Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Солодов Александр Михайлович

Окончил с отли­чием Москов­ский горный инсти­тут, после чего был напра­в­лен на работу в Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния. Работал в СГАО «Висмут» в спе­ци­аль­ной про­ек­т­ной бригаде.
Солодов Александр Михайлович

Извест­ный совет­ский теа­т­раль­ный режис­сер А. Акимов писал, что мемуары явля­ются весьма сво­е­об­разным жанром лите­ра­туры. Военные деятели в своих вос­по­ми­на­ниях, как правило, утвер­ждают, что если бы выше­сто­я­щее коман­до­ва­ние послу­ша­лось их реко­мен­да­ций, то была бы выи­грана не только отдель­ная опе­ра­ция, но и вся война. Не отстают от них и штат­ские мему­а­ри­сты, чрез­вы­чайно пре­у­ве­ли­чи­ва­ю­щие свою роль в опи­сы­ва­е­мых собы­тиях. Поэтому я заранее прошу изви­нить меня, если чита­тели почув­ствуют, что меня, помимо моей воли, заносит по поводу зна­че­ния соб­ствен­ной персоны в опи­сы­ва­е­мых собы­тиях, каса­ю­щихся моей работы в «Висмуте» в составе бригады Г. А. Ники­фо­рова. Эти заметки не пред­ста­в­ляют собой что-то цельное, а явля­ются отдель­ными эпи­зо­дами, нани­зан­ными, как бусинки, на нить памяти. А память, как известно, вещь нена­деж­ная, учи­ты­вая, что со времени опи­сы­ва­е­мых событий прошло более полу­века.

Будучи сту­ден­том-дипломни­ком шах­то­стро­и­тель­ного факуль­тета Москов­ского горного инсти­тута им. И. В. Сталина, я был при­гла­шен в одну из пусту­ю­щих ауди­то­рий, где сидел человек в штат­ском, который пред­ставился майором Мака­ро­вым. Кроме меня, были поо­ди­ночке при­гла­шены еще шесть человек из нашей группы. Майор вручил анкету для запол­не­ния и взял рас­писку о нераз­гла­ше­нии. В анкете были вопросы: участ­во­вал ли я в белом дви­же­нии, был ли в эми­гра­ции, был ли интер­ни­ро­ван, при­ни­мал ли участие в пар­тий­ной оппо­зи­ции и т.п. — по мало­лет­ству я в этих собы­тиях при­ни­мать участия не мог.

С майором было еще несколько бесед. Насту­пило время рас­пре­де­ле­ния. Всех вызы­вали по одному на комис­сию, кроме нас семерых. Нас как будто не суще­ство­вало в природе. Это очень угнетало. Через неко­то­рое время мне сооб­щили, что я должен явиться в спорт­зал Москов­ского меха­ни­че­ского инсти­тута, рас­поло­жен­ный на тер­ри­то­рии Паве­лец­кого рынка, напротив Паве­лец­кого вокзала. Сейчас и рынок, и спорт­зал снесены, и площадь перед вок­за­лом зна­чи­тельно уве­ли­чи­лась. Там мне другой «майор» объ­яс­нил, что я должен явиться в здание фабрики-кухни, рас­поло­жен­ной на Б. Туль­ской улице перед мостом Паве­лец­кой желез­ной дороги. Там рас­по­ла­га­лась орга­ни­за­ция, которая спустя много лет, претер­пев мно­же­ство изме­не­ний в наи­ме­но­ва­нии, стала назы­ваться ОАО «ВНИ­И­Пром­тех­ноло­гии». Нас пятерых (двое из семи были посланы в Кривой Рог) опре­де­лили в отдел шах­то­стро­е­ния и горной меха­ники. Главный инженер отдела — сим­па­тич­ная и строгая Надежда Алек­се­евна Кол­ле­гова (выпуск­ница МГИ 1936 г.) — после года работы сооб­щила мне, что я должен в составе спе­ци­аль­ной бригады под руко­вод­ством Г. А. Ники­фо­рова выехать в ГДР ори­ен­ти­ро­вочно на полгода.

Я позна­ко­мился с Геор­гием Андре­е­ви­чем Ники­фо­ро­вым. Это был довольно молодой, очень энер­гич­ный зам. глав­ного инже­нера проекта Пер­во­майского рудника в Кривом Роге. В прошлом боевой офицер, окон­чив­ший войну в Вене, он хорошо владел немец­ким языком. Забегая вперед, скажу, что он наи­бо­лее полно отвечал каче­ствам, необ­хо­ди­мым руко­во­ди­телю бригады. Суще­ствен­ным недо­стат­ком стиля работы Георгия Андре­е­вича было неред­кое соз­да­ние нервной атмо­сферы, что, есте­ственно, не влияло поло­жи­тельно на его вос­при­ятие сотруд­ни­ками.

