Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Трутнев Юрий Алексеевич

Первый заме­сти­тель науч­ного руко­во­ди­теля РФЯЦ-ВНИИЭФ по пер­спек­тив­ным иссле­до­ва­ниям, ака­демик РАН, Героой Соци­али­сти­че­ского Труд. Трутнев при­над­лежит к тем редким даро­ва­ниям, которые в начале своего твор­че­ского пути, 66 лет назад, встал вровень с выда­ю­щимися пер­во­про­ход­цами «Атом­ного проекта». Он под­хва­тил эста­фету и чрез­вы­чайно успешно про­дол­жает важ­нейшее дело в обес­пе­че­нии наци­о­наль­ной безо­пас­но­сти России. Талант ученого в опре­де­ле­нии путей раз­ви­тия, от которых зависит наци­о­наль­ная безо­пас­ность госу­дар­ства, после­до­ва­тель­ность и бес­ком­про­мис­с­ность в отста­и­ва­нии прин­ци­пи­аль­ных вопро­сов явля­ются эта­ло­ном для новых поко­ле­ний спе­ци­али­стов ядерно-ору­жейного ком­плекса. Он из числа тех людей, для которых судьба Оте­че­ства нав­се­гда оста­ется главным и нео­с­по­ри­мым при­о­ри­тетом. Пора­зи­тельно, но Юрий Алек­се­е­вич и сейчас оста­ется неу­го­мон­ным и азарт­ным в поиске. Он – при­знан­ный ученый, который при всех своих мно­го­чи­с­лен­ных регалиях, званиях и высших награ­дах СССР и новой России и сегодня легок на подъем и такой же доступ­ный
Трутнев Юрий Алексеевич

Родился я в 1927 году в Москве, в семье сту­ден­тов, которые учились в сель­ско­хо­зяйствен­ной ака­демии. Отец стал поч­во­ве­дом, а мама -домо­хо­зяйкой. По окон­ча­нии учебы роди­тели сначала пере­е­хали в Кострому, а потом уже в Ленин­град. Жили мы, как боль­шин­ство в то время, в ком­му­наль­ной квар­тире. В этой ком­му­наль­ной квар­тире на семь семей нашими были две комнаты. Был один унитаз, один умы­валь­ник. Это счита­лось нор­маль­ным. Инте­ресы у меня в это время были разные. Напри­мер, однажды я написал целую поэму на картину «Девятый вал». По-моему, это было в 3-4 классе. Меня даже осво­бо­дили от учебы на несколько часов. Как только я нау­чился читать, я зачи­ты­вался неве­ро­ятно. Помню, когда я был в третьем классе, то не вылезал из биб­ли­о­теки и «довел» себя до того, что меня пере­вели в чет­вер­тый класс без экза­ме­нов. На первом месте были, конечно же, при­клю­чен­че­ские. Больше всего нравился Жюль Верн, осо­бенно книги, где затра­ги­вались научные вопросы. Напри­мер, «Таин­ствен­ный остров».

В пятом-шестом классах я уже больше зани­мался изу­че­нием других книг. В то время было очень много серий, таких как «Зани­ма­тель­ная мине­ра­ло­гия», «Зани­ма­тель­ная физика», «Зани­ма­тель­ная химия», «Зани­ма­тель­ная пале­он­толо­гия». В общем, о науке. Я ими просто зачи­ты­вался. Более того, отец достал мне большой кусок мил­ли­мет­ровки. Я на ней записал всю пери­о­ди­че­скую систему эле­мен­тов и помню ее наи­зусть до сих пор.

Конечно же, я про­во­дил опыты, и один из них чуть не кон­чился пла­чевно. Я же много чего не понимал! Однажды отец принес мне магний, а я решил его рас­плавить. Я насыпал магний в про­бирку и дере­вян­ными щипцами для белья зажал ее, замотал руку поло­тен­цем и начал плавить магний. В резуль­тате бухнуло, про­и­зо­шел взрыв, все раз­лете­лось.

В это время поя­ви­лось изве­стие об атомной энергии. Мы с при­я­те­лем стали искать лите­ра­туру по этой теме. Начали с «Совет­ской энци­к­ло­пе­дии». Конечно же, там об атомной энер­гетике не было ничего. Наша удача состо­яла в том, что в то время изда­ва­лось очень много жур­на­лов для моло­дежи, таких, как «Знание и сила», «Техника моло­дежи». Если не оши­ба­юсь, при­бли­зи­тельно в 1939-1940 гг. там поя­ви­лись статья о Флерове и Петржак, о том, что они открыли про­из­воль­ное деление ядер урана. Тут же поя­ви­лась статья о Кур­ча­тове, который обсу­ждал с ними эти вопросы. Была и другая статья, в которой гово­ри­лось, что если мы овла­деем атомной энер­гети­кой, то пароход из Ленин­града до Нью-Йорка и обратно будет ходить без заправки. Тем более что при­мерно в 1940 году в одной из цен­траль­ных газет поя­ви­лась статья под назва­нием «Уран 235». В ней рас­ска­зы­ва­лось о Хари­тоне и Зель­до­виче, которые с помощью цепной реакции пыта­ются полу­чить атомную энергию. Могу сказать, что все упо­мя­ну­тое выше «укла­ды­ва­лось» в моей голове и пред­ре­кало заняться изу­че­нием атомной энергии.

