Годы летят быстро…
К моменту окончания 11 класса школы № 19 города Горького предо мной, как перед всеми выпускниками, встал вопрос — куда поступать? Я занимался на подготовительных курсах в университете им. Н. И. Лобачевского — это давало право досрочно сдавать вступительные экзамены, а в случае «провала» повторно сдать их в общем потоке. Кроме того, я дополнительно занимался с репетитором по физике и математике. Однако в пору экзаменов я сделал выбор в пользу Политехнического института им. А. А. Жданова, поступил на специальность «Химическое машиностроение и аппаратостроение». В то время, во времена Н. С. Хрущева, широко рекламировалась и развивалась тема химизации и механизации народного хозяйства.
После защиты диплома для трудоустройства предлагались предприятия города Дзержинска — по специальности. Но в последние дни перед выдачей диплома 6 успешных студентов с нашей специальности были вызваны в приемную ректора, где мы после разговора с представителем ОКБМ согласились там работать. Нам было не очень ясно, куда мы устраиваемся: в то время предприятие называлось п/я 206. Единственное, что я тогда знал об ОКБМ: это «лаборатория Африкантова, где делают подводные лодки». Эту фразу я несколько раз слышал, когда проезжал по Сормовскому шоссе к родителям жены. Я недоумевал: как можно на суше делать лодки? Но... годы летят быстро. И вот я, заслуженный пенсионер ОКБМ, работаю на предприятии почти 50 лет.
В 2002 г. приказом по предприятию в ОКБМ было организовано новое направление — создание оборудования для обращения с ядерным топливом. В принципе, до этого момента работы по подобному направлению осуществлялись под руководством других главных конструкторов в различных «кустах». К этому направлению были отнесены: транспортное оборудование для перезарядки АПЛ и надводных кораблей, создание перегрузочного оборудования для быстрых реакторов и ВТГР, отдельные механизмы для атомных ледоколов, машины и оборудование для атомной станции теплоснабжения и др. Целью было объединение разрозненных направлений разработок, консолидация сил в едином «кусте» и дальнейшее развитие работ по данному направлению. Мне было поручено руководить этим направлением.
В период моей работы (2002 — 2017 гг.) в должности главного конструктора было много интересных проектов. Расскажу подробнее о некоторых. Работа по проекту SMART-P выполнялась по контракту с Южной Кореей в 2003-2005 годах. Поскольку проект был связан с разработкой транспортно-технологической системы перегрузки реактора, директор ОКБМ В. И. Костин поручил мне вести переговоры по подготовке контракта и его подписании. Учитывая, что для меня это была первая международная работа в роли главного конструктора, можно сказать, что он отправил меня «в свободное плавание». Постановочные совещания проходили в ОКБМ: здесь можно было привлекать всех необходимых специалистов, готовить «рыбу» контракта. А вот заключительные переговоры и подписание контракта в течение нескольких дней проводились в гостинице «Нижегородской». Причем со стороны ОКБМ были только я и В. С. Даниловский, а с корейской стороны присутствовали руководитель работ Джо Ин Ким и его помощник по финансовым вопросам. Переговоры шли тяжело, обсуждалась цена контракта. Я пытался обсудить по телефону некоторые вопросы с В. И. Костиным, корейцы также связывались со своим руководством. В последний день Костин мне посоветовал: тебе выполнять контракт, ты и бери на себя ответственность, в том числе и финансовую. В конечном итоге мы сошлись на средней стоимости контракта, и он был подписан.
Начиная с 2006 г. ОКБМ постепенно включилось в работы, связанные с разработкой, изготовлением и испытаниями перегрузочных машин для АЭС с установками ВВЭР в кооперации с другими фирмами. Изначально по предложению ЗАО «Диаконт» был организован стенд для испытания длинномерных рабочих штанг перегрузочных машин на доработанных высотных стапелях, имеющихся в ОКБМ. Работы с нашим участием прошли успешно. Далее, после посещения ОКБМ одним из руководителей концерна «Росэнергоатом» и получения предложения по изготовлению в условиях нашего производства рабочих и телевизионных штанг, по причине дороговизны изготовления их в условиях монополиста ОМЗ, директор ОКБМ В. И. Костин предложил рассмотреть возможность расширения кооперации по поставкам перегрузочных машин в целом. Для этой цели был спроектирован и изготовлен полномасштабный стенд для сборки, испытания и сдачи машин заказчику. Начиная с 2009 г. ОКБМ в кооперации с ЗАО «Диаконт» (разработчиком системы управления) приступило к изготовлению, монтажу и поставкам машин сначала для блоков АЭС с ВВЭР-1000, а затем для блоков АЭС с ВВЭР-1200 (проект АЭС2006). Было поставлено 10 перегрузочных машин.
В настоящее время по контрактам Росатома с инозаказчиками разрабатываются и должны быть поставлены перегрузочные машины примерно на 10 блоков зарубежных АЭС. Необходимо отметить, что перегрузочная машина является сложнейшей технической системой, обеспечивающей безопасное обращение с ядерным топливом. Она оборудована системами контроля герметичности оболочек ТВЭЛ и контроля радиационной обстановки, телевизионными системами общего обзора и внутриреакторной обстановки, работающими совместно с системой управления в автоматическом и др. режимами под контролем оператора.
Благодаря накопленному опыту и созданной производственной базе, ОКБМ обеспечило организацию изготовления и поставки оборудования реакторной установки БН-800 при сооружении энергоблока. Поставка оборудования обращения с ядерным топливом была в основном выполнена на 4-й блок БАЭС к 2013 г. Авторское сопровождение работ, связанное с контролем транспортировки и условий хранения, подготовкой к монтажу комплектно поставленного оборудования, легло в основном на коллектив подразделения конструирования систем перегрузки и перегрузочного оборудования, возглавляемый М. А. Любимовым, с привлечением других необходимых специалистов ОКБМ. Учитывая многочисленную номенклатуру оборудования для всего блока (136 единиц), в том числе оборудования, поставленного контрагентами, работа авторского надзора потребовала значительного напряжения сил в сочетании с высокой ответственностью.
Прошло более 30 лет от момента выполнения аналогичных работ по вводу в эксплуатацию 3-го блока БАЭС с установкой БН-600 и начала работ с установкой БН-800. Были потеряны специалисты контрагентов, ранее выполнявшие подобные уникальные операции, специалисты монтажных организаций, пуско-наладочных структур. Пришел новый эксплуатационный персонал, включая руководителей работ. Между тем выполненные впоследствии специалистами ОКБМ уточненные расчеты подтвердили правильность принятых решений работников авторского надзора совместно со специалистами БАЭС. За время создания и изготовления оборудования, ведения авторского надзора по техническому сопровождению его производства, испытаний и монтажа значительно омолодился состав отделов, молодежь приобрела бесценный опыт проектирования, вникла в тонкости производства. Я думаю, что новые перспективные задачи коллективами подразделений и в целом ОКБМ будут решены, и тематика быстрых реакторов будет развиваться. Тем более что идет разработка нового проекта установки БН-1200 и опытного реактора МБИР для экспериментальной базы НИИАР. Желаю всем нашим молодым специалистам успехов в реализации новых интересных работ.