Георгий Андре­е­вич Ники­фо­ров родился 22 января 1919 г. в г. Улан-Удэ (Бурят-Мон­голь­ская АССР). Окончил Иркут­ский горно-метал­лур­ги­че­ский инсти­тут (1940). Горный инженер по геоло­го­раз­ве­доч­ной спе­ци­аль­но­сти. После окон­ча­ния инсти­тута работал горным масте­ром, началь­ни­ком участка на шахте Ононо-Оло­вя­нин­ского рудника (1940-1941, Читин­ская обл.). В 1941-1946 гг. служил в Красной Армии, награ­жден боевыми орде­нами, меда­лями. После демо­би­ли­за­ции учился в аспи­ран­туре НИИ-9 (1946-1949). С 1951 г. работал в ПромНИ­И­про­екте. В 1954-1959 гг. воз­гла­в­лял про­ек­т­ную бригаду в СГАО «Висмут». За успеш­ное про­ек­ти­ро­ва­ние и участие в рекон­струк­ции объек­тов СГАО «Висмут» награ­жден орденом «Знак Почета».

Мы выехали в ГДР. В Бресте слу­чи­лась несты­ковка, в резуль­тате чего мы смогли посетить Брест­скую кре­пость. На другой день выехали евро­пейским поездом, тогда смена вагон­ных тележек при пере­ходе на евро­пейскую колею еще не прак­ти­ко­ва­лась. По Польше про­ез­жали 22 июля — в День воз­ро­жде­ния Польши. Вокзалы были укра­шены пор­третами первого секретаря ЦК ПОРП Б. Берута и мини­стра обороны, маршала Польши К. Рокос­сов­ского. Странно было видеть про­с­ла­в­лен­ного совет­ского маршала в поль­ской форме. Прибыли в Дрезден, где нас ждал вис­му­тов­ский большой ско­рост­ной автобус «Австро­фиат». Раз­ви­вая на автобане ско­рость до 100 км/час, он за час доставил нас в Зигмар, где мы раз­ме­сти­лись на вилле на Пар­к­штрассе, 2. Офи­ци­ально улица почему-то назы­ва­лась Мен­де­ле­ев­штрассе.

На сле­ду­ю­щий день нас пред­ставили в 3-м упра­в­ле­нии и раз­ме­стили по отделам. Я попал в горный отдел, где боль­шин­ство сотруд­ни­ков, начиная с началь­ника отдела В. Овчин­ни­кова, были выпускни­ками Москов­ского горного: Ю. Дмит­риев, И. Назаров, Л. Ста­ри­ков, А. Ягнаков. Кроме того, здесь рабо­тали дон­бас­со­вец В. Шарапов, свер­д­лов­ча­нин Н. Шведов и еще один уралец, фамилию кото­рого я, к сожа­ле­нию, не помню. Позднее к ним при­со­е­ди­нился выпускник Москов­ского цвет­мета А. Пет­ро­сов (впо­след­стви­и—д­ок­тор тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор Москов­ского горного инсти­тута). Обста­новка в отделе была очень бла­го­же­ла­тель­ной по отно­ше­нию друг к другу, и мы пло­до­т­ворно сотруд­ни­чали. Нас хорошо приняли руко­во­ди­тель неболь­шого оста­вав­ше­гося на Объекте кол­лек­тива О. Коло­колов (впо­след­ствии про­фес­сор, доктор тех­ни­че­ских наук Дне­про­пет­ров­ского горного инсти­тута) и выпускник Ленин­град­ского горного инсти­тута Вадим Михайло­вич Мель­ни­ченко. Бла­го­даря их содействию мы в течение двух недель выпол­нили свое задание, что вошло частью в заклю­че­ние бригады. Пред­ла­га­лось пере­дать экс­плу­а­та­цию рудника немец­кой стороне, сжигать уголь на одной элек­тро­стан­ции и пере­да­вать золу на обо­га­ти­тель­ную фабрику «Висмута». В таком режиме рудник про­ра­бо­тал до 1959 г.

К концу 1954 г. дея­тель­ность бригады была пере­не­сена на рудники Рон­не­бур­г­ского рудного поля в Тюрин­гии (Шмирхау, Лих­тен­берг, Пайц­дорф, Ройст). Первые три раз­ра­ба­ты­вались неболь­шими шахтами до гори­зонта 120 м. Большие запасы и низкое содер­жа­ние металла в руде тре­бо­вали извле­че­ния боль­шого коли­че­ства горной массы и при­ме­не­ния систем раз­ра­ботки, в корне отлич­ных от систем, при­ме­ня­е­мых на жильных место­ро­жде­ниях Сак­со­нии. Про­ек­т­ное задание должна была делать Москва, что заняло бы очень много времени. По ини­ци­а­тиве Г. А. Ники­фо­рова на осно­ва­нии име­ю­щихся данных бригада составила про­ек­т­ные сооб­ра­же­ния, которые шеф доложил на тех­со­вете «Висмута». После ожи­в­лен­ного обсу­жде­ния было принято решение немед­ленно начать стро­и­тель­ство рудника Шмирхау с про­ходки вер­ти­каль­ных стволов, не дожи­да­ясь окон­ча­ния раз­ра­ботки про­ек­т­ного задания. Это решение заклю­чало в себе зна­чи­тель­ную долю риска, но поз­во­лило начать стро­и­тель­ство на полгода раньше.

