Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Сухов Константин Ксенофонтович

Стаж работы в атомной отрасли - 45 лет. Сварщик-тех­нолог ПАО «Маши­но­стро­и­тель­ный завод» (МСЗ). Награ­жден сере­бря­ной медалью ВДНХ, медалью "За доблест­ный труд", знаком «Изо­б­рета­тель СССР», знаком отличия «За вклад в раз­ви­тие атомной отрасли» 2-й степени», знаком отличия в труде «Ветеран атомной энер­гетики и про­мыш­лен­но­сти».
Сухов Константин Ксенофонтович

Наша деревня нахо­ди­лась рядом с посел­ком Затишье, где в 1914-1917 гг. постро­или Метал­лур­ги­че­ский и Сна­ря­жа­тель­ный заводы. Мой отец после первой мировой войны пришел на Метал­лур­ги­че­ский завод, где вплоть до своей смерти работал ста­ле­ва­ром. На Маши­но­стро­и­тель­ном заводе рабо­тали три мои сестры и брат, так что, можно сказать, наш семейный стаж соста­в­ляет 350 лет.

В школь­ные годы, в 1956 году, нео­жи­данно победив на несколь­ких вело­со­рев­но­ва­ниях, я попал в моло­деж­ную сборную РСФСР и участ­во­вал в первой Спар­та­ки­аде СССР. Вер­нув­шись из Москвы в Элек­тро­сталь, я сразу же стал уче­ни­ком элек­тро­мон­тера в цехе № 66 Маши­но­стро­и­тель­ного завода. В 1960 году окончил с отли­чием Москов­ский област­ной поли­тех­ни­кум, а затем, в 1967 году — Москов­ский ави­а­ци­он­ный тех­ноло­ги­че­ский инсти­тут имени Циол­ков­ского по спе­ци­аль­но­сти «Метал­лур­гия и тех­ноло­гия сва­роч­ного про­из­вод­ства».

Моя жизнь на заводе в основ­ном была связана со сваркой. После поли­тех­ни­кума я стал инже­не­ром сва­роч­ной лабо­ра­то­рии, поя­вив­шейся в 1959 году. Работа меня сразу захва­тила. В 1960 году нас было только 7 человек - началь­ник лабо­ра­то­рии Николай Хари­то­но­вич Телегин, Борис Соло­мо­но­вич Быч­ков­ский, Игорь Сер­ге­е­вич Поме­ран­цев, Алексей Яко­вле­вич Сапро­нов, Сергей Дани­ло­вич Сидоров, Юлия Несте­ровна Аве­рья­нова и я - Кон­стан­тин Ксе­но­фон­то­вич Сухов.

Многие наши работы полу­чили Госу­дар­ствен­ные премии СССР: «За авто­ма­ти­зи­ро­ван­ную линию изго­то­в­ле­ния твэлов РБМК», «За вне­дре­ние новых мате­ри­а­лов при изго­то­в­ле­нии изделий типа БОР, БН», «За раз­ра­ботку авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной линии 05-1 в цехе № 46, изго­то­в­лен­ной в ГДР в 1983 году».

У послед­ней есть своя история. В 1975 году приняли поли­ти­че­ское решение «загру­зить» работой пред­при­ятия ГДР. От нашего завода сфор­ми­ро­ва­лась группа раз­ра­бот­чи­ков: Гри­го­рий Филип­по­вич Коло­сов­ский, Юрий Васи­лье­вич Чукан­цев, я, Ста­ни­слав Сенин и пред­стави­тель упра­в­ле­ния стро­и­тель­ства. Но для выдви­же­ния на Гос­премию, вопреки решению тех­со­вета, Виталий Федо­ро­вич Коно­ва­лов опре­де­лил состав без спе­ци­али­стов - раз­ра­бот­чи­ков линии, включив лишь пол­ков­ника из упра­в­ле­ния стро­и­тель­ства. Такое тоже слу­ча­лось в нашей жизни.

Я - кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. На заводе я был первым главным свар­щи­ком завода и первым руко­во­ди­те­лем Цен­траль­ной завод­ской лабо­ра­то­рии сварки (ЦЗЛС). Сегодня я - заслу­жен­ный пен­си­о­нер атомной отрасли, а на заводе тру­дится сле­са­рем-мон­таж­ни­ком мой пле­мян­ник.

Труд­но­стей было немало. Напри­мер, как-то утром меня вызвал началь­ник со словами: «Иди быстрее в цех № 39, там в ночь нава­рили брака!». Новая сталь ока­за­лась склон­ной к обра­зо­ва­нию трещин. Вместе с сотруд­ни­ками ВНИИНМ мы срочно раз­ра­бо­тали новую тех­ноло­гию «на подушке» из инерт­ного газа, которая потом зна­чи­тельно про­д­лила жизнь судам ВМФ. И таких историй было немало.

Период 90-х годов был лихим! Был я однажды в коман­ди­ровке в Ленин­граде на заводе «Элек­трик», зашел к дирек­тору, а секретарь сообщил: «Он с инфар­к­том в боль­нице». Зашел в цех – тот пустой. Главный кон­струк­тор посето­вал: «Беда, заказов нет, что изго­то­вили – разо­брали, зар­плату платить нечем!». Я поехал во ВНИИЭСО, его дирек­тор тоже пожа­ло­вался: «Заказов нет, зар­платы нет, все раз­бе­жались в США, Канаду, Израиль». Слезы на глазах. Я вер­нулся, доложил ситу­а­цию глав­ному инже­неру Аль­берту Кон­стан­ти­но­вичу Панюш­кину. Тот при­ка­зал: «Ноги в руки - и езжай куда хочешь, надо искать изго­то­ви­те­лей авто­ма­тов для линии цеха № 46».

При­шлось про­е­хать почти всю Европу. Как член Совета Рос­сийского научно-тех­ни­че­ского обще­ства свар­щи­ков от России я был на трех кон­грес­сах Меж­ду­на­род­ного инсти­тута сварки — во Фло­рен­ции, Сток­гольме, Дюс­сельдо­рфе. В итоге у нас на пред­при­ятии рабо­тают совре­мен­ные авто­маты, отве­ча­ю­щие высочайшим мировым стан­дар­там.