Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Цимбал Игорь Романович

Ветеран атомной энер­гетики и про­мыш­лен­но­сти. Инженер, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. Стаж работы в Цен­траль­ном кон­струк­тор­ском бюро маши­но­стро­е­ния (ЦКБМ) - 55 лет.
Цимбал Игорь Романович

Первое детское вос­по­ми­на­ние — мисти­че­ское. Лето 1943-го, мне четыре года. Наша семья эва­ку­и­ро­ва­лась из бло­ка­д­ного Ленин­града в поселок Покров Яро­с­лав­ской области. Я иду по сель­ской дороге, в руке хлебная краюшка. Нав­стречу цыганка. Хвать — и ото­брала у меня кусок. Я заревел в голос. Так громко, что цыганка меня пожа­лела. Хлеб, правда, не вернула. Но отвела к матери: та рабо­тала в детском доме, ее знала вся округа. Мама испу­га­лась, а цыганка и говорит: «Пусть твой мальчик не плачет. Война закон­чится в день его рожде­ния». Так и вышло — ведь я родился 9 мая 1939 года!

В 1945 году наша семья — отец, мать и трое детей — вер­ну­лась в Ленин­град. Посе­ли­лись в ком­му­налке на углу Нев­ского и Вла­димир­ского про­спек­тов, в комнате пло­ща­дью 12 ква­д­рат­ных метров. В после­во­ен­ные годы жили трудно. Когда еда закан­чи­ва­лась, мама варила кар­то­фель­ные очистки. Делила на троих, строго поровну. Мы ели так, что за ушами трещало. На десерт грызли дуранду, так назы­вали жмых, спрес­со­ван­ный в бруски. Несмо­тря на это все дети из семьи полу­чили высшее обра­зо­ва­ние. Я учился в Поли­тех­ни­че­ском инсти­туте по спе­ци­аль­но­сти «подъемно-тран­с­порт­ные машины и обо­ру­до­ва­ние». Днем ходил на лекции, вечером и ночью работал. Вначале груз­чи­ком, а когда прошел курсы вожде­ния, стал загон­щи­ком такси — загонял авто­мо­били в парк. Карьера быстро пошла в гору: меня позвали рабо­тать на гру­зо­вой машине с при­це­пом. Ночами вывозил снег из центра города, а утром спешил в инсти­тут. Политех окончил с красным дипло­мом. В 1965 году по рас­пре­де­ле­нию попал в Цен­траль­ное кон­струк­тор­ское бюро маши­но­стро­е­ния (ЦКБМ). Был инже­не­ром, потом перешел в иссле­до­ва­тель­скую лабо­ра­то­рию №353. Там про­во­дили входной кон­троль мате­ри­а­лов, посту­па­ю­щих в про­из­вод­ство, и выход­ной кон­троль изделий для атомной энер­гетики. Меха­ни­че­ский участок изго­та­в­ли­вал образцы для испы­та­ний. Я работаю в ЦКБМ по сей день. Правда, меха­ни­че­ский участок рас­фор­ми­ро­вали. Образцы теперь делают на про­из­вод­стве. Я зани­ма­юсь кон­тро­лем тех­ноло­ги­че­ского про­цесса, про­ве­ряю каче­ство изделий, сам провожу испы­та­ния. Огромный опыт на про­из­вод­стве и в лабо­ра­то­рии помо­гает решать слож­нейшие задачи.

Со школь­ных лет зани­ма­юсь спортом. В классе был самым малень­ким и худень­ким. Под­тя­нуться не мог ни разу, чем веселил одно­клас­с­ни­ков. Поэтому решил исправить ситу­а­цию и занялся гим­на­сти­кой во Дворце пио­не­ров. Уже через полгода под­тя­ги­вался лучше всех, физрук в пример ставил. Увлекся туриз­мом, бего­выми лыжами и вело­с­пор­том. По вело­с­порту и беговым лыжам первый спор­тив­ный разряд. Ходил в походы пятой кате­го­рии слож­но­сти. Больше всего запо­мнился поход по Таймыру в 1970-е годы. Группой из семи человек мы шли месяц — с 26 апреля по 26 мая. В это время на Таймыре еще лежит снег, тем­пе­ра­тура воздуха -35°C. Места слож­но­про­хо­ди­мые. Но туристы люди стран­ные. Им чем сложнее, тем инте­рес­нее. Весь поход мы шли по лесо­тун­дре на охот­ни­чьих дере­вян­ных лыжах. Каждый тащил огромный рюкзак со сна­ря­же­нием и запасом еды на месяц. К рюкзаку была при­вя­зана «манюня» — запас­ная лыжа. Ночевка заслу­жи­вает отдель­ного опи­са­ния. Вечером, найдя под­хо­дя­щее ровное место, мы забра­сы­вали его еловыми ветвями. Поверх ставили большой бре­зен­то­вый шатер. В центре соби­рали печь, трубу выво­дили в спе­ци­аль­ное отвер­стие в крыше. Рас­та­п­ли­вали печь, ужинали и ложи­лись спать. Огонь горел всю ночь, за ним при­с­ма­т­ри­вал дежур­ный. Каждый час дежур­ный менялся. В состав отча­ян­ной группы входила девушка — Людмила Смир­нова, инженер-кон­струк­тор ЦКБМ. Женщина отлично дис­ци­пли­ни­рует мужиков в походе. Мы сразу ста­но­вимся веж­ли­выми и акку­рат­ными, никто матом не руга­ется.

Еже­годно участ­вую в гонке «Лыжня России», в сорев­но­ва­ниях по спор­тив­ному ори­ен­ти­ро­ва­нию. Про­хо­дят они в лесах Лено­бла­сти. Днем или ночью. Орга­ни­за­торы выдают карту мест­но­сти, на ней отме­чены кон­троль­ные пункты, через которые должен пройти участ­ник. Найти пункт нелегко: надо хорошо читать карты, ори­ен­ти­ро­ваться по компасу, уметь быстро пере­ме­щаться по мар­ш­руту через ямы, овраги и буре­ломы. Резуль­таты опре­де­ля­ются по времени про­хо­жде­ния дистан­ции. Пяти­ки­ло­мет­ро­вый маршрут я про­бе­гаю за полчаса!