В конце декабря 1954 г. состо­ялся раз­го­вор Г. А. Ники­фо­рова со мною и Е. Котенко. Он спросил, можем ли мы выпу­стить проекты про­ходки вер­ти­каль­ных стволов по парал­лель­ной схеме про­из­вод­ства работ на руднике Шмирхау, если он получит рабочие чертежи основ­ного про­ход­че­ского обо­ру­до­ва­ния из Союза, при­ме­нен­ного им на про­ходке ствола «Север­ная Вен­ти­ля­ци­он­ная» в Крив­бассе. Надо сказать, что, нахо­дясь в 1952 г. на прак­тике в Куз­бассе, я про­дол­жи­тель­ное время про­ра­бо­тал горным масте­ром на про­ходке клете­вого и ски­по­вого стволов шахты №12 им. Л. М. Кага­но­вича (впо­след­ствии — шахта им. XXV съезда КПСС), про­хо­ди­мых по парал­лель­ной схеме шах­то­у­пра­в­ле­нием «Чер­ка­сов Камень» ком­би­ната «Куз­бас­с­шах­то­строй» вблизи г. Кисе­лев­ска. Поэтому на вопрос после­до­вал наш ответ: да, сможем. Чертежи были полу­чены, изучены нами и пере­даны для изго­то­в­ле­ния обо­ру­до­ва­ния на завод №536, где его руко­во­ди­тель А. А. Пше­нич­ный быстро и каче­ственно орга­ни­зо­вал изго­то­в­ле­ние обо­ру­до­ва­ния в двух экзем­п­ля­рах для клете­вого и ски­по­вого стволов рудника Шмирхау (стволы №367 и 368).

В этот момент воз­ни­кла непред­ви­ден­ная ситу­а­ция. Узнав о наличии двух ком­плек­тов обо­ру­до­ва­ния, А. Ста­ри­ков без нашего ведома обра­тился к ген­ди­рек­тору В. Н. Бога­тову с прось­бой пере­дать один ком­плект для рекон­струк­ции ствола №366 на Аль­бе­роде с целью пере­делки пря­мо­у­голь­ного ствола на круглый диа­мет­ром 5,5 метра. Ген­ди­рек­тор дал согла­сие, а шеф, узнав об этом, закатил мне разнос, как будто бы обо­ру­до­ва­ние было у меня на мате­ри­аль­ном хра­не­нии. В итоге при­шлось зака­зать третий ком­плект, в резуль­тате чего про­ходка более глу­бо­кого ски­по­вого ствола №368 нача­лась позднее.

Так как немец­кими прави­лами безо­пас­но­сти не пре­ду­сма­т­ри­ва­лась парал­лель­ная схема соо­ру­же­ния стволов, я и один сотруд­ник бригады были посланы Г. А. Ники­фо­ро­вым на народ­ное пред­при­ятие «Шахтбау» в г. Нор­д­ха­у­зен с целью полу­че­ния отзыва на проект от един­ствен­ной в рес­пу­б­лике шах­то­стро­и­тель­ной орга­ни­за­ции. Однако дирек­ция «Шахтбау» (доктор Арнольд, позднее про­фес­сор Фрай­бер­г­ской горной ака­демии) укло­ни­лась от оценки проекта и огра­ни­чи­лась лишь выра­же­нием инте­реса к осу­ще­ст­в­ле­нию этой работы. Неко­то­рое время про­ход­кой этих стволов руко­во­дил кри­во­ро­жа­нин Сим­ченко. Это было самое трудное время осво­е­ния немец­кими бри­га­дами парал­лель­ного способа про­ходки. Бла­го­даря разъ­яс­ни­тель­ной работе ситу­а­ция нор­мали­зо­ва­лась и была достиг­нута ско­рость 58 м/мес , в то время как на немец­ких шахтах этот пока­за­тель не пре­вы­шал 30 м/мес. Это событие отме­ча­лось в прессе.

Ко мне обра­тился с прось­бой о помощи глубоко ува­жа­е­мый мной В. Овчин­ни­ков: у них не ладятся дела на пло­щадке шахты №366 с изъятым у нас ком­плек­сом. Я не мог ему отка­зать, да и обида при­ту­пи­лась. Вместе с ним едем на пром­пло­щадку и на месте быстро решаем вопросы при­с­по­со­б­ле­ния обо­ру­до­ва­ния для ствола диа­мет­ром 5,0 м к стволу диа­мет­ром 5,5 м.

В августе 1955 г. я и Б. Дуд­ни­ков выпу­стили проект про­ходки флан­го­вых вен­ти­ля­ци­он­ных стволов шахты №369 и №370 рудника Шмирхау. Если первые стволы про­хо­дили на обо­ру­до­ва­нии, которое не под­вер­г­лось изме­не­ниям, то здесь на осно­ва­нии опыта про­ходки стволов №367 и №368 были внесены кор­рек­тивы. Откатка породы в ваго­нет­ках была заме­нена на тран­с­порт само­сва­лами и впредь при­ме­ня­лась на всех вновь про­хо­ди­мых стволах. Кроме того, только на этих стволах удалось сохра­нить про­ход­че­ские подъемные машины с диа­мет­ром бара­бана 3,0 м в каче­стве посто­ян­ных, что поз­во­лило избе­жать сноса машин­ных зданий, демон­тажа машин и соо­ру­же­ния их на новом месте, что не всегда удается при про­ходке круглых стволов, и зна­чи­тельно умень­шило сто­и­мость стро­и­тель­ства. Все стволы за исклю­че­нием №369 были пройдены без ослож­не­ний. В этом стволе была встре­чена линза каолина, порой зани­мав­шая до 80% сечения ствола. При­шлось срочно заме­нять все вре­мен­ное креп­ле­ние посто­ян­ным, и, к счастью, при даль­нейшей углубке забоя линза вышла из сечения ствола. Если бы ствол был заложен на 5-20 м южнее, никаких бы ослож­не­ний не встрети­лось.

