладке установок Курской АЭС, в создании профессионального коллектива эксплуатационников. Том Петрович приехал на строительство Курской АЭС, имея за плечами колоссальный опыт работы на промышленных реакторных установках в Челябинске и Томске, где он был главным инженером одного из предприятий. Реактор уран-графитовый канальный он знал, как никто другой. Знал и его проблемные стороны. Мне приходилось сотрудничать с Том Петровичем в Томске, и не возникало сомнений, что это тот специалист, которой так нужен на Курской АЭС.
О его положительных качествах можно говорить много. Остановлюсь на таком примере, о котором мало кто знает. Том Петрович понимал, что энергоблок с реактором РБМК потребует колоссальных усилий, чтобы обеспечить его надежную и безопасную эксплуатацию. Испытав на себе все трудности работы на подобных аппаратах, Том Петрович не принял первоначально мое предложение о переезде на Курскую землю, да и руководство Минсредмаша СССР не изъявляло желание давать согласие на его перевод в Минэнерго СССР. В Москве состоялась очередная наша встреча, на которой Том Петрович все-таки решился на переезд на Курскую АЭС, сославшись на тот факт, что молодые инженеры, работавшие ранее на атомных объектах и на Сибирской атомной электростанции (на Томском химическом комбинате) влились в коллектив Курской АЭС, и он, знавший немного больше о предстоящих проблемах и трудностях, не вправе им не помочь. Это ли не уважительное отношение к своим коллегам и товарищам!
Предполагалась большая работа по учету в проекте реакторной установки Курской АЭС того опыта, который был наработан на строительстве первой очереди Ленинградской АЭС, сооружение которой велось организациями Минсредмаша СССР. Том Петрович проводил экспертизу реакторной установки РБМК-1 ООО для Ленинградской АЭС и был, как никто другой, готов к этой работе. Требовалось максимально учесть изменения в проекте, вытекающие при создании Ленинградского блока. Такая работа была успешно проведена.
Во время строительства Курская АЭС входила в систему «Главатомэнерго» Минэнерго СССР. Работники главка считали нашу стройку одной из приоритетных и всячески помогали ее становлению. Особо отмечу роль одного из ведущих специалистов — атомщиков А. Н. Григорянца — начальника главка, Л. М. Воронина — главного инженера, Д. С. Захарова — куратора строящейся Курской АЭС. Дмитрий Семенович Захаров один из крупнейших специалистов по строительству особо важных и сложных объектов в нашей стране. На его счету строительство Челябинского металлургического комбината, сооружение которого велось в суровые военные годы, первой в мире атомной электростанции в Обнинске, Московского государственного университета и других важнейших объектов. Он часто посещал строительную площадку Курской АЭС, вникал в проблемы стройки, помогал дирекции в решении вопросов взаимодействия с министерствами и ведомствами страны при обеспечении материальными ресурсами. Его отличали уважительное отношение к людям, трудолюбие и исполнительность. Будучи на стройке, Дмитрий Семенович на месте в любых погодных условиях знакомился с существом возникающих проблем, помогал находить правильное решение.
Вспоминается случай. Одна из холодных и снежных зим начала семидесятых, температура под минус 30 градусов, снежные заносы. Поставлена задача — ускорить строительство теплотрассы на будущий город энергетиков и подать тепло от котельной на первые объекты города. Рано утром (организации на стройке еще не приступили к работе) Дмитрий Семенович Захаров и начальник ПТО дирекции Курской АЭС Владимир Васильевич Худоногов, успевшие обследовать теплотрассу, докладывают, что ночью похищено и вывезено за пределы стройки металлическое покрытие теплоизоляции на большом участке трубопровода. Напрашивалось решение — воздержаться от дальнейших работ. Однако принимается предложение Д. С. Захарова — восстановить покрытие трубопровода и тем самым преподать урок по воспитанию людей. Решение оправдало себя. Население в округе перестало разбирать покрытие для использования в ремонте кровель и для изготовления ведер.
Велика роль в организации строительства, в обеспечении тех больших задач, которые стояли перед строительным Управлением Курской АЭС, Дмитрия Борисовича Федорчукова. Какие бы посты он не занимал — главный инженер Воронежского треста «Атомэнергострой», главный инженер главка «Главатомэнергострой» Минэнерго СССР, заместитель начальника отдела энергетики Госплана СССР — Курской АЭС отводилась особая роль, как головной стройке, на которой отрабатывались передовые технологии сооружения объектов атомной энергетики. Весь предпусковой период Д. Б. Федорчуков не покидал стройки. Мне пришлось работать с Д. Б. Федорчуковым в Госплане СССР. Вопросы, связанные со строительством Курской АЭС, для него были значимыми. К Курской АЭС он относился, как к родному объекту.
