Полярный романтик
Стать моряком хотелось, если не с детства, то с юношеских лет. В 60-е годы для многих пацанов был кумиром Жак-Ив Кусто. Я мечтал быть океанологом, исследователем, а также меня привлекала и полярная романтика. В 1971 году я с отличием окончил Арктический факультет по специальности "Океанология" высшего инженерно-морского училища имени адмирала Макарова. Меня звали на Дальний Восток, а Мурманское морское пароходство предложило работу на ледоколах. Я выбрал Арктику и с тех пор об этом не жалею.
Работать ледовым разведчиком я начал на Диксоне в штабе морских операций. На самолетах ледовой разведки облетел практически всю Арктику. Я трудился в окружении прекрасных гидрологов Арктического института Руслана Борисова и Андрея Масанова. Один из них — Валерий Михайлович Лосев. Это выдающийся арктический гидролог и специалист ледовой разведки.
В 70-ом году на практике я впервые увидел ледокол "Ленин", а в 1971 из штаба морских операций меня вертолетом завезли на первый атомный ледокол. Тогда капитаном был Юрий Сергеевич Кучиев, а Борис Макарович Соколов находился в отпуске. Несколько месяцев я отработал с Юрием Сергеевичем. Набирался опыта. 8-9 лет я трудился гидрологом, ледовым разведчиком, а параллельно Борис Макарович Соколов привлекал к несению судоводительской вахты. Именно по его совету и настоянию я вновь поступил в училище, но уже на судоводительский факультет.
С 1979 года я исполнял штатные обязанности номерных штурманов, старших помощников капитана, дублера капитана. А в 1989 году Борис Макарович Соколов доверил мне первый самостоятельный рейс на атомном ледоколе "Ленин". К сожалению, это оказался последний рейс атомохода. Он был интересным и сложным. В этом рейсе все начальники служб оказались впервые назначенными на свои должности. В решении технических проблем энтузиазма и смелости хватало. Трудный в ледовом и техническом отношении рейс нам удалось успешно закончить. В Мурманск привели ледокол за несколько дней до его тридцатилетия.
В первой специальности инженера-гидролога я бы не состоялся без Валерия Лосева, Артура Винтера и полярных летчиков. Их знания и опыт помогли мне в профессии. Во второй специальности — судоводителя, именно благодаря капитанам атомного ледокольного флота: Борису Макаровичу Соколову, Юрию Сергеевичу Кучиеву, Зигфриду Адольфовичу Вибаху, Григорию Алексеевичу Улитину, Валерию Ивановичу Шестопалову — я состоялся как капитан. Все эти люди — история. Нужно сказать и о первом экипаже "Ленина". Общий настрой, соблюдение морских традиций, разумная строгость и понимание оказали на меня большое влияние.
За много лет работы происходили экстренные ситуации. Но надо отдать должное подготовке экипажа. На ледоколе "Ленин" я работал 19 лет и хорошо помню, какое значение уделял Борис Макарович Соколов тренировкам. Все проходило на высшем уровне. Когда наши аварийные партии высаживались на суда, терпящие бедствия, они были готовы к выполнению любых работ. Так происходило и на ледоколах. Ледокол "Ленин" — это первая школа и университет для атомно-механической службы и судоводителей. На нем учились заделывать пробоины и ставить цементные ящики. Сейчас ледоколы с многократным запасом прочности, но тренировки как были, так и остались.
Корифеи — это все первые капитаны атомного флота. Я не застал главного инженера-механика Александра Калиновича Следзюка, но знал его учеников: Мизгирева, Гурьяна, Мачешникова.
Во время моей работы происходило много нововведений. В масштабах атомной отрасли они могут показаться не такими значительными. Предложения по модернизации ледовых ящиков, вводу системы пневмообмыва корпуса, изменению профиля винтов, доработка систем электродвижения. Последние годы — продление ресурсов атомных установок.
В училище я входил в сборную по морскому многоборью. Бокс, борьба, велосипед, плавание. Как и многие, я люблю путешествия и книги. Чего-то художественного нет. Хотя на ледоколе "Ленин" у нас был вокально-инструментальный ансамбль. Я играл на рояле. Друзья говорят, что неплохо пою. Мои друзья — это капитанский корпус, ученики Бориса Макаровича Соколова: Валентин Сергеевич Давыдянц, Анатолий Николаевич Орешко. Сейчас подросло новое поколение капитанов — мы все вместе.
У меня отличные отношения с инженерами-механиками с ледокола "Ленин": Александром Александровичем Ельчиновым, Владимиром Георгиевичем Кондратьевым и Михаилом Семеновичем Гурьяном. За 45 лет работы в атомном флоте приходилось работать со всеми.
У меня две дочери. По моим стопам они не пошли, но старшая была со мной в рейсе. Мне удалось осуществить мечту отца. Он у меня был летчиком, который хотел стать моряком. После приемки ледокола "Ямал" мы вместе с ним прошли до Мурманска.
Не боятся дураки или психически нездоровые люди. Здесь же не страх, а ситуация, когда от тебя ничего не зависит. Это самое неприятное. Например, свалилась аварийная защита на ледоколе, а за тобой по каналу идут суда. Ледокол движется по инерции, и ты не знаешь, отвернет ли следующее за тобой судно или тебя догонит. Рейсы длинные. Люди болеют, получают травмы. В таких ситуациях ты ищешь оптимальное решение, как помочь больному. А все ситуации с техникой... Нас к этому готовили, и мы знаем, что нужно делать.
Если бы не смешные истории, то в море было бы гораздо тяжелее. Однажды я будучи гидрологом летел на вертолете на ледокол. У "Ленина" кормовая мачта Л-образная. Ледокол вел за собой караван. Видимость плохая. Туман. Находим в караване ледокол. Заходим и только перед самой посадкой понимаем, что судно маленькое. У него оказалась такая же Л-образная мачта.
Реакторы на ледоколах нельзя сравнивать с теми, что были на Чернобыльской АЭС. У нас они самогасящиеся. 55 лет эксплуатации доказали совершенство реакторов. Они проверены постоянной вибрацией ото льда и штормами. Отдельное место занимает подготовка специалистов. Если они допустят ошибку, то автоматика подстрахует. При грамотной эксплуатации наши реакторы безопасней дизельных и газотурбинных двигателей. С экологической точки зрения мы вне конкуренции. От атомных ледоколов нет никаких выбросов.
Что мешает? Из-за сложного финансово-экономического положения в стране мы могли оказаться в ситуации, что через пять-семь лет у нас остался бы только один действующий ледокол "50 лет Победы". Сейчас благодаря решению государства идет строительство головного ледокола нового поколения, на очереди первый и второй серийный. В правительстве есть понимание, что флоту нужен и четвертый, и пятый ледоколы. Есть решение по проектированию ледокола-лидера. Этот атомоход позволит осуществлять круглогодичные проводки в арктических широтах.
Средний возраст моряков атомного флота — 46 лет. Мы надеемся, что престиж работы на атомном флоте будет расти и на новые ледоколы придут молодые специалисты.