Я помню начало войны… 22 июня… Мы про­с­ну­лись под вой сирен, вклю­чено радио, объ­я­в­лена война. Небо ясное, белые ночи. Что делать? Уста­но­вили дежур­ство на крышах. Нас тогда еще не бомбили. Время от времени объ­я­в­ля­лась тревога. 6 июля мама собрала меня, упа­ко­вала чемо­дан­чик, на котором было напи­сано, кто я и откуда. Как и масса других семей, мы поехали на Витеб­ский вокзал (было объ­я­в­лено об эва­ку­а­ции детей). Нас отправили без роди­те­лей — мы не знали, куда мы поехали. Оста­но­ви­лись на одной из станций неда­леко от Яро­с­ла­вля и жили в пио­нер­ском лагере. Через неко­то­рое время мама меня забрала, и мы поехали на ее родину — на Урал, а оттуда — на родину отца, в Горь­ков­скую область.

В одной из дере­вень я окончил восьмой класс. Тогда на всю школу была одна учи­тель­ница. В школу при­хо­ди­лось ходить пешком 10 км и по пути попа­дались волки.

В 1943 году в воен­ко­ма­тах нача­лась реги­стра­ция для призыва в армию тех, кто родился в 1926 году. Я пошел в воен­ко­мат и сказал, что мои доку­менты в Ленин­граде, но по воз­ра­сту подхожу. Запи­сали. А пока так и жили с матерью в деревне. От отца время от времени при­хо­дили письма, даже посылки он при­сы­лал. Что он мог при­слать? Гим­на­стерку, бре­зен­то­вые сапоги. Окан­чи­ваю девятый класс, вдруг при­хо­дит повестка в армию. В армию — так в армию! Но мама пошла в райком и другие инстан­ции с моими доку­мен­тами и меня с позором про­гнали. Мне было тяжело выдер­жать это, я даже написал письмо в Москву.

В 1944 году я окончил девятый класс, про­рвали блокаду. За нами приехал отец, и мы воз­вра­ти­лись в Ленин­град. Город был абсо­лютно пустой. Вечер, ночь — ни звука! Слышно было, если кто-то идет в сапогах, как стучат подошвы.

Конечно же, воз­вра­ще­ние в Ленин­град для меня было сча­стьем. Я посту­пил там в десятый класс в вели­ко­леп­ной школе. Среди книжных раз­ва­лов набрал неве­ро­ят­ное коли­че­ство книг. Нашел даже книгу «Отчет о ядерной кон­фе­рен­ции», которую составил Юлий Бори­со­вич Харитон. Спустя много лет в Сарове я ему ее потом подарил.

В конце 10 класса встал вопрос — куда идти учиться? Я обошел массу инсти­ту­тов, так как мне нрави­лись и физика, и химия, и мине­ра­ло­гия, и геоло­гия. Сначала посту­пил на хими­че­ский факуль­тет Ленин­град­ского уни­вер­си­тета. Про­у­чив­шись там два года, понял, что это не для меня. Я два раза сдавал про­из­вод­ство анилина: все выпишу на бумагу, ном не могу запо­мнить, и все тут! Получил тройку. Мне тогда сказали: «Ну ладно, раз не можете запо­мнить, мы вас отпус­каем». И отпу­стили. Во время каникул я пошел на физфак. Поскольку было лето, там был лишь один сотруд­ник по фамилии Берлага. Я сказал ему, что я химик, но хотел бы перейти на физи­че­ский факуль­тет. На вопрос: «Почему?» ответил: «Вы знаете, меня больше влечет физика». На слова: «Но есть же физи­че­ская химия» я сказал: «Когда мне говорят физи­че­ская химия, у меня сразу воз­ни­кает пред­ста­в­ле­ние чего-то мокрого, рас­тво­ров и так далее. Я бы хотел заняться насто­я­щей физикой». Мне пред­ло­жили сдать еще три экза­мена.

Так я стал учиться на физи­че­ском факуль­тете и понял, что попал туда, куда нужно. Бук­вально разинув рот, я слушал лекцию, которую очень хорошо помню, о рас­про­стра­не­нии элек­тро­нов в пере­се­ка­ю­щихся элек­три­че­ских маг­нит­ных полях.

