Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Варакин Виктор Васильевич

Прибыл на завод по путевке УПИ в апреле 1964 года. Был принят старшим тех­ни­ком-тех­ноло­гом цеха № 55. В этом же году был пере­ве­ден в цен­траль­ную завод­скую лабо­ра­то­рию инже­не­ром-тех­ноло­гом. В 1970 году назна­чен заме­сти­те­лем началь­ника цеха № 46. Позднее, в 1974 году, воз­главил отдел № 6, в 1991-м назна­чен началь­ни­ком отдела мар­кетинга и сбыта, затем, в 1996 году, – началь­ни­ком отдела внеш­не­э­ко­но­ми­че­ских опе­ра­ций. С 2005 года работал в бюро под­го­товки кадров, в насто­я­щее время воз­гла­в­ляет отдел оценки и раз­ви­тия пер­со­нала.
Варакин Виктор Васильевич

В элек­тро­хим­цехе, имевшем тогда еще № 45, я поя­вился при­мерно через полгода после его соз­да­ния — в июле 1965-го. Поя­вился в каче­стве стар­шего инже­нера-тех­нолога ДТС. Причем несколько нео­бычно по тепе­реш­ним понятиям — пере­во­дом из про­из­вод­ствен­ного отдела. Этому предше­ство­вал уже целый год работы на заводе.

В апреле 1964 года выса­дился на этой земле насто­я­щий десант — почти треть 65-й группы физтеха УПИ. Десан­тов тогда вообще было много: верх-нейвин­ские, кирово-чепец­кие, севе­ро­мор­ские и т. д. Не могу не назвать всех моих това­ри­щей, при­быв­ших сюда в тот далекий год: Юра Беляков, Вла­димир Бобуров, Вла­димир Бретцер-Портнов, Юрий Гор­ба­шев, Виктор Сели­ве­стров, Василий Суб­ботин.

Был и еще один «десан­т­ник» из 65-й группы — Валерий Галь­берг, отстав­ший от нас по неко­то­рым при­чи­нам и при­е­хав­ший через год вместе с Аликом Галь­ченко, Вале­рием Фир­со­вым, Вален­ти­ном При­ходько (все они дли­тель­ное время рабо­тали в ЭХЦ) и другими. Он про­ра­бо­тал на заводе немного — около 10 лет, но оставил замет­ный след. По крайней мере, про­из­вод­ство ста­биль­ных изо­то­пов во многом осно­вано на его методах расчета. До послед­него времени Галь­берг работал заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера Курской АЭС — он в числе тех несколь­ких людей в стране, кто имеет сер­ти­фи­кат экс­перта МАГАТЭ.

По всем пока­за­те­лям (красный диплом, квар­тира в Свер­д­лов­ске, диплом­ная работа, попав­шая сразу в сборник научных трудов инсти­тута) я должен бы остаться в аспи­ран­туре. Но на другой чаше весов были вещи посиль­нее: во-первых, песня Пахму­то­вой «Ой ты, речка, речка Бирюса» в испол­не­нии моло­дого Кобзона, бес­ко­нечно зву­чав­шая на ради­о­стан­ции «Юность»; во-вторых, письма из Зао­зерки моего друга Валеры Галь­берга. Он был здесь на прак­тике, замерял жест­кость колонн под агре­гаты в будущем цехе № 55 и писал востор­жен­ные письма.

Одну фразу я запо­мнил нав­се­гда: «Ну что тебе сказать о здешних местах — Швейца­рия!!!» Именно так — с тремя вос­кли­ца­тель­ными знаками. Много позже, году в 1976-м, он писал мне из города Нико­ла­ева, зазывая на Южно-Укра­ин­скую АЭС: «Ну что тебе сказать о здешних местах — Кали­фор­ния!!!» На этот раз не сра­бо­тало — видимо, роман­тика сошла на нет.

Итак, 1964 год. Стан­дарт­ная для того времени схема вхо­жде­ния в про­из­вод­ство: сначала работа аппа­рат­чи­ком сброс­ных и отсо­с­ных уста­но­вок ЦХО, ста­жи­ро­ва­ние и дубли­ро­ва­ние на инже­нера-тех­нолога в смене Б. В. Роспускова, затем нео­жи­дан­ное при­гла­ше­ние в группу МКК, вхо­див­шую тогда в состав цен­траль­ной завод­ской лабо­ра­то­рии. В схеме карьер­ного роста это была, пожалуй, тупи­ко­вая ветвь. И трудно сказать, как бы сло­жи­лась моя даль­нейшая судьба, если бы не это пред­ло­же­ние перейти в только что соз­дан­ный элек­тро­хим­цех.

