Эволюция транспортных твэлов
Я пришел во ВНИИНМ в 1972 году, окончив Московский инженерно-физический институт по специальности "Физико-энергетические установки". Моими учителями здесь были Михаил Иванович Солонин, член-корреспондент Академии наук, и Андрей Григорьевич Самойлов, член-корреспондент Академии наук, который также был моим научным руководителем, когда я защищал кандидатскую диссертацию. Я застал Андрея Анатольевича Бочвара, присутствовал на совещаниях, которые проводил глава Академии наук СССР Анатолий Петрович Александров. На этих совещаниях также присутствовал Олег Борисович Самойлов: тогда, в 1972-73 годах, он был одним из самых молодых заместителей генерального директора ОКБМ, ему было немногим за 30 лет. В то время занимать столь высокую должность в таком молодом возрасте — это было достаточно редкое явление. И с тех пор мы с Самойловым тесно сотрудничали, поскольку разработчиком активных зон транспортных реакторов 3-го и 4-го поколений был ОКБМ. Ледокольные реакторы, корабельные реакторы, ПЭБ — это все разработки ОКБМ.
Первые тепловыделяющие элементы для активных зон транспортных реакторов разрабатывались в Курчатовском институте и МСЗ в г. Электростали. В тот период считалось, что лучшим конструкционным материалом для оболочки твэла является нержавеющая сталь. В качестве ядерного топлива рассматривался диоксид урана в виде спечённых таблеток или виброуплотненной крупки, пропитанной свинцово-висмутовым сплавом, который при рабочей температуре находился в жидком состоянии. Изначально была предложена конструкция стержневого твэла диаметром около 6 мм. Однако возник ряд проблем. Под облучением топливный сердечник изменяет объем. Ядра урана-235 делятся, образуя осколки, при этом объем осколков в процессе деления становится больше исходного объема урана. Этот процесс называется распуханием. В свою очередь, нержавеющая сталь под воздействием потока быстрых нейтронов меняет свойства, становится хрупкой, поэтому минимальные деформации вызывали большой рост напряжения, начиналась коррозия под напряжением, и оболочки достаточно быстро разрушались. При разгерметизации твэла с таблетками радиоактивность теплоносителя резко возрастала. При разгерметизации твэлов со свинцово-висмутовым сплавом возникала опасность вытекания сплава и пережога твэлов. К решению этих проблем приступили специалисты ВНИИНМ.
Во-первых, нужно было определиться с типом твэла: контейнерный, без металлургической связи сердечника и оболочки — или дисперсионный, с наличием такой связи. В качестве достоинств твэла контейнерного типа можно отметить ураноемкость, сжимающие напряжения в оболочке при работе на стационарном уровне мощности. Недостатки — высокая температура топлива, свободный объём под оболочкой, термомеханическое взаимодействие сердечника с оболочкой при циклических изменениях температуры. Дисперсионные твэлы имели невысокую температуру сердечника, прочное соединение оболочки и сердечника, обеспечивающее высокую стойкость при циклических изменениях температуры, а в случае разгерметизации оболочки они позволяли продолжить работу, не опасаясь резкого увеличения активности теплоносителя 1-го контура. К негативным характеристикам таких твэлов можно отнести невысокую ураноёмкость и постоянные растягивающие напряжения в оболочке. Низкая ураноёмкость на самом деле не являлась отрицательной характеристикой, поскольку компенсировалась применением урана повышенного обогащения. Предпочтение было отдано дисперсионному твэлу, главным образом потому, что он обеспечивал более высокую надежность при работе в манёвренных режимах.
Материал матрицы должен обладать высокой теплопроводностью, находиться в твердом состоянии в рабочих условиях, обладать хорошими литейными свойствами. Исходя из этого, в качестве материала матрицы был выбран алюминий-кремниевый сплав. Реакторные испытания опытных твэлов с различными соединениями урана в матрице из алюминиевых сплавов показали, что они взаимодействуют с образованием интерметаллических соединений типа U-Al-Si. В сердечнике происходят структурные изменения, ухудшающие его свойства, — например, снижается теплопроводность. Тогда решили взять интерметаллид U-Al-Si в качестве исходного материала для частиц ядерного топлива и обнаружили, что в этом случае взаимодействия топлива с матричным материалом практически не происходит. Созданная топливная композиция обладала высокой радиационной стойкостью, сохраняла под облучением структуру и высокую теплопроводность. При этом все твэлы можно переработать по существующей технологии переработки ОЯТ.
Одновременно совместно с МСЗ была разработана уникальная технология изготовления твэлов на основе метода литья под давлением в вакуум. Технология позволяла использовать различное ядерное топливо, оболочки различной формы из различных материалов. В будущем это позволило достаточно просто, без значительных изменений технологического оборудования, совершенствовать конструкцию твэлов. Интерметаллидное топливо стало штатным топливом транспортных реакторов. Были изготовлены стержневые твэлы для активных зон 1-го и 2-го поколения корабельных реакторов. Однако надёжность стержневых твэлов оказалась неудовлетворительной. Постоянно действующие и возрастающие из-за распухания сердечника и охрупчивания нержавеющей стали растягивающие напряжения в оболочке приводили к коррозионному растрескиванию оболочек. Для решения этой проблемы специалисты ВНИИНМ предложили конструкцию кольцевого твэла. В кольцевом твэле две оболочки — наружная и внутренняя. Между ними расположен топливный сердечник. Такая конструкция позволяет перенаправить часть деформации, возникающей от распухания топлива, на внутреннее кольцо, снижая тем самым деформацию внешней оболочки твэла. Активные зоны реакторов второго поколения с кольцевыми твэлами работали хорошо, и к ним не было претензий.
