Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Вохмяков Сергей Владимирович

Пер­вый заме­сти­тель гене­раль­ного дирек­тора по про­из­вод­ству — тех­ни­че­ский дирек­тор АО «Цен­траль­ный про­ектно-тех­но­логи­че­ский инсти­тут».
Вохмяков Сергей Владимирович

Цен­три­фуги стоят не в чистом поле. Для них нужны зда­ния, комму­ни­кации, вспомога­тель­ное обо­ру­до­ва­ние, системы элек­тро­снабже­ния и управ­ле­ния. Про­ек­ти­руем их мы. Для каж­дого сле­дующего поко­ле­ния цен­три­фуг нужен новый про­ект раз­де­ли­тель­ного про­из­вод­ства, плюс мы гото­вим про­екты пла­но­вой модер­ни­за­ции: когда шестое поко­ле­ние, напри­мер, меняют на девя­тое, ЦПТИ выпол­няет много раз­ных про­ек­тов, бывает - до двух­сот в год. 

Но раз­де­ли­тель­ное про­из­вод­ство все­гда стоит особ­ня­ком. Не потому, что таких про­ек­тов немного (один в два-три года), а потому, что они ни на что не похожи. Потому что цен­три­фуга — это совершенно уни­каль­ное изде­лие. Чтобы цен­три­фуга рабо­тала, ее нужно пра­вильно разме­стить, то есть уста­но­вить на стро­и­тель­ные кон­струкции. Затем ее нужно обвя­зать тру­бами, по кото­рым идет гек­сафто­рид урана. Вот пред­ставьте: раз­де­ли­тель­ное про­из­вод­ство — это километ­ро­вые цеха. А про­тяжен­ность тех­но­логи­че­ских комму­ни­каций — многие десятки километ­ров. При­чем все это — ваку­ум­ные системы с соот­вет­ствующими тре­бо­ва­ни­ями к герме­тич­но­сти, вклю­чающие большое коли­че­ство запор­ной арма­туры, под­ка­чи­вающих компрес­со­ров, ваку­ум­ных насо­сов, регу­ля­то­ров, рабо­тающие как еди­ный орга­низм. Могу предпо­ложить, что нигде больше в Рос­сии и даже в мире нет таких про­тяжен­ных ваку­ум­ных комму­ни­каций, как на наших раз­де­ли­тель­ных заво­дах.

К элек­тро­снабже­нию для раз­де­ли­тель­ного про­из­вод­ства тре­бо­ва­ния тоже инди­ви­ду­аль­ные. Цен­три­фугу нельзя про­сто вклю­чить в розетку 220 вольт. Чтобы обес­пе­чить элек­тро­снабже­ние, исполь­зуются спе­ци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­тели, создан­ные исклю­чи­тельно для цен­три­фуг. Они рабо­тают на очень высо­ких часто­тах, не имеющих прямых ана­логов в промыш­лен­но­сти. Система элек­тро­снабже­ния обес­пе­чи­вает работу ГЦ в раз­ных режимах — разгон, номи­наль­ная частота, торможе­ние. При про­ек­ти­ро­ва­нии необ­хо­димо учи­ты­вать массу нюан­сов, свя­зан­ных как с соб­ственно часто­той, так и с пере­ход­ными режимами ГЦ, резер­ви­ро­ва­нием пре­об­ра­зо­ва­те­лей и других элемен­тов системы элек­тро­снабже­ния в слу­чае отка­зов.