Пришел туда я в самое горячее время — оста­ва­лось чуть больше месяца до наме­чен­ной даты пуска первых блоков корпуса № 3. Работа в ДТС шла сразу на двух фронтах: под­го­товка к пуску первых трех блоков и кури­ро­ва­ние мон­таж­ных работ в осталь­ных блоках первой типовой части. Плюс масса других забот: раз­ра­ботка раз­лич­ных инструк­ций и регла­мен­тов, обу­че­ние и атте­ста­ция пер­со­нала, под­го­товка осна­стки, пла­ка­тов, инстру­мен­тов и т. д.

Вось­ми­ча­со­вой рабочий день казался утопией. Началь­ни­ком ДТС (и моим, стало быть) был Вла­димир Ива­но­вич Пестри­ков, при­е­хав­ший из Верх-Нейвин­ска. Это был уже опытный тех­нолог и мягкий, немного стес­ни­тель­ный человек. Правда, я не уверен, что эти черты харак­тера шли на пользу и ему, и делу. Времена были суровые, а он не мог «огры­заться», когда получал от началь­ства разносы, часто нес­правед­ли­вые, не умел сам взыс­ки­вать с про­ви­нив­шихся под­чи­нен­ных на повы­шен­ных тонах.

В службе его любили и уважали. Однако люди с таким харак­те­ром не «выжи­вали». Поэтому не слу­чайно после зна­ме­ни­того объе­ди­не­ния цехов пред­по­чте­ние в назна­че­нии на долж­ность началь­ника службы отдали отнюдь не ему.

В конце августа 1965 года был про­из­ве­ден пуск блоков 32–30 корпуса № 3. Даль­нейший ввод мощ­но­стей напо­ми­нал хорошо отла­жен­ный кон­вейер — едва ли не каждый месяц вклю­чали в работу новый блок, но каждый раз это было собы­тием для всех. Обычно рас­кры­тие блока после пас­си­ва­ции про­из­во­дили в вечер­нюю смену, чтобы никакие дневные работы не сов­ме­щались и не отвле­кали во время доста­точно сложных мани­пу­ля­ций, дер-жавших всех в напря­же­нии.

И вот, наконец, блок раскрыт в цепочку, но все участ­ники пуско­вой бригады, устав­шие и вымо­тан­ные донельзя, еще долго не рас­хо­дятся. Наши фанер­ные клетки в сое­ди­ни­тель­ном кори­доре, в которых раз­ме­щались почти все службы, напол­ня­лись веселым гулом. Благо, что в те времена такого понятия, как «нормы расхода эти­ло­вого спирта», по-моему, не суще­ство­вало. Домой при­хо­дили обычно за полночь, чтобы после недол­гого сна снова вклю­читься в бес­ко­неч­ную гонку.

Не все шло гладко. Во многом про­дви­гались на ощупь, осва­и­вая новую машину (ВТ-5), новую 5-ярусную ком­по­новку, новые мето­дики. Цена ошибок была высока. Многие из рабо­тав­ших в то время могут вспо­мнить тяже­лейшие ава­рийные ситу­а­ции, в которых каждому дове­лось быть не наблю­да­те­лем, а действу­ю­щим лицом. Не мино­вала сия чаша и меня.

В 1966 году работал я началь­ни­ком смены — в основ­ном, под­мен­ным. В послед­них числах мая засту­пил на первую из ночных смен. В режиме пас­си­ва­ции нахо­дился 21-й блок — первый на заводе блок пяти­я­рус­ной ком­по­новки. Прошло всего 25 минут с начала смены, как посту­пает сигнал о закры­тии со сбросом секции 21/7.

Событие не ахти какое редкое, но из цеха мгно­венно звонят несколько человек в состо­я­нии, близком к панике. Про­и­зо­шло неве­ро­ят­ное, чего не слу­ча­лось ни раньше, ни впо­след­ствии: одно­вре­менно, почти залпом раз­ру­ши­лось около 150 машин. Как рас­ска­зы­вали оче­видцы, грохот был впе­чат­ля­ю­щим, и аппа­рат­чик типовой части (в жизни, кстати, раз­бит­ной и бес­ша­баш­ный парень) просто убежал из корпуса.