С течением времени от реакторных установок потребовались более высокие характеристики, выросла мощность, повысилась энергонапряженность. Кольцевые твэлы уже не подходили по теплофизике, так как имели недостаточную поверхность для отвода тепла. Тогда возникла идея заменить растягивающие деформации на изгибные. Мы предложили более сложную конструкцию, при которой деформация растяжения меняется на деформацию изгиба — самодистанционирующиеся крестообразные твэлы, оболочка которых закручена вдоль собственной оси. Такие твэлы имели большую поверхность теплосъёма и могли устанавливаться без дистанционирующих решеток, ухудшающих отвод тепла.
Твэлы третьего поколения стали шагом вперед, позволили увеличить энергонапряженность и ресурс, однако дальнейшее увеличение ресурсных характеристик активной зоны с твэлами с оболочками из нержавеющей стали было невозможно из-за охрупчивания и коррозионного растрескивания оболочечного материала. Начались поиски нового материала. Применять циркониевые сплавы из-за таких негативных свойств, как склонность к язвенной коррозии, поглощение водорода и пароциркониевая реакция для твэлов корабельных установок, считалось нецелесообразным. В середине 80-х годов обратили внимание на хром-никелевый сплав, тогда он назывался ЭП-630, который обладал исключительной коррозионной стойкостью и использовался для изготовления химического оборудования на предприятиях по переработке ОЯТ, так как практически не растворялся в азотной кислоте. Материл прочный, вязкий, сложный для механической обработки. Разработали технологию, изготовили из него оболочки для твэла, поставили на испытания в исследовательский реактор. Оказалось, что материал не только коррозионностойкий, но и великолепно ведет себя под облучением, не охрупчивается и сохраняет высокую пластичность, то есть имеет именно те качества, которые и были необходимы. После модернизации химического состава, метода выплавки и ряда других параметров сплаву дали название 42ХНМ. ВНИИНМ была проведена большая работа по аттестации 42ХНМ как материала, пригодного для оболочек твэлов транспортных реакторов. Материал аттестовали, определив все свойства, необходимые для обеспечения выпуска технических проектов и обоснования ресурсных характеристик. Появление этого уникального материала позволило изготавливать третье поколение твэлов с оболочкой из 42ХНМ, которая выдерживала высокие нагрузки, оставаясь герметичной.
Твэлы транспортных реакторов постоянно модернизируются, а их характеристики улучшаются. Первые компании (время работы реакторной зоны на 100 % мощности) были в 20 раз короче, чем сегодня. Первые реакторы ВВЭР-440 имели практически такое же топливо, как и сегодня, которое выгружалось с выгоранием 45 МВт-сутки/кг, а сейчас выгружают с выгоранием порядка 60 МВт-сутки/кг, за 60 лет увеличили выгорание приблизительно на 30 %. У нас выгорание измеряется в других единицах, в количестве разделившихся ядер урана по весу: грамм осколков на см кубический. Вес осколков равен весу разделившегося урана. Если перевести на МВт-сутки, то у нас выгорание составляет порядка 150 МВт-суток, что в 2,5 раза выше, чем у твэлов ВВЭР. В 1972 году выгорание топлива транспортных твэлов составляло ~ 0,2 грамма на см кубический, а сейчас ~ 1,2 грамма на см кубический. За 50 лет выгорание увеличили в 6 раз; это означает, что в 6 раз увеличился и энергоресурс активных зон! Очевидно, что с увеличением энергоресурса увеличивается время работы на мощности, количество циклов изменения мощности, повреждающая доза нейтронного облучения и ряд других повреждающих факторов; несмотря на это, твэлы остаются герметичными. Можно сказать, что мы добились нулевого отказа твэлов, существенно увеличив энергоресурс, и обеспечили благоприятную радиационную обстановку при обслуживании транспортной энергетической установки и перегрузке отработавшего топлива.
Для реактора на ПЭБ «Академик Ломоносов» было необходимо решить задачу с обогащением топлива. В энергетических реакторах обогащение по урану-235 составляет 4,5%, тогда как на транспортных обогащение превышает 20%. МАГАТЭ в целях нераспространения ядерного оружия рекомендует для гражданских реакторов использовать топливо с обогащением не выше 19,75%. Нам поставили задачу разработать тепловыделяющий элемент, удовлетворяющий требованиям МАГАТЭ. Мы решили вернуться к топливу из диоксида урана. Ураноемкость диоксида урана практически в два раза выше ураноемкости интерметаллида. Это позволяет при одном и том же количестве топлива в оболочке в два раза увеличить количество урана, загружаемого в активную зону, и понизить обогащение по урану-235. На основе анализа результатов испытаний опытных образцов твэлов мы определили оптимальные свойства топливных гранул из диоксида и разработали технологию, обеспечивающую изготовление гранул с заданными свойствами. Разработали и запатентовали конструкцию тепловыделяющего элемента для ПЭБ. Особенностью конструкции твэла стал компенсатор распухания топлива, расположенный по центральной оси твэла. Распухающий из-за деления ядер урана сердечник «затекает» за счет радиационно-стимулируемой ползучести в компенсационную полость, благодаря чему внешний диаметр твэла практически не меняется. Это обеспечивает низкий уровень напряжений в оболочке твэла и стабильность гидравлических и теплофизических характеристик активной зоны. Сегодня эти твэлы успешно работают на ПЭБ «Академик Ломоносов» и удовлетворяют требованиям МАГАТЭ к гражданским реакторам, что позволит в будущем поставлять подобные энергоблоки на экспорт в другие страны.