Заметный след в судьбе Курской АЭС оставил Е. А. Решетников. Руководимый им строительный коллектив одного из подразделений Минэнерго СССР был откомандирован на строительство Курской АЭС, где вел работы на ряде сложных объектов электростанции. Позднее, будучи заместителем министра и курируя строительный комплекс, Евгений Александрович не оставлял без внимания Курскую АЭС.
Если сегодня оглянуться назад и вспомнить самые памятные моменты из жизни стройки, из жизни коллектива дирекции, то мне особо запомнились такие события. Для обеспечения ввода в действие первой электрической подстанции необходимо было срочно обеспечить транспортировку трансформатора от железнодорожной станции Лукашевка по сельской разбитой грунтовой дороге. Работами руководил Б. В. Пожидаев. Весь коллектив дирекции сопровождал трейлер и переживал — завалится груз или благополучно будет доставлен на место установки. Б. В. Пожидаев отлично справился с задачей. В дальнейшем он перешел на работу в электрический цех Курской АЭС, его трудовая деятельность отмечена высокой наградой — орденом Трудового Красного знамени.
Остается в памяти ввод в действие домостроительного комбината, заселение первого дома в будущем городе энергетиков, пуск реки Сейм по новому руслу. В ходе этой работы произошел курьезный случай. При размыве земснарядом последней земляной перемычки потоком воды был смыт расположенный ниже по течению понтонный мост, связывающий правобережные районы с транспортными коммуникациями. Строителям пришлось в авральном порядке навести новый мост. Сейм пошел по новому искусственному руслу. Эти события проходили при большом стечении народа, в праздничной обстановке. На стройке становилось традицией отмечать значимые события всем коллективом.
Запомнился день укладки первого бетона в котлован главного корпуса. Незабываем и праздник детворы — начало первого учебного года в поселке. Школа № 1 не была готова к приему школьников, и занятия начались в одном из жилых домов, первый этаж которого был приспособлен под школьные классы. Нужно было видеть счастливые лица детворы, которая получила возможность впервые посещать школу в своем городе.
Или такое событие. Кураторы докладывают: «провалилось» перекрытие первого этажа готового к заселению дома в поселке. Это проявили себя просадочные грунты. Пришлось срочно переработать многие проекты зданий и сооружений, ужесточить требования к качеству работ и контролю за соблюдением нормативных требований.
Были и другие памятные моменты. Я вспоминаю специалистов дирекции Курской АЭС, которые начинали строительство. Это большая группа энергетиков, впоследствии ставшая костяком коллектива эксплуатации. Среди первых приехал на стройку Герман Павлович Иванов, пожалуй, один из самых опытнейших турбинистов России. До переезда на Курскую АЭС через его руки прошли турбины с марками всех турбостроительных заводов бывшего СССР (Ленинградского металлического завода, Харьковского турбинного завода, Брянского машиностроительного завода и Уральского турбомоторного завода). Г. П. Иванов участвовал в пуске всех восьми турбин, которые сегодня работают на Курской АЭС. Это агрегаты высшей сложности. Герман Павлович подготовил большую армию квалифицированных специалистов, которые обеспечивают сегодня надежную работу электростанции.
Коллектив АЭС комплектовался не только опытными работниками, прошедшими школу на атомных объектах Красноярска, Томска, Челябинска, крупных тепловых станциях Минэнерго СССР и объектах военно-морского флота, но и молодыми специалистами. Молодежь стремилась начать свою трудовую деятельность на одной из крупнейших атомных электростанций не только нашей страны, но и Европы. Многие из них работают в настоящее время на самых сложных участках, стали руководителями подразделений Курской АЭС, успешно работают на других атомных станциях, на предприятиях и в организациях отрасли.
Во время заключительного периода монтажа оборудования и проведения пусковых операций в коллектив станции влилась большая группа специалистов, прошедшая школу пуска и эксплуатации атомных установок.
Сегодня нет среди нас рано ушедших из жизни людей, отдавших Курской АЭС не только свои способности и знания, но и часть своей жизни. Пусть же атомная станция на Сейме станет олицетворением их добрых дел!
Много лет я проработал в атомной отрасли на разных должностях, выполнял возложенные на меня задачи, главной из которых считаю строительство Курской станции. Я никогда не задумывался о страхе, о каких-то рисках для своего здоровья — просто честно делал свою работу, и очень рад, что дело моей жизни живет: строятся новые энергоблоки, в атомной отрасли внедряются передовые технологии, о которых мы в свое время и мечтать не могли. Что способствует такому бурному развитию? На мой взгляд, люди — истинные патриоты, честные, бескомпромиссные, бесконечно преданные своему делу, такие, какими были наши великие ученые-физики, стоявшие у истоков атомной отрасли.