Но и нам наверху было отчего испу­гаться. Судя по пока­за­ниям всех при­бо­ров, в секции ока­за­лось много воздуха. Про­дол­жались оди­ноч­ные отказы газовых цен­три­фуг, и никакой эффек­тив­ной откачки через сброс­ную не про­ис­хо­дило. Мне повезло, что моим сменным началь­ни­ком про­из­вод­ства был опыт­нейший Н. Н. Жидков.

После недол­гих, но, думаю, мучи­тель­ных коле­ба­ний он решил под­клю­чить секцию к отсо­с­ной линии, несмо­тря на наличие в ней гек­са­ф­то­рида урана. Решение бес­пре­це­ден­т­ное и не пре­ду­смо­трен­ное ника­кими инструк­ци­ями.

Однако, как потом уста­но­вила комис­сия, рас­сле­до­вав­шая аварию, было един­ственно верным. Бла­го­даря ему удалось пре­дот­вра­тить даль­нейшее раз­ру­ше­ние машин. Но это было через несколько дней, напол­нен­ных самыми мрач­ными ожи­да­ни­ями. Уже к четырем часам ночи в цен­траль­ном дис­пет­чер­ском пункте собра­лось руко­вод­ство завода, а в течение всей дневной смены мы давали мно­го­чи­с­лен­ные устные и пись­мен­ные объ­яс­не­ния.

Никаких иллюзий отно­си­тельно своей судьбы не питали — времена и нравы были суровые. Еще свежи были в памяти куда более зау­ряд­ные события в цехе хими­че­ской очистки — из-за раз­ру­ше­ния несколь­ких машин и после­до­вав­шего закры­тия секции с долж­но­сти началь­ника смены был «сослан» в техбюро В. Арюткин. Однако для нас все обо­шлось — при­чи­ной сбоя был признан неу­дач­ный гид­ра­в­ли­че­ский режим пас­си­ва­ции, не учи­ты­вав­ший осо­бен­но­сти пяти­я­рус­ной ком­по­новки. Но потря­се­ние все-таки было велико. С трудом мы дора­бо­тали две остав­ши­еся ночные смены, дождались вер­дикта комис­сии и, не сго­ва­ри­ва­ясь, оба ушли в отпуск.

Много чего еще было потом — и целые корпуса закры­вались из-за неу­стой­чи­вого элек­трос­наб­же­ния, и из-за неправиль­ной фази­ровки в резерв­ном элек­трос­наб­же­нии сгорали обмотки дви­га­те­лей кла­па­нов целой типовой части при отра­ботке частот­ной защиты… Словом, слу­чались абсо­лютно кош­мар­ные ситу­а­ции, о которых нынеш­нее поко­ле­ние экс­плу­а­та­ци­он­ни­ков имеет (к счастью!) лишь тео­рети­че­ское пред­ста­в­ле­ние.

В 1968 году в цехе сме­ни­лось руко­вод­ство. И. Н. Борт­ни­ков направил Б. А. Шмелева наво­дить порядок в химцех вместо в чем-то про­ви­нив­ше­гося В. М. Абутина. Во главе цеха № 45 в августе встал Б. Г. Вер­ши­нин.

Я в то время без­мя­тежно ста­жи­ро­вался на долж­ность смен­ного началь­ника про­из­вод­ства, т. е. был уже в составе про­из­вод­ствен­ного отдела. Но дело не дошло даже до дубли­ро­ва­ния. Нео­жи­дан­ный вызов к И. Н. Борт­ни­кову, где я услышал пред­ло­же­ние (или решение?) занять долж­ность заме­сти­теля началь­ника цеха, все изменил.

Как ока­за­лось, из цеха я уходил всего месяца на полтора. Борт­ни­ков, конечно, меня не знал, так что этим назна­че­нием, думаю, я обязан реко­мен­да­ции Б. А. Шмелева. Для меня это было весьма важно, т. к. к Борису Алек­се­е­вичу испы­ты­вал огром­ное ува­же­ние. Я и сейчас считаю, что в истории завода он был одной из силь­нейших персон, при­ро­жден­ным руко­во­ди­те­лем в силу своего систем­ного мыш­ле­ния, пре­вос­ход­ной эру­ди­ции и довольно жест­кого харак­тера. Общение с ним в первые годы ста­но­в­ле­ния цеха дало что-то очень ценное, но трудно квали­фи­ци­ру­е­мое. Я бы назвал это муд­ро­стью, если бы это не было смешно при­ме­ни­тельно к 25-летнему пацану. Уроки его не забы­вали.