К этому времени отно­сится отде­ле­ние от шах­то­стро­и­тель­ного Объекта 11 в Лаутере Объекта 17 в Гере (началь­ник — Лари­о­нов), зани­ма­ю­ще­гося про­из­вод­ством горно-капиталь­ных и стро­и­тельно-мон­таж­ных работ на руд­ни­ках Рон­не­бур­г­ского рудного поля. С сотруд­ни­ками объекта Тол­ма­че­вым и Дол­го­поло­вым уста­но­ви­лись хорошие деловые кон­такты, помо­гав­шие решать все текущие про­блемы. Для уско­ре­ния раз­ве­доч­ных работ на гори­зонте 120 м шахты №358, с которым должен был сбиться ствол №367, были зало­жены две раз­ве­доч­ные слепые шахты на одну одно­этаж­ную клеть с проти­во­ве­сом. В марте 1956 г. мной и Е. Котенко был выпущен проект про­ходки сдво­ен­ных стволов №374 и №374-бис на руднике Ройст. В отличие от пре­ды­ду­щих про­хо­док эти стволы были обо­ру­до­ваны бадьями емко­стью 1,5 куб. м вместо при­ме­няв­шихся ранее 1,0 куб. м. Это поз­во­лило достиг­нуть ско­ро­сти про­ходки 123 м/мес., а наи­выс­ший резуль­тат в «Висмуте» — 155,5 м/мес. — был достиг­нут на стволе №371 с обо­ру­до­ва­нием, спро­ек­ти­ро­ван­ным 3-м упра­в­ле­нием (М. Алек­сеев и А. Куракин), кол­лек­ти­вом под руко­вод­ством спе­ци­али­стов треста «Сталин­шах­то­про­ходка» («Донец­к­шах­то­про­ходка») З. Ш. Муста­фина и Бон­да­ренко.

Подводя итоги дея­тель­но­сти бригады за этот период, помимо вне­дре­ния в «Висмуте» первых круглых стволов и парал­лель­ной схемы про­из­вод­ства работ при их про­ходке, отмечу переход на ваго­нетки емко­стью 1,5 куб. м вместо 0,65 куб. м, при­ме­не­ние подъемных машин с диа­мет­рами бара­ба­нов 4,0 и 6,0 м вместо 3,0 м (Е. Котенко). Впервые в прак­тике «Висмута» была спро­ек­ти­ро­вана и постро­ена желез­но­до­рож­ная ветка нор­маль­ной колеи, осу­ще­ствив­шая связь рудника Шмирхау с госу­дар­ствен­ной сетью железных дорог (Игорь Горн). Это поз­во­лило впо­след­ствии выво­зить руду желез­но­до­рож­ным тран­с­пор­том на стро­я­щийся под руко­вод­ством бригады гид­ро­метал­лур­ги­че­ский завод в Зелин­г­штедте (В. П. Шулика, Л. И. Ильина). Завер­ши­лись успехом работы в опытных блоках, поз­во­лив­шие выбрать наи­бо­лее под­хо­дя­щие системы раз­ра­ботки с учетом опас­но­сти воз­ник­но­ве­ния эндо­ген­ных пожаров (Володя Марцев, Борис Забелин). Выпол­нен проект отра­ботки карьера Кульмич (Виктор Вос­ко­бойни­ков, Игорь Ильичев, Евгений Паль­чи­ков). Над про­ве­де­нием всех этих работ бригада осу­ще­ст­в­ляла автор­ский надзор.

В конце июля 1956 г. после двух­лет­него пре­бы­ва­ния в «Висмуте» я уехал в Москву, где получил первый отпуск за три года работы после окон­ча­ния инсти­тута. Затем после­до­вали вен­гер­ские события, и я ока­зался в «Висмуте» в мае 1957 г. В это время резко возрос объем горно-капиталь­ных работ на руд­ни­ках Рон­не­бур­г­ского рудного поля — про­хо­ди­лись стволы с №375 до №380, руд­нич­ные дворы, ски­по­вый ком­плекс ствола №368, сбойки с выра­бот­ками гори­зонта 120 м суще­ству­ю­щих шахт. Про­ход­кой стволов в это время руко­во­дили опытные горняки — Тонких (впо­след­ствии началь­ник главка в Мин­тран­с­строе) и мет­ро­стро­е­вец Горя­и­стов (позднее работ­ник инсти­тута Мосин­ж­про­ект). Послед­ней про­ход­кой, спро­ек­ти­ро­ван­ной бри­га­дой по просьбе 3-го упра­в­ле­ния, был проект соо­ру­же­ния ствола №208w (А. Солодов и М. Шустров), выпол­нен­ный для объекта в Сак­со­нии.