Осо­бые тре­бо­ва­ния также предъяв­ляются к охла­жде­нию ГЦ и мик­ро­климату в корпусе раз­де­ли­тель­ного кас­када. Если их не обес­пе­чить, то про­из­во­ди­тель­ность ГЦ суще­ственно снижа­ется, а большие откло­не­ния могут при­ве­сти даже к раз­ру­ше­ниям ГЦ. Система управ­ле­ния — отдель­ная исто­рия. В каж­дом корпусе раз­де­ли­тель­ного завода рабо­тают сотни тысяч цен­три­фуг, и за каж­дой из них нужно еже­се­кундно сле­дить, опе­ра­тивно менять тех­но­логи­че­ские параметры секций и бло­ков, управ­лять в нештат­ной ситу­ации, когда на щите диспет­чера одно­временно «выва­ли­ваются» сотни сиг­на­лов и время для при­ня­тия реше­ния крайне огра­ни­чено. Вруч­ную эти опе­рации выпол­нить невозможно, успеть может только авто­ма­тика. И все эти пере­чис­лен­ные осо­бен­но­сти необ­хо­димо учесть в про­екте.

Исто­ри­че­ски един­ствен­ным про­ек­ти­ровщи­ком раз­де­ли­тель­ных про­из­водств в СССР и затем в РФ был Все­рос­сийский научно-иссле­до­ва­тельский и про­ект­ный инсти­тут энерге­ти­че­ской тех­ники (ГИ «ВНИПИЭТ»). Именно сотруд­ники ВНИПИЭТ спро­ек­ти­ро­вали все четыре суще­ствующих раз­де­ли­тель­ных завода — УЭХК, ЭХЗ, СХК, АЭХК — и в после­дующем долгие годы обес­пе­чи­вали их модер­ни­за­цию. Про­ек­ти­ровщики ВНИПИЭТ пред­ложили и реа­ли­зо­вали уни­каль­ные на тот момент тех­ни­че­ские реше­ния, опре­де­лившие облик раз­де­ли­тель­ных заво­дов и потенциал для их будущего раз­ви­тия.

Я застал то время, когда ВНИПИЭТ реально вел работы на наших площад­ках, и был зна­ком с неко­то­рыми из гуру ста­рой школы. Такие фами­лии, как Ю. В. Вер­бин, В. В. Тол­стой, А. М. Ленин­ский, В. П. Алешин, Е. Г. Долженко многое скажут ста­рожи­лам наших предпри­я­тий. ВНИПИЭТ раз­ра­ба­ты­вал про­екты модер­ни­за­ции раз­де­ли­тель­ных про­из­водств вплоть до начала 2010‑х годов. При этом инсти­туту помогали суще­ство­вавшие в это время про­ектно-кон­струк­тор­ские отделы на раз­де­ли­тель­ных заво­дах — раз­ра­ба­ты­вали рабо­чую докумен­тацию.

Лет 10–12 назад ситу­ация кар­ди­нально изме­ни­лась. ВНИПИЭТ прошел череду реорга­ни­за­ций и пере­стал заниматься про­ек­ти­ро­ва­нием раз­де­ли­тель­ных про­из­водств. Многие спе­ци­а­ли­сты ушли на пен­сию, кого-то уже нет, пре­ем­ствен­ность не сохра­ни­лась; фак­ти­че­ски, компе­тенции уте­ряны. С дру­гой сто­роны, парал­лельно с этим наращи­ва­лись компе­тенции в про­ект­ных отде­лах на раз­де­ли­тель­ных заво­дах, глав­ным обра­зом на УЭХК. В 2011 году эти спе­ци­а­ли­сты пере­шли в состав вновь обра­зо­ван­ного ЦПТИ. Поэтому, хотя нашему инсти­туту всего 11 лет, неко­то­рые наши сотруд­ники про­ек­ти­руют раз­де­ли­тель­ные про­из­вод­ства уже более 20 лет и, что самое глав­ное, пере­дают свой опыт вновь при­хо­дящим про­ек­ти­ровщи­кам.

