Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Тимофеев Александр Владимирович

Совет­ник гене­раль­ного дирек­тора АО «ОКБМ Афри­кан­тов» по обо­ру­до­ва­нию обра­ще­ния с ядерным топ­ли­вом, главный кон­струк­тор АО «ОКБМ Афри­кан­тов» по обо­ру­до­ва­нию обра­ще­ния с ядерным топ­ли­вом (2002-2018 гг.). Заслу­жен­ный кон­струк­тор РФ, лауреат премии Прави­тель­ства РФ в области науки и техники. Удо­стоен медали ордена «За заслуги перед Оте­че­ством II степени».
Тимофеев Александр Владимирович

К моменту окон­ча­ния 11 класса школы № 19 города Горь­кого предо мной, как перед всеми выпускни­ками, встал вопрос — куда посту­пать? Я зани­мался на под­го­то­ви­тель­ных курсах в уни­вер­си­тете им. Н. И. Лоба­чев­ского — это давало право досрочно сдавать всту­пи­тель­ные экза­мены, а в случае «провала» пов­торно сдать их в общем потоке. Кроме того, я допол­ни­тельно зани­мался с репети­то­ром по физике и мате­ма­тике. Однако в пору экза­ме­нов я сделал выбор в пользу Поли­тех­ни­че­ского инсти­тута им. А. А. Жданова, посту­пил на спе­ци­аль­ность «Хими­че­ское маши­но­стро­е­ние и аппа­ра­то­стро­е­ние». В то время, во времена Н. С. Хрущева, широко рекла­ми­ро­ва­лась и раз­ви­ва­лась тема хими­за­ции и меха­ни­за­ции народ­ного хозяйства.

После защиты диплома для тру­до­устройства пред­ла­гались пред­при­ятия города Дзер­жин­ска — по спе­ци­аль­но­сти. Но в послед­ние дни перед выдачей диплома 6 успеш­ных сту­ден­тов с нашей спе­ци­аль­но­сти были вызваны в при­емную ректора, где мы после раз­го­вора с пред­стави­те­лем ОКБМ согла­си­лись там рабо­тать. Нам было не очень ясно, куда мы устра­и­ва­емся: в то время пред­при­ятие назы­ва­лось п/я 206. Един­ствен­ное, что я тогда знал об ОКБМ: это «лабо­ра­то­рия Афри­кан­това, где делают под­вод­ные лодки». Эту фразу я несколько раз слышал, когда про­ез­жал по Сор­мов­скому шоссе к роди­те­лям жены. Я недо­у­ме­вал: как можно на суше делать лодки? Но... годы летят быстро. И вот я, заслу­жен­ный пен­си­о­нер ОКБМ, работаю на пред­при­ятии почти 50 лет.

В 2002 г. при­ка­зом по пред­при­ятию в ОКБМ было орга­ни­зо­вано новое напра­в­ле­ние — соз­да­ние обо­ру­до­ва­ния для обра­ще­ния с ядерным топ­ли­вом. В прин­ципе, до этого момента работы по подоб­ному напра­в­ле­нию осу­ще­ст­в­ля­лись под руко­вод­ством других главных кон­струк­то­ров в раз­лич­ных «кустах». К этому напра­в­ле­нию были отне­сены: тран­с­порт­ное обо­ру­до­ва­ние для пере­за­рядки АПЛ и над­вод­ных кора­блей, соз­да­ние пере­гру­зоч­ного обо­ру­до­ва­ния для быстрых реак­то­ров и ВТГР, отдель­ные меха­низмы для атомных ледо­колов, машины и обо­ру­до­ва­ние для атомной станции теп­лос­наб­же­ния и др. Целью было объе­ди­не­ние раз­роз­нен­ных напра­в­ле­ний раз­ра­бо­ток, кон­со­ли­да­ция сил в едином «кусте» и даль­нейшее раз­ви­тие работ по данному напра­в­ле­нию. Мне было пору­чено руко­во­дить этим напра­в­ле­нием.