В свое время я передал началь­нику цеха № 46 Г. Н. Шишен­кову мою объ­яс­ни­тель­ную на имя Шмелева, которую храню уже 35 лет. Речь в ней идет о при­чи­нах оста­новки работ в мон­таж­ной зоне. Фор­мально я был прав, но до сих пор немножко грызет стыд, когда читаю веж­ли­вую, но совер­шенно недву­смы­слен­ную резо­лю­цию Б. А. Шмелева.

Итак, август 1968 года. Новая долж­ность и даже ком­фор­та­бель­ный по тем вре­ме­нам кабинет в при­стройке перед кор­пу­сом № 3 (затем там был участок заправки маят­ни­ков). Кабинет этот, узкий, как чулан, запо­мнился только одним: сидя как-то за столом и почув­ство­вав, как един­ствен­ное окно за спиной что-то заго­ро­дило, обер­нулся и с изум­ле­нием увидел вни­ма­тельно раз­гля­ды­ва­ю­щую меня… корову. Как она прошла через все кордоны — сие тайна великая есть, видимо, до сих пор. Но не поте­шался тогда надо мной только человек ленивый.

Все осталь­ное было не смешно. Работы навали­лось нев­про­во­рот. Закан­чи­ва­лась несколько бес­ша­баш­ная пуско­вая пора, и насту­пал черед рутин­ной экс­плу­а­та­ции, нала­жи­ва­ния четкого вза­и­мо­действия между служ­бами, орга­ни­за­ции регла­мен­т­ных работ, непре­рыв­ной под­го­товки и атте­ста­ции работ­ни­ков всех служб и т. д.

А тут подошел и 1970 год со своим эпо­халь­ным собы­тием — объе­ди­не­нием цехов №№ 45 и 47. Так, в мае 1970 года поя­вился цех № 46. Это была болез­нен­ная опе­ра­ция, сопро­во­ждав­ша­яся небы­ва­лой кад­ро­вой пере­т­ряс­кой. Болез­нен­ная — прежде всего для работ­ни­ков цеха № 47, потому что во главе объе­ди­нен­ного цеха ока­за­лось руко­вод­ство цеха № 45, т. е. Вер­ши­нин и я. Это напо­ми­нало опе­ра­цию тран­с­план­та­ции органов: реакция оттор­же­ния была силь­нейшей. Причин тому нахо­ди­лось несколько. Первая заклю­ча­лась в том, что до объе­ди­не­ния цеха №№ 45 и 47 довольно жестко проти­во­сто­яли один другому, ревниво следили за дости­же­ни­ями и неуспе­хами друг друга, и каждый цех безо­го­во­рочно считал себя лучшим. Вторая причина была связана с назна­че­нием началь­ни­ком цеха Вер­ши­нина.

При­зна­юсь, не так много дово­ди­лось мне встре­чать столь проти­во­ре­чи­вых и заком­плек­со­ван­ных людей. Он всегда был в плену само­утвер­жде­ния, все время ему каза­лось, что авто­ри­тет его недо­ста­точно при­знают, что его ука­за­ния не испол­ня­ются или испол­ня­ются недо­ста­точно быстро.

Отсюда про­и­с­те­кает и то, что составило ему недо­брую репу­та­цию, — мог наха­мить кому угодно (хотя почти каждый раз страшно пережи­вал из-за этого, но сил изви­ниться в себе не находил), мог неза­слу­женно обидеть просто из-за сквер­ного настро­е­ния, мог дотошно выис­ки­вать ком­про­мат на неу­год­ного чело­века. Все это доброго отно­ше­ния к нему не при­ба­в­ляло. Но было и другое. Это был человек, спо­соб­ный вос­при­ни­мать чужую невз­году, как свою соб­ствен­ную. Я не помню случая, чтобы он отмах­нулся от чьей-то просьбы о помощи. И в этих случаях он шел напролом и до конца, потому что считал это своей святой обя­зан­но­стью.

Это о Вер­ши­нине — чело­веке, а теперь о руко­во­ди­теле. При тра­ди­ци­он­ном подходе шансов занять такую долж­ность началь­ника самого круп­ного цеха основ­ного про­из­вод­ства у него было немного. Приехал он из Свер­д­лов­ска-44, где работал только на опытном про­из­вод­стве и там же закон­чил вечер­ний факуль­тет МИФИ. Обра­зо­ван­но­стью особой не блистал и бога­того послуж­ного списка не имел.

Думаю, что И. Н. Борт­ни­ков раз­гля­дел в нем ту же осо­бен­ность харак­тера, что была присуща и ему самому, — неис­тре­би­мый дух лидер­ства, когда любое место, кроме первого, это — пора­же­ние, провал. Эта черта и про­я­ви­лась у Вер­ши­нина на посту началь­ника в полной мере.