Про­ек­ти­ро­ва­ние раз­де­ли­тель­ных заво­дов также исто­ри­че­ски свя­зано с раз­ра­бот­кой спе­ци­аль­ных норм для про­ек­ти­ро­ва­ния. Дело в том, что действующие обще­стро­и­тель­ные нормы, ГОСТы, тре­бо­ва­ния к ядерно- и ради­аци­онно опас­ным объек­там не учи­ты­вают спе­ци­фику и опыт созда­ния и экс­плу­а­тации раз­де­ли­тель­ных заво­дов. Поэтому в допол­не­ние к общим нормам еще в 60‑е годы прошлого века были раз­ра­бо­таны спе­ци­аль­ные тре­бо­ва­ния к про­ек­ти­ро­ва­нию раз­де­ли­тель­ных про­из­водств. В них опи­сано, напри­мер, на каких стро­и­тель­ных кон­струкциях с какими допус­ками размещаются ГЦ, как должны быть устро­ены тех­но­логи­че­ские комму­ни­кации, как орга­ни­зо­вано элек­тро­снабже­ние раз­ных групп потре­би­те­лей, какой тре­бу­ется воз­ду­хо­обмен, по каким алго­ритмам рабо­тает АСУ ТП; опре­де­лены даже такие детали, как цвет окраски тру­бопро­во­дов в корпусе, и многое другое. Авто­ром этих спе­ци­аль­ных тре­бо­ва­ний, понятно, также был ГИ «ВНИПИЭТ». После того как он пере­стал заниматься про­ек­ти­ро­ва­нием раз­де­ли­тель­ных про­из­водств, эти нормы долго не пере­смат­ри­ва­лись и сильно уста­рели, поэтому в период с 2015 по 2017 год ЦПТИ - как фак­ти­че­ский пре­ем­ник - пере­ра­бо­тал ста­рые тре­бо­ва­ния с уче­том современ­ного уровня раз­ви­тия раз­де­ли­тель­ных заво­дов за послед­ние деся­ти­ле­тия. Сей­час это обнов­лен­ный комплекс стан­дар­тов Топ­лив­ной компа­нии для про­ек­ти­ро­ва­ния раз­де­ли­тель­ных про­из­водств.

Таким обра­зом, эстафета про­ек­ти­ро­ва­ния газоцен­три­фуж­ных заво­дов цели­ком пере­шла от ВНИПИЭТ к ЦПТИ. Сей­час мы един­ствен­ные в Рос­сии, кто умеет это делать. В каж­дом новом поко­ле­нии еди­нич­ная мощ­ность цен­три­фуг повыша­ется, меняются габа­риты, масса, ско­рость враще­ния, темпе­ра­тура, другие параметры. Как след­ствие, меняются схемы раз­де­ли­тель­ного кас­када, ста­но­вится больше тех­но­логи­че­ских труб, запор­ной арма­туры — и по коли­че­ству, и по диаметру. Нужны более мощ­ные элек­тро­снабже­ние, вен­ти­ляция, системы охла­жде­ния. Там, где раньше в корпусе можно было сво­бодно пройти, сегодня иногда даже руку не про­су­нуть.

Постепенно мы под­хо­дим к пре­делу возмож­но­сти уста­нав­ли­вать новые газо­вые цен­три­фуги в ста­рых корпу­сах 1960‑х годов постройки. Во-пер­вых, цен­три­фуги в них уже действи­тельно сложно размещать — плот­ность тех­но­логи­че­ских комму­ни­каций близка к пре­дель­ной. Манев­ри­ро­вать пуч­ками труб и арма­ту­рой в огра­ни­чен­ном про­стран­стве ста­но­вится все слож­нее, местами при­хо­дится жерт­во­вать эрго­номи­кой. Во-вто­рых, корпуса пере­стают соот­вет­ство­вать современ­ным стро­и­тель­ным нормам, кото­рые уже­сто­чаются с каж­дым годом. Новые про­екты в ста­рых корпу­сах все слож­нее отста­и­вать при про­хож­де­нии экс­пер­тизы. В связи с этими при­чи­нами полагаю, что в ближайшее деся­ти­ле­тие новые поко­ле­ния газо­вых цен­три­фуг будут размещать в новых корпу­сах. А для новых корпу­сов, конечно, про­ек­ти­ро­вать про­стран­ствен­ную орга­ни­за­цию гораздо инте­рес­нее. Длина трасс сокраща­ется, вспомога­тель­ные системы можно рас­по­ложить намного удоб­нее, что-то объеди­нить, убрать в под­вал или выне­сти в при­стройку. С нуля полу­ча­ется намного изящ­нее. Мы уже сде­лали один про­ект с новым корпу­сом, но, к сожа­ле­нию, он пока остался на бумаге. До сих пор размещаться в ста­рых корпу­сах эко­номи­че­ски выгод­нее, но, веро­ятно, на одном из сле­дующих поко­ле­ний ГЦ выбор будет сде­лан в пользу нового стро­и­тельства, и эту задачу нам как про­ек­ти­ровщи­кам будет очень инте­ресно решать.