После окон­ча­ния тре­тьего курса стали отби­рать людей для спе­ци­аль­но­сти ядерная физика. Меня ото­брали. Диплом у меня был хороший. Сначала весь наш поток «сунули» в инсти­тут Берии, который рас­по­ла­гался в конце Ленин­град­ского про­спекта в Москве.

Мы не знали, что это за инсти­тут, мы лишь слышали, что там зани­мались физикой. Одного за другим нас начали спра­ши­вать о наших дипломных работах. Я как следует «отта­ра­ба­нил» свою дипломную работу, наблю­даю за реак­цией слу­ша­ю­щего: как горох об стену. Ока­зы­ва­ется, там зани­мались газо­ди­на­ми­кой. В итоге меня и еще одного моего това­рища не взяли, всех осталь­ных ото­брали, но они отка­зались идти. А в даль­нейшем про­и­зо­шло уди­ви­тель­ное. Нас двоих отправили для рас­пре­де­ле­ния по одному адресу. Мы заходим, там масса офи­це­ров в синих фураж­ках и нам говорят: «Мы вас хотим отправить в одно место, где очень инте­рес­ные работы. Вы как, согласны или не согласны?». Но я же ленин­гра­дец. Спра­ши­ваю: «А оттуда в отпуск можно ездить?» — «Можно» — «Ну что же, поеду». В конце концов говорят: «Идите на Цветной бульвар, дом 13, там будет двор­ниц­кая. Зайдите в нее, там вас встретит человек, который вас опре­де­лит». Прихожу. Горит горелка, на ней греются кирпичи, сидит ста­рушка. Я у нее уточнил, туда ли я попал. Подо­шедший молодой человек строгим голосом сказал: «Вот ваши доку­менты, завтра вы едете во «Внуково», вста­нете около фигуры Сталина, к вам подойдет человек, и вы отправи­тесь туда, куда вам скажут». Садимся в самолет. Смотрю, в стороне сидят муж и жена. Подхожу к ним с вопро­сом: «Куда мы летим? В Саров, что ли?» Мужчина задро­жал и ничего мне не сказал. Это был будущий ака­демик, мате­ма­тик Василий Сер­ге­е­вич Вла­дими­ров. В 1950-1953 годах он вручную рас­считал десятки вари­ан­тов мно­го­слойных зарядов для водо­род­ной бомбы. За выпол­нен­ную работу был удо­стоен Сталин­ской премии.

При­зем­ли­лись. Мне было сказано идти в комен­да­туру. Меня туда отвел солдат. Сидим, ждем. А мороз — стра­шен­ный и снег валит! Наконец меня выса­жи­вают около одного из кот­те­джей. Захожу, коттедж пустой, никого нет, я под­нялся наверх. Две постели, сушатся сол­дат­ские сухари. Скла­ды­ва­ется такое впе­ча­т­ле­ние, что никто здесь не живет. Куда деваться? Что делать? И главное, неиз­вест­ность пол­нейшая. В этом кот­те­дже я прожил дня два. Потом меня, наконец, нашли те, кто учился в Ленин­граде и рас­ска­зали, куда и зачем идти. Дилемма была такая: если к Зель­до­вичу, то физик-тео­ретик, если к Флерову — то экс­пе­ри­мен­та­тор. Конечно же, я пошел к Зель­до­вичу, для меня все было ясно.

Я отправился в здание, где в то время сидели тео­ретики. Меня встре­чает ака­демик Щелкин. Скажу, что вид у меня был еще тот: офи­цер­ские сапоги, галифе, пиджак, галстук. Пред­се­да­тель сель­со­вета! Щелкин спросил мою фамилию, взял доку­менты, а потом вызвал Франк-Каме­нец­кого. Тот не задал мне никаких вопро­сов. Ребятам, которые при­е­хали несколько раньше, устра­и­вали даже неко­то­рые экза­мены. Думаю, если бы мне устро­или экзамен, я бы про­валился. Какое у меня обра­зо­ва­ние? Три дере­вен­ские школы, химфак и физфак. Франк-Каме­нец­кий тут же вызвал Николая Дмит­ри­ева (совет­ский мате­ма­тик и физик-тео­ретик, один из участ­ни­ков атом­ного проекта в СССР), сказал: «Зани­майся с ним таким-то делом». Я пере­с­пра­ши­ваю, какое это дело, и ничего не понимаю. Так мы начали рабо­тать с Нико­лаем Алек­сан­дро­ви­чем.