В марте 1959 г. я выехал в Союз и посту­пил в аспи­ран­туру Москов­ского горного инсти­тута. В 1971 г. на кафедру физико-тех­ни­че­ского кон­троля про­из­вод­ства, где я работал после защиты, приехал на 10-месяч­ную ста­жи­ровку доктор (по-нашему — кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук) Рольф Штоль из инсти­тута гео­фи­зики Фрай­бер­г­ской горной ака­демии. Впо­след­ствии он работал в НТЦ «Висмута» и защитил вторую дис­сер­та­цию, став док­то­ром наук в нашем пони­ма­нии. Мы провели работу, которая легла в основу сов­мест­ного доклада на еже­годно про­во­ди­мом во Фрай­берге Дне горняка и метал­лурга 21-24 мая 1974 г., в связи с чем я ока­зался во Фрай­берге. При­сут­ству­ю­щий там от «Висмута» бывший аспи­рант нашей кафедры Ильшат Абдуль­ма­нов передал при­гла­ше­ние сотруд­ни­кам МГИ посетить «Висмут». При­гла­ше­ние было с бла­го­дар­но­стью принято про­фес­со­рами Н. Кар­та­вым, Р. Подерни и мной, и мы ока­зались в Зигмаре, где нашим пре­бы­ва­нием руко­во­дил зам. глав­ного инже­нера Алек­сандр Вита­лье­вич Балдин. Мы посетили рудник Шмирхау, нахо­див­шийся в то время на рекон­струк­ции, Пайц­дорф и Беервальде, про­из­ведшие на нас очень хорошее впе­ча­т­ле­ние. На сле­ду­ю­щий день были на руднике Нидер­шлема-Аль­бе­рода, где осмо­трели ком­плекс обо­ру­до­ва­ния для кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния воздуха, и, спу­стив­шись по стволу шахты №371 и двум слепым стволам, ока­зались на глубине около 2 км (самые глу­бо­кие горные работы в Европе). Это было мое послед­нее посе­ще­ние «Висмута». В 1956 г. в 3-е упра­в­ле­ние пришли рабо­тать выпускники Фрай­бер­г­ской горной ака­демии — холод­но­вато-офи­ци­аль­ный Хайнц Ханске и жиз­не­ра­дост­ный, ком­му­ни­ка­бель­ный Гюнтер Барт. В 1974 г., когда я нахо­дился во Фрай­берге на Дне горняка и метал­лурга, опе­ка­ю­щий меня Рольф Штоль свел меня с Гюн­те­ром, который к этому времени был уже про­рек­то­ром Фрай­бер­г­ской горной ака­демии по учебе и вос­пита­нию. Встреча была радост­ной и полной вос­по­ми­на­ний.

В 1975 и 1977 гг. по при­гла­ше­нию Р. Штоля и Г. Барта я при­ез­жал с женой на машине во Фрай­берг и, будучи незави­си­мым в тран­с­порт­ном отно­ше­нии, посетил все памят­ные для меня города и веси. Включая Берлин. До сих пор храню памят­ный сувенир от Гюнтера — редкий, исче­за­ю­щий вид искус­ств Рудных гор — литые оло­вян­ные фигурки сред­не­ве­ко­вых сак­сон­ских гор­ня­ков, рабо­та­ю­щих в забое под землей, на поверх­но­сти, на обо­га­ти­тель­ной фабрике и дефи­ли­ру­ю­щих на горном параде. В свою очередь я при­гла­сил Гюнтера с женой Кри­с­ти­ной посетить Москву. По приезде пре­до­ставил в их рас­по­ря­же­ние свою квар­тиру, где они про­во­дили время со своим сыном Андре­а­сом, завер­шав­шим в то время обу­че­ние в Москов­ском уни­вер­си­тете по спе­ци­аль­но­сти «гео­химия». Гюнтер также при­ез­жал в Москву в каче­стве руко­во­ди­теля деле­га­ции Фрай­бер­г­ской горной ака­демии на юбилей Москов­ского горного инсти­тута.

В начале девя­но­стых годов я спросил у членов деле­га­ции из Фрай­берга, как пожи­вает Гюнтер Барт? В ответ мне ледяным тоном ответили, что они не знают такой фамилии и ничего не могут мне сооб­щить. Я подумал, что не всем объе­ди­не­ние Гер­ма­нии при­не­сло лучшие времена.