В период моей работы (2002 — 2017 гг.) в долж­но­сти глав­ного кон­струк­тора было много инте­рес­ных про­ек­тов. Рас­скажу подроб­нее о неко­то­рых. Работа по проекту SMART-P выпол­ня­лась по кон­тракту с Южной Кореей в 2003-2005 годах. Поскольку проект был связан с раз­ра­бот­кой тран­с­портно-тех­ноло­ги­че­ской системы пере­грузки реак­тора, дирек­тор ОКБМ В. И. Костин поручил мне вести пере­го­воры по под­го­товке кон­тракта и его под­пи­са­нии. Учи­ты­вая, что для меня это была первая меж­ду­на­род­ная работа в роли глав­ного кон­струк­тора, можно сказать, что он отправил меня «в сво­бод­ное пла­ва­ние». Поста­но­воч­ные сове­ща­ния про­хо­дили в ОКБМ: здесь можно было при­вле­кать всех необ­хо­ди­мых спе­ци­али­стов, гото­вить «рыбу» кон­тракта. А вот заклю­чи­тель­ные пере­го­воры и под­пи­са­ние кон­тракта в течение несколь­ких дней про­во­ди­лись в гости­нице «Ниже­го­род­ской». Причем со стороны ОКБМ были только я и В. С. Дани­лов­ский, а с корейской стороны при­сут­ство­вали руко­во­ди­тель работ Джо Ин Ким и его помощ­ник по финан­со­вым вопро­сам. Пере­го­воры шли тяжело, обсу­жда­лась цена кон­тракта. Я пытался обсу­дить по теле­фону неко­то­рые вопросы с В. И. Кости­ным, корейцы также свя­зы­вались со своим руко­вод­ством. В послед­ний день Костин мне посо­вето­вал: тебе выпол­нять кон­тракт, ты и бери на себя ответ­ствен­ность, в том числе и финан­со­вую. В конеч­ном итоге мы сошлись на средней сто­и­мо­сти кон­тракта, и он был под­пи­сан.

Начиная с 2006 г. ОКБМ посте­пенно вклю­чи­лось в работы, свя­зан­ные с раз­ра­бот­кой, изго­то­в­ле­нием и испы­та­ни­ями пере­гру­зоч­ных машин для АЭС с уста­нов­ками ВВЭР в коо­пе­ра­ции с другими фирмами. Изна­чально по пред­ло­же­нию ЗАО «Диаконт» был орга­ни­зо­ван стенд для испы­та­ния длин­но­мер­ных рабочих штанг пере­гру­зоч­ных машин на дора­бо­тан­ных высот­ных ста­пе­лях, име­ю­щихся в ОКБМ. Работы с нашим уча­стием прошли успешно. Далее, после посе­ще­ния ОКБМ одним из руко­во­ди­те­лей кон­церна «Росэнер­го­а­том» и полу­че­ния пред­ло­же­ния по изго­то­в­ле­нию в усло­виях нашего про­из­вод­ства рабочих и теле­ви­зи­он­ных штанг, по причине доро­го­визны изго­то­в­ле­ния их в усло­виях моно­по­ли­ста ОМЗ, дирек­тор ОКБМ В. И. Костин пред­ло­жил рас­смо­треть воз­мож­ность рас­ши­ре­ния коо­пе­ра­ции по постав­кам пере­гру­зоч­ных машин в целом. Для этой цели был спро­ек­ти­ро­ван и изго­то­в­лен пол­но­мас­штаб­ный стенд для сборки, испы­та­ния и сдачи машин заказ­чику. Начиная с 2009 г. ОКБМ в коо­пе­ра­ции с ЗАО «Диаконт» (раз­ра­бот­чи­ком системы упра­в­ле­ния) при­сту­пило к изго­то­в­ле­нию, монтажу и постав­кам машин сначала для блоков АЭС с ВВЭР-1000, а затем для блоков АЭС с ВВЭР-1200 (проект АЭС2006). Было поста­в­лено 10 пере­гру­зоч­ных машин.