Меня вместе с Дмит­ри­е­вым направили рабо­тать над водо­род­ной бомбой. Я много читал, зани­мался самыми раз­но­об­разными вопро­сами. В общем, входил в курс дела. И все время учился, учился, учился, потому что видел, что уступаю тем, кто пришел из Москов­ского уни­вер­си­тета. В тот период все бились со «слойкой» — «РДС-6с». Ведь что такое РДС-6с на самом деле? Никакая она не водо­род­ная бомба. Пред­ставьте себе кусок урана: если его сжать, он «сра­бо­тает». Если сделать слой из дейте­рия с тритием, то он даст нейтроны и за счет этого выгорит еще больше урана-235. На самом деле полу­ча­лось тер­мо­я­дер­ное уси­ле­ние взрыва. Энергии за счет тер­мо­я­дер­но­сти прак­ти­че­ски не было. Бомба назы­ва­лась водо­род­ной, потому что исполь­зо­вались тритий и дейте­рий. На самом же деле, водо­род­ная бомба — это когда «горит» литий-6Д, идут тер­мо­я­дер­ные реакции. Возник вопрос — как дви­гаться дальше? Да, хорошо было бы иметь воз­мож­ность взять ини­ци­а­тор, поставить литий-6Д, оболочку и «сжать» как следует взрыв­чат­кой.

Но… Взрыв­чат­кой не сожмешь, не хватает энергии. Стали думать, как же быть, и тут пришла идея вос­поль­зо­ваться для сжатия тер­мо­я­дер­ного заряда энер­гией атомной бомбы. Сумели найти соот­вет­ству­ю­щие способы, меха­низмы, физи­че­ские явления, с помощью которых можно сжать. Про­из­вели сжатие и полу­чили РДС-37. Она сра­бо­тала, дала 1,5 мега­тонны.

Можно сказать, что нам не слишком верили, но не мешали. Мы мучи­лись, полу­чали отказы, а иногда нам не отка­зы­вали. Тем не менее, было реко­мен­до­вано сдать на воо­ру­же­ние некий вариант изделия. И вот на Семи­па­ла­тин­ский полигон для испы­та­ния одним из изделий было доста­в­лено изделие, раз­ра­бо­тан­ное под руко­вод­ством Евгения Ива­но­вича Заба­ба­хина. Он утвер­ждал, что мощ­ность взрыва будет порядка 0,5-0,6 мега­тонны. Отмечу, что в то время был запрет на про­ве­де­ние взрывов мощ­но­стью выше 0,5, потому что в резуль­тате взрыва мощ­но­стью 1,5 мега­тонны был раз­ру­шен Семи­па­ла­тин­ский мясо­ком­би­нат. И вот мы сидим, погоды нет, делать нечего, я решил читать отчеты. Взял отчет Заба­ба­хина, срав­ни­ваю расчеты с нашими, и вижу: да там не 0,5, не 0,9, там все 1,5 мега­тонны должны полу­читься! Я мог бы смол­чать, но если 1,5 мега­тонны опять «раз­ва­лят» мясо­ком­би­нат? На одном из сове­ща­ний я доложил об этом руко­во­ди­телю испы­та­ний.

На меня как навалился Заба­ба­хин: «Это безо­б­ра­зие, это не дело, это некра­сиво! Вы спе­ци­ально гово­рите, чтобы снять нашу бомбу с испы­та­ний. Так не делают честные люди!» Я пред­ло­жил: «Давайте вместе посмо­трим». Он ничего не стал смо­треть, хлопнул дверью и ушел. И ведь хорошо, что не испы­тали! Потому что на сле­ду­ю­щий год на севере мы взо­рвали наш вариант изделия и полу­чили порядка 0,6-0,8 мега­тонн. По случаю нашего успеха мне налили стакан коньяка: «За победу!» При­ме­ча­тельно, что это было 23 февраля 1958 года, в день Красной Армии.

В этом же 1958 году мы начали гото­вить сле­ду­ю­щую сессию на базе «49-го проекта». Были попытки задер­жать испы­та­ния, а желания испы­ты­вать изделия меньшей мощ­но­сти у мини­стер­ства не было. Тогда я обра­тился к Хари­тону: «Надо ехать к Кур­ча­тову. Если мы сделаем заду­ман­ное, то перейдем к мини­а­тю­ри­за­ции, а это то, что нужно». Несмо­тря на про­те­сты мини­стер­ства, мы поехали с Саха­ро­вым к Кур­ча­тову. Зашли к нему, он спра­ши­вает: «В чем дело?» Я поясняю, что мы сделали такое-то изделие и необ­хо­дим сле­ду­ю­щий шаг. Почему бы не испы­тать? Кур­ча­тов выслу­шал и сказал: «Пойдемте на совет». Пришли на совет: все против, я нерв­ни­чаю. Отмечу, что Кур­ча­тов ходил с тростью, поскольку хромал. В итоге он встал, стукнул палкой по столу: «Испы­ты­ваем!»

И испы­тали, и все полу­чи­лось. Эта раз­ра­ботка впо­след­ствии явилась важ­нейшей основой для совер­шен­ство­ва­ния тер­мо­я­дер­ного арсе­нала нашей страны.