А я вновь и вновь вспо­ми­наю счаст­ли­вые годы моей работы в "Висмуте". Руко­вод­ство обще­ства часто орга­ни­зо­вы­вало тех­ни­че­ские экс­кур­сии на народ­ные пред­при­ятия ГДР горного профиля, что зна­чи­тельно рас­ши­ряло пред­ста­в­ле­ние о стране пре­бы­ва­ния. Деле­га­ция во главе с главным инже­не­ром Алек­сеем Алек­сан­дро­ви­чем Алек­сан­дро­вым посетила Ман­сфельд­ский мед­но­руд­ный ком­би­нат в г. Эйсле­бен, где на зна­чи­тель­ной глубине раз­ра­ба­ты­вался пласт руды мощ­но­стью всего 0,3 м. Ваго­нетки с рудой емко­стью 0,3 куб. м на длинных плат­фор­мах широкой колеи под­ни­мались на уровень руд­двора по уклону по реечной дороге мощным элек­тро­во­зом. На руд­дворе стволо­вой двумя гру­же­ными ваго­нет­ками выбивал на ходу две порож­них из нео­ста­на­в­ли­ва­ю­щейся шести­этаж­ной клети. В это же самое время стволо­вой на поверх­но­сти делал то же, меняя две гру­же­ные ваго­нетки на порож­ние, что про­из­во­дило сильное впе­ча­т­ле­ние в отно­ше­нии син­хрон­но­сти действий. Пред­ста­в­ляло интерес озна­ком­ле­ние с оло­вян­ным руд­ни­ком Аль­тен­берг-Цин­н­вальд, где рыхлое рудное тело, зале­га­ю­щее в чаше твердых пород и будучи про­ни­зано большим коли­че­ством выра­бо­ток, про­хо­ди­мых ранее, в XIX веке, обру­ши­лось и само­из­мель­чи­лось. С гори­зонта, рас­поло­жен­ного ниже, в устой­чи­вых породах, про­хо­ди­лись вос­ста­ю­щие рудо­спуски и выпус­ка­лась руда. Во Фрай­берге мы посетили свин­цо­вый ком­би­нат «Бляйэр­ц­грубе Альберт Функ» — послед­нее горное пред­при­ятие района. В Зайд­лице-Лют­хайне на неглу­бо­ких подземных работах лопат­ками, наса­жен­ными на отбойные молотки, добы­вался высо­ко­ка­че­ствен­ный каолин, явля­ю­щийся сырьем для всемирно извест­ной Мей­се­нов­ской фар­фо­ро­вой ману­фак­туры.

Уголь­ные шахты им. К. Маркса (Цвиккау) и им. К. Либкнехта (Ольсниц) рабо­тали на большой глубине (около 800 м). На шахте им. К. Маркса с одной стороны копра была уста­но­в­лена совре­мен­ная подъем­ная машина, рабо­та­ю­щая по системе «гене­ра­тор — дви­га­тель», а с другой — паровая машина, изго­то­в­лен­ная в 1911 г. на заводе «Кенигин Мари­ен­хютте», в наше время — завод №536 «Висмута». Инте­рес­ным было посе­ще­ние шахты им. Э. Тель­мана в Кайзе­роде, где добы­ва­е­мые калийные соли тран­с­пор­ти­ро­вались в гро­мад­ных ваго­нет­ках емко­стью 5,0 куб. м посред­ством бес­ко­неч­ной канат­ной откатки, рабочие пере­во­зи­лись на армейских пол­но­при­вод­ных гру­зо­ви­ках, а ИТР — на мото­ци­к­лах со снятыми задними сиде­ньями. При посе­ще­нии про­ходки вер­ти­каль­ного ствола «Мартин Хооп IX» (с обер­штейге­ром Шре­де­ром) на уголь­ной шахте под Цвиккау мы увидели насто­я­щую архаику — бобин­ную подъемную машину с плос­кими кана­тами (в то время как в самом Цвиккау рабо­тала канат­ная фабрика, выпус­ка­ю­щая некру­тя­щи­еся круглые канаты, исполь­зу­е­мые при про­ходке всех вер­ти­каль­ных стволов). Хорошее впе­ча­т­ле­ние про­из­во­дила орга­ни­за­ция откры­тых работ по добыче бурого угля — основ­ного энер­го­но­си­теля в рес­пу­б­лике — на карье­рах Мюхельн и Эспен­хайн.

В целом посе­ща­е­мые пред­при­ятия с подземными рабо­тами пред­ста­в­ляли собой скорее музеи горной техники с отдель­ными инте­рес­ными тех­ни­че­скими реше­ни­ями. Горное дело в Гер­ма­нии шло к упадку. Закры­вались поли­метал­ли­че­ские рудники в Рудных горах, уголь­ные шахты в Руре. Пост­ин­ду­стри­аль­ная эпоха ясно дока­зы­вала, что эко­но­ми­че­ски выгод­нее заку­пать полезные иско­па­е­мые в раз­ви­ва­ю­щихся странах, чем раз­ви­вать горное дело у себя.

«Висмут» на этом фоне выгля­дел совре­мен­ным пред­при­ятием, исполь­зу­ю­щим самые пере­до­вые тех­ноло­гии про­из­вод­ства работ. Профком часто орга­ни­зо­вы­вал инте­рес­ные экс­кур­сии с посе­ще­нием исто­ри­че­ских и куль­тур­ных объек­тов в городах Дрезден, Лейпциг, Мейсен, Веймар, Фрай­берг, Потсдам и мест мас­со­вого отдыха: Сак­сон­ская Швейца­рия, Обер­ви­зен­таль, Криб­штайн, Аугу­стус­бург. В связи с особым режимом Берлина его посе­ще­ния были крайне редки. В канун 1955 г. бригаде в виде поощре­ния раз­ре­шили посетить Берлин. Прежде всего мы побы­вали на Париж­ской площади с Бран­ден­бур­г­скими воро­тами. Это была зональ­ная граница с английским сек­то­ром. Через колон­наду ворот про­сма­т­ри­ва­лась широкая прямая улица, в конце которой выси­лась Колонна Победы 2. Эта улица позднее была про­во­ка­ци­онно пере­и­ме­но­вана в улицу 17 июня 1953 г. — дату первого после­во­ен­ного мятежа в соци­али­сти­че­ском лагере. Это назва­ние улица носит до сих пор. Как нам рас­ска­зали, во время мятежа на ква­д­риге Бран­ден­бур­г­ских ворот запад­ными про­во­ка­то­рами был уста­но­в­лен агита­ци­он­ный гром­ко­го­во­ри­тель, который был сметен артил­ле­рийским сна­ря­дом вместе с ква­д­ри­гой, и на ее месте было уста­но­в­лено красное знамя. Мы осмо­трели рас­поло­жен­ное рядом совет­ское посоль­ство, про­шлись по улице Унтер-ден-Линден («под липами»), посетили Дрез­ден­скую галерею, нахо­див­шу­юся на Музей­ном острове, поскольку вос­ста­но­в­ле­ние дворца Цвингер в Дрез­дене не было закон­чено (он будет вос­ста­но­в­лен к лету 1956 г., к 750-летней годов­щине города). Было также посе­ще­ние совет­ского мемо­ри­аль­ного клад­бища в Трептов-парке. Хотя Рейх­стаг нахо­дился совсем близко, и печально извест­ной Бер­лин­ской стены еще не было, мы не могли подойти к нему — он нахо­дился в английском секторе. А жаль: это был вели­ко­леп­ный памят­ник нашей воин­ской славы.

