Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Спирин Александр Михайлович

Окончил Высшее инже­нер­ное морское училище в Ленин­граде. Начинал службу на ледо­коле «Арктика». Старший помощ­ник капитана, а с 2000 г. - капитан ледо­кола «Совет­ский Союз». В 2006 - 2013 гг. - капитан ледо­кола «Россия». Выпол­нял сложные задания, среди которых - обес­пе­че­ние ледовой про­водки научно-иссле­до­ва­тель­ского судна «Ака­демик Федоров» в 2007 году с целью про­ве­де­ния первого в истории погру­же­ния глу­бо­ко­вод­ных обита­е­мых аппа­ра­тов «Мир» на грунт в гео­гра­фи­че­ской точке Север­ного полюса; мно­го­крат­ное обес­пе­че­ние высадки и эва­ку­а­ции кол­лек­ти­вов поляр­ни­ков дрейфу­ю­щих станций «Север­ный полюс». Награ­жден орденом "За морские заслуги".
Спирин Александр Михайлович

Стать моряком я решил еще в детстве. Приехал из своей родной деревни в Пер­м­ской области в Ленин­град — посту­пать в Высшее инже­нер­ное морское училище. По окон­ча­нии получил напра­в­ле­ние в ледо­коль­ную атомную группу Мур­ман­ского мор­ского паро­ход­ства чет­вер­тым помощ­ни­ком капитана. В Мур­ман­ске офор­мился в отделе кадров. Слу­чайно встретил капитана «Арктики» Василия Алек­сан­дро­вича Голо­хва­стова. Он меня спра­ши­вает: «Ты форму сшил?». Нет, отвечаю. Вот, говорит, когда сошьешь, тогда и приходи. Я сразу в ателье. Форму шили два дня. А я радост­ный гулял по Мур­ман­ску. Забрал форму, прихожу, отдаю напра­в­ле­ние. А там напи­сано, что надо было прибыть двумя днями раньше! И тут же получаю два прогула. Так нача­лась моя карьера.

К нович­кам на флоте отно­сятся добро­же­ла­тельно, но насто­ро­женно. Я быстро стал своим в кол­лек­тиве. В те годы на «Арктике» для общения суще­ство­вал «Рыбий клуб». Регу­лярно соби­рались в каюте №13 у второго стар­пома, дели­лись ново­стями, отме­чали празд­ники. Но допус­кали туда не всех — надо было заслу­жить: поймать или купить рыбу и при­го­то­вить из нее что-нибудь вкусное. Члены клуба дегу­сти­ро­вали это блюдо и при­ни­мали решение. Уже в первом рейсе я вошел в клуб. Про­дви­гался по слу­жеб­ной лест­нице быстро: через четыре года, в октябре 1986-го, сдал экзамен на второго стар­шего помощ­ника капитана.

Плох солдат, который не мечтает стать гене­ра­лом. Дойти до самой вершины сложно: нужно пройти все ступени, освоить спе­ци­фику каждой долж­но­сти, про­я­вить себя в судо­во­жде­нии и адми­ни­стра­тив­ной работе. До 1993 года я работал на «Арктике», потом она стала на дли­тель­ный ремонт. Меня при­гла­сили первым старшим помощ­ни­ком капитана на «Совет­ский Союз». Работал семь лет, стал дубле­ром капитана. Еще в конце 80-х мне пред­ла­гали пойти на «Вайгач», который стро­ился в Фин­лян­дии. Но я отка­зался. «Вайгач» ходит в устьях рек, он не такой мощный и большой, как ато­мо­ходы, к которым я привык. Слишком спо­кой­ной и пред­ска­зу­е­мой пока­за­лась мне работа на реке. Ника­кого твор­че­ства.

От нас требуют одного: безо­пасно и на высокой ско­ро­сти про­ве­сти тран­с­порт­ное судно. Инструк­ций, опре­де­ля­ю­щих после­до­ва­тель­ность действий, не суще­ствует. Я выбираю маршрут исходя из ледовой обста­новки и погод­ных условий, которые посто­янно меня­ются. Каждый раз что-то новое. В этом твор­че­ство.

В марте 2000 года меня назна­чили капита­ном «России». От первого рейса в роли капитана зави­села моя карьера. К счастью, все прошло хорошо. Осенью того же года я перешел, уже как капитан, на «Совет­ский Союз». А в феврале 2006 года вер­нулся на «Россию», где и работал до вывода ато­мо­хода из экс­плу­а­та­ции в 2013 году.

В 2007 году я обес­пе­чи­вал ледовую про­водку судна «Ака­демик Федоров». Тогда впервые на Север­ном полюсе люди дости­гли дна на двух глу­бо­ко­вод­ных обита­е­мых аппа­ра­тах «Мир». Оба аппа­рата спу­сти­лись на глубину более 4 км, на грунт был уста­но­в­лен флаг России из тита­но­вого сплава. Были взяты пробы грунта и воды. В честь успеш­ной экс­пе­ди­ции вблизи Север­ного полюса мы устро­или неболь­шой пикник с купа­нием. За участие в экс­пе­ди­ции «Шельф‑2011», опре­де­лив­шей границы арк­ти­че­ского шельфа, я получил орден «За морские заслуги».

«Ака­демик Федоров» тянул за собой кабель с устройствами, которые фик­си­ро­вали инфор­ма­цию о под­вод­ном грунте. Эта работа для экипажа была сложной. Нужно было обес­пе­чить такой канал, чтобы судно шло с посто­ян­ной ско­ро­стью, не более четырех — шести узлов. Если бы оно дви­га­лось мед­лен­нее или оста­но­ви­лось, кабель мог бы погру­зиться на глубину более 120 м и выйти из строя. При этом ледокол должен был идти по заранее опре­де­лен­ному мар­ш­руту без откло­не­ний, не обращая вни­ма­ния на ледовую обста­новку. Такая работа про­во­ди­лась впервые. Это же, кстати, пытались сделать канадцы, но без­успешно. Они поте­ряли кабель.

Обычно у меня подъем в 7:00. Ста­ра­юсь до зав­трака под­няться на ходовой мостик, узнать, что было сделано за ночь, а потом в кают-ком­па­нии с началь­ни­ками служб обсу­дить рабочие вопросы и планы на день. Дальше по обста­новке. Днем обя­за­тельно обхожу ледокол, посещаю ЦПУ, читаю вах­тен­ные журналы, загля­ды­ваю на камбуз. Именно там нахо­дится самый главный котел, — после реак­тор­ного, конечно (шутка). В течение дня работаю с доку­мен­тами, общаюсь с эки­па­жем, кон­тро­ли­рую смену вахты каждые четыре часа, обра­ба­ты­ваю ледовую инфор­ма­цию. Если есть воз­мож­ность, иду в спорт­зал играть в волейбол. Отбой около часа ночи. Скучно не бывает. Работы много. А в сво­бод­ное время можно погу­лять по откры­тым палубам или под­няться на мостик. Экипаж может сойти с ледо­кола в случае ожи­да­ния тран­с­порт­ного судна и только на при­пайный лед. Там можно гулять, играть в футбол, кататься на лыжах. Главное — обес­пе­чить безо­пас­ность и назна­чить дежур­ного, наблю­да­ю­щего за обста­нов­кой. Арктика каждый раз новая. А какие там осенью закаты! И нет ни одной похожей на другую льдинки!