Послед­ние кульманы мы выбро­сили больше 10 лет назад, когда орга­ни­зо­вы­вался ЦПТИ. На них, конечно, уже давно не рабо­тали, про­сто жалко было рас­ста­ваться с чем-то ста­рым и при­выч­ным в обста­новке. В ЦПТИ изна­чально каж­дое рабо­чее место было оснащено графи­че­ской рабо­чей станцией с уста­нов­лен­ным программ­ным паке­том AutoCAD для раз­ра­ботки про­ект­ной и кон­струк­тор­ской докумен­тации. Про­из­во­ди­тель­ность отно­си­тельно кульмана кратно выросла, стала форми­ро­ваться база дан­ных элек­трон­ных фай­лов по объек­там, и уже не нужно было каж­дый раз вычер­чи­вать каж­дую линию заново, как на кульмане. Появи­лась возмож­ность совмест­ной работы про­ек­ти­ровщи­ков в еди­ном информаци­он­ном про­стран­стве на сете­вых ресур­сах. Появи­лись элек­трон­ные архивы для хра­не­ния докумен­тации вза­мен преж­них архи­вов бумаж­ных чер­тежей.

Сле­дующий этап начался лет пять назад — мы начали постепенно пере­хо­дить от двухмер­ного к трехмер­ному про­ек­ти­ро­ва­нию. По сути, что такое AutoCAD? Это тот же кульман, но только на компью­тере. Раньше рисо­вали линию каран­дашом, потом стали мыш­кой. А теперь начали про­тяги­вать элек­трон­ные объекты. Не линии, а бук­вально трубы, воз­ду­хо­воды, кирпич­ные стены и т. д. Мы исполь­зуем и гото­вые биб­лио­теки элемен­тов, и создаем соб­ствен­ные элементы. Благо­даря трехмер­ному про­ек­ти­ро­ва­нию мы выяв­ляем несты­ковки элемен­тов из раз­ных раз­де­лов про­екта уже на ран­них ста­диях его про­ра­ботки. Послед­ние три года мы также исполь­зуем лазер­ное ска­ни­ро­ва­ние. Теперь, при­ходя на объект, мы не огра­ни­чены рулет­кой и ста­рыми чер­тежами (кото­рые, кстати, в большин­стве слу­чаев ока­зы­ваются некомплект­ными и неак­ту­аль­ными), а про­сто ста­вим ска­нер — лазер­ный радар на шта­тиве, кото­рый с большой точ­но­стью опре­де­ляет коор­ди­наты всех видимых объек­тов, соби­рает облако точек. Далее про­ис­хо­дит программ­ная обра­ботка облака точек и созда­ется трехмер­ная модель, исполь­зу­емая в процессе про­ек­ти­ро­ва­ния. Кроме лазер­ного ска­ни­ро­ва­ния, в послед­нее время мы также широко при­ме­няем пано­рам­ное фотографи­ро­ва­ние — фото­ап­па­рат, кото­рый делает снимки, пово­ра­чи­ва­ясь на 360º. Отсняв объект в нескольких точ­ках, мы создаем набор фото­ту­ров, поз­во­ляющий про­ек­ти­ровщику не выходя на объект посмот­реть, напри­мер, как и куда про­ве­сти комму­ни­кации. Эти инструменты суще­ственно эко­номят время и повышают каче­ство работы.