В октябре 1954 г. на тор­же­ства, посвя­щен­ные пяти­летию Рес­пу­б­лики в ГДР, прибыла совет­ская пар­тийно-прави­тель­ствен­ная деле­га­ция во главе с первым заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР, мини­стром ино­стран­ных дел В. М. Моло­то­вым. В состав деле­га­ции входил член ЦК КПСС П. Н. Поспе­лов. Спустя несколько дней в сопро­во­жде­нии мини­стра-пре­зи­дента (пред­се­да­тель Совета Мини­стров ГДР) Отто Гро­те­воля они прибыли в Зигмар, где их встре­чал гене­раль­ный дирек­тор «Висмута» В. Н. Богатов. Во Дворце куль­туры для немцев была орга­ни­зо­вана встреча с деле­га­цией. Толпа немцев и неболь­шая группа русских, прорвав оцеп­ле­ние, ворва­лась во дворец и устреми­лась на балкон, который, к счастью, был пуст, и момен­тально запол­нила его. Первым высту­пил В. М. Молотов, речь кото­рого пере­во­ди­лась на немец­кий язык. Затем высту­пил Отто Гро­те­воль. Опытный оратор, он начал свое выступ­ле­ние с гор­няц­кого при­вет­ствия «Глюк ауф», на что зал ответил при­вет­ствен­ным ревом. Речь Гро­те­воля не пере­во­ди­лась. По ее окон­ча­нии все при­сут­ству­ю­щие встали и, сце­пив­шись согну­тыми в локтях руками, запели немец­кую народ­ную песню Vogelbeerbaum («Рябина»), причем во время пения ряды поющих рас­ка­чи­вались в проти­во­фазе по отно­ше­нию друг к другу. Не зная слов, мы син­хронно откры­вали рты и под­тя­ги­вали мотив.

Дворец куль­туры широко исполь­зо­вался для про­ве­де­ния тор­же­ствен­ных меро­при­ятий, моло­деж­ных вечеров и встреч с инте­рес­ными людьми. В памяти сохра­ни­лись впе­ча­т­ле­ния о встре­чах с про­с­ла­в­лен­ным поляр­ным и военным лет­чи­ком М. Водо­пья­но­вым и пред­се­да­те­лем судо­вого коми­тета крей­сера «Аврора» во время Октя­брь­ской рево­лю­ции А. В. Белы­ше­вым.

Летом в составе боль­шого кол­лек­тива мы прибыли в Берлин для участия в спор­тив­ных сорев­но­ва­ниях. Оста­но­ви­лись в Кар­л­с­хор­сте, в гости­нице «Волга», где вис­му­тяне жили всякий раз, при­бы­вая в Берлин. Вечером мы, пять человек, пошли про­гу­ляться по длинной улице, пока не оста­но­ви­лись перед странно зна­ко­мым нам зданием, стоящим в торце улицы. Вдруг память под­ска­зы­вает мне, что это здание военно-инже­нер­ного училища, где под­пи­сы­ва­лась капи­ту­ля­ция Гер­ма­нии. Обра­ща­юсь с вопро­сом к часо­вому, тот момен­тально вызы­вает началь­ника караула. Поя­в­ля­ется пред­стави­тель­ный майор. Объ­яс­няю ему, что мы хотели бы осмо­треть исто­ри­че­ский зал. Отве­чает, что ничего здесь нет. Я настой­чиво прошу его еще раз. В ответ меня просят предъ­я­вить доку­менты. Вид штат­ских, одетых под немцев, с кон­суль­скими удо­сто­ве­ре­ни­ями с местом работы в воин­ской части, видимо, про­из­вел на него должное впе­ча­т­ле­ние, и, вызвав раз­во­дя­щего, он при­ка­зал про­ве­сти нас к вну­трен­нему дежур­ному. Тот, скучая от суб­бот­ней тишины, чрез­вы­чайно обра­до­вался нам и показал все, что пред­ста­в­ляло интерес. В то время, как выяс­ни­лось, здесь рас­по­ла­га­лась военная комен­да­тура Берлина. Таким образом, мы посетили исто­ри­че­ское место задолго до откры­тия там обще­до­ступ­ного музея. В канун пер­во­майских празд­ни­ков нам пред­ло­жили принять участие в демон­стра­ции гор­но­ра­бо­чих «Висмута» в Карл-Маркс-Штадте. Все участ­ники были в рабочей спе­ц­о­де­жде, в касках с лампами-«над­зор­ками» на головах. Русских поставили в голову колонны. Когда мы были на подходе к площади, первый секретарь окруж­кома Карл-Маркс-Штадта Соци­али­сти­че­ской единой партии Гер­ма­нии Алоиз Бройти­гам спу­стился с трибуны и прошел вместе с нами по площади. Это нас приятно удивило.