Нечего даже гово­рить о соц­со­рев­но­ва­нии между цехами, когда он задолго до под­ве­де­ния итогов скру­пулезно под­счи­ты­вал баллы. Любое сорев­но­ва­ние, будь оно по раци­о­нали­за­тор­ской работе либо по пре­о­до­ле­нию полосы пре­пят­ствий добро­воль­ными пожар­ными дру­жи­нами, при­во­дило его в боевой настрой.

Особо чув­стви­те­лен он был к спор­тив­ным дости­же­ниям цеха — здесь просто не было удержу. По-моему, у него был «агент» в отделе кадров, т. к. любой посту­па­ю­щий на завод со спор­тив­ным раз­ря­дом, не важно по какому виду спорта, почти гаран­ти­ро­ванно попадал, хотел он того или нет, в цех № 46.

Но это все вещи хоть и полезные, но вто­ро­сте­пен­ные. Важно, что он стремился быть первым в главном — во всем, что каса­лось про­из­вод­ства. Сейчас может казаться наивной та гор­дость, которую испы­ты­вали все, когда цех первым на заводе стал образ­цо­вым по куль­туре про­из­вод­ства, по научной орга­ни­за­ции труда и упра­в­ле­нию про­из­вод­ством и т. д., если не знать, что за этими мало­по­нят­ными и казен­ными зва­ни­ями стояла колос­саль­ная работа.

И дви­жу­щей силой всего этого, без­у­словно, был Вер­ши­нин. Он стал оли­це­тво­ре­нием духа лидер­ства, который всегда был присущ заводу, не слу­чайно став­шему поли­го­ном многих новых тех­ноло­гий и местом рожде­ния новых про­из­вод­ств. Воз­можно, эта тра­ди­ция лидер­ства — самое крупное дости­же­ние завода. И слава богу, что она живет и поныне, про­я­в­ля­ется во многих вещах, которые у всех на глазах и на устах. И самое важное — чтобы она не была утра­чена при неу­мо­ли­мой смене поко­ле­ний, осо­бенно руко­во­дя­щего состава.

Однажды мой старый товарищ по цеху и мно­го­лет­ний началь­ник Ген­на­дий Шишен­ков при­гла­сил меня к себе, чтобы пого­во­рить о всех предъю­би­лейных вос­по­ми­на­ниях к 40-летию завода. Я вышел из машины около здания № 5А и испытал насто­я­щий шок. Слева от здания стоял целый хвойный лес из высо­чен­ных елей и сосен. И сразу вспо­мнил, как 30 лет назад по насто­я­нию Вер­ши­нина слесари-меха­ники во главе с Женей Тужи­ли­ным, мате­рясь и про­кли­ная началь­ство, выка­пы­вали кро­хот­ные елочки в лесу и выса­жи­вали их на пустыре, набитом на несколько метров вглубь стро­и­тель­ным мусором, как укры­вали чахлые деревца от солнца дере­вян­ными щитами, как поте­шались многие над оче­ред­ной «блажью» элек­тро­хим­цеха, как пред­ре­кали этим елочкам неми­ну­е­мую и скорую гибель…

Никогда не думал, что это может про­из­ве­сти столь сильное впе­ча­т­ле­ние. Стоял и не мог справиться с нах­лы­нув­шими вос­по­ми­на­ни­ями. И, уходя обратно, снова не мог ото­рвать взгляд от этих елей. Сейчас я знаю — почему: для меня они теперь как символ бес­по­щад­ного времени — такой же, как лица многих моих уже не рабо­та­ю­щих това­ри­щей, которых иногда встре­чаю в городе, лица уже трудно узна­ва­е­мые и не всегда счаст­ли­вые. Того самого времени, которое без­жа­лостно унесло многих пре­крас­ных людей, соз­дав­ших этот цех и его славу: тех­ноло­гов Алика Галь­ченко и Володю Сапетова, слесаря-регу­ля­тор­щика Петра Седова, бри­га­ди­ров-под­соб­ниц Машу Еким­цеву и Валю Орехову и многих других, которых надо обя­за­тельно вспо­мнить, всех пои­менно, и воздать им должное... Это нужно уже не им, а тем молодым юношам и девуш­кам из разных цехов и отделов, которые пола­гают, что им с неба свалился этот подарок судьбы — Элек­тро­хими­че­ский завод.