Одна из задач, кото­рую мы сей­час решаем в рам­ках трехмер­ного про­ек­ти­ро­ва­ния, — пере­ход на рос­сийское ПО. Оте­че­ствен­ные реше­ния в трехмер­ном про­ек­ти­ро­ва­нии уже есть, но их надо дово­дить до при­ем­лемого состо­я­ния. Несколько программ мы уже тести­руем. Еще одна задача — дора­ботка суще­ствующих программ под наши нужды. Ею у нас занима­ется отдел мето­до­логии сопро­вож­де­ния про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­стру­и­ро­ва­ния, где рабо­тают насто­ящие циф­ро­вики. Напри­мер, они занимаются встра­и­ва­нием в модель атри­бу­тив­ной информации, чтобы в программе можно было, выбрав задвижку или компрес­сор, уви­деть, кто изго­то­ви­тель, сколько деталь весит, про­чи­тать руко­вод­ство по экс­плу­а­тации. Это уже не про­сто циф­ро­вая модель, а атри­бу­тив­ная. У нас есть реше­ния, кото­рые поз­во­ляют авто­ма­ти­че­ски вво­дить такие дан­ные. Также мы раз­ра­бо­тали пор­тал фото­ту­ров — реше­ние с исполь­зо­ва­нием допол­нен­ной реаль­но­сти на базе очков HoloLens.

Все наши раз­ра­ботки объеди­нены в систему циф­ро­вого сопро­вож­де­ния жиз­нен­ного цикла объекта Landmark. Счи­таю, что система уда­лась: она побе­дила в номи­нации «Оте­че­ствен­ная программ­ная раз­ра­ботка в обла­сти информаци­он­ного моде­ли­ро­ва­ния» во все­рос­сийском кон­курсе с меж­ду­на­род­ным уча­стием «ТИМ-лидеры 2021/2022».

Выпуск­ник вуза про­ек­ти­ровщи­ком сразу же не ста­нет. Он должен набраться опыта — изу­чить нормы, пра­вила, ГОСТы, что-то сде­лать на прак­тике. Начать про­ек­ти­ро­вать само­сто­я­тельно чело­век сможет года через три, а то и через пять. Сна­чала он рабо­тает в команде под руко­вод­ством более опыт­ного сотруд­ника, потом задачи услож­няются, потом начи­на­ется само­сто­я­тель­ная работа. В этом смысле с совет­ских времен ничего не поме­ня­лось, я сам так нара­ба­ты­вал инже­нер­ный опыт. Это нормаль­ный путь роста. Сей­час выпуск­ники неча­сто идут в про­ект­ные инсти­туты, поэтому мы ста­ра­емся (опять же, как в совет­ское время) брать сту­ден­тов на прак­тику: кури­руем диплом­ную работу и таким обра­зом при­вле­каем их к себе. Но дефицит, к сожа­ле­нию, пока все еще есть. Тех, кто к нам при­шел, мы учим пре­жде всего нормам без­опас­но­сти — промыш­лен­ной, ядер­ной и ради­аци­он­ной, пожар­ной. Раз в пять лет каж­дый про­ек­ти­ровщик про­хо­дит атте­стацию по всем видам без­опас­но­сти. Кроме того, ЦПТИ как член СРО «Сою­за­томпро­ект» регу­лярно про­во­дит обу­че­ние спе­ци­а­ли­стов в атте­сто­ван­ных орга­ни­за­циях в соот­вет­ствии со спе­ци­а­ли­за­цией. Наш отдел мето­до­логии сопро­вож­де­ния про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­стру­и­ро­ва­ния про­во­дит внут­рен­нее обу­че­ние про­ек­ти­ровщи­ков трехмер­ному про­ек­ти­ро­ва­нию. Кроме того, в инсти­туте орга­ни­зо­ваны пери­о­ди­че­ские семи­нары по обмену опытом между про­ек­ти­ровщи­ками раз­ных фили­а­лов, а также пре­зен­тации изго­то­ви­те­лей обо­ру­до­ва­ния и мате­ри­а­лов. Напри­мер, совсем недавно прошел семи­нар по исполь­зо­ва­нию угле­род­ного волокна в стро­и­тель­ных кон­струкциях.