Спорт в «Висмуте» был широко пред­ста­в­лен раз­лич­ными видами. Орга­ни­за­цией спор­тив­ных меро­при­ятий руко­во­дил началь­ник ПТО, затем главный инженер «Висмута» Н. И. Чес­но­ков (выпускник МГИ 1943 г.). Его правой рукой был сотруд­ник 2-го упра­в­ле­ния Л. Лапуш­кин. Волейбол в ГДР тогда не был еще доста­точно развит, и команда Ген­ди­рек­ции, состо­я­щая из игроков-раз­ряд­ни­ков, уве­ренно обы­гры­вала команды инсти­ту­тов физ­куль­туры, фак­ти­че­ски пре­вра­щая встречи в мастер-классы. Лег­ко­а­т­лети­че­ские фут­боль­ные и горо­до­ш­ные команды были на всех объек­тах и регу­лярно встре­чались между собой. Два раза в год про­во­ди­лись общие сорев­но­ва­ния. Я зани­мался пла­ва­нием в бас­сейне «Спорт­па­ласа» (Дворца спорта), но при­ни­мать участие в сорев­но­ва­ниях стес­нялся. Однажды на нашу виллу прибыл Лева Лапуш­кин на чес­но­ков­ском «меркюри» и передал просьбу Николая Ива­но­вича принять участие в сорев­но­ва­ниях, так как не хватало чело­века в команде пловцов. Игно­ри­ро­вать такой знак вни­ма­ния шефа я не мог, и при­шлось мне ехать. Как ни странно, в своем заплыве, отста­вая вначале, я занял второе место, а в эста­фете 4 х 100 м в составе команды — первое. Там я впервые высту­пил в одной команде с очень раз­но­сто­рон­ним спорт­сме­ном Сашей Бал­ди­ным. В даль­нейшем наша команда, состо­я­щая из четырех человек, где я был третьим (лучше меня плавал Саша и еще один пловец, рабо­тав­ший в Ген­ди­рек­ции, фамилию кото­рого я, к сожа­ле­нию, запа­мя­то­вал) на восьми сорев­но­ва­ниях семь раз зани­мала первое место.

В пере­рыве вместе с моими кол­ле­гами рас­сма­т­ри­ваем журнал, который в насто­я­щее время назвали бы гла­мур­ным. Стал­ки­ва­емся с незна­ко­мым для меня словом sexbombe. Видя мое непо­ни­ма­ние, коллеги просят меня объ­яс­нить, как я пред­ста­в­ляю себе смысл этого слова. Меня вводит в заблу­жде­ние фонети­че­ское сход­ство про­из­но­ше­ния слов sex и sechs (шесть), и я говорю, что, по-моему, это женщина, обла­да­ю­щая шестью досто­ин­ствами. Кор­ча­щи­еся от сдер­жи­ва­е­мого смеха коллеги просят назвать эти досто­ин­ства. С трудом пере­чи­с­ляю: красота, изя­ще­ство фигуры, ум... явно не дотя­ги­вая до зая­в­лен­ных шести досто­ин­ств. Под уже не сдер­жи­ва­е­мый общий хохот Зееле-Рихтер объ­яс­няет мне зна­че­ние этого нового для меня слова. От сму­ще­ния готов про­валиться сквозь землю, но почему-то не про­вали­ва­юсь.

Закан­чи­вая свои отры­воч­ные заметки, я не хотел бы, чтобы у чита­теля воз­ни­кло впе­ча­т­ле­ние о каком-то без­о­б­лачно-радост­ном суще­ство­ва­нии во время работы в «Висмуте». Бывали и трудные ситу­а­ции, и промахи. Как сказал философ: жизнь состоит из цепи неудач с редкими про­бле­с­ками удач, и с ним нельзя не согла­ситься. Но память со вре­ме­нем отфиль­тро­вы­вает нега­тив­ное, и годы работы в «Висмуте» пред­ста­в­ля­ются очень счаст­ли­выми.

После объе­ди­не­ния Гер­ма­нии Карл-Маркс-Штадт (оплот рабо­чего дви­же­ния в Сак­со­нии, адми­ни­стра­тив­ный центр «Висмута») стал опять назы­ваться Хем­ни­цем. СГАО «Висмут» было пре­об­ра­зо­вано в обще­ство с огра­ни­чен­ной ответ­ствен­но­стью «Висмут», зани­ма­ю­ще­еся сана­цией и рекуль­ти­ва­цией пло­ща­дей, изъятых в свое время из хозяйствен­ного оборота в резуль­тате дея­тель­но­сти СГАО.