В насто­я­щее время по кон­трак­там Роса­тома с ино­за­каз­чи­ками раз­ра­ба­ты­ва­ются и должны быть поста­в­лены пере­гру­зоч­ные машины при­мерно на 10 блоков зару­беж­ных АЭС. Необ­хо­димо отметить, что пере­гру­зоч­ная машина явля­ется слож­нейшей тех­ни­че­ской систе­мой, обес­пе­чи­ва­ю­щей безо­пас­ное обра­ще­ние с ядерным топ­ли­вом. Она обо­ру­до­вана систе­мами кон­троля гер­метич­но­сти оболо­чек ТВЭЛ и кон­троля ради­а­ци­он­ной обста­новки, теле­ви­зи­он­ными систе­мами общего обзора и вну­три­ре­ак­тор­ной обста­новки, рабо­та­ю­щими сов­местно с систе­мой упра­в­ле­ния в авто­ма­ти­че­ском и др. режи­мами под кон­тро­лем опе­ра­тора.

Бла­го­даря накоп­лен­ному опыту и соз­дан­ной про­из­вод­ствен­ной базе, ОКБМ обес­пе­чило орга­ни­за­цию изго­то­в­ле­ния и поставки обо­ру­до­ва­ния реак­тор­ной уста­новки БН-800 при соо­ру­же­нии энер­го­блока. Поставка обо­ру­до­ва­ния обра­ще­ния с ядерным топ­ли­вом была в основ­ном выпол­нена на 4-й блок БАЭС к 2013 г. Автор­ское сопро­во­жде­ние работ, свя­зан­ное с кон­тро­лем тран­с­пор­ти­ровки и условий хра­не­ния, под­го­тов­кой к монтажу ком­плек­тно поста­в­лен­ного обо­ру­до­ва­ния, легло в основ­ном на кол­лек­тив под­раз­де­ле­ния кон­стру­и­ро­ва­ния систем пере­грузки и пере­гру­зоч­ного обо­ру­до­ва­ния, воз­гла­в­ля­е­мый М. А. Люби­мо­вым, с при­вле­че­нием других необ­хо­ди­мых спе­ци­али­стов ОКБМ. Учи­ты­вая мно­го­чи­с­лен­ную номен­кла­туру обо­ру­до­ва­ния для всего блока (136 единиц), в том числе обо­ру­до­ва­ния, поста­в­лен­ного кон­тр­а­ген­тами, работа автор­ского надзора потре­бо­вала зна­чи­тель­ного напря­же­ния сил в сочета­нии с высокой ответ­ствен­но­стью.

Прошло более 30 лет от момента выпол­не­ния ана­ло­гич­ных работ по вводу в экс­плу­а­та­цию 3-го блока БАЭС с уста­нов­кой БН-600 и начала работ с уста­нов­кой БН-800. Были поте­ряны спе­ци­али­сты кон­тр­а­ген­тов, ранее выпол­няв­шие подоб­ные уни­каль­ные опе­ра­ции, спе­ци­али­сты мон­таж­ных орга­ни­за­ций, пуско-нала­доч­ных струк­тур. Пришел новый экс­плу­а­та­ци­он­ный пер­со­нал, включая руко­во­ди­те­лей работ. Между тем выпол­нен­ные впо­след­ствии спе­ци­али­стами ОКБМ уточ­нен­ные расчеты под­твер­дили правиль­ность при­ня­тых решений работ­ни­ков автор­ского надзора сов­местно со спе­ци­али­стами БАЭС. За время соз­да­ния и изго­то­в­ле­ния обо­ру­до­ва­ния, ведения автор­ского надзора по тех­ни­че­скому сопро­во­жде­нию его про­из­вод­ства, испы­та­ний и монтажа зна­чи­тельно омоло­дился состав отделов, моло­дежь при­об­рела бес­цен­ный опыт про­ек­ти­ро­ва­ния, вникла в тон­ко­сти про­из­вод­ства. Я думаю, что новые пер­спек­тив­ные задачи кол­лек­ти­вами под­раз­де­ле­ний и в целом ОКБМ будут решены, и тема­тика быстрых реак­то­ров будет раз­ви­ваться. Тем более что идет раз­ра­ботка нового проекта уста­новки БН-1200 и опыт­ного реак­тора МБИР для экс­пе­ри­мен­таль­ной базы НИИАР. Желаю всем нашим молодым спе­ци­али­стам успехов в реали­за­ции новых инте­рес­ных работ.