Я тоже учусь, как и все, про­хожу атте­стацию по всем нормам без­опас­но­сти, сдаю экза­мены. Более того, как тех­ни­че­ский дирек­тор и пред­се­да­тель комис­сии в ЦПТИ все атте­стации сна­чала я должен пройти сам, потом у других при­нимать. У меня экза­мены при­нимают Росте­х­над­зор и Госкорпо­рация. Напри­мер, у меня есть удо­сто­ве­ре­ние об атте­стации, подпи­сан­ное лично дирек­то­ром по капи­таль­ным вложе­ниям, госу­дар­ствен­ному стро­и­тель­ному над­зору и госу­дар­ствен­ной экс­пер­тизе Роса­тома Ген­на­дием Ста­ни­сла­во­ви­чем Саха­ро­вым.

Хоте­лось бы, чтобы не про­ек­ти­ровщик пере­би­рал возмож­ные реше­ния, а программа сама в рам­ках задан­ных огра­ни­че­ний пред­ложила один или несколько оптималь­ных вари­ан­тов рас­ста­новки обо­ру­до­ва­ния и про­кладки трасс: где поста­вить какую-то еди­ницу обо­ру­до­ва­ния, где положить трубу, где кабель. Подоб­ное уже давно исполь­зу­ется в раз­ра­ботке элек­трон­ных печат­ных плат: в режиме авто­трас­си­ровки программа само­сто­я­тельно гене­ри­рует реше­ния, и раз­ра­бот­чик решает, выбрать ему что-то из пред­ложен­ного или дора­бо­тать соб­ствен­ный вари­ант. Такой инструмент был бы весьма поле­зен, напри­мер, при трас­си­ровке тех­но­логи­че­ских тру­бопро­во­дов раз­де­ли­тель­ного кас­када, сокра­тил бы время про­ек­ти­ро­ва­ния и коли­че­ство рутин­ной работы.

Веро­ятно, в будущем раз­де­ли­тель­ное про­из­вод­ство ста­нет пол­но­стью без­люд­ным. По сути, минимум на 90% это реа­ли­зо­вано уже сей­час: в помеще­ниях раз­де­ли­тель­ного кас­када, напри­мер, пер­со­нал прак­ти­че­ски не бывает, - только для тех­ни­че­ского обслужи­ва­ния и ремонта обо­ру­до­ва­ния. Руч­ные опе­рации, по большому счету, сохра­ни­лись только на участ­ках с КИУ (кон­ден­саци­онно-испа­ри­тель­ными уста­нов­ками), где про­ис­хо­дит пери­о­ди­че­ское под­клю­че­ние емко­стей с сырьем, гото­вым про­дук­том и отва­лом. Но КИУ — не лучшее место для нахож­де­ния чело­века с точки зре­ния вред­ных фак­то­ров. Да и сами по себе опе­рации под­клю­че­ния, отклю­че­ния, перемеще­ния емко­стей не тре­буют высо­кой ква­лифи­кации и гораздо менее сложны, чем, напри­мер, авто­ма­ти­че­ское управ­ле­ние автомо­би­лем в городе, кото­рое сей­час ста­но­вится реаль­но­стью. При сего­дняш­нем уровне раз­ви­тия тех­ники такие опе­рации доста­точно легко авто­ма­ти­зи­руются, и у наших кон­струк­то­ров уже сей­час есть ряд идей.